10.06M
Категория: РелигияРелигия

Вебинар по сравнительной антропологии

1.

Вебинар
по сравнительной
антропологии
16/04/21

2.

Выделение проблематики в теме,
в задании.
Пример: католический догмат о безошибочности Римского папы.
Проблематика: может ли один человек быть выразителем истины, которая
содержится в Церкви, вне зависимости от самой Церкви.
Пример: католический догмат о верховенстве Римского папы.
Проблематика: вопрос о первенстве в Церкви, нужен ли видимый единый
руководитель Церкви.
Проблематика текущей темы по антропологии:
взгляд на природу первозданного человека.

3.

Быт. 1:30
Быт. 8:21
…не буду больше проклинать
землю за человека, потому что
помышление сердца
И увидел Бог все, что Он
создал, и вот, хорошо весьма. человеческого - зло от юности
его.

4.

Проблематика, вопрос данной темы
Суть первозданной природы человека.
1.
Каким он был сотворен? Был ли в нем изъян? Если нет, то почему он пал?
2. Душа и тело. Роль тела.
3. Соотношение благодати и природы человека.

5.

Рим. 7:19, 22 Внутренний человек и внешний
• Рим 7:22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в
законе Божием, но в членах моих вижу иной закон,
противоборствующий закону ума моего и делающий меня
пленником закона греховного, находящегося в членах моих
• Рим 7:19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не
хочу, делаю

6.

Блаженный Августин:
• Единство души и тела, но в свете богословия ап. Павла о плоти и духе
располагает в душе начало стремления к добру, а в теле - ко злу. Душа - образ
Бога, тело из праха взято.
Подход восточных святых отцов:
• « по душе и по телу человек пребывал в благодатном состоянии. Все
его силы: и разум, и воля, и сердце – находились на высокой степени
совершенства, которая несоизмерима с состоянием этих способностей
после падения».
«По слову свят. Григория Нисского, человек для того и был создан
двусоставным, «чтобы земное сопревознеслось с Божественным….»
Согласно преп. Максиму, человек был призван сначала в себе самом
воссоединить всю совокупность тварного бытия: …соединить небо и
землю, чувственное и сверхчувственное. совершенно соединившись с
Богом, должен был сообщить обожение и всей твари.

7.

• Быт. 8:21
« ...то должен ты знать
истолкование сего изречения, а
именно, что не по природе
человек пристрастен к делам
предосудительным и не
вследствие тех естественных
понятий, какие вначале Богом
посеяны в уме нашем. Да не
будет сего! Но написано: «от
юности человека», – чем и
показывается, что сие худое
приобретено нами от
диавольскаго всеяния и что
легче всего склоняемся ко злу,
обольщаемые врагом; потому
что «враг человеке всея
плевелы», – говорит Господь в
Евангелии (Мф. 13:25-28).
(преподобный Нил Синайский)
«…стремление ко злу присуще человеку
(Быт 8:21) и что именно через тело
человек ощущает свою ограниченность
и слабость как тварь» /Анджело Скола
и др. // М., Богословская
антропология, с.163

8.

«Благодать дарованная в первозданном состоянии не
способна полностью излечить человека от его склонности ко
злу»
«C самога начала Бог дал человеку состояние, которое не
следует с необходимостью из его тварности, но полностью
даровано ему».
«Под категорией похоти христианское богословие
подразумевает беспорядочную склонность ….похоть коренится
в тварной природе человека»
Анджело Скола и др. // М., Богословская антропология
(католический источник)
Как же эта полярность
души и тела «чистой
естественности»
уравновешивалась? –
благодатью первозданной
праведности, благодаря
чему человек мог
находиться в дружбе с
Богом, в Его созерцании
(душой как вместилищем
божественного).

9.

Соотношение природы и благодати в
святоотеческом подходе
Протопресв. Иоанн Мейендорф, «на Востоке понятие благодати
отождествлялось с понятием причастности, благодать никогда не
воспринималась как тварный дар, но как участие в Божественной жизни».
Поэтому «в греческой патристике природа и благодать не
противопоставляются, но предполагают одна другую. Природа перестает быть
вполне естественной, если она отказывается от своего предназначения, то
есть общения с Богом и постоянного возрастания в познании
Непознаваемого» . Таким образом, хотя благодать и не является частью
человеческой природы и не входит в ее определение, тем не менее именно
состояние причастности Богу может быть названо для человека
естественным.

