19.34M
Категория: ИсторияИстория

Древняя Месопотамия. Лекция 2

1.

Древняя Месопотамия
Лекция профессора Рябинина Алексея Леонидовича

2.

Лекция 2

3.

В VII тысячелетии до х.э.
земледельческо-скотоводческие
племена - спускаются
с гор Загроса, - окаймляющего
Иранское нагорье
со стороны Месопотамии.

4.

Что было нужно
этим - пешим
скотоводам,
что они – искали
- на новых
местах?

5.

Они искали –
новых пастбищ
для выпаса скота
и частично - пространств
для своих полей,
на которых – они уже
сеяли злаки.

6.

По-видимому,
впереди – этой массы –
- переселенцев – шли
именно - пастушеские племена,
знакомые
с земледелием, - но
занимающиеся в основном,
выпасом скота.

7.

Эти переселенцы –
начинают расселяться –
в поисках –прежде всего
- пастбищ - на окраинах
Месопотамской
низменности,
то есть
– в Северном Двуречье.

8.

Одно из первых
поселений
– Али-Кош
в предгорьях Загроса
в Юго-Западном
Иране.

9.

Обитатели
Али-Коша - жили
в неказистых
глинобитных
хижинах.

10.

Обитатели Али-коша
разводили коз, а –
в качестве растительной пищи
– довольствовались, в основном,
дикими злаками,
хотя и - были знакомы
с окультуренной - пшеницей
- и - ячменем

11.

Но - главная линия
развития культуры
проходила:
1) сначала – в долинах
- притоков Тигра;
2) затем – по Евфрату
в Верхней
Месопотамии.

12.

Именно культура
земледельцев и скотоводов
Верхней Месопотамии
по Евфрату - лежит в основе
всех последующих
достижений - цивилизации
Двуречья.

13.

Эта культура,
относящаяся
к началау VI тыс. до х.э.,
(начало – около 6000 г. до х.э.)
- получила название
Хассунна – к югу –
Мосула.

14.

Происхождение
Хассунской культуры
довольно
сложно.

15.

В создании
Хассунской кульутры
приняли участие
1)и западные «элементы»,
восходящие
к раннеземледельческой
культуре Северной Сирии
2)и люди - Юго-Западной
Малой Азии.

16.

Носители – этих
«западных» элементов
пришли –
с предгорий Тавра,
примыкающего
к Северной Сирии
и Юго-Западной
части Малой Азии.

17.

Вместе с тем,
наиболее ярко –
могут быть прослежены
связи Хассунской культуры
с культурой
древнейших земледельцев
-скотоводов Загроса - создателей поселения
Али-Кош - в предгорьях
Загроса в Юго-Западном Иране.

18.

Поселения
Хассунской культуры
были распространены
на территории
Северной Месопотамии
и областей - к востоку от Тигра,
то есть 1)от Багдада на юге до Мосула на севере,
2)от Северной Месопотамии - на западе
до территории
к востоку от Тигра на востоке.

19.

Именно здесь,
спускаясь вниз –
по течению Тигра,
древние земледельцы
вступали в зону,
где количество осадков
было – недостаточно
для выращивания
устойчивых урожаев.

20.

В результате именно –
в культуре Хасунна, - первыми
начали применять
ранние формы
искусственного орошения:
1)задержка паводковых вод
запрудами и плотинами;
2)проведение - первых, пока еще
- небольших каналов.

21.

В Хассунне
- при раскопках
городища
Телль эс-Савван
обнаружены
- зерна
- культурных
растений:
Ближайшие города: Аль-Сафира, Саламия, Халеб
(Алеппо)

22.

В Телль Эс-Свване
- обнаружено:
1)4 вида ячменя,
причем один из них – шестирядный
- характерный именно
для поливного земледелия,
2)3 вида пшеницы,
3)1 вид льна.

23.

При раскопках
другого поселения
– Чога-Мами
–найдены –
остатки
самих древних
каналов.

24.

В Хассуне
высокого уровня
- достигло
скотоводство.

25.

Ранее:
в Шанидаре (в горах Загроса,
совр. Курдистан
– XI-IX тыс.) - была приручена
овца,
а в Иерихоне (VIIт ыс.)
- коза

26.

Коза и овца
– мелкие - домашние
животные,
приручением которых
довольствовались
- горные пастухи.

27.

В Чога-Мами
хассунцы - приручили
также - и
крупный рогатый скот:
корову.

28.

Таким образом
основу хозяйства хассунцев
составило
развитое скотоводство
и - развитое
земледелие, - отчасти
- поливное.

29.

Орудия труда
хассунцев –
в большинстве
изготовлялись из:
1)кремня;
2)других видов камней;
3)кости.

30.

Поля
обрабатывались
мотыгами
- с массивными
каменными
наконечниками.

31.

Урожай в Хассуне
- снимали - с помощью
серпов, - у которых
мелкие кремневые вкладыши
образовывали
зубчатый рабочий край.

32.

В Хассуне
– появлялись
уже - и –
медные изделия,
но - они
не были
широко
распространены.

33.

Из меди
делали,
в основном,
украшения
– небольшие
медные бусинки.
медные и свинцовое украшения

34.

В Хассуне
- найден –
всего лишь
1 медный
ножичек.

35.

