13.02M
Категория: МифологияМифология

«Шримад-Бхагаватам» (Песнь Третья – «Статус кво»)

1.

БХАКТИ-ВАЙБХАВА
(КУРС МАГИСТЕРСКОГО ВАЙШНАВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
«Шримад-Бхагаватам»
(Песнь Третья – «Статус кво»)

2.

СТРУКТУРА ТРЕТЬЕЙ ПЕСНИ

ТЕМА
ГЛАВЫ
1
Беседа Уддхавы и Видуры
1-4
2
Обсуждение сарги и висарги
5-12
3
Игры Господа Варахи
13-19
4
Краткое изложение висарги
5
Игры Господа Капилы
21-24
6
Учение Господа Капилы
25-33
20

3.

ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА
«КАРДАМА МУНИ ОТРЕКАЕТСЯ ОТ МИРА»

4.

Структура двадцать четвертой главы
РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.24.1-8.
Явление Господа Капилы
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.24.9-20.
Прославления Брахмы
РАЗДЕЛ 3. Шлоки 3.24.21-25.
Замужество дочерей Кардамы
РАЗДЕЛ 4. Шлоки 3.24.26-40.
Молитвы Кардамы
РАЗДЕЛ 5. Шлоки 3.24.41-47.
Уход Кардамы в лес

5.

Связь глав:
В конце двадцать третьей
главы
Третьей
Песни
«Бхагаватам»
Девахути
сетовала на отсутствие сына,
который заботился бы о ней
после отречения Кардамы.
В двадцать четвертой главе
описывается явление Господа
Капилы, сына Девахути.

6.

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.24.1-8. Явление Господа Капилы
3.24.1 – вспоминание о словах
Господа (3.21.32, Вишванатха)
3.24.2-4
Муни

обещание Кардамы
3.24.5 – принятие мужа как гуру
(Прабхупада)
3.24.6 – вхождение Господа в
«семя» (вирья – сила бхакти:
Джива, Вишванатха) Кардамы и
лоно Девахути. Прабхупада: семя
буквально.
3.24.7-8 – ликование полубогов и
др.

7.

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.24.9-20. Прославления Брахмы
3.24.9 – прибытие Брахмы
3.24.10-11 – ликование Брахмы (Джива)
3.24.12-13 – прославление Кардамы как
сына и ученика
3.24.14-15
Кардамы

прославление
дочерей
3.24.16-17 – прославление Господа
Капилы: гьяна (знание о Брахмане –
Вишванатха, теория – Прабхупада) и
вигьяна (знание о Бхагаване –
Вишванатха, практика – Прабхупада)
3.24.18-19 – прославление Девахути, два
Капилы («Падма-пурана», Джива)
3.24.20 – уход Брахмы

8.

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 3.24.21-25. Замужество дочерей Кардамы
3.24.21 – реплика Майтреи
3.24.22-24 – девять дочерей
(сати-целомудрие, Джива)
Кардамы и девять мудрецов
3.24.25 – прощание с
Кардамой и возвращение
мудрецов в личные обители

9.

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 3.24.26-40. Молитвы Кардамы
3.24.26 – уединение Кардамы с Господом
3.24.27-29 – 3 типа упасаков (Вишванатха):
1) девата-упасаки (3.24.27), 2) брахмаупасаки (3.24.28), 3) бхагавад-упасаки
(3.24.29)
3.24.30-31 – превосходство бхакти над
гьяной (Вишванатха)
3.24.32 – 6 достояний Господа
3.24.33 – предание Кардамы Муни
3.24.34 – просьба Кардамы об отречении
(несовместимость дасьи и ватсальи,
Вишванатха)
3.24.35-40 – ответ Господа. Два типа
Писаний (Вишванатха, 3.24.35):
1. Лаукика («Ману-самхита») – быть с
женой
2. Алаукика («Бхагаватам») – отречься

10.

