885.01K
Категория: ЛитератураЛитература

Путь духовных исканий князя Андрея Болконского (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

1.

(по роману Л.Н. Толстого
«Война и мир»)

2.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться,
ошибаться, начинать и бросать, опять начинать и
опять бросать и вечно бороться и лишаться. А
спокойствие — душевная подлость
Л. Н. Толстой

3.

Салон Анны Павловны Шерер
«…гостиные, сплетни,
балы, тщеславие,
ничтожество –
заколдованный круг, из
которого я не могу выйти»
“Эта жизнь не по мне”

4.

Княгиня Лиза
«Милое, доброе, но пустое
создание».
Она чужда ему,
раздражает

5.

Активный участник военной кампании
1805 – 1807 г. г.
Честолюбив, мечтает о
славе
Война - шанс изменить
судьбу

6.

Капитан Тушин
Князь Андрей увидел
в смешном капитане
что-то естественное и
искреннее
Подвиг капитана
заставил задуматься
князя Андрея о том,
что такое подвиг,
слава ?
Не суета ли это?
Видит как непарадно он
совершается

7.

Аустерлицкое сражение
Красивый подвиг: спасает
знамя, получает ранение
Но ход сражения это не
изменило
Бегство русской армии

8.

Перемены во взглядах
Останавливается в жажде славы
Небо – символ вечности, чистоты и
непорочности
Слава, тщеславие – пустое, суета, ложь
Правда только это чистое небо
Разочарование в Наполеоне: он видит
маленького человека на лошади,
который с удовольствием оглядывает
поле, усеянное телами. Эти тела – цена
победы
Какая красивая смерть

9.

Смерть жены
Рождение ребенка и
одновременно смерть
жены, перед которой он
чувствовал свою вину
усугубили духовный
кризис Болконского.
Он разочаровался во
всем: “Я живу и в этом не
виноват, стало быть, надо
как-нибудь получше,
никому не мешая, дожить
до смерти”,

10.

Богучарово.
Новые планы на жизнь
«Жить для сына,
отказаться от всего, жить
только частной жизнью»

11.

Богучарово.
Новые планы на жизнь
Споры с Пьером о крепостном праве.
Оба согласны в необходимости отмены
Пьер – ради крестьян
Князь Андрей – ради помещиков, т.к. крепостное
право развязывает дурные инстинкты. Всевластие
калечит душу дворянина

12.

Встреча с дубом
Ночь в Отрадном»
Встреча с дубом

13.

Из романа…
Князь Андрей, невеселый и озабоченный…, подъезжал по аллее сада к
отрадненскому дому Ростовых. Вправо из-за деревьев он услыхал
женский весёлый крик и увидал бегущую наперерез его коляски толпу
девушек. Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая,
очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка в жёлтом
ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из-под которого
выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что-то кричала, но,
узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.
Князю Андрею вдруг стало отчего-то больно. День был так хорош,
солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая
девушка не знала и не хотела знать про его существование и была
довольна и счастлива какой-то своей отдельной — верно, глупой, — но
весёлой и счастливой жизнью. «Чему она так рада? О чём она думает?
Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чём она
думает? И чем она счастлива?» — невольно с любопытством спрашивал
себя князь Андрей.

14.

Из романа…
несколько раз взглядывая на Наташу, чему-то смеявшуюся,
веселившуюся между другой, молодой половиной
общества, всё спрашивал себя: «О чём она думает? Чему она
так рада?».
Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог
заснуть…
Князь Андрей встал и подошёл к окну, чтобы отворить его.
Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он
настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Ночь
была свежая и неподвижно-светлая. . Князь Андрей
облокотился на окно, и глаза его остановились на небе.
Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над
ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.
— Только ещё один раз, — сказал сверху женский голос,
который сейчас узнал князь Андрей.
— Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос.
— Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний
раз...
Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу,
составлявшую конец чего-то.
— Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.

15.

Из романа…
— Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она,
видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье её платья
и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и её свет и тени. Князь
Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного
присутствия.
— Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты
посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, — сказала
она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда
не бывало.
Соня неохотно что-то отвечала.
— Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька,
голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так,
подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и
полетела бы. Вот так!
— Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони:
— Ведь второй час.
— Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.
Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он
слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.
— Ах, Боже мой! Боже мой! Что же это такое! — вдруг вскрикнула она. — Спать
так спать! — и захлопнула окно.
«И дела нет до моего существования!» — подумал князь Андрей в то время, как
он прислушивался к её говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет чтонибудь про него. «И опять она! И как нарочно!» — думал он. В душе его вдруг
поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд,
противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе
свое состояние, тотчас же заснул.

16.

Из романа…
Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг
окончательно беспеременно решил князь Андрей. —
Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо,
чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая
хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня,
чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не
жили они так, как эта девочка, независимо от моей
жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они
жили со мною вместе!

17.

Любовь в жизни князя Андрея
Настоящий душевный
подъём
Наташа Ростова –
натура богатая, поэтичная.
Очень чистая
Чувство сильное и глубокое
Общение с ней открывает для
него новую сторону жизни:
любовь, красоту, поэзию

18.

Измена Наташи
В ней был смысл его жизни
Из разговора князя Андрея с графом Безуховым
Пьер: «…падшую женщину надо прощать»
Князь Андрей: «Я говорил, что надо прощать, но я не
говорил, что я могу простить»

19.

Анатолий Курагин

20.

Отечественная война 1812 г
Боль за Отечество притупляет
личные страдания
Князь Андрей знает цену войны
Понимает ее разрушительную
силу
Война потеряла для него
романтику
Отдаляется от штабных
офицеров
Становится ближе к народу
Желает свободы и победы над
врагом

21.

22.

Смертельное ранение
Предсмертные страдания
помогли ему постичь смысл
христианской любви:
“Сострадание, любовь к
братьям, к любящим,
любовь к ненавидящим нас,
любовь к врагам — да, та
любовь, которую
проповедовал Бог на
земле... и которой я не
понимал”

23.

Лучшие минуты жизни – что это? Для князя
Андрея это минуты, когда он осознает, что шел
ложным, обманным путем, когда исчезает иллюзия
и перед ним раскрывается возможность заново
перерешить свою жизнь. Для большинства людей
крах иллюзий – мгновения страшные, для князя
Андрея – прекрасные, лучшие в его жизни.

24.

Духовные искания отражают опыт человека,
возникший в результате его взаимодействия с
обществом и познания самого себя. Духовные
искания характерны для неординарных, ярких
личностей, каковыми, безусловно, являются
центральные персонажи романа-эпопеи Л. Н.
Толстого - Андрей Болконский и Пьер

25.

Путь князя Андрея – это путь к истине и к доброте
В последние минуты своей жизни он испытывал и
абсолютную свободу и абсолютную любовь
English     Русский Правила