1.04M
Категория: ИсторияИстория

История как наука. Русь средневековая (IX-XIV вв.). Тема 1

1.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный
университет
ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз»
Дисциплина: История России
Тема 1. История как наука. Русь
средневековая (IX-XIV вв.)
Доцент кафедры СГД, к.и.н., доцент
Трифонова Г.А.

2.

ПЛАН
1. История как наука.
2. Историография и источниковедение.
3. Концепции исторического развития.
Этапы исторического развития.
4.
Средневековье.
Киевская
Особенности развития.
5. Феодальная раздробленность.
Русь.

3.

1. Предмет истории.
V В. ДО Н.Э. Греция – понятие
«ИСТОРИЯ» (от греч. – РАССКАЗ,
ИССЛЕДОВАНИЕ).
ГЕРОДОТ – «ОТЕЦ ИСТОРИИ».
Рим: история - «MAGISTRA VITAE»
(c лат., НАСТАВНИЦА ЖИЗНИ);
историк - «TRANSLATOR TEMPORIS»
(c лат., ПЕРЕДАТЧИК ВРЕМЕНИ).
ИСТОРИЯ (СОВРЕМ.) –
1. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ И
ОБЩЕСТВА;
2. 2. НАУКА ОБ ЭТОМ ПРОЦЕССЕ.

4.

1. Предмет истории
ОСНОВА НАУКИ –
1. СОБИРАНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ
ФАКТОВ;
2. РАССМОТРЕНИЕ
ИХ
В
ТЕСНОЙ
СВЯЗИ
И
ВЗАИМОДЕЙСТВИИ;
3. ВЫВОДЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ –
1.ХОД, УСЛОВИЯ, УСПЕХИ И НЕУДАЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ОБЩЕЖИТИЯ;
2. ОСОБЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ В ДЕТАЛЯХ,
СОВОКУПНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯХ.

5.

1.Функции истории в обществе
Мироззренческая
Аксиологическая
Гносеологическая
Воспитательная
Прогностическая

6.

2. Историография
Специальная
вспомогательная)
историческая
дисциплина
(ВИД),
изучающая историю исторического знания;
проверяет,
насколько
верно
применяется научный метод при написании
исторической работы;
акцентирует внимание на:
- авторе, его источниках,
- отделении фактов от интерпретации,
- на стилистике,
- авторских пристрастиях
для
какой
аудитории
написана
эта
историческая работа.

7.

2. Историография. Классики российской истории
XVIII век
В.Н. Татищев (1686–1750) (Петр I) - «История
российская с самых древнейших времен».
Г.З. Байер (1694–1738) (Анна Иоанновна) - историк
России немецкого происхождения. Основоположник
норманнской концепции происхождения российского
государства.
Г.Ф. Миллер (1705-1783), И.А. Шлёцер (1765-1809)
(Екатерина II) – историки, авторы норманнской теории.
М.В. Ломоносов (1711-1765) (Елизавета Петровна,
Екатерина II) - «Древняя российская история» антинорманнская теория.

8.

2. Историография.
XIX век
Н.М. Карамзин (1766-1826) – «История государства российского»
(12 тт.).
С.М. Соловьев (1820-1879) – «История России с древнейших
времен» (29 тт.).
Б.Н. Чичерин (1828–1904), К.Д. Кавелин (1818–1885) сторонники государственной школы.
Нач. XX век, дореволюционный период
В.О. Ключевский (1841-1911) - «Курс русской истории» (5 тт.).
С.Ф. Платонов (1860–1933) - «Лекции по русской истории».
П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер, Н.П. Павлов-Сильванский,
А.С. Лаппо-Данилевский, Н.А. Рожков – ученики и последователи
В.О. Ключевского.
М.Н. Покровский (1868–1932) – «Русская история с древнейших
времен» (5 тт.) (марксистская концепция).

9.