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 3.24.41-47. Уход Кардамы в лес
3.24.41 – уход Кардамы в «лес»
(Прабхупада)
3.24.42

обет
«молчания»
(Прабхупада) и странствия Кардамы
Муни
3.24.43-44 – достижение Брахмана
через гьяна-мишра-бхакти (Джива)
3.24.45 – достижение премы через
шуддха-бхакти (Джива)
3.24.46 – уттама-адхикара Кардамы
Муни (Прабхупада)
3.24.47 – достижение
Муни духовного мира
Кардамой

11.

ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ ГЛАВА
«ВЕЛИЧИЕ ПРЕДАННОГО СЛУЖЕНИЯ»

12.

Структура двадцать пятой главы
РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.25.1-12.
Вопросы Девахути
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.25.13-20.
Общее описание бхакти
РАЗДЕЛ 3. Шлоки 3.25.21-27.
Качества и могущество бхакти
РАЗДЕЛ 4. Шлоки 3.25.28-44.
Превосходство бхакти

13.

Связь глав:
Начиная с двадцать пятой
главы, Господь Капила дает
Свои наставления матери
Девахути.
Примечательно, что Господь
предваряет
изложение
философии
санкхьи

учением о бхакти, преданном
служении.

14.

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.25.1-12. Вопросы Девахути
3.25.1-3 – просьба Шаунаки Риши
(бхагаван – Кришна, Джива)
3.25.4 – важность дружбы
3.25.5-6 – обстоятельства изложения
«Учения Капилы» («слова Брахмы» –
3.24.18, Вишванатха)
3.25.7-11 – вопросы Девахути:
1. Как
срубить
древо
мат.
существования? – бхакти (25 гл.)
2. Объяснение природ пракрити и
пуруши
3.25.12 – улыбка Господа (для всех –
Джива)

15.

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.25.13-20. Общее описание бхакти
3.25.13 – определение йоги (гьяна,
аштанга, бхакти – Вишванатха), но,
прежде всего, бхакти-йоги
3.25.14 – древность учения (Нарада и
др., Вишванатха)
3.25.15 – важность сосредоточения
сознания
(на
Господе)
для
освобождения
3.25.16-18 – бхакти как
лучшее
средство освобождения (гьяна и
вайрагья – инструменты бхакти;
Джива, Вишванатха)
3.25.19 – абсолютное превосходство
бхакти (2.2.33, 2.3.10; Шринатха)
3.25.20 – садху-санга – причина
бхакти (Вишванатха)

16.

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 3.25.21-27. Качества (лакшана) и
могущество (прабхава) бхакти
3.25.21 – тататстха-лакшана бхакти
(Вишванатха)
3.25.22-24 – сварупа-лакшана бхакти
(Вишванатха):
1. Чистота (ананья) бхакти – 3.25.22
(9.4.65, Амбариша; Вишванатха)
2. Методы
бхакти:
шраванамкиртанам – 3.25.23
3. Необходимость садху-санги – 3.25.24
3.25.25 – ступени бхакти (Вишванатха)
3.25.26-27 – могущество бхакти: йога
(3.25.26) и гьяна (3.25.27) дают результат
только вследствие присутствия бхакти
в их практике (Вишванатха)

17.

Ступень бхакти
Слова стиха 3.25.25
1-2) шраддха, садху-санга
«В обществе чистых преданных»
Два типа санги:
- апракришта-санга (несовершенное
общение) – ведет к бхаджана-крии
- пракришта-санга
(совершенное
общение) – ведет к анартханивритти и далее
3-5)
бхаджана-крия,
нивритти, ништха
анартха- «Обсуждение игр и деяний Верховной
Личности Бога»
6) ручи
«Услаждает слух и радует сердце»
7) асакти
«Посвящая этому свое время, человек
быстро
продвигается
по
пути,
ведущему к освобождению»
8) бхава
«А когда он обретает освобождение,
его
привязанность
к
Господу
становится еще сильнее»
9) према
«Так
рождается
истинная
преданность и начинается преданное
служение»

18.