Уровень
жизни хассунцев
был –
довольно высок,
особенно – тех,
кто обитал –
по среднему
течению Тигра.

36.

Дома в поселениях
хассунцев - возводились
из сырцового
(необожженного) кирпича.

37.

На городище
Телль ас-Савван
(около Багдада)
было вскрыто
5 слоев построек.

38.

Все постройки
- в Телль ас-Савване
- имели
- регулярный план.

39.

Отдельно
располагалась
крупная постройка;
- предположительно –
- это было
- Святилище.

40.

Почти в каждом
погребении
Телль ас-Савваны
находилось:
- по нескольку
сосудов,
выточенных
из камня.

41.

Сосуды изготовлялись
- из желто-кремового
слоистого алебастра
теплого тона и
- отличались
- изяществом – и
разнообразием форм.

42.

Формы сосудов
- были
миниатюрные
грушевидные,
реповидные,
биноклеобразные.

43.

Были в Телль-эс Савване
сосуды на ножках
и без ножек;
сосуды - в виде
различных предметов,
например, «лодочки»,
сосуды в виде животных
(например, корова);

44.

Все сосуды
– были выполнены
- с удивительным
мастерством, - что
- свидетельствует
- о высокоразвитом
- художественном
вкусе хассунцев.

45.

В Телль-эс Савване
- было - несколько
- каменных
- женских статуэток.

46.

Статуэтки - также
изготовлялись
- из желто-кремового
слоистого алебастра
теплого тона
и- также - отличались
изяществом
и - разнообразием форм

47.

Статуэтки – трактовались
- хассунцами - суммарно
- и – обобщенно:
- мастера - старались
подчеркнуть
в изображаемом объекте
его функцию,
передать - его - внутреннюю
сущность и назначение.

48.

Поэтому
в хассунских фигурках
из камня
- подчеркнуто
- лишь
- Женское начало.

49.

Глаза
хассунской Женщины
инкрустированы
битумом: твердым и
жидким
органическим и природным
веществом:
природным асфальтом.
и белой раковиной.

50.

Кроме того
- глаза
- хассунской
женщины
инкрустированы
- белой раковиной.

51.

Голову
хассунской женщины
венчает
высокий головной убор,
связанный
- с фаллическим культом.
Этот высокий головной убор, связанный с фаллическим
культом, принадлежит не культуре Хассун, а европейцу,
1800-1200 гг. до х.э., найденному в Северо-Западном Китае
–около озера Доб-Нор

52.

Таким образом,
в- женских фигурках
Богини-матери
-подчеркивается
женское начало,
а на голове
- мужской фаллос.

53.

В тех же
погребениях
Телль ас-Савваны
были найдены
каменные фаллосы.

54.

Фигуры Богини-матери
рядом с каменными фаллосами
верный признак
развитого культа плодородия
и возрождения жизни:
они - имели - функциональное
- магическое значение

55.

В некоторых могилах
Телль ас-Савваны –
были обнаружены
амулеты-печатки
– свидетельство
о стремлении –
к магическому
обереганию собственности.

56.

Наиболее
типичным
и
характеризующим
культуру
Хассунны - явлением
была
керамика.

57.

Хассунская керамика
- была представлена
- плоскодонными сосудами
типа шаровидной амфоры
с короткой прямой шейкой;
- И - широкими чашами.

58.

Почти все сосуды
были - обожжены,
но - не совершено,
а потому - имеют
бледно-розовую
- окраску.

59.

Многие сосуды –
- были покрыты
- процарапанным
- узором «насечкой».

60.

Эту достаточно
архаическую керамику
в более поздних слоях
сменяют - сосуды
«стандартной»
хассунской керамики.

61.

«Стандартная» хассунская керамика
- может быть - покрыта ангобом –
декоративным, часто – цветным
керамическим стекловидным покрытием,
наносимым - на поверхность
глиняного сосуда - и - закрывающим -цвет
или сглаживающим –
грубость структуры его материала сосуда.

62.

«Стандартная»
хассунская керамика
может быть
– лощеной –
- отполированной
различными предметами:
камнем
или костью.

63.

«Стандартные»
хассунские керамические
сосуды - покрыты
простыми прямолинейными
узорами, нанесенными
черно-коричневой
краской.

64.

Полосы узора
- в хассунских сосудах
- могут сочетаться
- с нарезными линиями,
- треугольниками,
- колосьями.

65.

Высшим этапом
развития культуры Хасунны
являлась
ступень Самарры, охватывающей
тоже VI тыс. до х.э.,
но позднее начала Хасунской
- во второй половине
VI тыс. до х.э.

66.

Ступень
Самарры –
славится
- своей
расписной
керамикой.

67.

Некоторые
исследователи
выделяют
- ступень Самарры
в самостоятельную
культуру,
- отличную
от Хассуны.

68.

Расписная керамика
из поселения Самарра
была обнаружена
в некрополе - и
являлась –
частью –
- погребального
- инвентаря.

69.

Самарская керамика:
- ангобирована, то есть –
- покрыта цветным
стекловидным покрытием),
- и - обожжена
до бледно-розовой,
частью
– зеленоватой окраски;

70.