10.

Из святоотеческого богословия о соотношении
природы и благодати
• · Свят. Григорий Палама: «по Божественной благодати вложил Самого
Себя» в Свое создание.
• · По преп. Иоанну Дамаскину, «Бог сотворил человека...
превращающимся в Бога по причастию к божественному озарению, но
не переходящим в Божественную сущность».
(Догматическое богословие. Прот. Олег (Давыденков)

11.

Почему же человек пал?
Святитель Василий Великий. Беседы. Беседа 9 О том, что Бог не виновник зла
• началом и корнем греха от нас зависящее, наша свобода.
• Ибо если телесные твари не имели в себе присозданного зла, то умным тварям, которые столько
отличны чистотою и святостию, как иметь общую с злом самостоятельность?
• животные сотворены с таким устройством, какое им прилично по естеству, и введены в
жизнь с совершенными членами, бывают же больны, уклонившись от того, что им
естественно; либо лишаются здоровья или от худого корма, или от другой какой
болезнетворной причины. Следственно, Бог сотворил тело, а не болезнь. Поэтому же
Бог сотворил душу, а не грех. Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей
естественно. А что было для нее преимущественным благом? Пребывание с Богом и
единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и
многовидными недугами. Почему же в ней есть общая приемлемость зла? по причине
свободного стремления, всего более приличного разумной природе.

12.

Святитель Василий Великий. Беседы. Беседа 9.
О том, что Бог не виновник зла.
«»…Поэтому же Бог сотворил душу, а не грех. Повредилась же душа
уклонившисть от того, что ей естественно. А что было для нее
преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним
посредством любви. Отпав от него, она стала страдать различными и
многовидными недугами. Почему же в ней есть общая приемлемость зла? По
причине свободного стремления всего более приличного разумной природе.
Святой Николай (Кавасила), «Изъяснение Божественной литургии»:
«Грех есть болезнь свободы …и одним лишь существам разумным свойственно
оскверняться грехом».

13.

В чем трудность вопроса о сути первозданной природе человека ?

14.

Вебинар по средневековой
католической сотериологии
На слайде картина Ф. Анжелико «Изгнание из рая»

15.

Ансельм Кентерберийский
(1033/1034 – 1109)
Архиепископ и Учитель
Католической Церкви, один из
основоположников схоластики.
Причислен к лику святых в 15 веке
Католической Церковью.
«Юридическая» теория искупления.

16.

Грехопадение
Первозданный человек совершает преступление: наносит оскорбление
Богу, похищает Его честь - это первородный грех, вина за который
переходит на потомков Адама вместе с природой.
Бог гневается, отнимает благодать (которая сдерживала
противоречивость человеческой натуры).
Природа человека (исходя из католической антропологии) по своей сути
содержит борение души и тела, и в этом противоречивом
безблагодатном состоянии она оказалась и после грехопадения. В чем
разница с православием?

17.

«И выслал его Господь Бог из сада
Едемского, чтобы возделывать
землю, из которой он взят. И изгнал
Адама, и поставил на востоке у сада
Едемского Херувима и пламенный
меч обращающийся, чтобы охранять
путь к дереву жизни». Бытие (3:23).

18.

Как исправить ситуацию?
• Вернуть своими силами похищенную честь человек не может.
• Поскольку величие Божье безгранично, то возмещение ущерба должно
исходить тоже от Самого Бога, ограниченный человек сам не может
этого сделать.
• Но в преступлении участвовал человек, значит возвращение
похищенной чести должно происходить и от лица человечества тоже,
поэтому его приносит Богочеловек. Для этого воплощается Сын Божий
• («Cur Deus homo?» Почему Бог стал человеком? Ансельм
Кентерберийский)

19.

Как происходит удовлетворение Божественной
справедливости по Ансельму К.?
Христос был осужден на Крестную смерть вместо
грешного человечества, чтобы открыть тому доступ к
благодати».
(Давыденков О., прот. Догматическое богословие)
Тайна спасения описывается через разные образы в
Писании и святоотеческом богословии. Вспомним их.
Какой образ в центре теории Ансельма?

