967.27K

Символизм: философско-эстетические основы, теория символа, эволюция символизма

1.

Символизм:
философско-эстетические основы,
теория символа,
эволюция символизма,
«старшие» и «младшие»
символисты

2.

Философско-эстетические
основы символизма
Символизм (от гр. sýmbolon – знак, символ) –
первое и самое влиятельное литературнохудожественное направление европейского
модернизма, возникшее во Франции во
второй поло вине ХIХ в. в связи с кризисом
позитивизма и натурализма.
Символизм – сугубо вербальное искусство. В
нем утверждается понимание слова-символа
как смыслового поля, всеобщей памяти,
позволяющей интуитивно постичь идеальную
сущность мира как некое единство.

3.

Философско-эстетические
основы символизма
Философскую основу течения составили труды
Артура Шопенгауэра и Эдуарда Гартмана
(последний, синтезировав философию Гегеля и
Шопенгауэра, пытался выявить, что лежит по ту
сторону сознания, его трансцендентность), а
также работы так называемых романтических
философов Шеллинга, Фихте, Шлегеля.
Основы новой эстетики и художественной
практики закладывали Поль Верлен, Артур Рембо,
Стефан Малларме. Для символизма
первоосновой жизни и искусства была
музыкальная стихия (отсюда культ Вагнера).

4.

Философско-эстетические
основы символизма
Первым теоретическое осмысление
символизма в России дал Дмитрий
Мережковский (1866–1941) в докладе «О
причинах упадка и о новых течениях
современной русской литературы»,
прочитанном в «Обществе любителей
изящной словесности» в декабре 1891 г. и
уже вышедшим в январе 1893 г. в
расширенном и дополненном варианте
отдельной книгой, которая была
воспринята как манифест нового
литературного течения.

5.

Философско-эстетические
основы символизма
Название сборника стихотворений Д.
Мережковского «Символы» оказалось
многозначительным. Оно закрепило за
первым в России модернистским течением
название символизм (соответственно, поэзия
предтечей модернизма стала называться
предсимволизмом).
Второе распространенное наименование
нового литературного течения –
декадентство (декаданс), подчеркнувшее
якобы снижение поэтического уровня поэзии
от «золотого» века к «серебряному» и
преобладание в ней настроений
безнадежности, неприятия жизни,
эгоцентризма.

6.

Философско-эстетические
основы символизма
Объявляя символизм началом новой
литературной эпохи, Мережковский
выделил три основных его признака:
мистическое содержание,
символ,
расширение художественной
впечатлительности.
Последнее определялось как стремление
воплотить «неуловимые оттенки,
бессознательное в мире переживаний».

7.

Философско-эстетические
основы символизма
Истоком концептуальных построений
символизма стала философия Владимира
Соловьева (1853–1900). Соловьев был
неоплатоником, испытавшим влияние
Плотина и гностиков, но его теория
преломила в себе и религиозно-эстетическое
наследие православия – «духовную
вертикаль». Им создано учение о
всеединстве, суть которого, по определению
А. Лосева, «основывается на том, что
единство бытия охватывает каждый его
отдельный момент и присутствует в каждом
таком моменте», а бытие понимается как
нерушимая целостность.

8.

Философско-эстетические
основы символизма
Человечество (в трактовке Соловьева –
Богочеловечество) обретает смысл
существования через соединение его с
божественным началом. Формирование
Богочеловечества понималось как единение
Мировой Души – единого свободного начала
природной жизни – с божественным Логосом (
Абсолютом, Богом). Более высокой ступенью в
иерархии всеединства было понятие Софии –
Премудрости Божией, восходящее к учению
александрийских гностиков. Соловьев понимал
Софию как, условно говоря, своеобразную
проекцию Мировой души на сферу Абсолюта.
София осознается как воплощение Вечно
Женственного божественного начала.

9.

Философско-эстетические
основы символизма
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Вл. Соловьев
(«Милый друг, иль ты не видишь…»)

10.

Философско-эстетические
основы символизма
Вдали от Земли, беспокойной и мглистой,
В пределах бездонной, немой чистоты
Я выстроил замок воздушно-лучистый,
Воздушно-лучистый Дворец Красоты.
К. Бальмонт

11.

Философско-эстетические
основы символизма
Развивая далее философско-
эстетический принцип Соловьева и
учитывая опыт символистской поэзии,
Бердяев называл ведущую тенденцию
символизма ноуменальной, то есть
направленной на мир трансцендентный,
бесконечный и вечный, который
возможно постичь только с помощью
символа, в противоположность
тенденции феноменальной, то есть
направленной на мир объектной
детерминации.

12.

