1.84M
Категория: ИсторияИстория

История как наука

1.

История как наука
• 1. Предмет, метод, функции
исторической науки.
• 2. Подходы к изучению
истории
• 3. Объект и предмет истории
Отечества. Подходы к
периодизации истории России.

2.

Термином «история» обозначают:
• 1) рассказ о прошлом;
• 2) само последовательное развитие,
изменение действительности;
• 3) науку, изучающую прошлое.

3.

Объект изучения:
• вся совокупность фактов,
характеризующих жизнь
общества, как в прошлом, так и в
настоящем

4.

Предмет изучения:
• развитие человеческого
общества как единого
противоречивого процесса.

5.

Основа исторической науки:
• собирание, систематизация и
обобщение фактов, рассмотрение
их в тесной связи и совокупности

6.

Отрасли исторической науки
• гражданская история, политическая
история, история государства и права,
история хозяйства, военная история,
археология, история культуры, музыки,
языка, литературы.

7.

Задача истории:
• изучение конкретных условий,
стадий и форм развития
явлений и процессов прошлого.

8.

Сложности, определяющие процесс
познания истории
• 1) объективной оценки определенных
исторических фактов, явлений,
процессов;
• 2) не принадлежит к числу дедуктивных
наук, преобладающими для нее
являются не аналитические, а
синтетические
суждения

9.

Сложности, определяющие процесс
познания истории
• 3) Теоретическое построение зависит от
субъективных взглядов исследователя
или эпохи;
• 4) Основными творцами истории
являются люди со своими интересами и
целями, равно как и специалисты,
изучающие ее.

10.

Принцип научности:
• Требует наиболее полного и
непредвзятого подбора фактов,
освещения действий государственных
деятелей с позиции беспристрастного
анализа, использования необходимого
количества данных различных наук.

11.

Принцип историзма:
• конкретно-исторический подход к
анализу исторических явлений и
процессов, их последовательное
изучение с точки зрения исторического
опыта без выражения эмоций и
субъективных оценок.

12.

Принцип социального подхода
• Предполагает рассмотрение
исторических процессов с учетом
социальных интересов различных слоев
населения, проявления их форм в
обществе

13.

Принцип альтернативности
• Определяет степень вероятности
осуществления того или иного события,
явления, процесса на основе анализа
объективных показателей и возможностей.

14.

Функции истории:
• - познавательная
• - практически-политическая
• - мировоззренческая
• - воспитательная

15.

Историческое сознание
-это совокупность представлений
общества в целом и его социальных
групп в отдельности, о своем
прошлом и прошлом всего
человечества.

16.

Уровни исторического сознания:
• 1) Низший. Формируется на основе
накопления жизненного опыта.
Знания не систематизированы и
выступают в расплывчатых,
эмоционально окрашенных
воспоминаниях, зачастую неполных,
неточных, субъективных.

17.

Уровни исторического сознания:
• Второй уровень. Формируется под влиянием
художественной литературы; кино, радио,
телевидения, театра, живописи, под
влиянием знакомства с историческими
памятниками. Знание не систематизировано,
зачастую отличается яркостью, большой
эмоциональностью, впечатления от
увиденного или услышанного.

18.

Уровни исторического сознания:
• третья ступень исторического сознания
формируется на основе собственно
исторических знаний, приобретаемых на
уроках истории в школе, где учащиеся
впервые получают представления о
прошлом в систематизированном виде.

19.

Уровни исторического сознания:
• на четвертой (высшей) ступени
формирование исторического сознания
происходит на базе всестороннего
теоретического осмысления прошлого, на
уровне выявления тенденций исторического
развития.

20.

Вывод
• историческое знание как элемент
общественного сознания,
составляющего духовную сторону
исторического процесса, нужно
воспринимать системно, во всех его
ступенях и уровнях.

21.

Подходы к изучению истории:
• 1) материалистический (теория
общественно-экономических формаций,
теория постиндустриального общества)
• 2) идеалистический (теория культурноисторических типов, теория
цивилизаций).

22.

