6.96M
Категория: ФилософияФилософия

Теории самоорганизации как основа постнеклассической науки

1.

Теории самоорганизации
как основа
постнеклассической науки
В ы полни ла : с т уде н т к а
г руп п ы 3 Н О 11
Майорова Дарья
<

2.

Введение
С 80-х годов прошлого века неклассическая наука, сложившаяся на рубеже XIXXX веков, сменяется постнеклассической наукой с выходом на понятие
постнеклассической рациональности. Рождается новый тип знания,
принципиально отличный от того, который принято называть классической
наукой или наукой Нового времени.

3.

Ф О РМ И РО ВА Н И Е
П О СТ Н Е К Л АС С И Ч Е С К О Й
Н АУ К И .
Во второй половине XX в. в науке произошли изменения, позволившие говорить о новом,
постнеклассическом, этапе ее развития. Среди отечественных авторов один из первых систематизировал
черты постнеклассической науки В. С. Степин, выделив следующие признаки постнеклассического этапа:
изменение характера научной деятельности, обусловленное революцией в средствах получения и хранения
знаний (компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством и т.п.);
распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ;
повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей; изменение самого
объекта - открытые саморазвивающиеся системы; включение аксиологических факторов в состав
объясняющих предложений; использование в естествознании методов гуманитарных наук, в частности,
принципа исторической реконструкции.

4.

В итоге, в "науке второй половины XX в. обозначились человеческие ориентации" как в методах
исследования, так и во внешнем общекультурном и философском осмыслении. Вышли обобщающие работы,
в которых современная научная деятельность, принципы, установки науки характеризовались существенно
изменившимися.
В основу этих философско-методологических поисков положены реальные феномены становящейся науки. В
исследованиях И. Пригожина, Г. Хакена, Э. Янча, У. Матураны и др. формируется эволюционносинергетическая парадигма. Ф. Капра говорит о парадигме системности, представленной работами Дж. Чу, Г.
Бэйтсона, Д. Бома, Э. Ф. Шумахера, И. Пригожина, Э. Янча и др. Методологи выделяют тенденции
экологизации и гуманизации науки. Экологическое (энвайроментальное) направление постнеклассической
науки объединяет А. Нэсса, Б. Девала, Дж. Сешенса, Б. Каликотта, Л. Н. Эвердена, Б. Токкара, Ю. Харгроува
и др. гуманизация проявляется в естественных науках через экологизацию мышления, через анализ языка,
через психоанализ. Конкретизируем черты постнеклассической науки.

5.

Синергетика –
новое научное
направление, изучающее
общие принципы и формы
самоорганизации материи.
СИНЕРГЕТИКА КАК
Н О ВО Е Н АУ Ч Н О Е
Н А П РА ВЛ Е Н И Е
Синергетика использует математические модели для описания нелинейных процессов самоорганизации.
Синергетика устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе, какого
типа нелинейные законы управляют этими процессами и при каких условиях, выясняет на каких стадиях
эволюции хаос может играть позитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен.
Однако применение синергетики в исследовании социальных процессов ограничено в некоторых
отношениях:
Удовлетворительно поняты, с точки зрения синергетики, могут быть только массовые процессы. Поведение
личности, мотивы ее деятельности, предпочтения едва ли могут быть объяснены с ее помощью, так как она
имеет дело с макросоциальными процессами и общими тенденциями развития общества. Она дает картину
макроскопических, социоэкономических событий, где суммированы личностные решения и акты выбора
индивидов. Индивид же, как таковой, синергетикой не изучается.

6.

М И РО ВО З З Р Е Н Ч Е С К И Е О Р И Е Н ТА Ц И И В СО В Р Е М Е Н Н О Й
Н АУ К Е
Существует известный парадокс: чем больше мы знаем, тем шире область непознаваемого. Наука никогда не
стремилась превратить свои знания в догмы и всегда исходила из установки, что любая научная теория, какой
бы неопровержимой она ни казалась, может быть изменена в связи с изучением еще непознанных явлений.
Современные мировоззренческие установки, опираясь на развитие квантовой физики, релятивистской
космологии, а также генетики, предполагают новый взгляд и переосмысление таких категорий, как
необходимость и случайность, причина и следствие, часть и целое. Изменение мировоззренческих ориентации
происходит под влиянием изучения наукой таких сложных природных комплексов, в функционирование
которых включен сам человек, т.е. «человекоразмерных» систем. К их числу относят медико-биологические
объекты, объекты экологии, объекты биотехнологии, генной инженерии, системы «человек — машина»,
сложные информационные комплексы, системы искусственного интеллекта.Совокупные достижения
современной науки внедряют в мировоззрение современника идею необратимости, нелинейности развития,
идею альтернативности, вариабельности и сценарного подхода. Механизм бифуркации, т. е. неединственности
продолжения развития, сочетается с принципом саморегуляции. Значимым оказывается принцип
корпоративных эффектов. Очень многие современные мировоззренческие принципы получили признание
благодаря распространению синергетики как теории самоорганизации.

7.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, к главным характеристикам современной
постнеклассической науки можно отнести следующие:
1. Широкое распространение идей и методов синергетики. – теории самоорганизации и
развития систем любой природы.
2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального
всестороннего взгляда на мир.
3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т. е.
сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого.
4. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных
комплексных подходов в его изучении
и т.д.

8.

СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ
English     Русский Правила