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 3.25.28-44. Превосходство (уткарша) бхакти
3.25.28-30 – вопрос Девахути о виде
бхакти
(реакция
на
3.25.19,
Вишванатха)
3.25.31 – реплика Майтреи
3.25.32 – определение бхакти (реакция
на 3.25.28) и намек на бхава-бхакти
(свабхавики, Вишванатха)
3.25.33 – пример
3.25.34-40 – виды бхакти (Вишванатха):
1. Бхава-бхакти (вайдхи-садханы) –
спонтанно в количестве (прамана):
3.25.34-37
2. Рагануга-бхакти – спонтанно по
роду (джати) и в количестве (на
бхаве): 3.25.38
3. Вайдхи-садхана-бхакти

не
спонтанно: 3.25.39-40
3.25.41-44 – бхакти побеждает страх

19.

Три причины (хету), почему преданные отвергают безличное освобождение
(Вишванатха, 3.25.34)
1. Чарана-сева-ананда-абхава – отсутствие блаженства служения стопам
Господа
2. Саундарья-саурабхья-ади-анубхава-абхава – отсутствие переживания
красоты, аромата и т.д. Господа
3. Лиламрита-асвадана-абхава – отсутствие вкушения нектара игр Господа
Две причины развития отношений с различными формами Господа (Джива,
3.25.35)
1. Васана – склонность, формируемая духовными «отпечатками» в сознании
практикующего
2. Прасанга – надежда, сильное желание развить отношения с конкретной
формой Господа

20.

ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ ГЛАВА
«НАЧАЛА МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ»

21.

Структура двадцать шестой главы
РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.26.1-18.
Творение
материальных
элементов
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.26.19-49.
Детальные
характеристики
элементов
РАЗДЕЛ 3. Шлоки 3.26.50-61.
Описание вселенской формы
РАЗДЕЛ 4. Шлоки 3.26.62-72.
Вхождение
Господа
во
вселенскую форму

22.

Связь глав:
После
обсуждения
темы
бхакти в двадцать пятой
главе, Господь Капила в
двадцать
шестой
главе
наставляет Девахути в учении
санкхьи.

23.

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.26.1-18. Творение материальных элементов
3.26.1-2 – обещание Капилы изложить
учение санкхьи
3.26.3-8 – главные категории санкхьи:
1. Пуруша – Верховный Господь (3.26.3-4).
«Веданта-сутра» (2.1.33, Джива)
2. пракрити – материальная природа
(3.26.5)
3. пуруша – живое существо (3.26.6-8)
3.26.9 – вопрос Девахути о Пуруше и
пракрити
3.26.10 – определение прадханы
3.26.11 – указание числа: 24 мат. элемента
3.26.12-14 – перечисление мат. элементов
(Вишванатха)
3.26.15-17 – элемент калы-времени (25-й) и
два его аспекта (3.26.16-17, Джива)
3.26.18 – Господь
(Прабхупада)
как
26-й
элемент

24.

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.26.19-49. Детальные характеристики элементов
3.26.19-20
таттвы

описание махат-
3.26.21-46 – характеристики 24-х
элементов
3.26.47-48

соотнесение
элементов и пяти познающих
чувств
3.26.49 – аккумулятивная теория
элементов

25.

Элемент
Характеристики
Стихи
1. Читта
(сознание)
1) Ясность (сваччхатва), 2) сосредоточенность 3.26.21-22
(авикаритва), 3) невозмутимость (шантитва).
Аспект Васудевы и Вишну
2. Аханкара
(ложное эго)
1) Благость (вайкарика), 2) страсть (тайджаса), 3) 3.26.23-26
невежество (тамаса). Аспект Санкаршаны и Шивы
3. Манас
(ум)
1) Санкалпа (мысль, принятие желаемого), 2) викалпа 3.26.27-28
(образ, отвержение не желаемого). Аспект Анируддхи
и Чандры
4. Буддхи
(интеллект)
1) Сомнение (самшая), 2) заблуждение (випарьяса), 3) 3.26.29-30
верное представление (нишчая), 4) память (смрити),
5) сон (свапа). Аспект Прадьюмны и Брахмы
5-14. Индрии
(чувства)
1) Виджняна-шакти (познающие чувства), 2) крия- 3.26.31
шакти (действующие чувства)
15. Шабда
(звук)
1)
Передача
представлений
(Вьяса,
Шука; 3.26.32-33
Вишванатха), 2) указание на присутствие, 3) тонкая
форма эфира
16. Набха
(эфир)
1) Место внешнего бытия
внутреннего бытия существ
17. Спарша
(осязание)
1) Мягкость (мридутва), 2) твердость (катхинатва), 3.26.35-36
3) холод (шайтья), 4) тепло (ушнатва)
существ,
2)
место 3.26.34

26.