20.

Образы Искупления, которые соотносятся с этой теорией:
Образы Искупления/спасения, которые соотносятся с этой теорией:
• Выкуп (избавление)
• Агнец. Жертва (умилостивления, очищения).
• Оправдание
• ἀπολύτρωσις - «освобождение за выкуп».
«Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы
послужить и отдать душу Свою для искупления (цся-избавления)
многих» (МФ. 20-28),
«в Котором мы имеем искупление (цся – избавление) Кровию Его,
прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1:7)
Удовлетворение Божественной справедливости

21.

Ветхозаветные Жертвы.
Книга
Левит
• Лев. 1:4- 5 «и возложит руку свою на голову жертвы
всесожжения - и приобретет он благоволение, во
очищение грехов его, и заколет тельца пред Господом,
сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и
покропят кровью со всех сторон на жертвенник»
• Гл. 10,ст.17 «почему вы не ели жертвы за грех на святом
месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы
снимать грехи с общества и очищать их пред Господом»
• «И всякий священник ежедневно стоит в служении,
и многократно приносит одни и те же жертвы,
которые никогда не могут истребить грехов. 12 Он
же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел
одесную Бога» (Евр. 10:11)

22.

• Что значит Жертва Христова? Западное богословие: Один умер за
всех.
• Кому она приносится? Западное богословие: Отцу.
• Восточное богословие: «Крестная жертва приносится Господом
Иисусом Христом по Его человеческой природе (никак не по
Божеству), а приемлется всей Пресвятой Троицей – Отцом, Сыном и
Святым Духом»/прот. О. Давыденков.
• «Свят. Григорий Богослов пишет, что Отец принимает эту жертву не
потому, что Он ее требовал или как-то в ней нуждался, но по
домостроительству было необходимо «человеку освятиться
человечеством Бога». Иначе говоря, приятие жертвы Богом
осуществляется единственно ради спасения человека»/прот. О.
Давыденков.

23.

Из святых отцов Русской Церкви некоторыми «юридическими» терминами
пользовался святитель Феофан Затворник; в его толковании на послание к
Евреям Жертва приносится Богу Отцу:
«...Из этого ясно следует, что Бог отменяет первое, то есть законные
жертвы, и поставляет второе, то есть волю Отца - принесение на
кресте тела Христова. Этой - то Жертвой и освящаются христиане. По
этой воле Отца мы, христиане, были освящены: нам прощены грехи
наши, и мы стали безгрешными – святыми. Чем освящены? - Крестною
смертию, как единократною жертвою, принесенною за нас Богу Отцу
Иисусом Христом телесно. Вот потому- то жертва Иисуса Христа,
хотя и однажды принесенная за нас Богу Отцу, но соединенная с полною
преданностью Его воле, была угоднее Господу множества жертв
священников и возвысила Принесшего ее и освятила тех, за которых
была принесена». /Толковый Апостол. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, М.:
2008.

24.

«Почему Бог стал человеком?» Ансельм
Кентерберийский
«Он выкупил нас от греха, и от Своего гнева, и от
преисподней, и от власти дьявола, которого Он Сам
пришел победить ради вас (ибо мы сами не могли
[сделать этого]), и выкупил для нас Царство Небесное; и
совершив это таким образом, показал, какова Его любовь
к нам…
Гнев Божий - не что иное, как желание наказать» (гл. 6)2.
Но люди продолжают грешить и им за свои личные грехи
нужно приносить удовлетворение.

25.

• Что такое похищение чести? – непослушание, неподчинение воле Божьей,
грех. Что такое удовлетворение за грех? – возвращение похищенного,
причем больше взятого.
• «И недостаточно только лишь вернуть украденное: за нанесенное
оскорбление вернуть должно больше, чем было похищено. Так, если ктолибо повредит здоровью другого, то недостаточно, чтобы он лишь
восстановил здоровье - необходимо еще и некое возмещение за
оскорбление, причинившее страдания; равным же образом недостаточно,
если нарушивший честь другого лишь снова воздаст ее полностью - за
тяготу нанесенного бесчестия оскорбитель должен принести некое
возмещение, угодное тому, кого он обесчестил. Тут необходимо обратить
внимание на то, что когда некто возмещает неправедно похищенное, он
должен отдать еще и то, чего от него нельзя было бы требовать, если бы он
не похищал чужого. Следовательно, таким образом и должен всякий
грешник воздать Богу похищенную честь; в этом и заключается
удовлетворение, которым любой согрешивший обязан воздать Богу»(А.
Кентерберийский).