2. Историография. Советский период
Б.А. Рыбаков, А.П. Новосельцев, И.Я.
Фроянов, П.П. Толочко - исследования по
социально-экономической
и
политической
истории восточных славян и Древней Руси, по
истории древнерусского ремесла и культуры,
язычеству, метрологии, эпиграфике, хронологии,
летописанию, народному эпосу и др.
А.А. Зимин, В.Б. Кобрин, Л.В. Черепнин, Д.А.
Альшиц, Р.Г. Скрынников, А.Л. Хорошкевич эпоха Средневековья.
Н.И. Павленко, В.И. Буганов, Е.В. Анисимов эпоха Петровских преобразований.

10.

2. Историография. Советский период
П.А. Зайончковский, М.В. Нечкина
- история
российского самодержавия ХIХ – начало ХХ в.;
движение декабристов.
Д.С. Лихачев, М.Н. Тихомиров, А.М. Сахаров, Б.И.
Краснобаев - история русской культуры.
Л.Н. Гумилев (1912–1992) – теория этногенеза, опора
на учение о биосфере В.И. Вернадского.
Труды
Гумилева:
«География
этноса
в
исторический период», «Этногенез и биосфера
Земли», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси
до России».

11.

2. Источниковедение
Источниковедение

дисциплина,
которая
занимается:
• приемами выявления источников,
• классификацией,
• созданием
комплексной
методики
их
обработки,
изучения и использования.
Основа исторических источников - исторический факт
(наблюдаемое
или
изучаемое
явление,
процесс;
событие прошлого).
В
них
воплощаются
деятельность
людей,
их
экономические, социальные, политические, культурные
связи и отношения. Например, новгородские берестяные
грамоты (А.В. Арциховский, В.Л. Янин, А.А. Зализняк).
Процесс работы заключается в критике исторического
источника (внешняя и внутренняя) – это комплекс
мероприятий, направленных на установление его
подлинности и степени его информативности для
решения стоящих перед историком исследовательских
задач.

12.

2. Источниковедение
Виды или группы источников:
вещественные памятники,
письменные источники,
этнографические памятники,
фольклорные материалы,
лингвистические памятники,
кинофотофонодокументы.

13.

3. Концепции исторического развития
Религиозная модель
От сотворения мира до изгнания Адама и Евы из
Рая
От изгнания Адама и Евы из Рая до великого
потопа
От Ноя до рождения Иисуса Христа
От рождения Иисуса Христа до Страшного суда

14.

3. Марксистская концепция исторического развития
(формационная)
Марксистская концепция исторического развития формационная
В основе формации - способ производства.
Состоит из производительных сил и производственных
отношений, которые вступают в противоречия на
определенном этапе развития. Далее – переворот, революция,
происходит смена формаций.
Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот, превращение,
обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное
изменение, скачок в развитии общества, основное средство смены
формаций.
Согласно марксистской теории в истории существует пять
основных формаций:
Первобытная
Рабовладельческая
Феодальная
Капиталистическая
Коммунистическая – первая фаза социализм

15.

3. Цивилизационный подход к истории
Цивилизация - от лат. сivilis – гражданский, городской,
государственный.
Одним из первых термин «цивилизация» в научный
оборот ввёл философ, Адам Фергюсон (1723-1816): «стадия в
развитии человеческого общества, характеризующаяся
существованием общественных страт, а также городов,
письменности и других подобных явлений».
Тойнби Арнольд - английский историк. Его труд: «Постижение
истории» (12 тт., 1934—1961 гг.). ,
Н.Я. Данилевский – «Россия и Европа» (1868 г.),
Освальд Шпенглер «Закат Европы» (1918 г.)
Подразделили историю человечества на ряд локальных
цивилизаций, имеющие единую внутреннюю схему
развития.

16.

3. Цивилизационный подход к истории
Цивилизация
(соврем.)