Кроме того,
- самарская керамика
- украшена
- плетеным орнаментом,
расположенным
по зонам - возможно – что
это - следствие –
основы - в идее
корзинного плетения.
Днепродонецкая культура, распространённая
на Среднем Поднепровье, лесостепном
левобережье Украины и в Полесье Беларуси во
2-й половине 5-го – 3-м тысячелетиях до
н.э.

71.

Именно - племена
Самарской группы
начинают
последний этап
освоения
Нижней Месопотамии.

72.

Племена
Самарской группы
движутся
вниз по Тигру
- и Евфрату
в заболоченные части
Южного Двуречья.

73.

На 31* северной широты
- находится – городище
- Абу Шахрайн
(ранние слои - Эреду), которое
- в древности – лежало
на берегу Персидского залива,
- который – в древности –
- Располагался - значительно южнее.

74.

Таким образом –
- к концу VI тыс. до х.э.
- освоение
земледельцами
Нижней Месопотамии
- было закончено:
- дальше – на юг
- идти было некуда.

75.

С начала V тыс. до х.э.
- В Месопотамии – начинается
- период
развития ирригации
и - интенсификации
производства.

76.

В V тыс. до х.э.
в Южной (Нижней)
Месопотамии
- складывались
- основы
будущей
шумерской
Цивилизации.

77.

В Северной (Верхней)
Месопотамии, - а также
на севере Сирии
и на Армянском нагорье
– Тильки-тепе около озера Ван- в V тысячелетии до х.э.
- хассунские племена
сменяет культура, называемая
Халафской:

78.

Насельники
Халафской культуры
- в Верхней
Месопотамии
- возделывали
ячмень и пшеницу
и - разводили
- крупный и мелкий
- рогатый скот.

79.

Особенно
важны были
- для халафцев
- быки,
которые, - очевидно,
были –
халафским
божеством.

80.

В Нижней Месопотамии
в последней трети V тыс. до х.э.
на основе традиций культур
Абу Шахрайн (ранние слои Эреду
– самая южная точка
продвижения самарских племен) и
- Хаджи Мухаммед
(второе звено Абу Шахрайна) –
- сложилась
убайдская культура.

81.

Центрами
-убайдской кульутры
- были
монументальные храмы
на платформах.

82.

Храм Эреду-6
(Абу-Шахрайн)
имел размеры
26,5м х 16 м,
- то есть –
- общая площадь
- 404 м2

83.

В убайдской
культуре
- было
- много общего
с предшествующей
ей
самарской культурой.

84.

Однако –
- между убайдской –
- и предшествующей
ей
- самарской культурой были - и
существенные
различия.

85.

В - хасунской, - халафской
и - самарской культурах,
принадлежавших ранним
скотоводам-земледельцам,
- покойники в погребениях
имели скорченные тела:
их при погребении - связывали,
чтобы они не убежали
и - не навредили живым.

86.

А в убайдсакой культуре
- как и - в соседней Эламской
- к востоку
от Нижней Месопотамии
покойники лежали
в вытянутом положении.

87.

Это свидетельствует
о том, - что - в Нижнюю
Месопотамию – пришло
новое население, смешавшееся с абориненами
-хассуно-самаррцами - и
усвоившее - их
культурные достижения.

88.

Возможно, что –
эти убайдцы - и
были
ранние шумеры.

89.

Функцию
хозяйственного руководства
принимает на себя
храмовая община,
объединявшая
- ряд мелких общин.

90.

Храм
– противостоит
массе
- членов общины,
- способствуя
- их слиянию
- воедино.

91.

Скотоводческое
- хозяйство
- концентрируется
- вокруг храмов.

92.

Развитие
– торговли
- и обмена –
- способствует
- первым
- начаткам
- накопления
и имущественного
расслоения.

93.

Ремесло
отделяется
от земледелия:
убайдские мастера
– высококлассные
ремесленники
-профессионалы.

94.

Убайд
– славился
- своими
необычными
статуэтками
- в 4 тыс. до х.э.:
1 – из Ура;
2 - из Эреду.

95.

В следующей
культуре
– культуре Варка,
(3500 – 3000 до х.э.)
- появляется
- гончарный круг.

96.

Культура
Варка (3500 – 3000 до х.э.),
представлена
уже
не протошумерами,
а – настоящими
- шумерами

97.

С середины
4-го тысячелетия до х.э.
в Нижней
Месопотамии начинается
новый период:
расписная керамику
меняется…

98.

С середины
4-го тысячелетия до х.э.
в Нижней
Месопотамии
расписная керамика
меняется
на гладкую серую
и – гладкую красную.

99.

С середины
4-го тысячелетия до х.э.
в Нижней
вся керамика
- изготавливается
на гончарном круге.

100.

Сходные черты –
- наблюдаются - и
в последовательно
меняющихся –
- культурах
соседнего Элама:
там – возникает
- культура Сузы.

101.

В 4-ом тыс. до х.э.
- Верхняя Месопотамия
(Северный Убайд)
и - земли - к востоку от Тигра
исчерпывают
- возможности
- земледелия
и - скотоводства.

102.

С середины 4 тыс. до х.э.
начинается
отставание
Северной Месопотамии
от Нижней
Месопотамии
(культура Варки).

103.

Вперед - выходит
основывающаяся –
исключительно
- на ирригации
- цивилизация
Нижней Месопотамии.

104.

