5.39M
Категория: ИсторияИстория

Мировое древо как отражение единства мира

1.

МИРОВОЕ ДРЕВО
КАК
ОТРАЖЕНИЕ
ЕДИНСТВА МИРА

2.

МИРОВОЕ ДРЕВО (мировое дерево, лат. arbor mundi –
«космическое» дерево) – мифологический архетип,
вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания.
Мировое древо выражает идею гармонии мира.
Ветви соотносятся с небом, ствол – с земным миром,
корни – с подземным миром, с преисподней.
Само же дерево – ось мира, стержневое начало его
строения.
Образ Мирового древа можно увидеть повсеместно, как в
чистом виде, так и в вариантах. Он есть в разных текстах:
в сказках, баснях, поговорках, в поэзии, мифах. Мировое
древо отражено в культуре и искусстве: в играх,
хореографии, в живописи, орнаменте, скульптуре,
памятниках.

3.

Сюжеты разных мифов сходятся часто в фантастической
составляющей, а не в бытовых подробностях.
Прообразом Мирового древа могло быть и обычное дерево. Но с
завидным постоянством в мифах проявляется нечто,
несвойственное дереву как растению. Это идея о том, что дерево –
мост между мирами.

4.

РАЙСКОЕ
ДЕРЕВО
Древо познания
фигурирует в Ветхом
завете,
в книге Бытия.
Это знакомое по
мифам многих
народов мировое
дерево.

5.

РАЙСКОЕ
ДЕРЕВО
Поздние легенды добавляют детали.
По одним преданиям, дерево, от которого
вкусили Адам и Ева, было виноградным - ничто не
приносит большего зла, нежели вино. Другие называют
смоковницу (инжир, фиговое дерево), из листьев которой
прародители будто бы сшили себе одежду.
Третьи пишут о хлебном дереве: ведь, как объясняет
Вавилонский Талмуд, ни одно дитя не может назвать ни
отца, ни мать прежде, чем вкусит хлеба, — оттого-то в
Ветхом завете и говорится о древе познания.
В Ветхом завете (а именно в книге Бытия) упоминается
еще одно райское древо — древо жизни (оно, по всей
видимости, представляет собой дубликат древа познания).
В Талмуде ему приписываются поистине космические
размеры: для того, только, чтобы обойти его, требуется 500
лет.

6.

ДРУИДЫ
ДРУИДЫ – люди дубовых деревьев
В Британии (современная Англия) и Галлии
(современная Франция) до середины I в. до н.э. обитали
племена кельтов.
На древнекельтском
языке слово «друид»
означало «тот, кто знает
дуб».
Два элемента слова
восходят к
праиндоевропейским
корням deru - «дерево»,
ср. англ. tree, русское
«дерево».

7.

О друидах Британии и Галлии известно из «ЗаписокДРУИДЫ
о
Галльской войне» Юлия Цезаря, а также других грекоримских сочинений IV в. до н. э. – II в. н. э.
Но римляне не были заинтересованы в объективном
освещении друидов: именно друиды вдохновляли и
организовывали отпор кельтских племён римскому
вторжению и Галлии, и в Британии.

8.

ДРУИДЫ
Друиды были организованы в виде замкнутого, но не
наследственного сословия. Они выполняли функции
судей, занимались врачеванием, астрономией.
Жрецы высшей касты друидов имели магические
способности, их почитали более других. Они составляли
календари, определяли наиболее благоприятные дни для
всего племени, предсказывали судьбу.
Дуб – священное дерево друидов. Дуб нельзя было без
позволения даже трогать, не то чтобы пилить или ломать.
Энергия дуба применялась по назначению для
совершения ритуальных взаимодействий, и даже для
прокорма людей: из дубовой кашицы пекли хлеб.

9.

Для друидов была важна омела – растение,
ДРУИДЫ
паразитирующее на дубе, красивое и ароматное. Из нее
делали лекарство, исцеляющее раны. Римский историк
Плиний описывал ритуал срезания омелы. На шестой день
молодой луны жрец в белых одеждах взбирался на дуб и
золотым серпом срезал ветку омелы. Омела также была
символом плодородия.

10.

ДРУИДЫ
Друиды придавали большое значение всем деревьям.
Они считали, что, подобно людям, деревья обладают
определенным характером, достоинствами и недостатками.
Каждое дерево соответствует какому-либо человеческому
типу, отождествляется с ним.
Сохранился гороскоп друидов. В соответствии с учением
друидов судьба человека, его характер и будущее зависят
от места нахождения Солнца по отношению к Земле в
момент рождения ребенка.
Сейчас есть немало теорий о магических свойствах
деревьев. Например, о том, что деревья лечат людей:
если прислониться к «своему» дереву, оно снимет
усталость и боль, наполнит энергией.