Философско-эстетические
основы символизма
Русский символизм осознавал свою
преемственную связь с западным, что
подтверждают и дневниковые записи мэтра
символистов – В. Брюсова, и манифест Д.
Мережковского, аргументировавшего свою
неприязнь к позитивистскому реализму
противопоставлением «прекрасных и правдивых»
стихов Верлена натурализму Золя.
На связь русского символизма с Западом
указывали и писатели (например, О.
Мандельштам в статье «Буря и натиск»), и
критика в лице Н. Михайловского. В то же время
уделялось большое внимание проблеме
национальной самобытности символизма.

13.

Философско-эстетические
основы символизма
Однако новаторство символизма как первого
модернистского течения тоже было
самоочевидно и не только в поэтических
мотивах, воплотивших новую концепцию
личности, амбивалентность этических
ценностей и т.д., но и в самой технике стиха: у
символистов приблизительная рифма
узаконивается окончательно. А Брюсов и Блок
неточными рифмами открывают новую эпоху.
В поэзии символистов утверждались
неклассические метры, не укладывающиеся в
силлаботонические размеры.

14.

Теория символа
Для символизма в целом характерны
многие черты, которые свойственные
модернизму: ницшеанская гипертрофия
личности, амбивалентность этических
ценностей, культ Эроса и Танатоса,
мотивы Апокалипсиса, эсхатологические
мотивы, тяга к жизнетворчеству,
толкование музыкальной стихии как
первоосновы жизни и искусства.

15.

Теория символа
П. Флоренский определял символ как
«нечто являющее собой то, что не есть он
сам, большее его и, однако, существенно
через него объявляющееся».
А. Лосев разграничивал символы первой
и второй степени и далее обращал
внимание на то, что как категория
гносеологическая и эстетически
значимая символ близок метафоре.

16.

Теория символа
Для символистов символ – «не только
единство формы и содержания, но и единство
некоего высшего, Божественного проекта,
лежащего в основании бытия, в истоке всего
сущего, – это прозреваемое символом
единство Красоты, Блага и Истины».
Поэтому в символизме культивировалось
представление о художнике как о теурге (от
гр. Theós – Бог). Понятие теургии было
обосновано еще Вл. Соловьевым в работе
«Философские начала цельного знания».

17.

Теория символа
Предметом специального рассмотрения у
теоретиков-символистов становится само
понятие «символ». Последний определялся А.
Белым как индивидуальный образпереживание («Эмблематика смысла»), тогда
как в символистской традиции переживание
понималось как нечто иррациональное и
мистическое. Символ – это всегда символ
иного, но в сравнении с прямолинейно
понимаемым двоемирием связь между
человеком и областью трансцендентного
лежит не вне человека, она имманентна его
сознанию.

18.

Теория символа
В статье «Магия слов» А. Белый дал
более глубокое, чем это делалось
другими символистами, теоретическое
определение символа: слово-символ
«связывает бессловесный незримый мир,
который роится в подсознательной
глубине моего личного сознания с
бессловесным, бессмысленным миром,
который роится вне моей личности». При
этом он толковал символ гораздо шире
современников, понимая его как
искусность искусства вообще.

19.

Теория символа
Под символом Вяч. Иванов понимал
знамения иной действительности, а
художник для него – сознательный
преемник Мировой Души, теург,
благовест «сокровенной воли сущности».
Если в реализме музыкальность,
звукопись образа имели лишь подсобное
значение, то в символизме они
становятся символическим
звукообразом.

20.

Теория символа
«Символ только тогда истинный символ, когда
он неисчерпаем и беспределен в своем
значении, когда он изрекает на своем
сокровенном (иератическом и магическом)
языке намека и внушения нечто
неизглаголемое, неадекватное внешнему
слову. Он многолик, многосмыслен и всегда
темен в последней глубине. (…) Аллегория
логически ограничена и внутренне
неподвижна: символ имеет душу и внутреннее
развитие, он живет и перерождается», - Вяч.
Иванов.

21.

Эволюция символизма
Ранних символистов привлекал
«сверхчеловек» – ницшеанский культ
сильной личности, противостоящей
толпе. Притчей во языцех были строки
К. Бальмонта:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.

22.

Эволюция символизма
В научной литературе существует несколько
периодизаций и классификаций литературы
символизма. Популярным остается деление на
«старших» (начавших творческий путь в 1890-е
гг.) и «младших» символистов.
Иногда говорят о двух группах – петербургской и
московской. Первую представляли Д.
Мережковский, З. Гиппиус (как литературный
критик она выступала под псевдонимом Антон
Крайний), К. Бальмонт, Ф. Сологуб и др. Главой
московской школы стал В. Брюсов, чей
программный сборник (с преобладанием стихов
самого составителя) «Русские символисты»
выходил тремя выпусками (1894–1895).

23.

