Возрождение храма в селе Григорьевка Соль-Илецкого района Оренбургской области
Такой стала церковь в нашем селе
2.91M
Категории: ИсторияИстория РелигияРелигия

Возрождение храма в селе Григорьевка Соль-Илецкого района Оренбургской области

1. Возрождение храма в селе Григорьевка Соль-Илецкого района Оренбургской области

2.

Из истории села и церкви
Григорьевский поселок Оренбургского уезда и губернии был заселен
в 1834 году выходцами из крепости Илецкая Защита, из Самарской,
Воронежской и Курской губерний. Название свое Григорьевский поселок
получил от отчества наказного атамана Оренбургского казачьего войска
Адама Григорьевича фон Энгельгарда, который назначил это место для
поселения, и «в 1834 году сажал поселенцев по плану».
Переселенцы получили земли от Оренбургского казачьего войска. В
поселке было 126 дворов, из них 400 служащих и отставных казака и 423
«душъ женска пола». Все население составляли верующие. Им необходима
была церковь для исповедания.
ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Церковь создана на иждивение прихожанъ, началась строиться съ 1859 года, а
окончена и освещена въ 1860 году.
Зданиемъ деревянная, на каменномъ фундаменте.
Престолъ въ ней один воимя Архистратига Михаила.
Утварь, Богослужебныя книги и ризница заведены.
Причта положено по штату Священникъ и два причетника, и все они состоят
на лицо.
Земли в церкви пахотной и сенокосной въ узаконенной пропорции не нарезано. А
пользуется причтъ вместе с прихожанами первою сколько угодно, а последнею
по дележу……..
Дома для Священноцерковнослужителей прихожане обязались иметь
общественные, в настоящее время строиться домъ для Священника, и имеется
домъ для причетника, но без всякаго пристроя и городьбы, а посемупричтъ
стоитъ на квартирахъ.
На содержание Священноцерковнослужителей положено от прихожанъ: по 50
к с. деньгами и 11/2 пуда съ венца пшеницы и 1-му пуду съ дома……………..
Зданий принадлежащихъ къ сей церкви нетъ.
Разстояниемъ церковь отъ Оренбургской Духовной Консистории въ 70 верстах
и отъ Благочиннаго въ 19 верстахъ
Ближайшая къ ней церковь Угольная – Покровская въ 7 верстахъ.
Приписной къ ней церкви нетъ.
Домовыхъ церквей въ приходе также нетъ.
Опись церковному имущесту есть, составлена въ 1859 году, она за шнуромъ и
печатью Оренбугской Духовной Консистории и за скрепою члена оной.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19 Въ библиотеке книгъ числомъ26-ти

3.

Первым священником был Василий Зверев,
дьяческий сын, который обучался в
Смоленской духовной семинарии. Дьячком
был Николай Пинегин, а пономарем Алексей Смирнов.
О причтъ означенной церкви
1.
Священник Василий Зверев (28 лета отъ рождения) дьяческий сын обучался в
Смоленской Дйховной Семинарии, и по окончании учебнаго курса уволенъ изъ оной съ
Аттестатомъ 3-го разъряда. Маия 11 дня , 1863 года Преосвященнейший Варлаамомъ
Епископомъ Оренбургскимъ и Уральскимъ рукоположен въ Священника Оренбургскаго уезда
въ Григорьевский отрядъ Михайло – Архангельской церкви. 1868 года указомъ
Оренбургской Духовной Консистории отъ 29 маия, командированъ былъ, для исправления
христианскихъ требъ, въ степное Эмбенское укрепление, 130го октября 1868 года
Преосвященнейшимъ Митрофаномъ Епископомъ Оренбургскимъ и Уральскимъ,
награжденъ набедреникомъ. Грамоту на санъ имеетъ.
Въ семействе у него:
жена Анна Федорова (27 лета отъ рождения)
сынъ Иоаннъ ( 3 лета отъ рождения)
2.
Дьячек Николай Пинегинъ ( 24 лета от рождения) дьяческий сынъ, по исклю-чении
изъ Сарапульскаго Духовнаго училища, изъ Вятской Епархии по прошению принятъ въ
Оренбургскую, 1863 года. Января 29 дня определенъ на настоящее мес-то, 1867 года июля
28 дня, посвященъ въ стихарь. Грамоту на должность и Указъ на место имеетъ.
Въ семействе у него:
жена Елена Афонасьева (27 лета отъ рождения)
3. Пономарь Алексей Смирновъ ( 22 лета от рождения), дьяческий сынъ Оренбург-скаго
уезда, въ училище небылъ. Первоначально определенъ на место въ село Михайловку
Оренбургскаго уезда,1868 года, июля 18-го, указомъ Консистории перемещенъ на
настоящее место. Указъ на место имеетъ.

4.

Духовный центр села.
Церквь была настоящим украшением села, его духовным
центром. Деревянная, высокая, с золотым куполами. Здесь
венчали молодых, крестили новорожденных, служили
молебен по погибшим в боях или дозорах станичникам.
Каждое воскресенье в церкви – служба. Казаки справно
посещали церковь, куда ходили всей семьей. Шли по
улице гордо и торжественно: мужчины строгие,
подтянутые, в фуражках набекрень. Женщины в самых
нарядных одеждах, на плечах – ажурные платки с
затейливыми узорами, привезенные мужьями из дальних
походов. Ребятишки рядком: все от мала до велика.
А по праздникам вся станица преображалась. В эти дни
даже солнце светило как-то по-особенному.

5.