Элемент
Характеристики
Стихи
18. Ваю
(воздух)
1) Движение, 2) смешение, 3) функционирование 3.26.37
органов, 4) приближение, 5) перенос
19. Рупа
(форма)
1) Размер (акрититва), 2) качество (гуната), 3) 3.26.38-39
индивидуальность (вьякти-самстхатва)
20. Теджас
(огонь)
1) Свет, 2) варка и переваривание пищи, 3) 3.26.40
согревание, 4) испарение, 5) голод, 6) жажда
21. Раса
(вкус)
1) Кашая (вяжущий), 2) мадхура (сладкий), 3) тикта 3.26.41-42
(горький), 4) кату (острый), 5) амла (кислый), 6)
лавана (соленый; Вишванатха, Прабхупада)
22. Амбхаc
(вода)
1) Увлажнение, 2) смешивание, 3) удовлетворение, 4) 3.26.43
поддерживание, 5) размягчение, 6) уменьшение
жара, 7) пополнение, 8) освежение (утоление)
23. Гандха
(запах)
1) Смешанный (карамбха), 2) отталкивающий (пути), 3.26.44-45
3) приятный (саурабхья), 4) слабый (шанта), 5)
сильный (угра), 6) кислый (амла)
24. Притхиви
(земля)
1) Создание изображений Верховного Брахмана 3.26.46
(бхавана), 2) строительство домов (стхана), 3)
изготовление горшков (дхарана). Вишванатха: 4)
восприятие др. элементов (сат-вишешана), 5)
различение существ и качеств (саттва-гуна-удбхеда)

27.

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 3.26.50-61. Описание вселенской формы
3.26.50

вхождение
Господа
(Гарбходакашайи
Вишну,
Прабхупада) вместе с калой, кармой и
гунами во вселенную, состоящую из
7(8) оболочек
3.26.51 – возникновение вселенной и
вселенской формы
3.26.52-53

общее устройство
вселенной и вселенской формы
3.26.54-61 – детальное устроение
вселенской формы (см. 2.5.30-31 +
2.6.1-12 + 2.10.18-30 + 3.6.12-26)

28.

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 3.26.62-72. Вхождение Господа
во вселенскую форму
3.26.62 – попытка пробудить виратпурушу (вселенскую форму)
3.26.63-69 – вхождение полубогов в
части тела вират-пуруши ради его
пробуждения
3.26.70 – вхождение Господа в сердце
(сознание-читту) вират-пуруши и
его пробуждение
3.26.71-72

абсолютная
необходимость Бога (Сверхдуши) и
служения (бхакти) Ему (Джива)

29.

ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ ГЛАВА
«ПОСТИЖЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ»

30.

Структура двадцать седьмой главы
РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.27.1-16.
Практика бхакти-мишрагьяны
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.27.17-30.
Метод освобождения из
материального мира

31.

Связь глав:
Господь Капила является идеалом
для многих гьяни, поэтому в
начале двадцать седьмой главы Он
рассказывает о методе гьяны,
смешанной с бхакти (бхактимишра-гьяна), так как без бхакти
даже гьяна не приведет к
совершенству.
В
конце главы Он
прославляет бхакти!
вновь

32.

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.27.1-16. Практика бхакти-мишра-гьяны
3.27.1 – трансцендентность души
3.27.2-3 – обусловленное состояние
души (Вишванатха)
3.27.4 – пример со сном
3.27.5 – бхакти (Прабхупада) и йога
(Вишванатха) как пути контроля ума
3.27.6-11 – описание метода бхактимишра-гьяны (Вишванатха)
3.27.12-13 – пример с Солнцем
(Параматма), отражением в воде
(душа) и стеной (пракрити) для
самоосознания (Джива)
3.27.14-16 – отделенность души от
материи (Джива, Вишванатха): а)
мнимая (сушупти, пралая; 3.27.15), б)
истинная (мукти)

33.