В итоге, в то время - как
в 3-ем тыс. до х.э
в Нижней Месопотамии
уже существовала
развитая
протогосударственная цивилизация,
в Верхней Месопотамии
общество – еще не перешагнуло
эпохи первобытности.

105.

Именно - с шумерской
культуры Варки - или
городища Варки - шумерской Э-Аны – центрального
населенного пункта той округи,
средоточием которой – впоследствии
стал город Урук, - с середины 4-го тыс. до х.э.
в Нижней Месопотамии
- начался новый - исторический
отрезок времени.

106.

Вокруг – городища
Варка- Урук - было
разбросано - свыше
100 мелких деревень,
в каждой из которых –
- жило
по нескольку
десятков человек.

107.

Этот новый
исторический отрезок времени
длился вплоть
- до образования
первых государств-деспотий
- несколько периодов:
середина 4 тыс.
– 2316 г. до х.э.

108.

Первым периодом
- является - культура
- Варки-Урука
или допротописьменный
– период
- с середины 4-го тыс.
- до приблизительно
- 3 000-го года до х.э.

109.

Вторым периодом является –
протописьменный период,
- названный так - потому, что
в это время - была
- впервые
изобретена письменность
– с 3 000- г. - вплоть
до начала
Раннединастического
периода в 2750 г.;

110.

Третий период
- Раннединастический период
– с 2750 г. до х.э.
– вплоть - до образования
- государства
Саргона Древнего
(традиционная дата
– 2315/2316 г. до х.э.).

111.

Что представляла собой
Нижняя Месопотамия
в период - культуры Варки
(допротописьменный пероид),
а также - в протописьменный,
а затем - и
- в раннединастический
периоды ?

112.

В центре
культуры Варки
(допротописьменный период)
Нижней Месопотамии
- в – Уруке –заметно растет
- и - изменяется
- центральное святилище.

113.

В конце культуры Варка (3 000 г.) - Э-Ана - священный участок
местной богини
– впоследствии - известной
под именами
Иннин или Инана
– Богини Утренней Звезды
– был обведен стеной .

114.

В поселениях
– гончарные мастерские,
в которых трудятся
профессиональные
ремесленники.

115.

На смену
ручной мотыге –
- приходит
простейший плуг,
в который
запрягают –
ослов.

116.

Земледелие основывается
на использовании
магистральных каналов,
которые –одновременно
- служат
- транспортными артериями, по которым
на ладьях - возят
- людей и грузы.

117.

У женщин - существовал
свой язык - (эме-саль –
язык женщин),
в котором - практиковалось
табу - на мужское
произношение
и - в котором
сохранились
архаические черты,
исчезнувшие в мужском языке.

118.

Не были
письменностью
и - первые
шумерские знаки.

119.

Первыми
шумерскими знаками
- нельзя было –
- однозначно передать
- каждое
слово речи.

120.

Первые
шумерские знаки
не различали
- падежи,
- вид,
- лицо - и –
другие
грамматические
формы слов.

121.

Первые
щумерские знаки
не подсказывали
- звучание слов –
- в каждом
отдельном случае.

122.

Первые
щумерские знаки
- не могли
отличить - одно слово
от другого,
- сходного с ним
- по значению.

123.

Каждый знак - был
приблизительной
подсказкой
говорящему, то есть –
- средством
- или сигналом - для лучшего
- запоминания –
- и воспроизведения
- какого-либо сообщения.

124.

Знаки
представляли
собой
конкретные
рисунки
предметов,
животных
и - людей.

125.

Знаки - были
идеограммами, - то есть,
передавали понятия:
1)либо - отдельное понятие,
2)либо - любое понятие
- из некоторой
- группы понятий.

126.

Звучащие слова,
как - таковые
- эти знаки –
- в принципе
не передавали.

127.

Впоследствии,
в середине 3-го тыс. до х.э.
шумерское письмо
стали - приспосабливать
- для аккадского
или – восточно-семитского
языка.

128.

Первый этап
Протописьменного периода
(3 000 – 2 850 гг. до х.э)
– представлен:
городищем Варка (Э-Ана),
достигшего - своего
периода расцвета –
9 га площади.

129.

Первый этап
Протописьменного периода
(3 000 – 2 850 гг. до х.э)
– представлен – также
- городищем Джемдет-Наср
на севере Южного Джуречья
- севернее - Киша
и Вавилона.

130.

Второй этап
Протописьменого периода
-2 850-2750 гг. до х.э.,
заканчивается
Раннединастическим
периодом в 2750 г. до х.э..

131.

На втором этапе
Прото-письменного периода
(2 850 -2 750 гг. до х.э.)
уже - появляется
верховный жрец
(эвен, позже - эн),- который
одновременно - был
- и - правителем
- всего «города-государства»
- или - «прото-государства».

132.

Племена
Южной Месопотамии
второго этапе
Прото-письменного периода
(2 850 -2 750 гг. до х.э.)
- частично - говорили
- на восточно-семитском
- языке – или - аккадском.

133.

Некоторые ученые
считают - миф о Потопе
иносказанием
для восточно-семитского
вторжения, - якобы
«затопившего» всю Нижнюю Месопотамию;
но это – преувеличение.

134.

Восточные семиты
– это пешие
(бродячие)
скотоводы,
которые
занимались
подсобным
земледелием.

135.