сообщество
людей,
объединенных
общими
устойчивыми
чертами
в
экономической, социальной политической, культурной
организации, а также общим чувством принадлежности к
данному сообществу (Л.И. Семенникова).
Цивилизационный подход – исследование ценностей,
норм поведения коллективного сознания, религиозных
установок, заложенных в сознании людей культурой.
По М. Баргу, цивилизационный подход – раскрытие
сущности исторической эпохи «через человеческое измерение».
По А. Гуревичу, история цивилизаций - история
ментальностей, разлитых в социальной среде установок мысли и
цивилизационных ориентаций.

17.

3. Цивилизационный подход к истории
Отношения
Отношения
Отношения
Человек и Природа
Человек - Человек
Мир Человека
Промышленность
Экономические
язык, письменность
Сельское хозяйство
Политические
Физическая культура и
медицина
Транспорт
Социальные
Литература и искусство
Естественные науки
Межнациональные
Обычаи и быт
Правовые
Религия. Философия
Общественные науки
Гуманитарные науки

18.

3. ЭТАПЫ МИРОВОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(цивилизации)
1. Первобытное общество (160 т. лет до н.э.
- 4 тыс. лет до н.э.)
2. Древнейшие цивилизации (речные)
Месопотамия, Египет, Китай, Индия - восточный тип развития –
8 - 4 тыс. лет до н.э.
Греция, Рим (античность - лат., древний) - западный тип
(морские) –– 1 тыс. лет до н.э. – V в. н.э.
3. Средние века - V в. - сер. XVII в.
4. Новое время - сер. XVII в. - 1914 г.
5. Новейшее время - 1914 г. – настоящее время.

19.

3. Ценности западной и восточной цивилизации
Восточная цивилизация (ценности)
принцип власти-собственности (у кого власть, у того и
собственность)
религиозность (ислам, буддизм, индуизм)
государство-деспотия, сакральность верховной власти
доминирование государства над обществом, а общества –
над человеком
коллективизм
патриархальность внутри сообщества
Традиция - доминирующий механизм воспроизводства и
трансляции жизненных форм

20.

3. Ценности западной и восточной цивилизации
Западная цивилизация (античность. Ценности)
частная собственность
демократия (право выбора)
верховенство закона
религиозность (христианство, возникшее на основе
древнейших религий - иудаизм)
индивидуализм (роль личности), всесторонне
развитие личности (физическая и духовная
составляющие).

21.

4. Общие черты Средневековья (V в. - сер. XVII в.)
III - VII вв. – Великое переселение народов
(варварские племена)
395 – распад Римской империи на Западную (Рим) и
Восточную (Византия).
476 – разрушение Западной Римской империи,
формирование варварских королевств (вождь Одоакр
сверг римского императора Августула).
768-814 - Империя Карла Великого, распад:
Франция, Италия, Германия; Моравия (Чехия), Венгрия,
Польша, Болгария
962-1806 - Священная Римская империя, основанная
германским императором Оттоном I (Германия, Италия,
Бургундия, Чехия и др.)

22.

4. Особенности европейского Средневековья
аграрное сообщество (натуральное хозяйство) с
элементами ремесла и торговли (cело и город)
феодальные отношения (феод., от фр. - частная
собств. на землю; феодальное хозяйство (господа,
крестьяне и ремесленники, обслуживающие его);
частная собственность на землю, городская культура,
локальность,
замкнутость
на
ранних
этапах,
сменившаяся развитием городов и торговли)
вассалитет-договор между феодалами о службе,
господств. сословие; личная зависимость крестьян от
феодалов

23.

4. Особенности европейского Средневековья
социокультурные знаки – замок (символ автономности
землевладельцев); крестьянская община, монастыри,
город и горожане
политическая власть - монархический и наследственный
характер, сакральность (от лат. Sacrum-священный).
Светская власть оспаривала первенство в борьбе с
теократией (от греч., теос - бог). Рост значения частной
собственности на землю привел к феодальной
раздробленности
религиозное сознание (христианство, двоеверие)
Западная Европа - формирование цивилизации на
основе
варварских
культур,
латинизированного
христианства, римского права, античной системы
образования – синтезный путь развития цивилизации.

24.