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.27.17-30. Метод освобождения
из материального мира
3.27.17-20 – вопрос Девахути о
возможности освобождения
3.27.21-26 – общее перечисление
методов освобождения (бхакти,
сва-дхарма, гьяна, вайрагья,
йога) и подчеркивание чистого
бхакти
(анимитта,
Вишванатха) как лучшего метода
(Джива)
3.27.27-29
преданным
(Джива)

достижение
духовного
мира
3.27.30 – отрекшись от желания
восьми сиддх, йог тоже может
достичь освобождения

34.

ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ ГЛАВА
«НАСТАВЛЕНИЯ ГОСПОДА КАПИЛЫ О ПРАКТИКЕ
ПРЕДАННОГО СЛУЖЕНИЯ»

35.

Структура двадцать восьмой главы
РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.28.1-12.
Описание
практики
аштанга-йоги
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.28.13-33.
Процесс
медитации
на
форму Господа
РАЗДЕЛ 3. Шлоки 3.28.34-44.
Достижение
экстаза
освобождения

36.

Связь глав:
Господь Капила в начале двадцать
седьмой главы рассказал о методе
гьяны, смешанной с бхакти
(бхакти-мишра-гьяна).
В двадцать восьмой главе Он
излагает систему аштанга-йоги,
также
обязательно
имеющей
«примесь»
бхакти
(бхактимишра-йога).

37.

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.28.1-12. Описание практики аштанга-йоги
3.28.1 – обещание Господа Капилы
3.28.2-7 – общее описание 8-ми ступеней
аштанга-йоги (Вишванатха):
1. Яма – запреты (ахимса, сатья, астея,
апариграха, брахмачарья)
2. Нияма – предписания (сантоша,
тапас, шауча, свадхьяя, пурушаарчана)
3. Асана – йогические позы
4. Пранаяма – управление дыханием
5. Пратьяхара – контроль чувств
6. Дхарана – концентрация (чакры)
7. Дхьяна – сосредоточение (лилы)
8. Самадхи – поглощенность ума
3.28.8-12 – дополнительное описание
асаны, пранаямы, пратьяхары, дхараны
и дхьяны

38.

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.28.13-33. Процесс медитации (дхьяна)
на форму Господа
3.28.13-18 – описание формы Господа
(Джива)
3.28.19 – медитация для раганугабхакти (Вишванатха): стояние под
деревом во Врадже, хождение на выпас
коров, сидение на вершине Говардхана,
засыпание в пещере Говардхана
3.28.20 – общий принцип медитации
(дхьяна) на форму Господа
3.28.21-33

последовательная
медитация на частях тела Господа,
начиная со стоп (трибханга-лалита,
мадхурья-айшварья стоп – Вишванатха)

39.

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 3.28.34-44. Достижение экстаза (самадхи)
освобождения
3.28.34 – два типа йоги (Шридхара,
Прабхупада):
1. Нирбиджа-йога – «безжизненная йога»,
использующая форму Господа как
средство для достижения освобождения
(описана ниже)
2. Сабиджа-йога – «живая йога», т.е.
бхакти, описанное в 25-й главе
3.28.35-38 – описание йога, достигшего
ступеней
самадхи
и
дживан-мукты
(Джива), остается только прарабдха-карма
3.28.39-41 – знание о 4-х категориях,
необходимое йогу для освобождения
(Вишванатха): а) Параматма («огонь»), б)
джива («искры»), прадхана («поленья»),
тонкое и грубое тела («дым»)
3.28.42-44 – видение йога (Джива)

40.

ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ ГЛАВА
«ГОСПОДЬ КАПИЛА ОПИСЫВАЕТ
ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ»

41.