Возможно,
отделение восточных семитов
от обще-семитского корня
совпало по времени
с отделением:
«чистых» скотоводов
сирийской степи
- от скотоводческо-земледельческих
племен Месопотамии.

136.

При этом –
глоттохронология
дает
- время
обособления
восточно-семитского языка
от общесемитского
- 3 300 г. до х.э.

137.

Известно, что к середине
Раннединастического периода
(около 2 500 г. до х.э.)
восточно-семитское - по языку
население –
вполне мирно - и - оседло - жило
вместе с шумерами
на всей территории -от центральной части
Нижней Месопотамии и к северу,

138.

При этом –
восточно-семитское - по языку
население – к 2500 г. до х.э.
- полностью слилось - с местным населением –
- во всех отношениях,
- кроме языка.

139.

Есть некоторая вероятность –
- того, что - некое
вторжение
семитоязычных полу-скотоводов
на юг Двуречья - произошло
именно на рубеже Прото-письменного
и Раннединастического периодов- около – 2750 г. до х.э. но - это
– маловероятно; по-видимому,
- это было - значительно раньше.

140.

Однако, и
в последующие
времена
пастушеские племена
неоднократно
- вторгались
в Нижнюю
Месопотамию.

141.

При этом,
- чем ближе во времени,
- тем более массивными
- оказывались
– подобные вторжения
и - тем более
- важные последствия
- они имели.

142.

По-видимому,
это зависело
от средства
передвижения
– вторгшихся
пастушеских племен.

143.

По-видимому,
это зависело
от средства
передвижения
– вторгшихся
пастушеских племен.

144.

В конце 3-го
– начале 2-го тыс. до х.э.
пастушеские
племена
передвигались
- пешком
- или - на ослах.

145.

В конце 2-го
- начале 1-го тыс. до х.э.
пастушеские
племена
передвигались
- на верблюдах.

146.

В 1-ом тыс. до х.э.
– пастушеские
- племена
- передвигались –
- верхом
- на верблюдах
- и - лошадях.

147.

Способ
- передвижения – в I тыс. до х.э
- зависел - также
- от вооружения
- и - главным образом,
- от численности
- пастушеских племен.

148.

Численности
пастушеских племен
зависела
от характера
скотоводческого
производства.

149.

До одомашнивания
- верблюда-дромадера
(вторая половина II тыс. до х.э.)
и лошади (начало I тыс. до х.э.)
- подвижные
пастушеские племена- были вынуждены
держаться - в узкой полосе
вдоль рек и в оазисах.

150.

Эти пастушеские племена- жившие - в узкой полосе
вдоль рек и в оазисах –
занимались
подсобным земледелием
- и - в благоприятных условиях
- легко переходили
- к оседлости.

151.

С одомашниванием
верблюда – и – особенно –
- лошади
- стали возможны
- регулярные перекочевки,
- стали доступны
- отдаленные оазисы,
- отрезанные - широким
- поясом пустыни.

152.

В результате –
- с одомашниванием
верблюда – и – особенно –
- лошади - число кочевников
- стало расти (однако
– это произошло - через 2 тыс. лет
- после
- Раннединастического периода).

153.

Раннединастический
период
- подразделялся
на 2 этапа.

154.

Первый этап
Раннединастического
периода
– 2750 - 2 615 гг. до х.э.

155.

Двумя главнейшими центрами
Нижней Месопотамии
с начала Раннединастического
периода являлись:
а)на севере – город Киш;
б)на юге –за гегемонию боролись
Урук (город, возникший на месте Э-Аны)
и Ур (самый южный, если не считать Эреду),
называемый также Архаическим Уром.

156.

Господство
Ура-Урука –
было
взаимо-дополняемым.

157.

Возвышение Ура
происходило - только
в периоды
господства его - и
над расположенным
- выше - по течению Евфрата
- Уруком.

158.

В период
гегемонии - Урука
- Ур терял
свое самостоятельное
значение.

159.

Урук - обычно
доминировал
над сетью каналов
группы
Евфрата-Иттурунгаль.

160.

В начале Первого этапа
(2750-2615 гг. до х.э.)
Раннединастического
периода (2750 -2312 гг. до х.э.)
Урук, - то ли в
силу социальных смут,
то ли из-за
передвижений племен,
- находился в упадке.

161.

Ур, - называемый также
- Архаическим Уром
- и - занимавший –
- 90 кв. км.,
- переживал –
- пору - своего
- первого
- возвышения.

162.

В Архаическом Уре
центральное место
занимал
храм
местного бога
- Нанна.

163.

Во главе
храмового хозяйства
- стоял
писец-санга.

164.

В составе
хозяйственного
персонала
храма
существовала
довольно
развитая
иерархия.

165.

Хозяйство храма
- обслуживалось
- постоянным
составом
работников.

166.

В земли храма
входили
- прежде всего –
«жреческие земли».

167.

«Жреческие земли»
- возделывались
- храмовыми
сельскохозяйственными
работниками, по-видимому,
из числа бывших
иноплеменников
и вне-общинных лиц.

168.

Доходы с этих земель
- шли непосредственно храму на:
а) жертвоприношения,
б) праздничные пиршества,
в) крупные выдачи
служащим культа - и
храмовой администрации;
г) шло в обмен - и
- хранилось про запас.

169.

