351.97K

Шепард Фейри - мастер трафаретной печати

1.

Министерство науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Омский государственный технический университет»
Институт дизайна, экономики и сервиса
Кафедра «Дизайн»
Реферат
по дисциплине
«Основы производственного мастерства»
Тема: «Шепард Фейри - мастер трафаретной печати»
Выполнил студент гр. ВД-191
Курганевич Ю.В.
Проверил: доцент, к.техн.н.
Щеглов С.А.
Омск 2023 г.

2.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………..………………………………….........……………………3
1. Биография Шепарда Фейри…………………………........………………………4
2. Стили и техники мастера трафаретной печати …........…………………………6
3. Социальная роль и репутация в сфере искусства Шепарда Фейри и его
работ…………………………………………………………………………………10
Заключение………………………………………………….........................………13
Библиографический список…………………..........................................…………14
2

3.

Введение
Шепард Фейри - яркий представитель современного искусства, чьи работы
известны многим, пронизывая множество социально значимых событий и
вопросов. Из безызвестного молодого выпускника художественной академии
Фейри стал громким и уверенным представителем области искусства,
способным охватить весь мир и достучаться до умов множества людей.
Шепард Фейри всегда стремился наполнить смыслом и проблематикой
свои работы и обратить их лицом к обществу, без всяких масок или
завуалированности. Чем смог зацепить многих представителей разных слоев
населения и оставить свой след в общественной и культурной жизни своей
страны и мирового сообщества.
В
работе
будут
рассмотрены
такие
аспекты
творчества
мастера
трафаретной печати Шепарда Фейри, как его становление как художника и
мастера печати, его методы и стиль работы, подход к искусству и его место в
современном и искусстве и жизни общества.
3

4.

Биография Шепарда Фейри
Шепард Фейри - американский современный художник, активист и
основатель компании «OBEY Clothing», родился 15 февраля 1970 в Чарлстоне,
городе штата Южная Каролина в США. Там же и вырос, где с детства, по его
словам, увлекался рисованием, раскрашиванием и конструированием. Учителя
средней и старшей школы Фэйри поощряли его заниматься искусством, и он
провел два лета в Школе искусств Северной Каролины. Фейри рассчитывал
поступить там в колледж, но был исключен из летней программы за нарушение
правил, но это дало возможность провести последний год в качестве
пансионера в новой художественной школе в Калифорнии, Idyllwild Arts
Academy, которая приняла его на основании портфолио его работ. Сейчас это
одна из трех лучших школ-пансионов США, специализирующихся на
образовании в области искусства.
Сам художник по поводу этого случая в последствии отметил для себя, что
в результате плохая ситуация превратилась в наиболее благоприятную для его
развития в сфере искусства. Эта академия стала первым учреждением, в
котором у юноши не было враждебных отношений с учителями. Здесь к Фейри
впервые относились как к формирующейся личности, которую нужно
воспитывать, а не как к безрассудному подростку, которым нужно управлять.
Из Idyllwild Фейри поступил в Школу дизайна Род-Айленда (RISD) в
Провиденсе, где среди его учителей были иллюстраторы Крис Ван Оллсбург и
Дэвид Маколей, чьи книги он читал в детстве. Этот город оказал на художника
большое культурное влияние благодаря своему культурному разнообразию и
космополитичности, утонченным и умным обществом.
Именно в RISD Фейри впервые серьезно занялся историей искусств, где
обратил внимание на наскальные рисунки Ласко, религиозную иконографию и
портретную живопись эпохи Возрождения, которые произвели на него
впечатление. Но больше всего Фейри взволновало современное искусство и то,
как оно буквально говорило со зрителем. Ему нравилось, что картины
4

5.