Материалистическая
концепция
• Материальная жизнь первична по
отношению к сознанию. Экономические
отношения определяют социальное,
политическое, духовное развитие и
отношения между людьми

23.

Идеалистическая концепция
• Дух и сознание являются первичными,
определяют материю и природу.
Экономические процессы вторичны,
производны от духа (сознания людей)

24.

Теория постиндустриального
общества (Д.Бэлл)
• Объясняет основные закономерности
развития человеческого общества на
основе анализа технологического
базиса.
• Обозначается высшая стадия эволюции
современного западного общества

25.

Этапы развития общества
• Доиндустриальный (аграрный).
Преобладание агарного сектора в
экономике. Традиционные социальные и
политические институты
• Индустриальный. Доминирование
промышленного сектора и модернизация
социальных и политических институтов
общества
• Постиндустриальный. Выдвижение на
первый план сферы услуг и производства
знаний

26.

Информационное общество
• Развитие теории постиндустриального
общества
• Информация (в настоящее время – знания,
общество знаний) является ключевым
фактором производства
• Информационные технологии приводят к
качественным переменам. Открывают новые
возможности и методы решения привычных
проблем, в том числе, социальных
• Новая культура потребления – ориентация на
приобретение вещей не многократного
использования

27.

Информационное общество
Ускоренная трансформация ценностных
систем
вызывает
значительные
расхождения между индивидуальными и
социальными ценностными ориентациями
Утрачивается согласие, теряются единые
стандарты поведения, общие правила, язык.
Различия ценностных ориентации и
предпочтений порождает резкий рост
субкультур, что приводит к усилению
конфликтогенности общества.

28.

Теория общественно-экономических
формаций
Принципы исторического развития:
• -Принцип единства человечества
• - Принцип исторической
закономерности
• - Принцип детерминизма
• - Принцип прогресса.

29.

Формационная теория
• основывается на признании основой
развития общества способа
производства. На этой основе
происходит выделение определенных
стадий в развитии общества формаций.

30.

Общественно-экономическая
формация
• общество на определенной ступени
исторического развития, характеризующееся
специфическим экономическим базисом и
соответствующими ему политической и
духовной надстройкой, историческими
формами общности людей, типом и формой
семьи.

31.

32.

Исторические виды формаций:
• первобытнообщинная,
• рабовладельческая,
• феодальная,
• капиталистическая,
• коммунистическая.
• Переход от одной формации к другой
происходит посредством революции.

33.

34.

35.

• исторический процесс последовательная смена
общественно-экономических
формаций друг другом, при этом
каждая последующая формация
зарождается в недрах предыдущей.

36.

Недостатки формационной теории:
• разработана на материале истории
Западной Европы и без достаточных
оснований перенесена на всемирную
историю. Реальные тенденции и формы
развития обществ во многих регионах и
странах мира, прежде всего Востока, не
укладываются в схему пяти формаций.

37.

Недостатки формационной теории:
• основывается на признании
одноукладности общества однако
история свидетельствует, что
многоукладность является
закономерностью едва ли не всякого
общества.

38.

Недостатки формационной теории:
• предписывает истории однолинейный
характер, строгую последовательность стадий
развития, определенную заданность. Смысл и
финал общественного развития - коммунизм
как высшая ступень существования
человеческого общества, что говорит об
излишней роли идеологии при разработке
теории.

39.

Недостатки формационной теории:
• картина социальной структуры общества
обедняется, все социальные слои за
пределами основных классовантагонистов выступают как
маргинальные элементы.

40.

Недостатки формационной теории:
• функционально обедненной
оказывается роль духовной
сферы общества, как и вообще
вопрос о структуре этой области.

41.

Вывод:
• формационный подход к истории не
может претендовать на глобальную
функцию в историческом познании
вообще, поскольку оставляет вне поля
зрения множество элементов и связей
общества как системы.

42.

Цивилизационный подход.
• Цивилизация – это:
• 1) «культура» и «цивилизация» трактуются
как синонимы;
• 2) цивилизация определяется как
овеществление вещественно-технических и
социально-организационных инструментов,
обеспечивающих людям достойную
социально-экономическую организацию
общественной жизни, относительно высокий
уровень потребления комфорта;

43.