4. Образование Древнерусского государства
Первый этап (кон. VIII – кон. IX в.).
862 – Рюрик в Новгороде, согласно
Повести временных лет. Варяжский конунг
(в пер. с др.-герм., князь).
879 - после его смерти старший
дружинник
Олег

малолетним
княжеским сыном Игорем) пошел на
завоевание южных земель и Киева.
Второй этап (882-912) – правление
князя Олега (Вещего), объединившего
земли Новгородского севера и Киевской
лесостепи и ставшего князем первого
русского раннефеодального государства.
907 - Олег предпринял поход в
Византию.
Война
закончилась
подписанием мирного договора. Русские
купцы получили право беспошлинной
торговли.

25.

4. Древнерусская народность.
Арии (3 тыс. лет до н.э.)
Индо-европейская
языковая семья
Славяне
Угро-финнская
языковая семья
Тюркоязычные
народы
Угры (венгры)
Гунны
германцы, кельты (галлы)
финны
авары
романские народы (французы,
испанцы, итальянцы, румыны,
молдаване)
мордва (эрзя, мокша) аланы-осетины
сев.-иранцы (скифы, сарматы)
меря, весь, мурома
булгары, татары,
башкиры
индийцы (санскрит, др.литер. язык –
основа инд.-евр. языков)
коми-пермь
хазары
балты (литовцы, латыши)
эсты (эстонцы)
половцы
греки
марийцы
печенеги
Арии (3 т. лет до н.э.)

26.

4. Формирование государственности у восточных славян
(Киевская Русь)
Основные
факторы
Экономические
Политические
Социальные
Духовные
Субъективные
Объективные предпосылки
Пашенное земледелие (технологии – подсечно-огневая,
перелог; сеяли культуры – рожь, пшеница, просо, овес, ячмень);
огородничество (репа, капуста, морковь, свекла); ремесло
(гончарное, кузнечное, ткацкое, скорняжное – выделка кож);
промыслы (бортничество, солеварение, охота, рыболовство);
торговля (экспорт - меха, рабы, мед, воск; импорт – шелк,
оружие, пряности, драгоценности, благовония); торговый путь
«из варяг в греки»
Военно-дружинная демократия, сакрализация княжеской
власти; внешние угрозы
Разложение кровнородственных отношений, социальная
дифференциация, раннеклассовые отношения
Сакрализация княжеской власти; формирование единого
духовного пространства – общеславянский язык, верования –
мифология
заинтересованность князей в сборе дани и объединении

27.

4. Государственная власть
Вече
Великий князь
Дружина
Народное ополчение
Местная власть
Князья Рюриковичи
Посадники
Наместники
Воеводы
Тиуны
Тысяцкие
Старосты
Дума

28.

4. Государство и общество
Верховная власть: князья, вече, боярская дума, дружина
(административная, военная, судебная власть).
Местная власть: наместник, посадник, сельский староста
(административная, судебная).
Судебная власть: князь, вече, епископ (в Новгороде).
Вооруженные силы: князь, воевода, тысяцкий, дружина,
народное ополчение.
Духовная власть: митрополит, епископ, священнослужители.
Гражданское общество: феодалы, свободные крестьяне, горожане,
ремесленники, купцы. Вече - влияние на власть, решение важных
общественных вопросов.
Для политической системы характерно неустойчивое равновесие
монархического (в лице князя) и демократического (в лице веча)
элементов.
Но Киевское государство, несмотря на отставание в стадии
исторического развития от западноевропейских государств и
определенное своеобразие, по всем параметрам развивалось в
контексте европейской цивилизации.

29.

