13.33M
Категория: ИскусствоИскусство

Классицизм. Искусство классицизма в Европе и России

1.

Классицизм
Выполнил: Шепелев Сергей Павлович
Группа: 2Дз 6к
Дисциплина: История искусств

2.

Характеристика
Классицизм (фр. classicisme, нем. Klassizismus от лат. classicus — образцовый) —
художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX
веков. Специалисты по истории и теории искусства разделяют понятия: классика,
классический, классицизм как художественное направление и порождаемые этим
направлением исторические и историко-региональные классицистические стили.
Классицизм является мировоззрением, идеологией, отражающей естественное
стремление человека к красоте, целостности, простоте и ясности содержания и формы.
Чаще эти идеалы находили в искусстве античной классики, поэтому в обыденном
сознании эстетика классицизма связана с обращением к античному наследию. На этой
основе возникают различные эстетические концепции, художественные стили, течения
и школы, складывается творчество отдельных мастеров. Художественные стили
классицизма (здесь этот термин употребляется в родительном падеже) значительно
различаются в зависимости от обстоятельств, места и времени их возникновения.
Таковы римский классицизм начала XVI века, французский классицизм XVII века,
западноевропейский неоклассицизм второй половины XVIII века, русский
(екатерининский) классицизм того же периода, романтический классицизм начала
XIX века, неоклассицизм в искусстве модерна и новеченто рубежа XIX—XX веков,
новый классицизм постмодерна XX—XXI веков.

3.

Представители
Самые известные художники-классицисты: Никола Пуссен, Клод Лоррен, ЖакЛуи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов. Скульпторы: Антонио
Канова, Бертель Торвальдсен.
Архитекторы: Клод Перро, Андре Ленотр, Кристофер Рен, Дж. Кваренги, Чарлз
Камерон, Василий Баженов, Матвей Казаков.
Скульпторы:Жан Гудо, Кллоде Гоннео, Николя Пуссен, Давид, Жан Энгра
Русские представители: Ф. Щидрин, С. Щидрин, Мартое, Рокотов, Алексеев,
Ласенко, Левитский, Баровиковский, М. шибанов

4.

Архитектура
Главными чертами архитектуры классицизма, как
западноевропейского, так и русского, является
стремление к ясности и простоте, проявляющееся в
симметрии,
тектоничности
композиции
и
рациональном пропорционировании. Архитектуре к
лассицизма
в
целом
присущи
принципы
регулярности. Поэтому основой архитектурного
языка классицизма стал архитектурный ордер и его
разновидности, заимствованные из античного,
главным образом римского, наследия: тосканский,
ионический,
коринфский
и,
в
особенно
торжественных случаях, композитный.
Особняк Остерли-парк, Лондон. Архитектор Р.
Адам
Вилла Ротонда
(Альмерико-Капра) близ
Виченцы. 1556—1567.
Архитектор А. Палладио
Постройка королевской
солеварни Арк-э-Сенан
идеального города Шо.
1770-е гг. Проект
архитектора К.-Н. Леду
Вальхалла близ
Регенсбурга, Бавария.
1830—1842. Архитектор
Лео фон Кленце
Собор Дома инвалидов в Париже.
1693—1706. Архитектор Ж. АрдуэнМансар

5.

Живопись
Интерес к искусству античной Греции и Рима сохранялся в
Средневековье, но с наибольшей силой проявился в эпоху
Возрождения, когда художники, обращаясь к формам, мотивам и
сюжетам античности, пытались найти в них актуальное
содержание и новые идеи.
Архитектор и теоретик искусства
Леон Батиста Альберти ещё в
середине
XV
века
сформулировал
основные
принципы
искусства
классицизма, в полной мере
проявившиеся
в
начале
следующего столетия, в период
так
называемого
римского
классицизма начала XVI века, в
творчестве Донато Браманте и
Рафаэля Санти, в частности в
композиции фрески «Афинская
школа» (1511), и в других
росписях Станц Рафаэля в
Ватикане.
Н. Пуссен. Танец под музыку времени.
1634—1636. Собрание Уоллеса, Лондон
Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев.
1784. Лувр, Париж
Коронация Наполеона в соборе НотрДам 2 декабря 1804 года

6.

Портрет мадам Рекамье
Жак-Луи Давид
Живопись, 1800
Смерть Марата
Жак-Луи Давид
Живопись, 1793
Клятва Горациев Жак-Луи Давид Живопись, 1784
Офелия, Александр Кабанель
Живопись, 1883
Клеопатра
высаживается
в Тарсе
Клод Лоррен

7.

Скульптура
Стимулом развития классицистической скульптуры в середине
XVIII века послужили эстетическая теория И. И. Винкельмана,
археологические
находки
в
раскопках
древних
городов
Геркуланума и Помпей, открытие для публики частных коллекций
римских меценатов и создание первых публичных музеев античной
скульптуры в Италии, расширившие познания современников об
античном искусстве. На грани барокко и классицизма развивалось
творчество французских скульпторов «большого стиля» (фр. Grand
Manière) эпохи Людовика XIV, работавших в Версале, и их
последователей: Ф. Жирардона, А. Куазево, П. Пюже, Ж.-Б. Тюби,
Ж.-Б. Пигаля, Гийома Кусту Старшего, Ж.-А. Гудона. Среди
скульпторов французского классицизма выделяются Этьен Морис
Фальконе, автор прославленного «Медного всадника» в СанктПетербурге
(1766—1782),
скульптуры
«Зима»
(1771),
очаровательных камерных статуэток из бисквита (неглазурованного
фарфора).
А. Канова.
Амур и
Психея.
1787—1793.
Лувр, Париж
A. Канова. Наполеон Бонапарт. 1806.
Пинакотека Брера, Милан
Б. Торвальдсен. Ганимед,
кормящий орла Зевса. 1817.
Музей Торвальдсена, Копенгаген
English     Русский Правила