• 3) цивилизация рассматривается как
историческая ступень развития
человечества, следующая за
варварством.

44.

45.

Теория культурно-исторических
типов Н.Я. Данилевского
• Обосновал идею цивилизаций, находящихся,
подобно живым организмам в борьбе с
окружающей средой
• Проходят все жизненные циклы: рождение,
расцвет, зрелость и гибель
• Начала цивилизации одного исторического типа
не передаются народам другого типа
• Каждый
«культурно-исторический
тип»
проявляется в: религиозной, культурной,
политической
и
социально-экономической
сферах. Их гармония говорит о совершенстве той
или иной цивилизации.

46.

Теория культурно-исторических
типов Н.Я. Данилевского
• Цикл жизни продолжается около 1500 лет:
1000
лет
подготовительный,
«этнографический» период;
- примерно 400 лет – становление
государственности,
- 50-100 лет – расцвет всех творческих
возможностей того или иного народа.
Завершается цикл длительным периодом
упадка и разложения.

47.

Теория культурно-исторических
типов Н.Я. Данилевского
• Виды исторических образований:
1) племена, являющиеся «этнографическим
материалом» (финны);
2) народы, совершающие только «разрушительный
подвиг» в истории (гунны, монголы, турки), и, наконец,
3) народы, ставшие «положительными деятелями
истории», создавшие 12 основных культурноисторических типов (см. выше), 2 из которых
(мексиканский и перуанский) погибли насильственной
смертью, не успев достичь всей полноты своего
развития.
• Критерий типологизации культур – деятельностная
природа человека

48.

Типология культуры О. Шпенглера
• Изолированность культур
• Сходства в логике изменений. Жизненный
цикл всех живых организмов.
• Отрицает единство культуры и исторического
процесса человечества
• 8 типов культур (см. выше)
• Критерием
типологизации
является
внутренний,
психологический
строй
коллективной души народа

49.

Типология культуры О. Шпенглера
• “каждая из великих культур обладает тайным
языком мирочувствования, вполне понятным
только тому, кто к этой культуре принадлежит.
Чтобы понять культуру Индии нужно иметь
душу брамина”

50.

Теория «вызов - ответ» А. Тойнби
• Отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»
• Принцип «сосуществования» в мировой истории
отдельных цивилизаций
• Цивилизации отличаются друг от друга не только
своей обособленностью, но и способностью передать
своё
наследие
последующим
культурным
образованиям (т.е. не изолированы)
• Одни цивилизации никак не связаны ни с
предшествующими, ни с последующими им во
времени (египетская, китайская), другие образуют
цепочки
родственных
цивилизаций
(критская
(минойская) – эллинская – западная). Однако в таких
цепочках может быть не более трёх звеньев.

51.

Теория «вызов - ответ» А. Тойнби
• перед любым социумом стоит ряд трудностей: природных,
социальных, политических, военных - «Вызов»
• Если общество избегает вызова и ищет выгодных для себя
условий проживания, то оно остаётся на примитивном,
первобытном уровне, и цивилизация не возникает.
• Если общество принимает «Вызов» и пытается на него
реагировать, то внутри этого общества возникает
разделение на две неравные части: творческого
меньшинства и большинства.
• Творческое меньшинство генерирует идеи по наиболее
эффективной реакции на «Вызов» и предлагает их
большинству, которое подражает меньшинству и
принимает эти идеи.
• Из совокупности идей и подражания возникает
адекватный «Вызову» «Ответ» и зарождается высокий
культурный организм – цивилизация.

52.

Типы цивилизаций
• Непрогрессивный тип
• Циклический
• Прогрессивный

53.

Непрогрессивный тип
• Народы данного цивилизационного типа
живут в гармонии с природой, находятся
вне исторического времени. Основная
ценность – сохранение обычаев, традиций.
У представителей подобного типа
цивилизаций отсутствует государство, его
функции находятся в руках общины,
управляемой вождем (наследственным или
выборным). Распространен шаманизм.