4. Общественная жизнь
«Русская Правда» (нач. в 1016) – первый писаный свод законов,
созданный во время правления киевского князя Ярослава Мудрого.
Свидетельствует о нарастании сложности социально-экономических
отношений. Статья I Краткой редакции Русской Правды о кровной мести за
«убийство
свободного
мужа»
свидетельствует
о
сохранении
кровнородственных отношений.
«Правда Ярославичей» (составлена сыновьями князя) - кровная месть
уже запрещена. «Русская Правда» аналогична многочисленным
европейским правовым сборникам – Рипуарской и Бургундской Правдам,
V–VI вв., «Салической правде» (сборник законов Франкского государства).
«Устав Владимира Мономаха» (1113) - направлен на урегулирование
социальных проблем, послуживших основанием для киевского восстания
1113 г., облегчал участь смердов, закупов, рядовичей, холопов.
Свободные – люди (простой народ), феодалы, горожане (купцы,
ремесленники), духовенство.
Зависимое население: закуп (человек, попадавший в зависимость за
купу – денежную ссуду); рядович (крестьянин, заключавший ряд – договор
с феодалом, соглашаясь жить у него на определенных условиях); смерд полусвободный крестьянин; холопы – зависимые. Тиуны, огнищане
(управители хозяйства), которые могли набираться из холопов.

30.

4. Причины принятия христианства (православие)
988 г.– принятие православия. Великий князь Владимир I.
Экономические: связи с Византией.
Политические: укрепление власти князя
идеологема
цезаропапизма
(доминирование
светской
власти
над
церковной) в интересах князей. В отличие от католицизма, где
Папская власть доминировала над светской.
Социокультурные: православие пришло на Русь из Византии
в славянско - болгарском варианте (Болгария приняла
православие на 100 лет раньше Руси); богослужебная литература
на общеславянском языке; общие эстетические черты славянской
и греческой культур.
Личностно-психологические: династические, семейные
связи с византийским домом.
Связи с Византией доминировали над всеми другими факторами.

31.

4. Последствия принятия христианства
1. Распространение письменности на кириллице
(Кирилл и Мефодий); летописание, монастырские
и княжеские светские школы; медицинское дело
2. Начало каменного храмового строительства
3. Мозаика, фресковая живопись, церковное
песнопение
4.
Число
ремесел
выросло
до
60,
чеканка
собственной монеты
5.Моногамия,
церковный
брак,
повышение
ответственности мужчины перед семьей и детьми

32.

4. Культура Руси
6. Новые основы нравственности (отмена кровной мести)
7. Каноническое церковное право - основа «Русской
Правды»
8. Идея сильной княжеской власти
9. Вхождение Руси в общеевропейский дом
10. Принятие православия «развело» Русь и Западную
Европу

33.

4. Храм Святой Софии в Киеве (1037). Ярослав Мудрый (978-1054)
Собор Св. Софии (Премудрости
Божией) в Киеве.
Заложен в 1037 г. князем Ярославом
Мудрым. Имел 13 куполов. Тогда же были
воздвигнуты Золотые ворота в Киеве.
Фресковые (живопись по сырой
штукатурке) изображения сыновей и
дочерей Ярослава Мудрого, бытовые
сцены с изображением скоморохов,
ряженых, охоты и т. п. сохранились в
Софии Киевской.
В
Древней
Руси
мозаичные
изображения набирались из смальты —
специального стекловидного материала.
Мозаикой выполнена огромная фигура
молящейся за человечество Богоматери
Оранты в Софии Киевской.
Известны
имена
русских
иконописцев XI в. — Алимпий, Олисей,
Георгий и др.

34.

4. Великий князь Ярослав Мудрый. Фреска в
храме Святой Софии
Ярослав Мудрый
(фреска)

35.

5. Феодальная раздробленность на Руси (XII-XV вв.)
1132 – умер Мстислав, сын Владимира Мономаха. Окончательный
распад Киевской Руси.
Цивилизационные особенности регионов
Юго-запад – Галицко-Волынское княжество (развитые земледелие,
ремесла, города; тесные отношения с Европой, сильная феодальная элита,
православие, XIII в. – Русско-Литовское княжество; 1413 г. - Городельская
Уния (Польша и Литва); 1410 г. – Грюнвальдская битва; 1569 г. - Речь
Посполитая; униатская церковь, формирование украинского и
белорусского этносов – западный тип
Северо-запад – Новгород-Псковская земля (развитые ремесло,
промыслы, животноводство, города, торговля; тесные связи с Европой
(Ганза); боярская республика (1136), князь – полководец и член вечевого
Совета – западный тип.
Северо-восток – Владимиро-Суздальское княжество (земледелие,
промыслы,
ремесло;
сильная
княжеская
власть,
отсутствие
демократической вечевой традиции) – восточный тип.
Развитие культуры и искусства во всех регионах – высокий уровень.