Пасха. Над станицей разносится колокольный звон. Во
дворах и в домах наводится порядок. Дороги расчищены.
На улицах молодежь ставила большие качели –
развлечение не только для ребятишек, но для парней и
девушек.
Праздники сменялись трудовыми буднями. У казака
будни – это дозоры и разъезды, в перерыве между
которыми и возделывание земли, и сбор урожая…
Так размеренно текла жизнь в Григорьевской.

6.

Но германская война, а затем и революция резко
поменяла привычный уклад жизни. А сколько горя и
трагедий принесла гражданская война.
Казачьи станицы Изобильная, Буранная, Угольная,
Григорьевская и некоторые другие были
противниками новой власти. И в антибольшевитски
настроенные селения были посланы красные
карательные отряды. Поселки и станицы сжигались,
или обстреливались с бронепоезда.
Вот цифры из документа, который до 1990 года был
на спецхранении в государственном архиве
Оренбургской области:
«Всего уничтоженных домов Павловской (станицы) – 580,
Донецкой – 500, Татищенской – 700, Угольной – 560,
Воздвиженской – 10, Григорьевской - 560, Мертвецкой – 17,
Донгузкой – 80, Пречистнской – 400, Благословенной – 200».

7.

8.

Так сгорело наше село. Люди в страхе бросали
все; уходили в ближайшие села и хутора.
Сгорела и красавица церковь.
Но люди вернулись, поправляли уцелевшие
дома, поставили новые землянки.
Стройматериалом помогал белый атаман
Александр Дутов.
Построили и молебенный дом. Так и стояли на
краю села в одном ряду школа, сельский совет и
молебенный дом.
Не обошла Григорьевку и компания по закрытию
церквей и мечетей, развернувшаяся в начале 30х годов. Нашу маленькую церковь закрыли,
оборудовав там клуб.
В нашем школьном музее хранятся иконы. Одна большая, написанная на холсте, где изображен
Иисус Христос, простирая руки к небесам.
Анастасия Васильевна Рыбакова, у которой
находилась эта икона, рассказывала, что икона
эта обновлялась. Другие три - небольшие
иконы, написанные на дереве. Есть
предположения, что эти иконы раньше
находились в нашей церкви.

9.

Возрождение из пепла
Прошло много лет. Люди снова обратились к вере,
почувствовали необходимость в том, чтобы в таком
большом селе, как Григорьевка был свой храм.
Объявились добровольцы, которые стали
обращаться к жителям, предпринимателям –
землякам с просьбой о помощи в строительстве
церкви. Писали письма земляку Лещенкову Ивану,
который служит священником в Подмосковье.
Получили от него ответ, в котором он
благословляет на богоугодное дело и обещает свою
поддержку.
Наша землячка, Апарина Анна Петровна, глубоко
верующий человек, еще в 50 – х годах уехала из
села, но всегда помнила историю о разрушенной
церкви. Она рассказала, что ей приснился сон, будто
над селом висит черное пятно и какой-то голос ей
сказал, что село проклято до тех пор, пока не будет
восстановлена церковь. Она обратилась с просьбой к
своему сыну Апарину Сергею Николаевичу –
директору «Альфа – банка», сказав, что сможет
умереть спокойно, если церковь будет
восстановлена.

10.

11.

В настоящее время восстановление церкви идет
быстрыми темпами. Кроме Апарина С.Н.,
спонсорскую помощь оказал заместитель
генерального директора по перспективному развитию
«Орнбурггазпром» Гончаров Александр Алексеевич.
Ребята нашей школы вместе с учителем истории
Ткачевой Татьяной Юрьевной провели большую
работу по сбору средств для благоустройства
территории, прилегающей к храму.
И вот 23 августа 2009 года наступил торжественный
день установки креста на купол восстанавливаемого
храма. И вот озолоченная луковка засияла на солнце!
В этот же день состоялось освещение храма. За час до
начала ритуала собрался народ и терпеливо, стоя под
палящим солнцем, дожидался приезда священника.
Освящение состоялось. Храму быть!

12.

13.

Святой Архангел Михаил
Наша церковь носит имя Архистратига Божья
Михаила. 21 ноября православные отмечают День
Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных
Сил бесплотных. Престольный праздник, или
Михайлов день, очень почитается григорьевцами.
Михаил архангел - архистратиг (по-гречески верховный военачальник), полководец воевода
верных Богу ангелов, победоносный враг Сатаны,
победитель зла. Он считается покровителем воинов,
бьющихся за правое дело.
Не случайно на многих воинских знаменах на Руси
изображали Михаила как архистратига Божиего воинства.
Вот уже более тысячи лет Архангел Михаил является
покровителем земли Русской. Празднование Собора
Архистратига Михаила и прочих небесных сил
бесплотных совершается 21ноября.

14.

О, Господень Великий Архангеле Михаиле!
Демонов сокрушитель, запрети всем врагам,
борющимся со сной и сотвори их яко овцы, и
смири их злобные сердца и сокруши их, яко
прах перед лицом ветра.

15.

В истории Церкви, и православия в частности,
всегда видную роль занимали храмы. Жизнь
нормальной православной общины не может
протекать без специально отведенной для
поклонения территории или здания. Поэтому для
православного верующего храм имеет огромное
идеологическое значение. Поэтому возрождение
храмов – не только богоугодное дело, но в какойто мере "дело принципа" людей, которые знают
и уважают свою историю и помнят, что без нее
не может быть будущего.
Для православных вопрос возрождения храма
имеет как историческое, так и духовное значение
– если в воскрешенном рукотворном храме
спасётся хотя б одна душа, то его следует
воссоздать.

16. Такой стала церковь в нашем селе

English     Русский Правила