импрессионистов, которые были такими революционными в свое время, теперь
висели в кабинетах врачей в качестве плакатов.
Летом, после окончания первого курса, Фейри открыл бизнес по
производству трафаретной печати в Провиденсе, надеясь, что это поддержит
его после окончания учебы, пока он будет продолжать создавать свои
собственные работы. Однако он понял, что полиграфический бизнес в малых
объемах очень неэффективен и заработать на этом не выйдет.
На тот момент, после окончания RISD в 1992 году, переезд в Нью-Йорк
был нецелесообразен, потому что он не мог позволить себе жить там, так как
финансовое положение Фейри могло быть охарактеризовано множеством
долгов, которые он на тот момент не мог выплатить. Поэтому когда его друг
Энди Хауэлл, профессиональный скейтбордист, который был художником,
предложил Фэйри работу в Сан-Диего в качестве менеджера по производству
одежды в компании, которую Хауэлл основал, и предложил Фейри создавать
свои
собственные
работы
под
эгидой
Хауэлла,
это
стало
отличной
возможностью для молодого художника на тот момент.
Здесь был создан образ "Подчиняйся Андре Великану", воспроизведённый
на наклейках, имевших огромную популярность среди молодежи конца 19801990-х годов. Ни Шепард, ни его друзья не думали, что шутка для своих выйдет
за пределы их компании. Неожиданно шутка превратилась в нечто большее:
горожане массово принялись гадать, что она означает, местная газета The Nice
Paper просила откликнуться всех, кто знает загадку стикеров. Это помогло
художнику понять, что, размещая работу в публичном пространстве, можно
вызвать у людей любопытство, а в перспективе даже донести до них что‑то
более существенное.
Позже Шепард Фейри упростил работу, и вместо имени спортсмена
подписал к ней призыв «Obey» («Подчиняйся»), взятый из фильма Джона
Карпентера «Чужие среди нас». Надпись «Obey» придала работам Шепарда
Фейри глубину. Художник расклеивал портрет по всей стране, и вездесущий
Гигант будто вопрошал: «кому мы все подчиняемся?»
5

6.

В 1990-е Шепард Фейри создавал и другие работы, применяя простую
технику шелкографии. Его искусство поднимало тему политики, войны,
социальных
и экологических
проблем.
Сам
он называл
свои
постеры
пропагандой. И действительно, в плакатах было заметно влияние русского
конструктивизма и поп-арта: прямые линии, четкие шрифты, несколько
основных цветов, известные медийные образы. Почти в каждом постере
появлялись фирменные отсылки к примелькавшемуся Гиганту: упрощенное
лицо, надписи «Giant» и «Obey». Например, в 1995 году он изобразил Гиганта
в стиле Энди Уорхола и подписал картину: «Андре Уорхол».
В 2010-х
годах
Шепард
Фейри
продолжал
активно
сотрудничать
с крупными музеями, галереями, корпорациями. Еще в 2000-е годы он успешно
занимался коммерческим дизайном: основал собственную линию одежды
с маркой Obey, сотрудничал с adidas и Levi’s, с группами The Black Eyed Peas
и Smashing Pumpkins. Один из последних его проектов с брендами — дизайн
лимитированной серии часов Hublot Big Bang Meca-10 Shepard Fairey.
Популярность и заработанные деньги Фейри использует для продвижения
своих идеалов. Он транслирует идеи о равноправии, пацифизме, о важности
проблем экологии.
2. Стили и техники мастера трафаретной печати
Шепард
Фейри
начинал
работатьв
технике
трафаретной
печати.
Трафаретная печать — это процесс воспроизведения изображений и надписей,
при
котором
чернила
проходят
через
сетчатую
форму
на печатную
поверхность. На форме создаётся трафарет — области, непроницаемые для
печатной краски. Краска, которая проходит через сетку, формирует печатное
изображение.
Трафареты можно сделать из самых разных материалов — ткани, жирной
краски или рисунка на прозрачной плёнке. Они наносятся на сетку различными
6

7.