11.

ДРЕВНЯЯ
В Индии священное дерево на санскрите
ИНДИЯ
звучит как ашваттха – изначальное дерево,
родоначальник всех деревьев. Это полубог, отвечающий
за все деревья и не только.
Веды, древнеиндийские
священные тексты, сообщают,
что это дерево, растущее
корнями вверх: «Вверх
корнями, вниз ветвями, стоит
вечное дерево ашваттха. Оно
называется бессмертное, в
нём покоятся все миры, и
никто не может его
превозмочь».
Ашваттха – древо познания и
своего рода информационная
система управления
вселенной.

12.

Ашваттха – священное дерево буддистов ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
всего мира: Будда под этим деревом достиг высшего
знания и нирваны.
Под деревом Ашваттха ранее шло принесение в жертву
коня: ритуал, дававший правителю огромное могущество.
Отсюда и перевод санскритского слова Ашваттха – место
для коня (ашва – конь, тха – место).

13.

ДРЕВНИЙ
ЕГИПЕТ
Древние египтяне считали, что ось земли
– это гигантское золотое дерево, вершиной упирающееся
в небо. На его верхних ветвях растут драгоценные камни
и живет небесная богиня Нут.
Дождь, орошающий
землю, проникающий
в виде почвенных вод
в подземный мир,
происходит оттого,
что чудесная птица
феникс ударяет
своими крыльями по
ветвям этого
священного дерева,
и оно разбрызгивает
свою живительную
влагу.

14.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Поклонение мировому дереву было тесно связано с
культом Осириса – бога плодородия и вечного
обновления природы. Рядом с его гробницей росло
дерево, на котором, как считалось, в виде птицы
восседала душа бога.

15.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
На древнеегипетских
изображениях можно видеть,
как это мифологическое древо
прорастает через всю
гробницу Осириса, оплетая
его своими корнями и
ветвями. Более того, с
деревом нередко
отождествлялся и сам
Осирис. Подобно древним
индийцам и другим народам,
египтяне верили в то, что
почитаемое ими земное
дерево есть копия небесного
древа, растущего в верхнем
мире.

16.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Мифы Древнего Китая говорят о нескольких
мировых деревьях. Самые важные из них два – на востоке и
на западе.
Далеко на востоке, в Долине света, из бурлящего моря
вздымается колоссальная шелковИца (тутовое дерево,
тутовник) неохватной толщины. Древние китайцы почитали
шёлкового червя и шелкоткачество. ШелковИца — священное
дерево, олицетворение Солнца, символ плодородия.

17.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Божеством
шелковичного
червя считалась
женщина, которая
стоит у дерева на
коленях и плетёт
шёлковую нить.

18.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
В старых китайских
текстах упоминаются
священные тутовые
рощи или отдельные
шелковицы как места
отправления ритуалов,
связанных с культом
Материпрародительницы.
На макушке шелковицы сидел чудесный петух, возвещавший
криком наступление дня. И нечисть, бродившая ночью по
земле, в спешке убиралась восвояси. На ветвях шелковицы
обитали десять солнц, имевших облик золотых трёхлапых
воронов. Согласно легенде, в дупле шелковицы был найден
младенец Инь, ставший родоначальником первой династии
Китая.

19.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Другое мировое дерево китайцев было на крайнем западе
вселенной. Листья его были подобны звездам и освещали
мир по ночам.
В течение веков мифология развивалась: одни сюжеты и
образы забывались, другие возникали и накладывались на
старые. Поэтому, кроме двух космических деревьев на
востоке и на западе, в китайских мифах упоминаются и
другие деревья, подобные им.
Китайские мифы сообщают
об огромном дереве Сюнь высотой в тысячу ли;
о чудесном хлебном дереве толщиной в пять обхватов,
что растет на мировой горе Куньлунь: там бьют чудесные
источники и обитают все боги Поднебесной;
о деревьях, по которым можно подняться на небо и
спуститься в подземный мир, это – дорога богов и шаманов.

20.

МИФОЛОГИЯ МАЙЯ
Майя, коренное
индейское население
Центральной
Америки, помещали
в центре мироздания
фантастическое
Первое дерево мира.
Оно изображалось с
бочкообразным
стволом, усеянным
колючими шипами.
Считалось, что именно оно поддерживает вселенную.
Дополнительными опорами служили еще четыре
священных дерева – по четырем углам мира.

21.

МИФОЛОГИЯ МАЙЯ
Но все же главным было центральное дерево: вокруг
него собирались боги. Там, в центре мироздания, они
решали самые важные вопросы, касающиеся судеб
людей и вселенной.
Культ великого мирового древа пронизывал многие
сферы религиозной жизни майя. Изображения его часты
в рукописях, на каменных рельефах.
Так, алтарь, на котором приносились человеческие
жертвы, имел форму пня этого священного дерева.
Считалось, что поскольку дерево связывает между
собой все миры вселенной, то по нему жертва легко
попадает на небо и будет более угодна богам.

