Александр Блок
Детство и юность
Детство и юность
«Стихи о прекрасной Даме»
Революция 1917 г.
Последние годы:
Творчество
Творчество
Творчество
Творчество
Творчество
Творчество
Творчество
Поэма «Двенадцать»
После «Двенадцати» и «Скифов» Блок написал только несколько слабых стихотворений. Поэтическое вдохновение покинуло его
2.02M

Александр Блок. Биография и творчество

1. Александр Блок

Биография и творчество

2. Детство и юность

Родился 16 (28) ноября
1880 года. По
происхождению,
семейным и
родственным связям,
дружеским отношениям
поэт, принадлежал к
кругу старой русской
интеллигенции, из
поколения в поколения
служившей науке и
литературе.

3. Детство и юность

В 1889 году мать Блока
вторично вышла замуж за
гвардейского офицера.
Девятилетний Блок
поселился с матерью и
отчимом в Гpенадаpских
казармах,
расположенных на
окраине Петербурга
Первые стихи Блок
написал в пять лет. С
детства Александр Блок
каждое лето проводил в
подмосковном имении
деда Шахматово. В 8 км
находилось имение друга
Бекетова, великого
русского химика
Дмитрия Менделеева
Боблово.

4. «Стихи о прекрасной Даме»

В 1903 году Блок
женился на Любови
Менделеевой,
дочери Д. И.
Менделеева,
героине его первой
книги стихов
«Стихи о
Прекрасной Даме».

5. Революция 1917 г.

Февральскую и Октябрьскую
революции Блок встретил со
смешанными чувствами. Он
отказался от эмиграции, считая,
что должен быть с Россией в
трудное время. В начале мая 1917
года был принят на работу в
«Чрезвычайную следственную
комиссию для расследования
противозаконных по должности
действий бывших министров,
главноуправляющих и прочих
высших должностных лиц как
гражданских, так и военных и
морских ведомств» в должности
редактора.

6. Последние годы:

При советской власти
писателей не поддерживало
правительство, оказавшись в
тяжёлом материальном
положении, Александр Блок
серьёзно заболел и 7 августа
1921 года умер в своей
последней петроградской
квартире от воспаления
сердечных клапанов.
Поэт был похоронен на
Смоленском кладбище, его
отпевали в церкви
Воскресения Христова.
Прах Блока был
перезахоронен на Волковом
кладбище.
Музей-квартира А. А. Блока
располагается на улице
Декабристов, 57.

7. Творчество

«Ante lucem» – преддверие
будущего нелегкого пути.
Общая романтическая
настроенность цикла
предопределила и
антиномическое
отношение молодого Блока
к жизни. С одной стороны
– мотивы мрачной
разочарованности,
кажущиеся такими
неестественными для
девятнадцатилетнего
юноши. С другой – тяга к
жизни, приятие ее и
осознание высокой миссии
поэта, его грядущего
торжества.

8. Творчество

Стихи о Прекрасной Даме» –
центральный цикл первого тома.
Это и есть то «мгновение
слишком яркого света», о котором
Блок писал А. Белому.
Многопланов облик героини. С
одной стороны, это вполне
реальная, «земная» женщина.
Герой видит ее «каждый день
издалека». С другой стороны,
передним небесный, мистический
образ «Девы», «Зари» и т.д. То же
можно сказать и о герое цикла.
Для усиления мистического
впечатления Блок щедро
использует эпитеты, такие,
например, как «призрачные»,
«неведомые тени» или
«неведомые звуки» и т.п. Таким
образом, история земной, вполне
реальной любви преображается в
романтико-символический
мистико-философский миф.
«Распутья» – цикл,
завершающий первый том,
которому характерна
драматическая
напряженность. Тема
Прекрасной Дамы продолжает
звучать и в этом цикле, но
здесь возникает и нечто новое:
качественно иная связь с
«повседневностью», внимание
к людскому герою, социальная
проблематика. «Распутья»
намечают возможность
грядущих перемен в
творчестве поэта, которые
отчетливо проявят себя уже во
втором томе.