способами — размещаются непосредственно на поверхности, рисуются на ней,
либо переносятся с помощью светочувствительной эмульсии.
Нюансы шёлкографии, заключаются в том, что, если художнику
необходим многоцветный отпечаток, для каждого цвета изготавливается
отдельный трафарет и производиться отдельная процедура нанесения. Чтобы
цвета ложились ровно, необходимо тщательно следить за положением печатной
поверхности под экраном.
Печатать таким способом можно практически на любом материале —
на бумаге, пластике, ткани, металле, коже, стекле, керамике, резине и так далее.
Благодаря этому, а также тому, что шёлкография позволяет получать
изображения в несколько метров и тиражом от одного до десятков тысяч
экземпляров, объясняется её популярность в промышленном дизайне.
В технике шелкографии автор создал множество известных работ, таких
как наклейки и плакаты с Андре Гигантом, плакат с изображением кандидата
Барака Обамы со словом “Надежда”, серия «We the People», созданная в
поддержку женского марша 2017 года, сатирический плакат «Привет из Ирака»
и многие другие работы.
Его техника со временем усложнилась. Фейри создает работы на холстах,
деревянных панелях, на бумаге и на металле. Для крупных работ художник
применяет по несколько разных техник, сперва собирая коллаж из своих
дизайнерских узоров, кусков старых газет и разной полиграфии, а затем поверх
коллажного фона, нанося основной рисунок шелкографией. Некоторые детали
он дорабатывает вручную — кистью или спреем.
Как пример такой многоуровневости можно привести, выставленную в
ноябре 2015 года на Эйфелевой башне восьмиметровую инсталляцию «Кризис
Земли», сделанную в форме земного шара. Ее поверхность художник украсил
мандалой, орнаментом с цветочными узорами и изображениями на тему
глобального
потепления
и возобновляемых
источников
энергии.
Многословность своих работ Фэйри называет своей “Модульной дискурсивной
серией”. При рассмотрении его новых работ, зритель обнаруживает, что, чем
7

8.

внимательнее он смотри на холст, тем больше видит, что картины имеют
замысловатые слои и текстуру.
Даже
когда
стиль
Фейри
стал
узнаваемым,
он
не
прекратил
экспериментировать, внедрять инновации, раздвигать границы того, как
создаются его работы и что они передают. По мере того как Фейри становился
все более успешным, у него появилась команда рабочих для выполнения его
крупномасштабных фресок и других общественных работ, освобождая при
этом Фейри больше времени для работы над своим искусством. Последние
работы вышли на новый уровень сложности и выпустились в виде издания
NFS.
На стиль и подачу Фейри повлияло многое увиденное и услышанное им.
Он был увлечен музыкой, особенно панком и хип-хопом - эти жанры
способствовали зарождению панк-эстетики Фейри, которому понравилась идея
трения между культурными изменениями и технологической эволюцией,
порождающей искусство, и то, как они были повторно смешаны в работах
Марселя Дюшана, с которым его в последствии будут сравнивать критики.
В Лос-Анджелесе на творчество Шепарда Фейри оказала влияние выставка
в Музее современного искусства Лос-Анджелеса (MOCA) “Поп-музыка с
ручной росписью: американское искусство переходного периода 1955-1962”, на
которой были представлены работы Джима Дайна, Джаспера Джонса, Роя
Лихтенштейна, Клааса Ольденбурга, Роберта Раушенберга, Ларри Риверса,
Джеймса Розенквиста, Эдварда Раша и Энди Уорхола — всех художников,
которые привели веские аргументы в пользу искусства, которое непостижимым
образом смешало артефакты популярной культуры. Это событие, определило
направление, в котором дальше стала развиваться работа Фейри.
Фейри начал создавать свое собственное уличное искусство, сначала в
основном трафареты фигур из Sex Pistols или The Clash. Затем найденное в
газете изображение профессионального борца Андре Гиганта. Трафарет с
лицом Андре стал наклейкой "у Андре гиганта есть толпа", которая, в свою
очередь, превратилась в плакаты Андре с надписью "повинуйся", что сделало
8

9.