Кроме того,
- по-видимому,
- из состава
«храмовых земель»
- выделялись - также
большие наделы –
видным культовым
и - административным лицам.

170.

Кроме «жреческих полей»
- в земли храма – входили –
«поля кормления», которые
- выдавались - в виде
- отдельных служебных наделов
1)храмовой администрации,
2)рабочему персоналу
и 3)служащим храма, - включая
ремесленников.

171.

Кроме
«жреческих полей» - и
– «полей кормления»
- в земли храма
– входили – также
«поля возделывания».

172.

«Поля возделывания»
- выдавались
- отдельными наделами
из храмового земельного фонда,
- но не за службу,
- а в качестве - арендных земель
- любому желающему,
- согласному платить - небольшую
- арендную плату.

173.

Подразделение
храмовых земель
- характерно
для всего
Раннединастического
периода.

174.

В Архаическом Уре
- уже начался
процесс –
отделения
храмовых земель
от земель общины.

175.

Ряд
высопоставленных
людей,
должностных лиц,
например
– глава народного собрания
– кенгаль – не получалнадела
из состава
«жреческих полей».

176.

Следовательно,
глава народного собрания
- кенгаль
- мог получать –
- надельные земли
- только - из отделившихся
- «земель общины».

177.

Среди старост
артелей работников
встречаются также
- и - «старосты общин»,
- возглавлявшие
- группы общинников,
трудившиеся –
на храм –
- в порядке
исполнения повинностей.

178.

Если эти
группы общинников,
трудились –на храм –
только - в порядке
- исполнения повинностей
- следовательно - основное время
они трудились
- на своих общинных землях.

179.

Из этого
- мы можем – сделать
заключение о том,
что – в Архаическом Уре
- существовали –
- общинные поля.

180.

То есть, - в Архаическом Уре- существовала
- община.

181.

Однако, несмотря - на начавшийся
процесс
отделения общинных земель
от земель храма,
связь храма
с общиной
- еще - была
- очень тесной.

182.

Титул «царь»
- в Архаическом Уре
- был –
пока
- не известен.

183.

Слово «лугаль»,
которое –
впоследствии
стало значить
«царь», - пока еще
- в Архаическом Уре –
- означало
«большой человек»,
«хозяин», например,
«хозяин дома», «хозяин раба».

184.

Однако - все шло
к тому, - чтобы
- слово «лугаль»
- стало употребляться
в значении
- «военный вождь».

185.

В то время, как
- на Юге Нижней Месопотамии
- гегемоном являлся - Архаический Ур,
- на Севере
Нижней Месопотамии
- гегемонами являлись
правители 1-ой династии Киша.

186.

1-ую династию Киша
- основал
легендарный Этана,
- который - согласно преданию,
летавший на Небо.

187.

Присвоение
- правителями Киша
титула - «лугаль»
было связано –
со стремлением
этими правителями - установить
военную гегемонию
над другими
«городами-государствами»
или прото-государствами
вплоть до Юга Месопотамии.

188.

Именно правители
северного Киша
впервые
присвоили себе
- титул «лугаль»,
что ранее означало
- «хозяин»,
а впоследствии - стало означать
«царь».

189.

Впоследствии
титул «лугаль Киша»
- стал равнозначен
понятию
«царь-гегемон»,
стоявший - выше
отдельных правителей
«городов-государств»
или прото-государств.

190.

Лугали - были
военными вождями,
а–
не жрецами.

191.

Однако, - приняв на себя
функцию правителя,
- всякий вождь,
в том числе и военный,
принимал на себя
- всю заботу об общине,
в том числе - и
- жреческую функцию.

192.

Последний из царей
1-ой династии Киша
– Ака (Ага)
– потребовал, чтобы
город Урук,
который в это время - был
не самым сильным городом
в Нижней Месопотамии,
принял участие
в ирригационных работах Киша.

193.

Правителем Урука
в конце 1-го этапа
Раннединастического
-периода (2750-2615 гг. до х.э.)
- был - знаменитый
Гильгамеш, - который назывался
энном –
- жрецом-правителем.

194.

Совет старейшин Урука
предложил - Гильгамешу
исполнить
требование Аки (Аги),
но Гильгамеш, поддержанный
народным собранием,
- отказался
- от этого предложения.

195.

Тогда –
Народное собрание
провозгласило
эна (жреца-правителя)
Гильгамеша
- лугалем
военным вождем.

196.

Тогда Ака (Ага)
- прибыл к Уруку –
- со своим войском,
но - был разбит
эн-лугалем
- Гильгамешем.

197.

Гегемония - над
- Нижней Месопотамией
перешла
- к Гильгамешу,
- правителю
1-ой династии Урука.

198.

Гильгамеш –обнес стеной
в 9 км. - 3 первоначально
самостоятельные поселения:
1)собственно Урук (Уну/г/),
2)Э-Ану
3) Кулаб.

199.

С Гильгамеша
и - постройки стены
вокруг Урука
начинается
Второй этап
Раннединастического
периода
– 2615-2500/2400 гг. до х.э.

200.

В этот
военный союз общин
входил –
город Шуруппак,
- возглавляемый
малозначительной фигурой
– энси, - владевшим
небольшим наделом
– меньше
некоторых жреческих наделов.

201.