26.


Значит, нужно исследовать, как именно Бог прощает людям их грехи. А чтобы это было
яснее, рассмотрим сначала, что значит грешить и что значит воздавать удовлетворение за
грех.
А....грешить - это не воздавать Богу должного.
Б. А что должны мы Богу?
А. Воля разумного существа должна быть полностью подчинена воле Божией.
Б. Совершенно верно.
А. Это и есть тот долг, которым обязаны Богу ангел и человек; отдавая его, никто не грешит,
а не отдавая, грешит всякий. Это и есть праведность, или правильность воли, которая
делает людей праведными, или правыми сердцем, то есть волей (Пс. 35.11). В этом
заключается полностью вся честь, воздаянием которой мы обязаны Богу и которую Бог от
нас требует. ...Тот же, кто не воздает Богу должную честь, похищает у Бога Ему
принадлежащее и бесчестит Бога - а это и есть грех. Пока же похититель не возместил
ущерб похищения, он пребывает виновным. И недостаточно только лишь вернуть
украденное: за нанесенное оскорбление вернуть должно больше, чем было похищено.
Так, если кто-либо повредит здоровью другого, то недостаточно, чтобы он лишь
восстановил здоровье - необходимо еще и некое возмещение за оскорбление,
причинившее страдания; равным же образом недостаточно, если нарушивший честь
другого лишь снова воздаст ее полностью - за тяготу нанесенного бесчестия оскорбитель
должен принести некое возмещение, угодное тому, кого он обесчестил. Тут необходимо
обратить внимание на то, что когда некто возмещает неправедно похищенное, он
должен отдать еще и то, чего от него нельзя было бы требовать, если бы он не похищал
чужого. Следовательно, таким образом и должен всякий грешник воздать Богу
похищенную честь; в этом и заключается удовлетворение, которым любой согрешивший
обязан воздать Богу. / А. Кентерберийский «Почему Бог стал человеком?»

27.

Из Ветхого Завета:
«Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он
понадеется на свою праведность и сделает неправду, то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от
неправды своей, какую сделал. А когда скажу
беззаконнику: «ты смертью умрешь», и он обратится от
грехов своих и будет творить суд и правду, если этот
беззаконник возвратит залог, за похищенное
заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая
ничего худого, - то он будет жив, не умрет. Ни один из
грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал
творить суд и правду, он будет жив».(Иез. 33:13 -16).

28.

Прародители Адам и Ева совершили 1 ________, нанеся оскорбление Богу. В результате этого
люди рождаются «рабами греха». Только Бог может избавить человека от зла, причиненного
первородным грехом и иными личными грехами, поэтому послал в мир Сына Своего –
Богочеловека Иисуса Христа, Который принес Богу 2 ________за оскорбление, нанесенное
грехом, совершив Искупление – избавив человека от власти зла.
3 _________состоит в том, что Он принес Себя на Кресте за человеческий род в непорочную
жертву Отцу. Это жертвоприношение имеет искупительное, спасительное, очистительное и
возмещающее значение, ибо освобождает человека от власти греха, лечит его уязвленную
природу, терпит на его месте наказание за грех и приносит удовлетворение Богу за
оскорбление Ему, примиряя человека с Богом. Искупление является источником власти,
которую Христос силою Духа Святого имеет над Церковью.
Удовлетворение. Искупительная жертва Христа (Жертва умилостивления).
Первородный грех

29.

