3.89M
Категория: ЛитератураЛитература

Поэтические сборники Е. Евтушенко второй половины 80-90-х годов

1.

2.

Последняя попытка стать счастливым,
припав ко всем изгибам, всем извивам
лепечущей дрожащей белизны
и к ягодам с дурманом бузины.
Последняя попытка стать счастливым,
как будто призрак мой перед
обрывом и хочет прыгнуть ото всех обид
туда, где я давным-давно разбит.

3.

В
стихотворениях
появляется
мотив
неудовлетворенности, душевного непокоя, разлада с
“застойной” эпохой. И как поэт, чья возрожденная
вера обрела новые стимулы, Евтушенко выразил
себя в стихах 2-й половины 80-х годов: “Пик
позора”, “Перестройщикам перестройки”, “Страх
гласности”, “Так дальше жить нельзя”, “Вандея”.

4.

Когда страна почти пошла с откоса,
зубами мы вцепились ей в колеса
и поняли,
её затормозя:
"Так дальше жить нельзя!"
Есть пик позора в нравственной продаже.
Нельзя в борделе вешать образа.
Жизнь
только так и продолжалась дальше с великого:
"Так дальше жить нельзя!"1988

5.

В 1982 году предстал в качестве романиста, чей
первый опыт -“Ягодные места” – вызвал
разноречивые отзывы и оценки.

6.

Единственное, что может отменить
войну навсегда, это изменение человеческой
психики. У тех, кто, взлетев над Землёй, увидит
её во всей красоте и хрупкости, психология будет
меняться. Сначала это будут единицы, потом
сотни, потом миллионы. Это будет уже совсем
другая цивилизация, другое человечество.
Они совсем по-новому
оценят красоту земли, вкус каждой её ягоды...

7.

Поэтическая активность ослабевает. Объясняется это не
только длительным пребыванием на преподавательской
работе в США, но и все более интенсивными творческими
исканиями в других литературных жанрах и видах искусства.

8.

Второй роман -“Не умирай прежде смерти” с
подзаголовком
“Русская
сказка”

при
всей
калейдоскопичности сюжетных линий имеет своим
направляющим
стержнем
драматические
ситуации
“перестроечной” поры. Заметным явлением современной
мемуарной прозы стала книга Евгения Евтушенко “Волчий
паспорт” .

9.

Итогом
более
чем
двадцатилетней
не
просто
составительской,
но
и
исследовательской
работы
стало издание на английском в
США
и
русском
языках
антологии русской поэзии 20
века
“Строфы
века”.
Фундаментальный
труд,
достойный
внимания
и
поддержки – свидетельство
огромного вклада Евтушенко в
благородное дело пропаганды
русской поэзии.

10.

Газетные
и
журнальные
публикации
стихов,
датированных 1992-96 годами, “Стихи из последней книги”,
включенные в роман “Не умирай прежде смерти”, книга
“Поздние слезы” , эксклюзивное издание “Бог бывает всеми
нами…” и поэма “Тринадцать” свидетельствуют, что в
“постперестроечное” творчество Евтушенко вторгаются
мотивы иронии и скепсиса, усталости и разочарования.

11.

Униженьями и страхом
Заставляют быть нас прахом,
Гасят в душах божий свет.
Если гордость мы забудем,
Мы лишь серой пылью будем
Под колесами карет.
Можно бросить в клетку тело,
Чтоб оно не улетело
Высоко за облака,
А душа сквозь клетку к богу
Все равно найдет дорогу,
Как пушиночка, легка.

12.

творческий мир – это мир человека, чутко
улавливающего состояние современного общества,
его духовное состояние и умонастроения и
воссоздающего его в своей лирике.

13.

Поиск истинности. Все неистинное, ложное,
подделывающееся осуждается им, опровергается,
разоблачается.

14.

Нет лет
для всех Ромео и Джульетт.
В любви полмига —
полстолетия.
Полюбите —
не постареете —
вот всех зелененьких кузнечиков совет.
Есть весть,
и не плохая, а благая,
что существует жизнь другая,
но я смеюсь,
предполагая,
что сотня жизней не в другой, а в этой есть
и можно сотни раз отцвесть
и вновь расцвесть.
Нет лет.
Не сплю,
хотя давно погас в квартире свет
и лишь поскрипывает дряхлый табурет:
«Нет лет... нет лет...»

15.

В начале 1980-х годов была совершена попытка провести в
Москве на Пушкинской площади первую публичную
демонстрацию фашизма, он писал:
Как случиться могло,
чтобы эти, как мы говорим, единицы,
уродились в стране
двадцати миллионов и больше – теней?
Что позволило им,
а верней, помогло появиться,
что позволило им
ухватиться за свастику в ней?

16.

Тротуарные голуби
что-то воркуют на площади каркающе,
и во взгляде седого комбата – отеческий гнев,
и глядит на потомков, играющих в свастику,
Карбышев,
от позора и ужаса заново обледенев…

17.

СПАСИБО ЗА ВНИМАИЕ!
English     Русский Правила