На втором этапе
Раннединастического
периода
– 2615-2500/2400 гг. до х.э.
- шло
- дальнейшее разделение
- храмового
- и общинного хозяйства.

202.

В ходе - разделения
- храмового - и - общинного
хозяйства
- вне храмового хозяйства
большесемейные общины
- имели право - продавать
свои земли,
- плату за которые - получал
- патриарх или если он умер,
его неразделившиеся сыновья.

203.

В середине
3-го тысячелетия до х.э.
(2 500/2 400 гг. до х.э.)
и к концу 2-го этапа
Раннединастического периода
- наряду с культовыми (эн, энси)
и военными (лугаль) правителями,
которые – находились – в определенной
- политической зависимости
от советов старейшин своих протогосударств,
- появляется - новая фигура
– лугаль-гегемон.

204.

Лугаль-гегемон
- опирался - на своих
- личных приверженцев
- и - дружину, - которых – он
- мог содержать,
- не завися
- от Совета старейшин.

205.

С помощью
такой дружины
лугаль-гегемон
мог завоевать - другие
протогосударства (номы) - и
- стать
выше отдельных
«городских» советов.

206.

При этом – такие –
- отдельные - протогосударства (номы)
-с их отдельными
-«городскими» советами - оставались
- протогосударственными,
- «номовыми» организациями.

207.

На севере
Нижней Месопотамии
лугаль-гегемон
принимал титул
«лугаль Киша»
(«лугаль сил»,
«лугаль воинств»).

208.

На юге
Нижней Месопотамии
– в Уруке лугаль-гегемон
принимал титул
- «лугаль всей страны».

209.

Чтобы получить
такой титул
- «лугаль всей страны»
- правитель - должен был
быть признанным
в храме города Ниппур
– главного
культового центра – Юга
- Нижней Месопотамии.

210.

Стремясь
- обрести землю
для наделения
- свой дружины,
- лугали - стали
- захватывать
- храмовую землю.

211.

Захват храмовой земли
- производился лугалями
- следующим образом:
1)путем женитьбы на жрицах
2)путем принуждения –
к избранию себя также
- и верховным жрецом:

212.

После захвата –
- храмовой земли –
- лугали поручали
- распоряжение ею- своим людям.

213.

1-ую династию Урука
на - юге сменили
богатые лугали
1-ой династии Ура
(огромное количества
золота в погребении Пуаби),
правители которой
(потомки Месанепады)
затем - переселились
из Ура в Урук - и - образовали
2-ую династию Урука.

214.

С 1-ой династии Ура
-2-ой династии Урука
- начинается
– последняя
Третья стадия
Раннединастического
Периода
– 2500/2400 – 2316 гг. до х.э.

215.

В это время
за гегемонию –
- помимо Ура
на севере - Нижней
Месопотамии
- борется все то же - Киш,
а на юге – расположенный
- на рукаве Евфрата и
выходящий на лагуну р. Тигр
– ном Лагаш, - столицей которого
был город Гирсу.

216.

В Лагаше - структура
храмовой общины –
была, в принципе,
такой же, - как - и
в Архаическом Уре:
жреческих полей»;
– «полей кормления»;
- «поля возделывания».

217.

Однако,
видным культовым
и административным
лицам, - включая жрецов
и самого правителя,
выделялись
- большие наделы
не из состава «храмовых земель»,
а из состава общинных земель,
часть из которых - становилась - теперь
государственными землями.

218.

Кроме того - в Лагаше –
общинная земля
- была
полностью
отделена
от храмовой.

219.

Отчуждение
- общинной земли
- запрещалось,
а если оно - и - происходило,
в частности – у бедняков,
чтобы расплатиться с долгами,
то - такого рода сделки
- не считались необратимыми,
- то есть – земли – можно было
- вернуть: выкупить – или - отобрать.

220.

Правда, правители,
- основываясь - на своей
- силе - и – авторитете
- могли принудить
- кого-либо
- к отчуждению земли
- в свою пользу.

221.

Начинала
устанавливаться
верховная
государственная
(прото
-государственная)
собственность
на землю.

222.

В Третьей фазе
Раннединастического Периода
– 2500/2400 – 2316 гг. до х.э.
гегемоном Нижней Месопотамии
постепенно - становится
восточный город Лагаш
- с его портом Гуаба,
который - соперничал с Уром
в морской торговле
с такими странами, как –
- Элам и Индия.

223.

По богатству
- соперником Лагашу
- был только
- Ур-Урук.

224.

Лагашские правители
носили титул - энси - и
получали
- от совета старейшин - или
- от народного собрания
титул - лугаль - только
на время
- военных походов.

225.

Военные - и
религиозные функции
- лагаля - и - энси
- были –
- разъединены.

226.

Вооружение
У шумерских
тяжеловооруженных воинов
был - медный
конусообразный шлем,
тяжелая войлочная бурка
с медными бляхами,

227.

У шумерских
тяжеловооруженных воинов
- были – также
- огромные
- медноокованные
- щиты.

228.

Сражались
шумеры –
- сомкнутым
строем.

229.

Задние ряды
- шумерской пехоты –
- выставляли
- вперед
- длинные копья.

230.

Существовали
- примитивные колесницы,
- поначалу
– со сплошными
- почти
- квадратными
- колесами.

231.