Фейри уличным художником. Образ был настолько вырван из контекста для
зрителя, что обладал полной свободой интерпретирования для зрителя. Такая
свобода была важна, потому что с помощью неё Фейри стремился заставить
зрителя в равной степени усомниться в том, что именно в нем самом вызывало
такую реакцию. Это был способ Фейри сказать: “Если ты сомневаешься в этом,
ты должен подвергать сомнению все это”.
В последующие годы эстетика Фейри эволюционировала в то, что он
назвал “антипропагандистской пропагандой”, создавая образы, выражающие
двойственность значений, сообщения которых часто были противоречивыми и
подрывными, такие как цветы, лепестки которых оказываются оружием; или
мандала, сделанная из оружия, часто выполненная в героическом русском
конструктивистском графическом стиле.
Фейри называет это своим “подходом троянского коня" — использование
графически привлекательного изображения бросающего в глаза в первые
мгновения, в которое вписаны противоречивые образы, различимые при
дальнейшем изучении работы и призванные заставить зрителя задуматься над
посланием Фейри.
В то же время Фейри совершенствовал стиль портретной живописи,
которая всего работах часто носила политический характер. Одна из
известнейших работ художника, Плакат Обамы “Надежда”, который Фейри
сделал независимо от кампании Обамы, впоследствии стал классикой
политического имиджмейкинга. В 2008 году Фейри создал действительно
сильный политический символ - предвыборный портрет Барака Обамы
с подписью «Hope» («Надежда»), используя цвета американского флага: синий,
красный и белый. У цветового решения есть еще одна трактовка: в США синий
считается цветом демократов, а красный ассоциируется с республиканцами.
В знаменитой речи 2004 года будущий президент заявил, что «специалисты
любят разделять Америку на синие и красные штаты», но «нет либеральной
Америки и консервативной Америки — есть Соединенные Штаты Америки».
В плакате контур создан именно объединением красного и синего цветов.
9

10.

С тех пор Фейри выполнил ряд заметных портретов в том, что теперь
стало его фирменным стилем, включая гигантское изображение Нельсона
Манделы на стене в Южной Африке и портреты Рут Бадер Гинзбург, Валари
Каур, Марианны из Франции и, недавно, Бето О'Рурка.
3. Социальная роль и репутация в сфере искусства Шепарда Фейри и
его работ
Искусство Шепарда Фейри пропитано темой борьбы и самоанализа. Он
поднимает в своих работах проблемы политической сферы, потребительского
фактора общества, ущемление общественных интересов. Фейри однажды
сказал «У всех разный вкус, но мне красивым кажется что-то, что делает мир
прочнее — как и связи между людьми.»
Его серия «We the People» поддержала женский марш в 2017 году: многие
митингующие несли в руках именно эти изображения.
В 2000
году
президентом
США
стал
Джордж
Буш,
и художник
обеспокоился, что страна снова ввязывается в войну на Ближнем Востоке.
Он решил, что теперь его искусство должно говорить с людьми без загадок: он
решил вместо того, чтобы вдохновлять людей на аналитику и собственные
выводы, нужно усилить воздействие с помощью более прямолинейного
подхода.
Перед выборами 2004 года художник работал вместе со стрит-артхудожниками
Робби
Коналом
и Мер
Уаном.
Они
выступали
против
переизбрания Джорджа Буша и против войн в Ираке и Афганистане и устроили
концерт «Be the Revolution», а после него — вечеринку постеров. Больше сотни
людей
взяли
и отправились
антиправительственные
клеить
изображения
плакаты,
на улицы.
кисти,
ведра
Их энтузиазм
с клеем
вдохновил
художника: он решил делать работы такими, чтобы они стали не только
предметами искусства, но и символами борьбы. С этой работой связан скандал:
10

11.

художника обвинили в нарушении авторских прав из‑за использования
фотографии Associated Press. Претензия была правомерной: дело в том, что
в своих работах Шепард Фейри регулярно заимствовал чужие изображения.
Помимо фотографий Гиганта и Обамы у художника есть грубо переработанные
варианты плакатов советских авангардистов. А идею обложки альбома группы
Afternoons «Say Yes» Шепард Фейри позаимствовал у Александра Родченко.
В поле его зрения попал не только русский авангард, но и китайская
пропаганда, кубинское искусство и даже логотип гестапо. В 2007 году
художник Марк Валлен в разгромной статье назвал искусство Шепарда Фейри
плагиатом, а куратор Джош Макфи добавлял, что подозревает, что Фейри
много лет прибегал к книге «Prop Art» Гэри Янкера (сборник из 1000
политических плакатов, вышедший в 1972 году), саркастически отмечая, что
художник использовал, каждое второе изображение из этой книги в своих
работах. Некоторые критики выступали в защиту Фейри, утверждая, что многие
мировые шедевры опирались на чужое искусство (пример — «L.H.O.O.Q.»
Марселя Дюшана, больше известная как «Мона Лиза с усами»). В любом
случае образы в творчестве Шепарда Фейри — это зачастую переработанные
чужие фотографии, рисунки и картины, к которым он добавляет разные
символы.
Споры об искусстве Шепарда Фейри не утихают до сих пор. Кто‑то
считает его вторым Энди Уорхолом, который брал известные образы и создавал
из них новую картину мира. Кто‑то говорит, что он крадет чужое искусство,
обесценивает его историю и наживает капитал на волнующих людей темах.
Разные мнения не мешают Шепарду Фейри работать. Художник, который
тридцать лет назад начинал с расклеивания стикеров в штате Род-Айленд,
сегодня создает крупные муралы по всему миру. Только за 2019 год его
настенные росписи появились в Лондоне, Париже, Ванкувере, Гонолулу —
в Москве тоже есть его работы: они находятся на фасаде ТРК «Атриум»
и на стене трамвайного депо по адресу: Мытная, 12.
11