Сверхзаслуги, заслуги
Человек, получив в таинстве крещения исцеление от
первородного греха, для восполнения своего спасения
должен принести удовлетворение Божественной
справедливости за свои грехи, совершая добрые дела. За
добрые дела человек получает 1_____ – дары милости
Божией. Любовь Христа является источником всех заслуг
перед Богом. Благодать, объединяя человека со Христом
действенной любовью, придает добрым делам
сверхъестественные качества, делает их заслугой перед
Богом и людьми. Благодеяния, превосходящие необходимые
требования для спасения самого человека являются 2_____.

30.

Общение духовных благ. Сокровищница заслуг. Общение святых
Иисус Христос совершил множество добрых дел, которые не нужны
были Ему для спасения, преизобильные дела были у Божьей Матери,
множество сверхзаслуг у святых, которые называются духовными
благами.
Вся Церковь представляет собой 1______, между членами Церкви
существует взаимный обмен духовными благами, или 2 ______, в
котором добрые дела всех святых, которые, следуя за Христом и силою
Его благодати, освятились и исполнили поручение Отца, трудясь для
собственного спасения, также способствовали спасению своих братьев
в единстве мистического Тела. Все заслуги святых вместе с заслугами
Иисуса Христа и Божьей Матери составляют 3 ______.
Святые непрестанно ходатайствуют о людях перед Отцом, принося Ему
заслуги, приобретенные на земле через Единого Посредника между Богом и
людьми, Христа Иисуса. В свою очередь, христиане на земле воздают честь
святым на Небе.

31.

Мера. Удовлетворение. Епитимия. Индульгенция
• Восстав от греха, грешник должен восстановить свое духовное здоровье,
должен сделать еще что-то, чтобы исправить свою вину, принести
1________за свои грехи, которое называется 2_____. Многие грехи наносят
ущерб ближнему. Отпущение снимает грех, но оно не исправляет
беспорядка, вызванного грехом. Каждому греху соответствует своя 3._____.
• Епитимия, налагаемая духовником, должна принимать во внимание личную
ситуацию кающегося и искать его духовного блага. Можно получить
отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже
изглажена – 4.________. Она может быть частичной или полной, в
зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от
временной кары за грехи и может применяться для живых и умерших, при
определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как
распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из
сокровищница заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими.

32.

Чистилище. Оправдывающая (освящающая) благодать.
Смертный (тяжкий). Простительный (малый)
• Грех влечет за собой двойное последствие. 1_____(___) грех лишает общения с Богом, и
закрывает доступ к вечной жизни. С другой стороны, любой грех, даже 2____(___) ведет
к привязанности к творениям, от которой необходимо очиститься либо на земле, либо
после смерти, в состоянии, называемом 3________. Те, кто умирает в благодати и
дружбе Божией, но не совершенно очищенными, после смерти претерпевают
очищение, чтобы обрести святость. В чистилище души ничего не могут делать сами для
себя. Однако христиане на земле могут облегчить их участь, принося за них
Евхаристическую Жертву, молитвы, добрые дела и индульгенции.
• Всякий христианин, стремящийся к соединению с Богом получает 4_________—
онтологическое сверхъестественное качество, которое исцеляет душу от греха и ведет
ее к обожению, постоянный дар, устойчивое и сверхъестественное расположение,
совершенствующее душу, чтобы сделать ее способной жить с Богом и действовать через
Его любовь. Она бывает постоянная, как непрекращающееся расположение жить и
действовать по зову Божию, и актуальная, как Божие вмешательство в процессе
освящения.

33.

Положительные и отрицательные стороны теории искупления. Могут ли
использоваться юридические образы в православном богословии?
Как понимать «антропоморфизмы» Священного Писания?

34.