Запряжены колесницы –
- был
ослами-онаграми - или
полудикими ослами,
- так как лошадь
в Раннединастический период- еще не была
- одомашнена.

232.

На передке
колесницы
- укреплялся
колчан –
для метательных
дротиков.

233.

В битвах
убитых - было
мало
- десятки, - но
- покалеченных
– сотни.

234.

Воины получали –
- в виде жалования
- участок – либо
- на земле храма
- либо –
- на земле правителя.

235.

В том случае,
- если воины - получали –
- в виде жалования
- участок – на земле
правителя.
- они были- ему
особо привержены.

236.

Лугаль мог поднять
- на борьбу с противником
- также - и
народное ополчение
из свободных общинников
и - зависимых
людей храма.

237.

После 2400 г. до х.э.
временно избранный
лугалем Лагаша
–стал Эанатум, - который
- нанес –
- страшное поражение –
соседнему городу –
- Умма.

238.

Хотя Эанатум –
вынужден был
- довольствоваться
в родном Лагаше - лишь
титулом энси,
он успешно воевал –
с Уром и Кишем,
присоединив их - к Лагашу.

239.

В конце концов
Эанатум - присвоил себе
звание –
- «лугаль Киша»,
- но - его преемники
не смогли –
- удержать гегемонию
- над другими номами.

240.

Тем временем
- власть в Лагаше –
перешла –
к сыну –
- верховного жреца
местного бога Нингирсу
– энси Энентарзи.

241.

Став энси, - и – опираясь
на свое прочное наследственное
положение,
Энентарзи - объединил
государственную землю
с землями храмов:
бога Нингирсу и
богини Бабы (его жены)
- и - их богов-детей
– Игалина и Шульшагана.

242.

В итоге
в собственности
правителя
государства/протогосударства)
оказалось
больше половины
всей земли Лагаша.

243.

Многие жрецы –
- были –
- смещены,
а - управление
- храмовыми землями
было передано
слугам правителя- Энентарзи.

244.

С мелких жрецов
и - зависимых от храма
- лиц
- слуги Энентарзи - стали
- взимать поборы.

245.

Одновременно –
- ухудшилось
- положение
- общинников, - связанное
- с увеличением
- государственного аппарата
и - увеличением
расходов на его кормление.

246.

Увеличением
- государственного аппарата
и - расходов
на его кормление - вызвало
большое недовольство
народа Лагаша.

247.

В итоге
преемник Энентарзи
– Лугальанда
был низложен,
хотя - и
оставлен в Лагаше
в качестве
частного лица.

248.

На место Лугальанды
- был избран
- Народным собранием
- Уруинимгина
(2318-2310 гг. до х.э.).

249.

На 20-ом году
своего правления
Уруинимгина
– провел реформу,
своего рода
- «реставрацию», которая –
отменяла
все действия
Энентарзи.

250.

Земли храмов
бога Нингирсу и
богини Бабы (его жены),
их богов-детей – Игалина
и - Шульшагана - были
вновь изъяты - из владения
семьи правителя.

251.

Кроме изъятия
- земель храмов
- из владения
семьи правителя, - также - были прекращены –
противоречащие обычаям
поборы - и - произвол
слуг правителя.

252.

Кроме того –
- было улучшено
- положение
-младшего жречества –
и зависимых
- от храма
людей.

253.

Наконец,
были даже –
отменены - деловые сделки,
- сделанные
– при Энентарзи.

254.

Таким образом
попытка Энентарзи
резко
централизовать
власть –в итоге- провалилась.

255.

Уруинимгине
- пришлось
- восстановить
норму, - что облегчило
положение народа,
но - резко ослабило
- протогосударство
Лагаш.

256.

«Реставрация»
Уруинимгины в Лагаше
показала, - что
в нижне-месопотамском
обществе –
- очень много
- недовольных
существующими порядками
– прежде всего
– укреплением государства.

257.

В итоге, - когда Уруинимгина –
ввязался с войну с правителем Уммы –
Лугальзагеси, – унаследовавшим
от 1 династии Ура/2-ой династии Урука –
власть – над - почти всем
югом Нижней Месопотамии,
то - ослабленное протогосударство
– Лагаш – потерпело
сокрушительное поражение
и потеряло половину своей территории.

258.

Разбив Лагаш
- в 2312 г. до х.э.,
Лугальзагеси,
добился - прохода
к Персидскому заливу
и открыл себе путь в Индию.

259.

Затем -Лугальзагеси, –
правитель Уммы и Ура/Урука –
- разбил Киш
- и – добился
- свободного пропуска
- к Сирии,
- к Малой Азии
и- к Средиземному морю.

260.

Однако, покорив –
всю южную часть
Нижней Месопотамии,
Лугальзагеси - даже
- не попытался
- создать –
- единое государство
- из покоренных «номов».

261.

Лугальзагеси
- довольствовался - тем,
что - в каждом
«городе»-номе –
- принимал –
из рук старейшин
- местные жреческие
и - светские титулы.

262.

При этом, свою победу –
Лугальзагеси не довел до конца:
победив Киш,
он - не уничтожил
лугалей Киша,
а - победив Лагаш,
- оставил в живых
- Уруинимгину.

263.

При Лугальзагеси
Нижняя Месопотамии
представляла собой
- военный союз
- дружественных номов
- и - только.
English     Русский Правила