22.

ТЮРКСКАЯ МИФОЛОГИЯ
КАЗАХСКИЙ ЭПОС
БАЙТЕРЕК
В тюркской мифологии, а позднее в казахских сказках
фигурирует Байтерек – древо жизни, строение которого
отражает космогонические представления древних
кочевников.
На стыке миров протекает Мировая река. На её берегу
возвышается Дерево Байтерек, корнями удерживающее
землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева
в подземном мире, само дерево, его ствол – в земном, а
корона в небесном.
Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук
(Симург) откладывает священное яйцо – Солнце. Солнце
проглатывает дракон, живущий у подножия дерева жизни.
Это символически означает смену лета и зимы, дня и
ночи, борьбу Добра и Зла.

23.

Дерево – мировое древо.
Птица и змей –
представители
противоположных миров верхнего и нижнего.
В их вечное
противостояние
включается человек,
представитель среднего
мира.
Байтерек находится также
в центре горизонтальной
модели мира.
Справа от дерева – луна,
слева – солнце и звезда.
ТЮРКСКАЯ МИФОЛОГИЯ
КАЗАХСКИЙ ЭПОС

24.

ТЮРКСКАЯ МИФОЛОГИЯ
КАЗАХСКИЙ ЭПОС
Байтерек – ворота между мирами. Под
таким деревом происходят сакральные действия.
Вот наиболее частый, фактически единственный сюжет,
встречаемый во многих сказках. Герой попадает в
подземный мир и после долгих странствий доходит до
большого дерева, где помогает птенцам гигантской
птицы Симурга, убивая дракона. В благодарность за
это птица доставляет героя на поверхность земли.
В казахском эпосе «Кобыланды» мировое дерево
выступает в виде дерева с золотыми листьями; в
алтайском эпосе – с золотыми и серебряными листьями; в
дастане Кашагана – также и в виде дерева всех плодов.

25.

ТЮРКСКАЯ МИФОЛОГИЯ. КАЗАХСКИЙ ЭПОС
Байтерек – памятник
архитектуры в форме
Дерева жизни,
построенный в 2002 г.
по инициативе
Назарбаева, первого
президента
Казахстана. Это
символ переноса
столицы из Алматы в
Астану. На высоте 97
м находится оттиск
руки Назарбаева,
вокруг монумента –
парковые зоны; там
проводятся разные
мероприятия.
«Байтерек» с казахского языка
переводится как «тополь», «матьтополь», «опора», корнями уходящее в
землю, а кроной подпирающее небо.
Байтарек соответствует этим
преданиям и символизирует
государство, сохранившие свои корни.

26.

ИРАНСКИЕ МИФЫ
Сэнмурв – собако-птица
В древнем Иране верили,
что священное древо
растёт возле источников
Ардвисури. На нём якобы
жил царь птиц Сенмурв,
который рассыпал семена
по земле. Другая птица
относила семена к
источнику, из которого пила
звезда, которая осыпала
землю дождями. С дождём
семена возвращались
назад в землю.

27.

САХА -ЯКУТЫ
В эпосе народа саха
(Якутия) мировое древо –
дерево с высоко
поднятыми ветвями. Оно
держит три мира: Верхний,
Средний и Нижний. В
Верхнем мире живут
светлые боги, в Нижнем
мире – темные. На самом
верхнем небе восседает
Главный бог Юунг Аар
Тойон. Хозяйка древа –
Богиня земли Аан Алахчин
Хотун, которая поит
Срединного Богатыря
молоком из ствола древа.

28.

В скандинавских мифах есть
вечнозелёное древо жизни
Иггдрасиль, пропитанное
живительным священным
мёдом. Это громадный ясень,
- структурная основа всего
сущего, соединяющая девять
миров. На вершине дерева орёл, а корень подгрызают
змеи и дракон.
Иггдрасиль – это «конь Игга»,
то есть конь Одина. Название
подчёркивает роль дерева
как пути, по которому Один,
божественный шаман,
странствует из одного мира в
другой.
СКАНДИНАВСКИЕ МИФЫ

29.

30.

СЛАВЯНСКАЯ
МИФОЛОГИЯ
КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЕСТЬ В
РУССКИХ СКАЗКАХ?

31.

ЛУКОМОРЬЕ (устар. лукоморие; морская лука) СЛАВЯНСКАЯ
– морской залив, бухта, изгиб морского берега. МИФОЛОГИЯ
В фольклоре восточных славян – заповедное место.

32.

ГУСИ-ЛЕБЕДИ
КРОШЕЧКА
ХАВРОШЕЧКА

33.