Структура двадцать девятой главы
РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.29.1-10.
Бхакти
в
гунах
материальной природы
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.29.11-15.
Описание чистого бхакти
РАЗДЕЛ 3. Шлоки 3.29.16-35.
Выказывание
почтения
живым существам
РАЗДЕЛ 4. Шлоки 3.29.36-45.
Могущество времени

42.

Связь глав:
Выслушав наставления Господа
Капилы о гьяне (27 глава) и йоге
(28 глава), Девахути возвращает
разговор к бхакти, т.е. тому, что
наиболее ей подходит.
Поэтому Господь в 29 главе
объясняет
ей
как
бхакти,
«преломленное» в гунах, так и
чистое бхакти.

43.

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.29.1-10. Бхакти в гунах материальной природы
3.29.1-5 – вопросы Девахути
(Джива) о: 1)
бхакти, 2)
«круговороте
самсары»
(самсрити – главы 30-32) и
времени (кала)
3.29.6 – реплика Майтреи
3.29.7-10 – преданное служение в
разных
степенях
(уттама,
мадхьяма,
адхама)
гун
материальной
природы
(«Брихан-нарадия-пурана»,
Вишванатха)

44.

Гуна мат.
природы
Низшая степень
(адхама)
Средняя степень Высшая степень
(мадхьяма)
(уттама)
Номер
стиха
Саттва
Освобождение от
кармы
(карма-нирхара)
Предложение
плодов труда
(тад-арпана)
Желание
освобождения
(притхаг-бхава)
3.29.10
Раджас
Наслаждение
(вишая)
Слава
(йаша)
Богатство
(айшварья)
3.29.9
Тамас
Насилие
(химса)
Гордость
(дамбха)
Зависть
(матсарья)
3.29.8

45.

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.29.11-15. Описание чистого бхакти
3.29.11-13

определение
чистого бхакти (см. 1.2.6)
3.29.14 – према (мад-бхава)
как цель чистого бхакти
3.29.15 – дополнительные
методы
бхакти
(Джива,
Вишванатха): а) сва-дхарма
(обязанности варнашрамы),
б) крия-йога (поклонение
Божествам, Панчаратра)

46.

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 3.29.16-35. Выказывание почтения
живым существам
3.29.16 – преодоление стадии каништхи
3.29.17 – 3 типа общения (мадхьяма)
3.29.18 – главные методы бхакти
3.29.19-20 – достижение стадии дхруваанусмрити (Джива) и пример (уттама)
3.29.21-26 – «гнев» Капилы на неофитовкаништх, 4 ступени неуважения (3.29.21-24,
Вишванатха):
а)
авагья
(отсутствие
почтения), б) упекша (пренебрежение), в)
двеша
(враждебность),
г)
нинда
(оскорбление)
3.29.27 – выход
мадхьямой
для
каништхи:
стать
3.29.28-34 – иерархия (таратамья) живых
существ (Вишванатха)
3.29.35 – итог для 29 и 28 глав: бхакти и йога

47.

Тип
Пример
Чистые преданные (бхакта)
Очистившийся от материальной скверны (мукта-санга)
гьяни (Вишванатха), нишкама-карма-йог (Джива)
Строго следующий принципам (сва-карма-крит)
Способный рассеять сомнения (самшая-чхетта)
Постигшие смысл вед (артха-гья)
Знающие Веды (веда-гья)
Брахманы
Разделенные на сословия (варна)
Двуногие (дви-пат)
Люди
Четвероногие (чатух-пада)
+ птицы (Джива)
Имеющие много ног (баху-пада)
Шмели (наделенные зубами!)
Наделенные зубами (дата)
Змеи
Различающие формы (рупа)
Вороны
Наделенные развитым слухом (шабда)
Водные насекомые и змеи
Наделенные обонянием (гандха)
Цветочные насекомые, пчелы
Наделенные развитым вкусом (раса)
Черви, рыбы
Наделенные способностью к осязанию (спарша)
Деревья
Имеющие развитое сознание (са-читта)
Летавшие горы
Проявляющие признаки жизни (прана-бхрита)
«Живые» камни
Живые существа (джива)
Свежая трава
Неодушевленные предметы (аджива)
Высохшая трава

48.