9. Творчество

«Разные стихотворения» и
«Пузыри земли» – своеобразный
пролог ко второму тому. Поэт
неожиданно и полемически
обращается к изображению
«низменной» природы, признает
закономерность существования
этого стихийного мира и право его
обитателей чтить «своего
полевого Христа».
«Город» – в этих двух циклах
расширяется охват явлений
действительности. Поэт
погружается в тревожный,
остроконфликтный мир
повседневной жизни, ощущая себя
сопричастным всему
происходящему. Это и события
революции, которую он
воспринимал, подобно другим
символистам, как проявление
народной разрушительной
стихии, как борьбу людей новой
формации с ненавистным ему
царством социального бесправия,
насилия и пошлости. Характерно,
что лирический герой при всей
солидарности с теми, кто
выступает на защиту угнетенный,
не считает себя достойным
оказаться в их рядах. В этих
циклах начинает звучать одна из
главных проблем для Блока народ и интеллигенция.

10. Творчество

«Снежная маска» и
«Фаина» – эти циклы
отражают внезапно
вспыхнувшее чувство
Блока к актрисе Н. Н.
Волоховой. Стихии
природы и повседневной
жизни теперь
сменяются стихией
хмельной,
испепеляющей страсти.
Отдаваясь своему
чувству, герой «Снежной
маски», «настигнутый
метелью», погружается
в «вихри снежные», в
«снежный мрак очей»,
упивается этими
«снежными хмелями» и
во имя любви готов
сгореть «на снежном
костре».
«Жизнь моего приятеля» - в
основе этого цикла прием
«двойничества». Это история
человека, который «в
сумасшествии тихом»
бессмысленных и
безрадостных буден
растратил сокровища своей
души. Трагическое
мироощущение,
«угрюмство», свойственные
большинству стихотворений
цикла, находят свое крайнее
выражение в тех из них, где
законы «страшного мира»
приобретают космические
масштабы.

11. Творчество

«Возмездие» и «Ямбы».
Слово «возмездие»
понимают обычно как
наказание за некое
преступление. Причем
наказание, исходящее со
стороны, от кого-то.
Возмездие, по Блоку, это
прежде всего осуждение
человеком самого себя,
суд собственной совести.
Главная вина героя –
измена данным когда-то
священным обетам,
высокой любви, измена
человеческому
предназначению. А
следствие этому –
расплата: душевная
опустошенность, усталость
от жизни, покорное
ожидание смерти.

12. Творчество

Кармен» – в этом цикле
нашли отражение «цыганская
стихия», любовь, музыка,
искусство, «печаль и
радость». С одной стороны,
он живо напоминает
«Снежную маску» и «Фаину»
сходными обстоятельствами
создания (цикл посвящен
оперной певице Л. А.
Дельмас) и сквозной темой
всепоглощающей стихийной
любви.

13. Творчество

«Родина». Уходя из
замкнутого круга
«соловьиного сада», поэт
вступает в широкий и суровый
мир, заключающий в себе ту
подлинную и высокую правду,
к постижению которой он
стремился на протяжении
всего своего творческого
пути. Так возник цикл
«Родина», едва ли не
вершинный цикл не только
третьего тома, но и всей
поэзии Блока.
Тема родины,
России – сквозная
блоковская тема. На
одном из последних
его выступлений,
где поэт читал
самые разные свои
стихотворения, его
попросили прочесть
стихи о России.
«Это все – о
России», - ответил
Блок и не покривил
душой, ибо тема
России была для
него поистине
всеобъемлюща.