Из Ветхого Завета:
« Так говорит Господь Бог: беда единственная, вот, идет беда. 6 Конец пришел, пришел конец, встал на
тебя; вот дошла, 7 дошла напасть до тебя, житель земли! приходит время, приближается день смятения, а
не веселых восклицаний на горах. 8 Вот, скоро изолью на тебя ярость Мою и совершу над тобою гнев
Мой, и буду судить тебя по путям твоим, и возложу на тебя все мерзости твои. 9 И не пощадит тебя око
Мое, и не помилую. По путям твоим воздам тебе, и мерзости твои с тобою будут; и узнаете, что Я
Господь каратель». (Иез. 7:5-9)
«Однако ж Господь не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал
гнев Его на Иуду за все оскорбления, какими прогневал Его Манассия. 27 И сказал Господь: и Иуду
отрину от лица Моего, как отринул Я Израиля, и отвергну город сей Иерусалим, который Я избрал, и дом,
о котором Я сказал: "будет имя Мое там"(Четвертая книга Царств, глава 23:26-27).
«Тех, кому случится читать эту книгу, прошу не страшиться напастей и уразуметь, что эти страдания
служат не к погублению, а к вразумлению рода нашего. Ибо то самое, что нечестивцам не дается много
времени, но скоро подвергаются они карам, есть знамение великого благодеяния. 14 Ибо не так, как к
другим народам, продолжает Господь долготерпение, чтобы карать их, когда они достигнут
полноты грехов, не так судил Он о нас, чтобы покарать нас после, когда уже достигнем до
конца грехов. Он никогда не удаляет от нас Своей милости и, наказывая несчастьями, не
оставляет Своего народа. Впрочем, пусть будет это сказано на память нам: после этих немногих слов
возвратимся к повествованию». (Вторая книга Маккавейская. Гл.6, 12-17).

35.

Из Нового Завета:
«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков,
подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18)
«Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего
мира» (1 Ин.2:2)
« В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына
Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10) .
В цся не умилостивление, а очищение.

36.

Лопухин в толковании на Ис.40:1
«Божественная любовь и милосердие всегда препобеждают Его
правосудие, и при малейшей же попытке блудного сына раскаяться
Небесный Отец не только с радостью его принимает, но и оказывает
ему усиленные знаки внимания. В частности, с наибольшей ясностью
смысл этих слов раскрывается по отношению к новозаветной эпохе,
когда Бог Отец проявил к народу Божию (новозаветной церкви) двоякую
милость: во-первых, чрез усвоение плодов Крестной смерти Спасителя
мира, Он даровал нам прощение грехов; а во-вторых, чрез получение
благодатных даров Святого Духа в таинствах Церкви открыл нам
возможность высокого, положительного совершенства». (выделение
шрифтом мое)

37.

Заслуга и оправдание.
Разбор полемики Католической
Церкви и Реформации
по фрагменту труда патр. Сергия
(Страгородского, 1867 – 1944)
«Православное учение о спасении».

38.

Становление праведным (оправдание):
Доброе дело -> заслуга -> получение благодати
(сверхъестественный дар, подаваемый внутрь) ->
святость -> прощение грехов и оправдание.
Епитимья, индульгенция тоже внутри этого пути ...
Заслуга
приобретаются
добрыми делами.
Святость - тоже
заслуга, за которую
дается прощение
грехов и
провозглашение
оправданным.
Критика Реформации:
Человеческие заслуги умаляют подвиг Христа, только о
Его заслуге можно вести речь.
Спасение и благодать даруются, а не заслуживаются.
Бог суверенен.
Добрые дела не имеют сотериологической значимости,
но необходимы как благодарность Богу, как следствие
оправдания. Бескорыстное доброделание. Сначала
оправдание, потом добрые дела.
Обвиняли в пелагианстве католическую Церковь.
Сначала действие человека, а потом благодать?
Действие человека первично?

39.

Католическая Церковь попыталась решить вопрос так, чтобы 1) сохранить
свободу человека, 2) чтобы благодать подавалась даром без умаления заслуги
Христа, 3) чтобы оправдание имело не только внешнюю сторону, но и реальное
внутреннее облагодаствование 3) чтобы спасение было обусловлено делами.
Возникла дилемма:
как понимать
обусловленность
спасения
доброделанием,
если оно не должно
быть заслугой пред
Богом? Выход:
Католичество таким образом идет навстречу, но одновременно нужно остаться
на позиции, что добродетель необходима не только вследствие спасения, но и
как условие его достижения. Кроме того Реформация оставила только внешнюю
сторону оправдания – объявление человека прощенным и праведным, но без
внутреннего обновления человека, и это Католическую церковь не устраивало.
Решение: Сначала произвольное вселение/влитие оправдывающей благодати
(infusia gratiae), вне зависимости от внутреннего состояния человека – таким
образом поддерживается идея Реформации «оправдание даром по благодати».
infusia gratiae (влитие благодати и оправдание, некоторая степень святости) ->
добрые дела,заслуги ->увеличение святости

40.

