594.44K
Категория: ФилософияФилософия

Философские проблемы современной научной картины мира

1.

Доклад на тему
“Философские проблемы
современной научной
картины мира”
Исполнитель: Прищепин Александр Сергеевич
Научный руководитель: Доровских Г. Н.

2.

Введение
«Картиной мира» принято называть сложившуюся на
конкретном этапе развития человечества совокупность
представлений о структуре действительности, способах ее
функционирования и изменения, сформировавшуюся на
основе исходных мировоззренческих принципов и
интегрирующая
знания
и
опыт,
накопленный
человечеством.
В силу исторического характера знаний и опыта людей на каждом этапе развития человечества, картины
мира различаются, сменяя и дополняя друг друга.

3.

Человек издавна стремился создать для себя некоторое целостное представление об
окружающем
мире,
«поднявшись»
над
теми
фрагментарными
знаниями,
впечатлениями, которые он получает через свои ощущения в процессе повседневной
жизни.
Это хорошо выразил всемирно известный ученый А. Эйнштейн, он писал: «Человек
стремится каким-то адекватным способом создать себе простую и ясную картину
мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени
попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной.
Очень важным моментом картины мира является то, вокруг чего она строится, что
является ее смысловым центром. Научная картина мира строится вокруг объектов,
независимых от человека; ее ядро – общечеловеческая реальность.
Религиозная картина мира в центр ставит соотношение небесного и земного, сферу
человеческого и сферу божественного.
Понятие «картина мира»

4.

«Субстрат» – это то, из чего все сделано. Понятие «субстрат», по сути дела, тождественно
понятию «материя», в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновскоаристотелевской традиции.
«Субстанция» означает первооснову всего существующего, внутреннего единства
многообразия конкретных вещей, событий, явления и процессов, посредством которых
и через которые они существуют. Таким образом, если через понятие субстрат
философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется
всеобщее основание бытия.
Как правило, философы стремятся создавать картину мироздания, исходя из какого-то
одного начала (воды, огня, атомов, материи, идей, духа и т.д.).
Субстрат и субстанция

5.

Представлений о строении и развитии природы, называется естественнонаучной
картиной мира.
Кроме того, отдельные естественные науки могут создавать собственные картины
исследуемой ими реальности. Их называют частнонаучными (или локальными)
картинами мира.
Указанные картины мира не существуют изолированно, в отрыве друг от друга.
Философская
картина
мира
опирается
на
достижения
подтверждающие и конкретизирующие ее положения и выводы.
естествознания,
Строение и развитии природы

6.

История научного и философского познаний сопровождалась периодической сменой
картин мира.
А это означало смену так называемых парадигм.
Под парадигмой понимают определенную совокупность общепринятых в научном
сообществе на данном историческом этапе идей, понятий, теорий, а также методов
научного исследования.
В настоящее время понятие парадигмы используется в философии и истории науки
для характеристики различных этапов развития научного знания.
Смена типов мировосприятия в
различные исторические эпохи

7.

В VI–IV вв. до н.э. была осуществлена первая революция в познании мира, в результате
которой и появляется на свет сама наука.
Исторический смысл этой революции заключается в отделении науки от других форм
познания и освоения мира, в создании определенных норм и образцов построения
научного знания.
Вторая глобальная научная революция приходится на XVI–XVIII вв.
Ее исходным пунктом считается как раз переход от геоцентрической модели мира к
гелиоцентрической. Это, безусловно, самый заметный признак смены научной картины
мира, но он мало отражает суть происшедших в эту эпоху перемен в науке.
Революции о познании мира

8.

Заключение
English     Русский Правила