54.

Циклический тип
• Человек существует в рамах временного измерения:
прошлого, настоящего и будущего. Цель
существования человека - приближение к
божественному идеалу, сосредоточенность на
духовном, постижении высшего смысла.
• Для обществ подобного типа характерно, как
правило, религиозное право. Верховный
собственник - государство, которому подчинены как
отдельная личность, так и общество в целом. Для
государств, как правило, характерна деспотия.

55.

Прогрессивный тип
• Характерно распространение
частнособственнических отношений,
возникновение демократических,
республиканских форм государства. характер
существования государства способствовал
проявлению и развитию способностей
каждого человека, формированию его
активной гражданской позиции.
Демократическая форма правления
заключала главное отличие между странами
Востока и Запада.

56.

Прогрессивный тип
• Современное европейское общество,
развившееся в русле цивилизаций
прогрессивного типа, тесно связано с
христианством.

57.

Основные черты западной цивилизации:
• - классовая структура общества с внедрением
активных форм существования профсоюзов,
партий, программ, идеологий;
• - частная собственность,
саморегулирующийся рынок;
• - правовое демократическое государство,
эффективная система законодательства,
разделение властей, гражданское общество.

58.

отличие цивилизационного
подхода
• отсутствие решающей основы в
развитии общества.

59.

Теория культурно-исторических типов
(Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, О.
Шпенглер)
Культурно-исторические типы - это
исторически сложившиеся общности,
которые занимают определенную
территорию и имеют свои характерные
только для них особенности
культурного и социального развития.

60.

Сильные стороны подхода:
• - универсальность методологии
• - представление об истории как
многолинейном, многовариантном
процессе;
• - предполагает целостность, единство
человеческой истории;

61.

Сильные стороны подхода:
• - выделение определенных критериев
развития цивилизации позволяет историкам
оценить уровень достижений тех или иных
стран, народов и регионов, их вклад в
развитие мировой цивилизации;
• - отводит подобающую роль в историческом
процессе человеческому духовнонравственному и интеллектуальному
факторам.

62.

Недостатки.
• 1. отсутствие единого общепринятого
значения понятия цивилизации, а также
аморфность критериев выделения типов
цивилизаций.
• 2. отсутствие материальных факторов в
движении исторического процесса.

63.

Вывод:
• цивилизационный подход еще не
разработан до конца как
общеметодологический подход к анализу
общественно-исторического процесса.

64.

Периодизация истории человечества
• 1) эпоха первобытной истории (с глубокой
древности до I тыс. до н.э.); 2) эпоха
Древнего мира (IV тыс. до н.э. — середина
I тыс. н.э.); 3) эпоха Средних веков (476—
1640 годы); 4) эпоха Нового времени
(1640—1917 годы); 5) эпоха Новейшего
времени (с 1917 г. по н.в.).

65.

Предмет отечественной истории:
• Закономерности политического и
социально-экономического развития
российского государства и общества.

66.

Периодизация российской истории
• С точки зрения формационной теории:
• 1) первобытнообщинная эпоха (до середины I
тыс. н. э.);
• 2) феодальная (IX - середина XIX в.);
• 3) капиталистическая (1861-1917 годы);
• 4) социалистическая (1917 - начало 90-х годов
XX в.).
• 5) капиталистическая (1991 г. – н.в.)

67.

Периодизация российской истории
• По типу организации власти:
• 1) стадия догосударственной или протогосударственной
военной
• демократии (до IX в.);
• 2) раннефеодальное государство (IX - начало ХII в.);
• 3) эпоха феодальной раздробленности (ХII - середина ХV в.);
• 4) образование централизованного государства в форме
сословно-представительной монархии (середина ХV середина ХVII в.);
• 5) абсолютизм (середина ХVII - начало XX в.);
• 6) формально парламентская монархия (1906-1917 годы);
• 7) советская республика (1917-1991 годы);
• 8) постсоветская республика (настоящее время).
English     Русский Правила