В славянской мифологии Мировое дерево, СЛАВЯНСКАЯ
древо жизни – мировая ось, центр мира,
МИФОЛОГИЯ
воплощение мироздания в целом. Крона Мирового дерева
достигает небес, корни – преисподней. Образ Мирового
дерева характерен для русских загадок и заговоров.
Вот как описывается Мировое дерево в одной из
славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и
повествующей о добыче коня героем-богатырём: "...медный
столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые
звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное
солнце...". Конь – мифологический символ вселенной
который всё же привязан к центру-столбу или древу.
Славянское древо – источник красоты, добра, чуда –
хранит тайну бытия. Каждый, кто приобщается к нему,
черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно.

34.

35.

Вот загадка о
дороге: «Когда
свет зародился,
тогда дуб
повалился, и
теперь лежит».
Этот образ
объединяет
пространственные
координаты мира
– вертикальные
(дерево от земли
до небес) и
горизонтальные
(дорога).
СЛАВЯНСКАЯ
МИФОЛОГИЯ
Мировое
дерево
воплощает
также
временные
координаты
мира. Вот еще
загадка: «Стоит
дуб, на дубу 12
сучьев, на
каждом сучке
по 4 гнезда и т.
д.» – о годе, 12
месяцах, 4
неделях и т. д.

36.

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
В обрядовых песнях,
заговорах есть описания
Мирового дерева.
Мировое дерево находится
в центре мира, на острове
среди океана (пуповине
морской), где на камне
Алатыре стоит булатный
дуб или священное древо
кипарис, береза, яблоня и
т.п.
На Мировом дереве
обитают боги и святые –
Богородица, Параскева...
В кроне Древа свивает гнездо
священная птица: Сирин,
Гамаюн, Жар-Птица, Уточка,
соловей…

37.

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
В стволе Древа живут пчёлы, которые приносят мёд.
У корней дерева живет горностай. А также
демонические и хтонические существа: обитает змея
Шкурупея, на цепи прикован бес (последнее, видимо,
позднее напластование).
Плоды Мирового древа – семена всех существующих
трав, цветов, деревьев. Традиционными в фольклоре
являются перебранки того самого змея, что живёт в
корнях, и птицы, которая живёт в кроне. Змей при этом
постоянно грозится сжечь дерево, а птица всякий раз
защищается или идёт на хитрость.

38.

МИРОВОЕ ДРЕВО
Кроме связывания миров в одно целое важнейшая
функция мирового древа состояла в том, что оно в
концентрированном виде воплощало собой идею
плодородия. Именно мольба о плодородии является
главным содержанием огромного числа религиозных
обрядов и верований: человек молил богов, чтобы они
послали ему больше пищи, дичи, злаков, влаги,
необходимой для урожая.
Приведенные выше данные показывают, что все это в
изобилии имелось под волшебным деревом мира. Там
бьют животворные ключи, дарующие силу и бессмертие,
там пышно произрастают всевозможные растения и
плоды, там мирно пасутся различные животные.

39.

МИРОВОЕ ДРЕВО
Космическое дерево не только олицетворяет избыток
пищи, но и посылает детей. Есть немало мифов,
согласно которым на нем в виде цветов или плодов
растут души людей. Падая вниз, в утробу матери, они
становятся причиной рождения ребенка.
В сказках подобные представления подверглись
переработке: появилась волшебная палочка,
первоначально представлявшая собой ветвь чудесного
дерева. Одним ее прикосновением можно совершить
разные чудеса — извлечь воду в пустыне, обратить
камень в золото, оживить мертвого.

40.

Вполне закономерно, что под мировым деревом, в центре
вселенной, рождаются боги, герои, великие цари.
Согласно
древнегреческому
мифу, младенец Зевс
был вскормлен козой
Амалтеей у подножия
священного дерева.
Под деревом родился
и другой великий бог
древней Греции —
Аполлон.

41.

Легенды сообщают, что младенцем
МИРОВОЕ ДРЕВО
под деревом был найден вавилонский царь Навуходоносор.
Чингисхана, как повествует легенда, нашли в степи сосущим
листья одиноко стоящего чудесного дерева.
Легендарный советник одного из великих царей Древнего
Китая И Инь, по преданию, был найден в дупле шелковицы.
Майя, мать Будды, гуляя в саду, почувствовала приближение
схваток и родила «избавителя всех живых существ»,
схватившись рукой за ветвь одного из деревьев.
Наконец, апокрифические христианские предания сообщают
почти то же самое и об Иисусе Христе. В «Евангелии псевдоМатфея» говорится, что архангел Гавриил принес Марии
весть о непорочном зачатии в тот момент, когда она черпала
воду из источника у подножия дерева.
English     Русский Правила