Эволюция символизма
Наиболее распространено в научной
литературе деление символистов на
«старших» («эстетов»), вступивших в
литературу в 1890-е гг., и «младших»
(«мистиков» или «теургов»). К
первым относили Д. Мережковского,
З. Гиппиус, В. Брюсова, А.
Добролюбова, К. Бальмонта. К
младосимволистам – А. Блока, А.
Белого, Вяч. Иванова, С. Соловьева.

24.

Эволюция символизма
По сравнению со старшими
символистами теурги сделали шаг к
преодолению эгоцентризма по пути к так
называемой соборности, связанной с
традициями славянофильства, с
утверждением мессианского
предназначения России, с религиозномистической и романтической идеей
народности. Еще одна идея теургов –
строить жизнь по законам искусства
(«жизнетворчество»).

25.

Эволюция символизма
Как же все-таки классифицировать явления
символизма? И. Корецкая считает, что
критерием для самоопределения каждой из
двух стихий символистского направления
было отношение к символу.
Для Брюсова, Бальмонта и других
символистов символ – одно из средств
словесного искусства, для мистически
настроенных Вяч. Иванова или Белого символ
– еще и знак потустороннего и мост к нему, то
есть для первых символизм был прежде всего
литературной школой, для вторых –
мировоззрением и верой.

26.

Эволюция символизма
Периодизация О. Клинга хронологически
более дробная (в сравнении с разделением
символистов на «старших» и «младших») и
учитывает эволюцию каждого поколения:
◦ 1894–1904 гг. – годы синтеза
предавангардистского и неоклассического начал;
◦ 1904–1911 гг. – период эволюции и
дифференциации;
◦ 1910–1917 гг. – этап стагнации, превращения в
господствующее направление;
◦ 1917–1934 – латентный (лат. latens – скрытый,
невидимый) период в России.

27.

Эволюция символизма
Издание альманаха «Русские символисты» (1894–1895)
осуществлял В. Брюсов. В Москве вышло три выпуска.
В 1901–1905 гг. В. Брюсов издает литературный альманах
«Северные цветы», где печатались и петербургские
символисты, а также представители других
литературных направлений.
В 1904–1909 гг. основным органом символистов стал
журнал «Весы», фактическим руководителем которого
был В. Брюсов.
«Весам» с их эстетствующим индивидуализмом
противостоял московский же журнал «Золотое руно»
(1906–1909), авторы которого понимали искусство как
религиозно-мистическое, «соборное» действие. С этими
журналами было связано и младшее поколение
символистов – А. Блок, В. Иванов и др.

28.

Эволюция символизма
По мере признания символизма как
течения и особой эстетической
системы его издательское поле
расширилось за счет традиционных
изданий. Так, в 1910–1912 гг. В. Брюсов
был редактором литературнокритического журнала «Русская
мысль». Символисты печатались в
издательствах «Гриф», «Скорпион»,
«Мусагет».

29.

«Старшие» и «младшие»
символисты
Валерий Брюсов
(1873-1924)
Основные сборники:
«Chefs d’oeuvre»
(«Шедевры») 1895 г.
«Tertia Vigilia» («Третья
стража») 1900 г.
«Urbi et Orbi» («Граду и
миру») 1903 г.
«Земная ось» 1904 г.
«Στέφανος» («Венок»)
1905 г.

30.

«Старшие» и «младшие»
символисты
Константин Бальмонт (18671942)
Основные сборники:
«Под северным небом» 1894 г.
«В безбрежности» 1895 г.
«Тишина. Лирические поэмы»
1898 г.
«Горящие здания» 1900 г.
«Будем как Солнце» 1902 г.
«Только любовь» 1903 г.
«Злые чары» 1906 г.
«Жар-птица. Свирель
славянина» 1907 г.
«Зелёный вертоград. Слова
поцелуйные» 1909 г.

31.

«Старшие» и «младшие»
символисты
Александр Блок (1880-1921)
Основные сборники:
I том - «Ante Luсem» (лат.) –
«До света», «Перед светом»
(1898-1900); «Стихи о
Прекрасной Даме» (1901-1902);
«Распутья» (1902-1904).
II том (1904-1908) - «Нечаянная
радость» (1907), «Снежная
маска» (1907), «Земля в снегу»
(1908), «Балаганчик», «Король
на площади», «Незнакомка»
(все – 1906).
III том - (1907-1916) –
«Страшный мир» (1909-1916),
«Пляски смерти» (1912-1914),
«Ямбы» (1907-1914), «Арфы и
скрипки» (1908-1916),
«Итальянские стихи» (1909),
«Родина» (1907-1916)

32.

«Старшие» и «младшие»
символисты
Андрей Белый (1880-
1934)
Основные сборники:
«Золото в лазури» 1904
г.
«Пепел» 1909 г.
«Урна» 1909 г.
Романы: «Серебряный
голубь», «Петербург»
Теоретические книги:
«Символизм» 1910 г. и
«Арабески» 1911 г.
English     Русский Правила