426.48K

Игровые технологии на уроках литературы. Классификация педагогических игр. Дидактические функции деловых игр. Лекция 9

1.

Лекция 9
Тема: Игровые технологии на уроках
литературы. Классификация
педагогических игр. Дидактические
функции деловых игр.
Методика проведения деловых игр на
уроках литературы. Деловые игры в
практике преподавания литературы.

2.

План:
• 1. Игра как метод обучения
• 2. Игровые мотивы и организация игр
• 3. Основные принципы организации игры
• 4. Игровые технологии на уроках
литературы
• 5. Деловые игры на уроках литературы

3.

Что представляет собой игра
в жизни человека?
• Стоит ли рассуждать на эту тему
или, следуя известной пословице
«Делу время - потехе час»,
рассматривать игру как потеху,
которая имеет право на минимум
драгоценного времени. Ответ на
этот вопрос найдём в работах
психологов и педагогов.

4.


Обратимся к труду выдающегося учёногопсихолога Л.С. Выготского «Педагогическая
психология». Одна из глав этой книги
содержит исследование педагогического
значения игры.
• «... Они [игры], - пишет Л. С. Выготский,организуют высшие формы поведения,
бывают связаны с разрешением довольно
сложных задач поведения, требуют от
играющего напряжения, сметливости и
находчивости, совместного и
комбинированного действия самых разных
способностей и сил».

5.

Игра как метод обучения
Значение игры невозможно исчерпать и
оценить развлекательно-креативными
возможностями. В том и состоит ее феномен,
что, являясь развлечением, отдыхом, она
способна перерасти в обучение, в творчество,
в терапию, в модель типа человеческих
отношений и проявлений в труде.

6.

Игру как метод обучения, передачи опыта
старших поколений младшим люди
использовали с древности. В современной
школе, делающей ставку на активизацию и
интенсификацию учебного процесса, игровая
деятельность используется в следующих
случаях:

7.

- в качестве самостоятельных технологий для освоения
понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более общей технологии;
- в качестве урока или его части (введение, контроль);
- как технология внеклассной работы.

8.

Игровые мотивы и организация игр
• Игровые формы обучения, как
никакая другая технология,
способствуют использованию
различных способов мотивации:
• Мотивы общения:
• Учащиеся, совместно решая задачи,
участвуя в игре, учатся общаться,
учитывать мнение товарищей.

9.

• Совместные эмоциональные
переживания во время игры
способствуют укреплению
межличностных отношений.
Моральные мотивы.
• В игре каждый ученик может
проявить себя, свои знания, умения,
свои характер, волевые качества,
свое отношение к деятельности, к
людям.

10.

• Познавательные мотивы.
• Каждая игра имеет близкий результат
(окончание игры), стимулирует учащегося
к достижению цели (победе) и осознанию
пути достижения цели (нужно знать
больше других).
• В игре команды или отдельные ученики
изначально равны (нет отличников и
троечников, есть игроки). Результат
зависит от самого игрока, уровня его
подготовленности, способностей,
выдержки, умении, характера.

11.

Состязательность неотъемлемая часть игры притягательна для детей.
Удовольствие, полученное от
игры, создает комфортное
состояние на уроках и
усиливает желание изучать
предмет.
В игре всегда есть некое
таинство - неполученный
ответ, что активизирует
мыслительную деятельность
ученика, толкает на поиск
ответа.

12.

Игровые технологии на уроках
литературы.
• Игра на уроке литературы
отражает всё многообразие
человеческой деятельности:
интеллектуальную, эстетическую,
нравственно-психологическую,
коммуникативную и другие.

13.

• При проведении урока
литературы в игровой форме
важно помнить, что игра не
может быть самоцелью, а должна
стать органичным продолжением
художественного текста,
авторской позиции.

14.

• Помимо игровых уроков,
помогающих учителю развивать
логическое мышление, творческие
способности учащихся, используются
такие игровые моменты, как
викторина, кроссворд, письмо
литературному герою. Их применяют
не только на уроке, но и как
домашнее задание.