14. Поэма «Двенадцать»

Работу над «Двенадцатью» Блок начал в январе 1918г. (По его
собственному признанию, первыми стихами из нее, пришедшими на
ум, была строчка: «Уж я ножичком полосну, полосну!» Только потом
он перешел к началу.) Поэма была закончена 29-го числа. В этот день
он записал в дневнике: «Страшный шум, возрастающий во мне и
вокруг... Сегодня я — гений». На другой день — 30 января — Блок
написал «Скифов». Оба сочинения были вскоре напечатаны в
левоэсеровской газете «Знамя труда». Ни одно литературное
произведение того времени не вызывало такого бурного резонанса в
обществе — такой хвалы и хулы, таких восторгов и проклятий, как
«Двенадцать». Поэма мгновенно разошлась на лозунги, цитаты,
поговорки, вышла на улицу. Вскоре Блок мог видеть свои стихи на
плакатах, расклеенных на стенах или выставленных в магазинных
витринах, на знаменах красноармейцев и моряков. Однако и тех, кто
безусловно принял поэму Блока, и тех, кто обрушился на нее с
гневными нападками, одинаково смущал Христос, появившийся с
красным флагом перед красногвардейцами, в последней главе
«Двенадцати». Образ этот, увенчавший поэму, явился в ней не как
плод рассудочных рассуждений — Блок «увидел» его в «музыке». Но,
по собственному его признанию, Христос был неожиданностью даже
для него самого. Действительно, почему именно он? 20 февраля Блок
записал в дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что
красногвардейцы "недостойны" Иисуса, который идет с ними сейчас,
а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой».
«Другой» с прописной буквы — это, несомненно, Антихрист...

15. После «Двенадцати» и «Скифов» Блок написал только несколько слабых стихотворений. Поэтическое вдохновение покинуло его

16.

Лирика зрелого Блока овеяна дыханием исторических
бурь и житейских тревог.
С исключительной остротой ощущал поэт назревавшую
в России национальную катастрофу, воплотил свои
предчувствия в трагическом образе одинокого,
гибнущего героя, «человека, ослепшего в ночи».
«Страшный мир» (1909—16) вынуждает героя искать
забвенья в вине или бежать от жизни в безрадостную
любовь («На островах», «В ресторане», «Унижение»).
Неприятие «страшного мира» вызвало в лирике Блока
струю романтической сатиры (цикл «Пляска смерти»,
1912—14), наложило на его поэзию трагический отсвет.
В творчестве Блока после подавления смуты 1905—07
отразились противоборствующие тенденции — «и
отвращение от жизни и к ней безумная любовь». Но
даже в пору «убийственного опустошения» в его лирике
не перестает звучать оптимистическое начало, вера в
победу светлых сил (стих. «О, я хочу безумно жить: все
сущее увековечить», 1914 и др. из цикла «Ямбы»).
В его стихах, не иссякая, продолжает звучать
оптимистическая тема («На железной дороге», 1910;
«Поздней осенью из гавани», 1909).
В дальнейшем в творчестве Блока сохраняется
стремление освободиться от эстетических иллюзий,
возникают черты пластической описательности,
повествовательные элементы, получают развитие темы
труда, социального неравенства.

17.

Между народом и интеллигенцией —
«непреодолимая черта», которая определяет
трагедию России. Пока стоит такая застава,
интеллигенция осуждена бродить, двигаться и
вырождаться в заколдованном кругу. Без высшего
начала неизбежен «всяческий бунт и буйство,
начиная от вульгарного "богоборчества"
декадентов и кончая откровенным
самоуничтожением — развратом, пьянством,
самоубийством всех родов». Интеллигенция, все
более одержимая «волей к смерти», из чувства
самосохранения бросается к народу, искони
носящему в себе «волю к жизни», и наталкивается
на усмешку и молчание, «а, может быть, на нечто
еще более страшное и неожиданное...» В «Стихии
и культуре» эта мысль еще более заострена. Блок
рисует образную картину: интеллигенция
бесконечно и упорно строит свой муравейник
культуры на «не отвердевшей коре», под которой
бушует и волнуется «страшная
земная стихия — стихия народная», неукротимая
в своей разрушительной силе.
English     Русский Правила