«Все оправдание,- говорит
Фома Аквинат, первоначально состоит в
gratiae infusione. ... В
отличие от реформатского
внешнего для души
«судебного» решения «мы
получаем здесь некоторое
сверхъестественное
превращение,
происходящее в самой
душе» ... «Отложение
ветхого и облечение в
нового человека,
Klee»/патр. С.
Страгородский.
Казалось бы выход найден, и вопрос решен: и
заслуга Христа не умалена и сохранено оправдание,
как реальное внутреннее изменение.
Но если оправдание это действие Божие в человеке
от него не зависящее, то как объяснить его появление
в человеке?
Возможный ответ - предшествующая вера. Но вера
по ценности не соответствует дару святости,
подаваемому в оправдании. Иначе вера будет
орудием восприятия заслуг Христа и оправдание
будет только внешним, декларированным (как в
Реформации). Католичество не могло с этим
согласиться, нужно было участие человека в
спасении.

41.

Выход: теория
увеличения
святости,
полученной в
оправдании в
последующей
жизни
посредством
доброделания.
• Действие Бога: Сначала влитие оправдывающей
благодати (infusia gratiae) через Христа в Крещении и
некоторой степени святости; затем
• действие человека (и помощи Божьей):
последующее сохранение и увеличение святости путем
доброделания, чтобы получить еще большую награду.
Приращение святости.
• Доброделание при этом - обнаружение вовне уже
«вложенной» святости. Бог, видя доброделание,
прибавляет награду той святости праведности, которой
он влил при оправдании(т. е. в Крещении), и у человека
появляется возможность совершать еще больше добрых
дел, чтобы заслужить приращение святости.
/патр. Сергий Страгородский

42.

Но проблема остается:
поскольку речь о
воздаянии в теории о
приращении святости то
опять ...заслуга.
Отношение труда и
наград по
справедливости требует
равенства, но отношение
человеческого
доброделания и вечного
блаженства не
сопоставимы, равенства
не имеют. Выход
Выделение двух типов заслуг: буквально и в переносном
смысле
De condigno и de congruo (человеческая заслуга)
Реформация посчитала это уловкой и скрытым
пелагианизмом, т. к. все равно ... ЗАСЛУГА!
Решение: дело человека это дело влитой праведности
Христа, воля - только восприемник, Божественное действие
предохранено от примеси человеческой нечистоты, поэтому
de congruo может считаться de condigno.

43.

Казалось бы,
выход опять
найден ...
«Признание заслуги человека не противоречит и
спасению единым Христом, поскольку оставляет
силу и значение заслуги Иисуса Христа в ее
полной неприкосновенности».
Но возникает вопрос если дела человека не
его собственные, то в чем его заслуга и откуда
его право на награду?
Выход: человеческая заслуга не безусловно
чистая заслуга. Воля- вторая причина делания,
она - проводник благодати, которая первична.
Все от благодати, ей принадлежит начало
движения.
Но вопрос заслуги (т. е. небескорыстного
доброделания) это не снимает.

44.

Ответ католической стороны (как упрек
позиции Реформации):
Непризнание заслуги проистекает из отрицания свободы
человека по отношению к Божественной жизни, и что в деле
оправдания и освящения человек пассивен.
Заслуга же подчеркивает, что человек свободно идет
навстречу благодати и самодеятельно участвует в
совершении добра.

45.

Критика патр. Сергия учения о «влитой
благодати»
Влитая в человека праведность это независимо от него
самодвижущееся и самодействующее свойство ...терпит рядом с собой
свободу только в качестве второй причины, допускает следовательно
только призрак свободы, вместе с чем по идее должна отрицаться идея
заслуги.
Более обстоятельно об этой полемике вокруг заслуги можете прочить в
труде патр.Сергия «Православное учение о спасении», фрагмент
которого есть в «Хрестоматии православных авторов». В презентации
конспект по п.2 ,со стр. 264. Цитаты в этом разделе приведены из него.

46.

Благодарю за
внимание!
Доброй
ночи!
English     Русский Правила