15.

Урок литературы - это не монолог, это
диалог потенциальных творческих
возможностей ученика и учителя,
которые должны действовать вместе,
быть сотоварищами, партнерами,
интересными друг другу личностями.

16.


Учителя стараются находить прежде
всего такие виды деятельности, которые
привлекают детей. Это, конечно,
творческие и игровые проекты.
• Творческий проект является
продолжением урока литературы. Он
развивает его тему, раздвигает его
границы и выводит ученика на новый
уровень читательской компетентности.
• Игра, основной вид деятельности не
только детей пятых-шестых классов, но и
старшеклассников.

17.

• Удачной формой считается
театрализованная игра, которую
можно проводить и на уроках, и во
внеклассной работе. Такая игра
доступна и интересна школьникам
любого возраста. Ценность её в том,
что она вносит в процесс познания
новые ощущения, прошедшие через
чувство, действие.

18.

•Творческий процесс способен
увлечь каждого, нужно только
правильно подобрать роль для
ребенка. Участвуют все, весь
класс. Это очень важно.
Премьерный показ – это
открытие не только для
зрителя, но и для каждого
участника.

19.

• Творческий проект – это желание
читать, думать, спорить,
анализировать. Это декорации,
афиши, костюмы, грим,
освещение – для тех, кто пока не
представляет себя на сцене.
Другие возьмутся за исполнение
обязанностей режиссера,
сценариста. У остальных – роли.
Все главные. Иначе нельзя.

20.

В учебнике «Психология», автором которого
является В.А. Крутецкий, читаем:
• «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать
учебную деятельность, чтобы у ученика не было
ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное
дело, интересный урок способны захватить
подростка, и он с увлечением работает весьма
продолжительное время, не отвлекаясь. Активная
познавательная деятельность - вот что делает
урок интересным для подростка, вот что само по
себе способствует организации его внимания».

21.

Виды литературных игр
• Существуют такие виды литературных
игр, как викторины, кроссворды,
шарады, ребусы, головоломки, КВНы,
аукционы, инсценировки, «отгадай
писателя», литературные «прятки»,
ученый совет, различные конкурсы
(чтецов, рисунков, на лучший вопрос
по теме произведения, на лучшую
литературную игру) и другие.

22.

• Одни из них (викторина, кроссворд,
шарада, ребус, головоломка) являются
методами обучения, то есть «способами
достижения образовательных задач»,
другие (КВН, аукцион) – формами
организации, то есть «внешним
выражением совместной деятельности
учителя и учащихся. Конкурс,
инсценировка, ученый совет могут быть и
тем и другим в зависимости от целей
конкретного урока.

23.

Викторина – игра в ответы
на вопросы, обычно
объединенные какойнибудь общей темой.
Шарада – загадка, в которой
загаданное слово делится на
несколько составных частей,
каждая из которых представляет
собой отдельное слово.
Кроссворд – игра-задача, в
которой фигуру из квадратов
нужно заполнить буквами,
составляющими нужные
слова, расположенные
вертикально и
горизонтально.
Ребус – загадка, в которой
искомое слово или фраза
изображены комбинацией
фигур, букв или знаков.
Головоломка –
трудноразрешимая
задача, загадка.

24.

Литературный КВН –
образовательно-развлекательная
игра, проводящаяся между двумя
или несколькими командами и
включающая в себя ряд конкурсов
Литературный аукцион –
массовая игра, построенная по
принципу аукциона. Предметом
«продажи» являются
литературные вопросы и задания.
Инсценировка – подготовка
литературного произведения
или его части к показу на
сцене.
Пресс-конференция – ролевая игра,
проводимая по аналогии с прессконференциями, где учащиеся
заранее распределяют между собой
роли пресс-центра, репортеров,
готовятся к пресс-конференции по
кругу вопросов.

25.