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 3.29.36-45. Могущество (бала) времени
3.29.36 – вечность Верховной
Личности Бога
3.29.37 – определение времени
(кала)
3.29.38 – функции времени:
рождение,
поддержание,
уничтожение
3.29.39 – беспристрастность
Господа в аспекте времени
(Вишванатха)
3.29.40-45

страх перед
фактором времени (Джива)

49.

ТРИДЦАТАЯ ГЛАВА
«ОПИСАНИЕ ПАГУБНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
КАРМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

50.

Структура тридцатой главы
РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.30.1-18.
Прижизненные страдания
личности
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.30.19-34.
Посмертные страдания в аду

51.

Связь глав:
На протяжении 5-ти глав (25-29)
Господь Капила рассказывал о
различных типах йоги (бхакти,
санкхья, гьяна, аштанга).
Теперь в 3-х главах (30-32) Он
живописует,
каким
образом
страдают те, кто никоим образом
не следуют бхакти, полностью
оставаясь в рамках 3-х гун
материальной природы.

52.

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.30.1-18. Прижизненные страдания личности
Вишванатха выделяет 4 типа страданий:
I. 3.30.1-12 – страдания молодости
(тарунья)
Две функции майи (Прабхупада. 3.30.4): 1)
аваранатмика – «покрывающая», 2)
пракшепатмика – «стягивающая»
Четыре типа «обеспечения» (удвахана –
Вишванатха, 3.30.7): а) ракшана – защита,
б) пошана – питание, в) ануранджана –
любовь, г) виваха-прадана – выдача замуж
II. 3.30.13-15
(вриддхатва)

страдания
старости
III. 3.30.16-18 – страдания в момент смерти
(мрити)
IV. Страдания в аду (нарака) описываются
в следующем разделе

53.

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.30.19-34. Посмертные страдания в аду
3.30.19 – «даршан» ямадутов
3.30.20 – обретение йатана-дехи
3.30.21-22 – прохождение по адской дороге
(Джива)
3.30.23 – предстояние перед Ямараджем
3.30.24 – время прохождения адской
дороги
(Виджаядхваджа):
два-три
мгновения, пара часов (2-3 х 48 минут), 10
дней, 14 дней, месяц и т.д.
3.30.25-28 – адские муки (Джива)
3.30.29 – земные муки
3.30.30 – страдания родственников
3.30.31-33 – итог
3.30.34 – новое рождение человеком

54.

ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ ГЛАВА
«ГОСПОДЬ КАПИЛА РАССКАЗЫВАЕТ
О СКИТАНИЯХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ»

55.

Структура тридцать первой главы
РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.31.1-10.
Страдания во чреве
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.31.11-21.
Молитвы во чреве матери
РАЗДЕЛ 3. Шлоки 3.31.22-33.
Страдания
рождения,
детства и отрочества
РАЗДЕЛ 4. Шлоки 3.31.34-42.
Пагубность привязанности
к противоположному полу

56.

Связь глав:
Тридцатая глава иллюстрировала
страдания тех, кто находится под
влиянием
тамо-гуны.
Тридцать
первая глава повествует о страданиях
(во чреве, при рождении, в детстве и
отрочестве –
Вишванатха) под
воздействием раджо-гуны.
В последнем стихе 30-й главы было
сказано о рождении живого существа
в теле человека. Поэтому 31-я глава
начинается
с
описания
эмбрионального состояния ребенка.

57.

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.31.1-10. Страдания во чреве (гарбха)
3.31.1 – вхождение души в семя
мужчины и чрево женщины
3.31.2 – развитие зародыша
стадиях 1-х, 5-х и 10-х суток
на
3.31.3 – развитие зародыша в течение
1-го. 2-го и 3-го месяцев
3.31.4 – развитие зародыша в течение
4-го. 5-го и 6-го месяцев и
перемещение в одну из сторон
живота (М-Ж, Джива )
3.31.5-9 – страдания в материнской
утробе (гарбха)
3.31.10 – достижение 7-и месяцев:
раскрытие сознания и страдания

58.

РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.31.11-21. Молитвы во чреве матери
3.31.11 – начало молитв «мудрых»
(риши) преданных джив во чреве
матери. Вишванатха: карми –
вспоминают жизни, гьяни – зрят
душу, йоги – медитируют, бхакты
– молятся
3.31.12-21 – молитвы преданной 9-ти
месячной дживы, которую ждет
освобождение (Джива)
3.31.12,14

прославление
Кришны, «ступающего по земле» и
«трансцендентного материальной
природе и Маха-Вишну»: парам
пракрити-пурушайох.
В
3.31.21
Вишну=Кришна (Джива)

59.

РАЗДЕЛ 3. Шлоки 3.31.22-33. Страдания рождения,
детства и отрочества
3.31.22-23 – страдания рождения
(джанма) в 10 месяцев (для «не
мудрых» джив; Джива, Вишванатха)
3.31.24-26 – страдания младенчества
(балья, шайшава; Джива): 0-5 лет
(Прабхупада)
3.31.27 – разновидности страданий
3.31.28-29 – страдания отрочества
(пауганда,
Джива):
5-15
лет
(Прабхупада)
3.31.30-33 – скитания живых существ

60.

РАЗДЕЛ 4. Шлоки 3.31.34-48. Привязанность
к противоположному полу
3.31.34-40 – привязанность
мужчины к женщине
3.31.41-42 – привязанность
женщины
к
мужчине
(Джива, Вишванатха)
3.31.43-46 – определение и
смена рождений и смертей в
различных телах (Джива)
3.31.47-48
развития
(вайрагья)

важность
отрешенности

61.

ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ ГЛАВА
«ПУТЫ КАРМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

62.

Структура тридцать второй главы
РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.32.1-25.
Абсолютная
результативность бхакти
РАЗДЕЛ 2. Шлоки 3.32.26-43.
Различные
уровни
квалификации
для
постижения Господа

63.

Связь глав:
Главы 30-31 соответственно
иллюстрировали страдания
тех, кто находится под
влиянием гун невежества и
страсти.
Тридцать
вторая
глава
повествует об участи тех,
кто
пребывает
под
воздействием
саттвагуны.

64.

РАЗДЕЛ 1. Шлоки 3.32.1-25. Абсолютная результативность бхакти
3.32.1-4 – не результативность сакама-кармы
(Вишванатха). «Восхождение на Ананта-Шешу
= отсутствие внимания» (Джива)
3.32.5-7 – путь нишкама-кармы (Джива)
3.32.8-10 – долгота пути нишкама-кармы
(бхакти-мишра-гьяна, Вишванатха)
3.32.11 – результативность бхакти-йоги
3.32.12-15 – сложность пути нишкамы (Джива).
Брахма, Кумары и т.п. – из др. вселенных
(Вишванатха)
3.32.16-21 – не результативность усилий без
бхакти (Вишванатха, Прабхупада)
3.32.22 – према (Джива, Прабхупада) как
результат бхакти
3.32.23 – гьяна и вайрагья как следствия
бхакти
3.32.24-25 – критерии достижения гьяны и
вайрагьи (Вишванатха)

65.

РАЗДЕЛ2. Шлоки 3.32.26-43. Различные уровни квалификации
3.32.26 – Господь как Брахман, Параматма и
Бхагаван
3.32.27 – отрешенность как «усредненная»
цель всех практик йоги
3.32.28-29 – постижение Брахмана и его
«следствий» (Джива)
3.32.30 – квалификация (адхикара) для бхакти
(Прабхупада) и гьяны (Вишванатха)
3.32.31 – промежуточный итог – санкхья
3.32.32-33 – высшей целью гьяны является
бхакти (Джива). Примеры с «молоком»
(Вишванатха) и «горой» (Прабхупада)
3.32.34-36 – разнообразие духовных практик
3.32.37-38 – 4 типа бхакти (Джива)
3.32.39-42 – типы квалификации (39-40) и
дисквалификации (41-42) к учению Капилы
3.32.43 – окончательный итог – бхакти!
English     Русский Правила