36.

4. Г. Владимир. Храм Покрова на Нерли (1165)

37.

Боголюбово (1158-1174), резиденция Великого князя.
Палаты князя Андрея Боголюбского

38.

5. Иноземные нашествия. Борьба с западными
завоеваниями (1232-1242)
1096 – начало крестовых походов (Иерусалим, «освобождение
Гроба Господня»).
1232 - булла (лат. bulla - печать) Папы Римского Григория IX с
призывом к рыцарям Ливонского ордена «защитить новое насаждение
христианской веры против неверных русских». Ливонцы отказались.
1237 – обращение Папы с аналогичным призывом к шведам.
Согласие.
1240 – Невская битва со шведами в устье р. Ижоры (приток р. Невы).
Победа князя Александра Ярославича – Невского.
1240 – Тевтонский орден захватил Изборск, Псков (воевода сдал
город).
1240-1242 – русские войска отвоевали Копорье, разорили земли
Ливонского ордена, освободили Псков.
5 (18- новый стиль) апреля 1242 - битва с тевтонцами у Чудского
озера. Александр и Андрей Ярославичи одержали победу.
Победа Александра Невского (1221–1263) в борьбе с западным
влиянием. Стремление князя сохранить православную веру и власть.
Впоследствии православной церковью причислен к лику святых. Вместе с тем Русь
на долгие времена приобрела мощного противника в лице католической церкви.

39.

5. Отношения с Золотой Ордой (1237-1480)
1237 г.– разорение Рязани ханом Батыем и Северо-Восточной Руси.
1240 г. – разорение Киева и Южной Руси.
Русь под протекторатом Орды (вассалитет), но в состав государства не
входила.
ярлык (от монг., указ, распоряжение) – право, предоставляемое
Ордынскими ханами русским князьям на Великое Владимирское княжение
и удельные княжения.
баскачество (от монг., давить) - сбор дани - выхода; 14 видов дани.
бесермены – мусульманские купцы-откупщики, сборщики дани.
набеги, рати : «Неврюева рать» (1252) – на Владимир и Суздаль;
«Дюденева рать» (1285) – разорение 14 городов; «Токоменева рать» (1293)
– разорение Твери.
1257-1259 - перепись населения («запись в число», численники) с
целью сбора налогов.
1257-1262 - восстания в русских городах против сборщиков дани.
1257 – восстание в Новгороде. А. Невский жестоко подавил при
помощи ордынцев. Был убежден в том, что Орда – «меньшее из зол». На
данном этапе с монголами следует установить союз.
1261 – епископия в г. Саркел на Волге. Церковь освобождена от
выплаты дани.

40.

Заключение
Средневековье – важнейший период в
мировой истории.
Формируются два основных цивилизационных
региона – Западный (христианский) и Восточный
(арабо-мусульманский).
На восточной периферии западного мира
формируется
Киевская Русь, достаточно
успешное развитие которой идет в русле
западноевропейского мира, но под влиянием
восточного.

41.

Заключение
Зрелое
Средневековье
отличала
феодальная
раздробленность.
Она сопровождалась высоким уровнем развития русских
земель, с одной стороны, с другой – в значительной степени
осложнила существование народа в условиях иноземных
нашествий.
Борьба за обретение независимости сопровождалась
усилением деспотизма, но, в то же время, способствовала
воссозданию русской государственности, укреплению
национального
самосознания
и
общественной
консолидации.
Ордынское
нашествие
способствовало
повороту
цивилизационного вектора в ее развитии – с запада на
восток. В этих условиях происходило формирование
English     Русский Правила