«Отгадай писателя» - командная игра, когда одна
команда загадывает фамилию писателя, а другая
команда определяет его по вопросам, на которые
может получить только ответ «да» или «нет». За
неверную отгадку засчитывается одно штрафное очко.
За три штрафных очка игрок выбывает. За три
правильных ответа – награда.
«Каждый – писатель» - игра, в которой учитель
начинает рассказ несколькими придуманными им
фразами, а каждый последующий ученик продолжает
рассказ предыдущего. В результате должен
получиться связный рассказ.
• Весь интерес и смысл игры заключается в том, что
каждый из «авторов» и свободен в своем вымысле и
связан с предшествующим рассказчиком. Можно
таким образом сочинять сказки, рассказы, фельетоны.

26.


Литературные «прятки» - игра, где ученик
готовит рассказ, в который «прячет» слова из
прочитанного произведения. Другие учащиеся
внимательно вслушиваются в рассказ, определяя,
какое произведение задумано их товарищем.
Ученый совет – ролевая игра с учебным
текстом. Учащиеся читают текст, распределяют
роли автора, редактора, критика, незнайки,
специалиста, членов ученого совета. Каждый в
своем амплуа оценивает текст, говорит о его
содержании; члены ученого совета добавляют,
поправляют выступающих.

27.

• Литературная игра по одному произведению
или творчеству одного
писателя, имитирующая какую-либо
известную телевизионную игру («Звездный
час», «Умники и умницы», «Своя игра»,
«Самый умный» и др.) - ролевая игра,
правила которой известны учащимся по
любимым теле - проектам. Развлекательный
характер таких упражнений преследует
двойную цель: горячит незаинтересованный,
ленивый ум, стараясь разбудить его азартом,
и в то же время, создавая условия для
самоконтроля, направляет на верный путь,
высвечивая ошибки.

28.

Деловая игра – это одна из форм
практического занятия, предполагающая
моделирование, т.е. искусственное
создание различных ситуаций, с которыми
могут столкнуться обучающиеся в
профессиональной деятельности. Она
обеспечивает комплексное использование
информации, полученной в рамках курса.

29.

Классификация
деловых игр
Есть несколько
видов деловых игр:
Учебные.
Производственные.
Исследовательские.

30.

Учебные деловые
игры
Учебные деловые игры
актуальны для
обучения
использования теории
на практике. Они могут
проводиться как для
подготовки
руководителей, так и
обычных сотрудников.

31.

Производственные
деловые игры
Производственные
деловые игры нужны для
того, чтобы наладить
систему управления,
сформировать способы
внедрения инноваций,
спрогнозировать
развитие предприятия и
т.д.

32.

Исследовательские
деловые игры
Исследовательские деловые игры
незаменимы в проверке новых
основ организации работы, новых
технологий и т.д. Плюсы и минусы
деловой игры К плюсам деловой
игры можно отнести то, что она
позволяет научиться: выявлять
проблемы профессиональной
деятельности; анализировать их,
устанавливая причинноследственные связи; не просто
решать проблемы
профессиональной деятельности,
а делать это в условиях
ограниченного времени;

33.


Ценность деловой игры
Ценность деловой игры состоит в том, что
благодаря ей можно оценить: уровень развития
творческих способностей; уровень развития
коммуникативных навыков; особенности
мыслительных процессов, в частности,
аналитического, тактического и стратегического
мышления, умения предвидеть события и решать
проблемы профессиональной деятельности;
личные качества. Основа успеха деловой игры –
это: искренняя, а не показная вовлеченность;
внимательность; наличие собственного мнения и
уважительное отношение к мнению других;
возможность выразить собственное мнение и
прокомментировать мнение других.

34.

Литература:
• 1. Полат Е.С. Новые педагогические технологии.
Пособие для учителя. М., 1997 г.
• 2. Кудашева З.К., Магдиева С.С. Методика
преподавания литературы. Методическое
пособие для студентов педвузов Т., 2004 г.
• 3. Активные формы преподавания литературы.
Под ред. Р.И. Альбетковой. М., 1991г.
• 4. Меркин Г.С. Проблема сотворчества на уроках
и во внеклассной работе по русскому языку и
литературе. Смоленск, 1995 г.

35.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила