7.63M
Категория: МифологияМифология

Синергетический подход в мифологии

1.

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В МИФОЛОГИИ
Конспект статьи А. С Малковой
«Мифологические сюжеты как результат самоорганизации»
https://spkurdyumov.ru/art/mifologicheskie-syuzhety-kak-rezultatsamoorganizacii/

2.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ.
ВОЗМОЖНО ЛИ ПОСТАВИТЬ ИХ РЯДОМ?
СИНЕРГЕТИКА (греч. совместная
деятельность) – наука о
самоорганизации сложных
систем.
Сложная система – большое
количество однородных
микрочастиц. Эти частицы
активны, т.е. находятся в
постоянном хаотическом
движении.
ПОРЯДОК ИЗ ХАОСА – ВОТ СУЩНОСТЬ
СИНЕРГЕТИКИ
2

3.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
МИФОЛОГИЯ –
колыбель культуры,
науки, религии.
Это первая попытка
самоопределения и
самовыражения
человеческой
личности.
3

4.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Синергетика описывает механизм самоорганизации
сложной системы.
Если воздействие внешней силы устойчиво, то система
стремится адаптироваться к этому воздействию.
Направленное движение частиц увлекает
за собой всё новые массы. В среде
создаются стабильные потоки.
Так идёт самоорганизация.
Если изменения внешней силы сильные,
то траектории потоков меняются,
приспосабливаются к новым условиям.
Оформившиеся потоки оптимально
соответствуют внешним условиям.
4

5.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Зачем сближать мифологию и синергетику?
Синергетика первая из эволюционистских
теорий в истории человечества
переключилась с поисков конечной цели на
глобальные изменения.
Синергетическое мировоззрение призывает
за частным и случайным видеть всеобщее.
А всеобщее мыслить не абстрактно,
«вообще», а совершенно конкретно, через
конкретные события и вещи.
5

6.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Синергетика, рассматривая сложные системы, смещает
акцент с их содержания на изменение, на «механику».
Внешний облик структур – результат приспособления
частиц к окружающей среде. Сам по себе облик, форма,
не несет никакой разумной, справедливой,
предначертанной свыше идеи. Меняются внешние условия
– перестраивается вся система.
Перестройка системы не зависит от
того, насколько слаженно и
эффективно всё работало прежде.
С точки зрения синергетики нет
систем хороших или плохих.
Бывают системы, организованные
оптимально и не оптимально.
6

7.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
У применения синергетики к
мифологии есть немало критиков.
Миф – многогранный, многоуровневый
материал, с исключительной по
значимости долей субъективного,
подсознательного, иррационального.
Допустим ли нему механистический
подход?
Обвинения в формальности
синергетического метода не вполне
оправданы.
7

8.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
ОБРАТИМСЯ К
МИФОЛОГИИ
8
Основной вопрос
фольклористики –
разгадка феномена
удивительного подобия
сюжетов и образов
мифологий разных
народов мира.
Исследователи предположили, что одинаковые сюжеты
действительно могут зарождаться в разных культурах
совершенно независимо. Сходство обусловлено тем, что
их автором является человек.
8

9.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Содержание сюжетов – это вариации на вечные, общие
для всего человечества темы:
родственные отношения,
добыча пищи и культурных благ,
защита от внешних угроз,
объяснение миропорядка,
актуализация базовых эмоций: страха,
полового влечения, голода, агрессии и т.п.
Сходство, основанное на этих факторах, называют
«типологическим». Сюжеты могут происходит из недр
одной культуры, могут происходить из других культур.
Они хранятся в памяти народа, передаются устно, лишь
немного меняясь в деталях. Однако по сути своей эти
сюжеты остаются неизменными.
9

10.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Рассмотрим картину развития фольклорной
традиции, какой она предстает в свете последних
исследований.
Одно из существенных отличий культуры
долитературного периода от культуры
современной – способы хранения информации.
Фольклор передается изустно .
На этот фактор обращали внимание многие
исследователи. Да, это фактор технический.
Но влияние его на содержательный аспект
культуры может оказаться колоссальным.
10

11.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Здесь на первый план
выходит сказительрассказчик. Однобокое
представление о носителе
фольклора как о контейнере
для текстов неверно.
Что существует для чего?
Люди для фольклора или
фольклор для людей?
Эти вопросы не праздные.
Сказитель воспроизводит
тексты не механически.
Носитель фольклорной
традиции если и имеет цель
«хранить предания
предков», то небольшую.
11

12.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Рассказчик «оживляет»
фольклор, просто
пользуясь им. В
повседневной жизни
немало причин, больших
и малых, чтобы спеть
песню. Чтобы рассказать
историю – забавную,
страшную,
назидательную. Чтобы
вспомнить наставление
стариков, задуматься о
загробной жизни.
12

13.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Единственное
хранилище
традиции –
память. Память
влияет на объём и
содержание
хранимой
информации.
Механизмы
передачи текстов
зыбкие,
ненадежные.
13

14.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Дети слышат уже не
совсем те песни и
сказки, что их родители.
В каждом новом
поколении фольклорные
тексты обновляются.
14

15.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Фольклор живет в
личном контакте
рассказчика и
слушателя.
Собиратели знают,
насколько важны для
содержательного
качества записи дар
сказителя,
доброжелательность
установившихся с
Все вышесказанное говорит о том,
ним отношений,
насколько существенна для
доверительность
фольклора внетекстуальная,
обстановки.
человеческая, тесно связанная с
живой жизнью составляющая.

16.

Сказитель подстраивается под своего слушателя,
старается учесть его вкусы, пожелания. Это тоже влияет
на текст.

17.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Так из подвижной почвы фольклорной
традиции вырастают отточенные очертания
классических мифологических сюжетов.
Явление парадоксальное с точки зрения
здравой логики. Но закономерное с позиции
теории самоорганизации, объясняющей
«рождение порядка из хаоса».
Такова суть синергетического подхода в
мифологии.
Синергетическая гипотеза в мифологии ещё
не доказана. Однако она предлагает новый
взгляд на фольклор как на процесс
самоорганизации.
17

18.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Похоже функционирует и
фольклорная традиция.
Импровизация, забывание
«расшатывают» сюжетный фонд.
Но именно благодаря им появляются
новые, более удачные варианты
фольклорных произведений, которые
запоминаются и воспроизводятся
снова.
18

19.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Синергетика рассматривает фольклорную
традицию не как механическое поддержание
застывшей формы, а как развитие, постепенное
становление, как медленное оттачивание,
совершенствование сюжетов, жанров.
Отправной точкой для формирования будущего
сюжета вполне может быть быт. Жизнь
фольклорного сюжета, согласно
синергетическому подходу, непрерывное его
развитие, становление.
19

20.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Случайно возникшие «плохие» варианты забываются:
каждый сказитель стремится не просто рассказать, а
«хорошо» рассказать. Так мифологический материал
непрерывно обновляется, отбирается.
20

21.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Сюжет, оторвавшись от породившей его реальности, попадает
в пространство мифологии. Здесь он начинает своё развитие,
но уже по законам поэтики, а не практического опыта. Часто
именно в фантастической составляющей, а не в бытовых
подробностях, сходятся сюжеты разных мифов.
21

22.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Так, прообразом Мирового
Древа могло быть и обычное
дерево. У скандинавов –
ясень, у китайцев –
шелковица, у тюркских
народов – тополь. Однако в
мифах с удивительным
постоянством проявляются
не свойства дерева как
растения. А совершенно
фантастическая мысль о
том, что дерево может быть
мостом между мирами.
22

23.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Каждое общество создаёт
мифологию, исходя из задач,
которые приходится решать
ему каждодневно. Общество
влияет не на текст мифа как
таковой. Оно влияет на
«систему координат», исходя
из которой этот текст
получает толкование.
Миф – не просто отражение
реальности. Миф –
порождение реальности.
23

24.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Подтверждают это многочисленные
заимствования в мифологиях разных народов.
Но эти заимствования никогда не бывают
абсолютными. Культура не терпит внутри себя
инородных элементов.
Переселение, появление новых соседей,
войны, природные катаклизмы... – все эти
события меняют сюжетный фонд.
Вот одна фольклорная традиция распалась на
части. Каждая часть начинает существовать
отдельно, в своём географическом и
культурном ареале. Так идёт расподобление
мифологий.
24

25.

Вариативность и забывание также расшатывают мифы
и сказки. Расхождение между фольклорными традициями
растет и в условиях культурной изоляции народа.
25

26.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
Процесс расхождения, расшатывания в
синергетике называется нарастанием
хаоса.
Потеря культурного контакта ведёт к
непохожести.
Напротив, усиление культурных связей
работает на взаимопроникновение,
обогащение и, в конечном счёте, на
сходство культур.
26

27.

ВЫВОДЫ ИЗ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО
ПОДХОДА В МИФОЛОГИИ
1. Синергетика представляет картину
зарождения и поддержания мифологии
как процесс самоорганизации. Это
процесс того, как общество само, изнутри
себя, создает подходящую ему духовную
среду.
2. Духовная среда создаётся не
сознательно, не рационально.
Формирование её идёт через медленный
отбор жизненного материала, методом
проб и ошибок. Быт, эмоции,
практический опыт – всё это формирует
культуру.
27

28.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
ВЫВОДЫ ИЗ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО
ПОДХОДА В МИФОЛОГИИ
3. Причины сходство сюжетов –
человеческая психология, а также
природные условия. Но сходство
проявляется не в момент зарождения
сюжета. Сюжет складывается в ходе
развития культуры. Более того, в моменте
зарождения сюжета как такового и не
существует.
4. Каждое воспроизведение текста по сути
своей его маленькое рождение. Классические
сюжеты можно определить как «самые
хорошие», потому как они возникли в результате
многотысячелетнего оттачивания.
28

29.

СИНЕРГЕТИКА И МИФОЛОГИЯ
ВЫВОДЫ ИЗ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО
ПОДХОДА В МИФОЛОГИИ
5. Единственный носитель фольклорных
сюжетов – человеческая память. Сюжеты
передаются устно из поколения в поколение,
их помнят даже тогда, когда всё забылось.
6. Синергетика придает большое значение
функциональной стороне мифа,
подчеркивает влияние «механики» на
содержание текста в ходе его трансляции.
29

30.

THE END
English     Русский Правила