12.

Фейри утверждал, что стремится к тому, чтобы его работа была понятна,
поэтому старается говорить на универсальном языке. И несмотря на критику
Шепард Фейри твёрдо придерживается своих идеалов. В одном из интервью он
говорил, что его цель - всегда воплощать идеи максимально прозрачно. Если
это невозможно из-за системы, то он выходит за ее рамки, чтобы донести
именно то, что я хочу донести. Секрет в том, чтобы быть одновременно
креативным и достаточно бесстрашным для того, чтобы найти возможность
там, где другие ее могут даже не увидеть. Он определяет свободу как
решимость людей высказывать свое мнение, даже если это мнение не очень
популярно в обществе. Он объясняет свою позицию тем, что даже осуждение
СМИ и полиции, не смогут его заставить чувствовать себя хуже, чем
бездействие.
12

13.

Заключение
В завершение работы можно сделать вывод о значительном вкладе
Шепарда Фейри, как мастера трафаретной печати, перенёсшего свойственную
данной технике многослойность в другие виды графического искусства и
обратившего ее в метод объемной и многомерной передачи образа, при
контакте произведения со зрителем.
Сочетая и чередуя в своём искусстве прямолинейность и двусмысленность,
Фейри умело управляет вниманием зрителя и направляет его в нужное русло,
при этом оставляя свободу каждому человеу для опознавания идеи через
собственное индивидуальное восприятие, основанное на личном жизненном
опыте.
Сосредотачиваясь на формировании универсального языка общения
общества с искусством и претерпевая критику за использование уже ранее
созданных другими художниками образов, а также аресты за резкий характер
своего творчества, Шепард Фейри не отступал от своих стремлений и желания
открыто говорить с миром о том, что считал важным. Такой образ художника
является образцом для представителей искусства в реалиях современного мира
и даёт толчок для смелого и выразительного осуществления целей искусства.
13

14.

Библиографический список
1. Оксана Маякова ««Подчиняйся!»: все, что нужно знать о художнике
Шепарде
Фейри»
//
daily.afisha.ru
:
Режим
доступа:
https://daily.afisha.ru/brain/14550-podchinyaysya-vse-chto-nuzhno-znat-ohudozhnike-sheparde-feyri/?ysclid=lft89gs9b513421175
2. Марина Анциферов ««Мои работы должны прорываться сквозь шум
города и беспокоить»: интервью с Шепардом Фейри» // daily.afisha.ru : Режим
доступа: https://daily.afisha.ru/brain/10169-moi-raboty-dolzhny-proryvatsya-skvozshum-goroda-i-bespokoit-intervyu-s-shepardom-feyri/
3. Том Тейхольц «Шепард Фейри: портрет художника» // www.forbes.com :
Режим
доступа:
https://www.forbes.com/sites/tomteicholz/2022/10/27/shepard-
fairey-portrait-of-the-artist/?sh=6dc15f4c1dbe
4. Влад Маслов «Трафаретная печати. Шелкография» // artchive.ru : Режим
доступа:
https://artchive.ru/encyclopedia/3866~Trafaretnaja_pechat'?ysclid=lfx30hl5va384394
163
14
English     Русский Правила