5.63M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Скульптура архаики

1.

Скульптура архаики

2.

1. Статуи богов
-строго фронтальные и
неподвижные, словно
застывшие в торжественной
позе;
- представляют собой
каменный блок со слабо
намеченными формами тела.
Женская статуя,
посвященная Артемиде,
с острова Наксос
Женская статуя,
посвященная Гере,
с острова Самос

3.

2. КОРЫ - статуи
девушек в нарядных
одеждах
-изображение девушек
аристократического круга,
полные изысканной грации;
-тщательно выполнены
складки одежды и пряди
волос, они словно струятся;
- выполненные из мрамора,
они были превосходно
обработаны: гладкие
поверхности отполированы;
волосы, глаза, губы
раскрашены красным; одежда
украшена пестрой каймой и
мелкими узорами синего,
красного и зеленого цветов;
-статуи создают праздничное
и радостное настроение.
Кора в пеплосе
с Акрополя в Афинах
Кора с Акрополя в Афинах

4.

3. КУРОСЫ - обнаженные статуи героев
-образ сильного, мужественного героя или воина;
-передан дух суровой мужественности и собранной
энергии;
- условная «архаическая улыбка» выражает
состояние жизнерадостности и уверенности;
-успехи в овладении пластической анатомией
позволяют моделировать пластику тела;
-в скованности позы и трактовке деталей ощущается
влияние египетского канона.
Курос по имени Кройос
Курос, так называемый Аполлон Тенейский

5.

4. Рельефы на фронтонах и метопах храмов
«Медуза Горгона»
Рельеф на фронтоне храма Артемиды на острове Корфу
-нет единого сюжета, композиция распадается на три части: в центре – большая фигура летящей горгоны Медузы
с двумя симметрично расположенными пантерами, по углам – сцены битвы богов с гигантами;
-фигуры разномасштабны, к углам резко уменьшаются в размерах;
- фигура горгоны изображена в схематической позе так называемого коленопреклоненного бега, характерной для
архаики.

6.

«Битва Зевса с Тифоном»
С фронтона храма на Акрополе Афин
«Гея-Земля разгневалась на олимпийца
Зевса за то, что он так сурово поступил с ее
побежденными детьми-титанами.
Она вступила в брак с мрачным Тартаром и
произвела на свет ужасное стоголовое чудовище
Тифона. Громадный, с сотней драконьих голов,
поднялся Тифон из недр земли. Диким воем
всколебал он воздух. Лай собак, человеческие
голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва
слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось
вокруг Тифона, и земля колебалась под его
тяжелыми шагами…
Моря кипели от одного приближения
Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелымолнии громовержца Зевса; казалось, что от их
огня горят и темные грозовые тучи.
Зевс испепелил Тифону все сто голов.
Рухнул Тифон на землю; от его тела исходил
такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял
тело Тифона и низверг в мрачный Тартар,
породивший его. Но и в Тартаре грозит еще
Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури
и извержения; он породил с Ехидной,
полуженщиной-полузмеей ,ужасного двуглавого
пса Орфа, адского пса Кербера, Лернейскую
гидру и Химеру; часто колеблет Тифон
землю…»

7.

Рельефные метопы из храма «С» в Селинунте
- зачастую герои повернуты лицом к зрителю, а ноги поставлены в профиль без связи с телом;
- фигуры еще не обладают достаточной пластикой, как правило, поставлены строго вертикально, а ноги и руки
согнуты под прямым углом, как бы повторяя углы метопы.

8.

«Похищение Европы»
Рельеф из храма «С» в Селинунте
«…Недолго пришлось наслаждаться
прекрасной Европе беззаботной жизнью.
Увидел ее сын Крона, могучий
тучегонитель Зевс, и решил похитить.
Чтобы не испугать своим
появлением юной Европы, он принял вид
чудесного быка. Вся шерсть Зевса-быка
сверкала, как золото, лишь на лбу у него
горело, подобно сиянию луны,
серебряное пятно, золотые же рога были
изогнуты, подобно месяцу, когда впервые
виден он в лучах пурпурного заката…
Бык подошел к Европе, он лизал ей
руки и ласкался к ней… Европа гладила
быка своей нежной рукой по золотой
шерсти, обнимала его голову и целовала
его. Бык лег у ног прекрасной девы, он
как бы просил сесть на него.
Смеясь, села Европа на широкую
спину быка… Вдруг бык вскочил и
быстро помчался к морю. Похитил он ту,
которую хотел.
Европа стала женой Зевса и жила
она с тех пор на Крите. Три сына
родились у нее и Зевса: Минос,
Радаманф и Сарпедон…»

9.

«Персей, убивающий Медузу Горгону»
Рельефная метопа из храма «С» в Селинунте
«Царь острова Сериф Полидект замыслил
насильно взять себе в жены прекрасную Данаю,
но Даная ненавидела сурового царя Полидекта.
Персей заступился за свою мать. Разгневался
Полидект, и с этого времени он думал только об
одном – как погубить Персея. В конце концов
жестокий Полидект решил послать Персея за
головой горгоны Медузы…
Отправился Персей в далекий путь. Ему
нужно было достигнуть западного края замли,
той страны, где царили богиня Ночь и бог смерти
Танат. В этой стране жили и ужасные горгоны.
Все тело их покрывала блестящая и крепкая, как
сталь, чешуя. Ни один меч не мог разрубить эту
чешую, только изогнутый меч Гермеса.
Громадные медные руки с острыми
стальными когтями были у горгон. На головах у
них вместо волос двигались, шипя, ядовитые
змеи. Лица горгон, с их острыми, как кинжалы,
клыками, с губами, красными, как кровь, и с
горящими яростью глазами были исполнены
такой злобы, были так ужасны, что в камень
обращался всякий от одного взгляда на горгон. На
крыльях с золотыми сверкающими перьями
горгоны быстро носились по воздуху. Горе
человеку, которого они встречали!»

10.

Таким образом,
скульптура архаики представляет собой
поиск реалистических приемов изображения
окружающего мира,
преодоление условности и декоративности.
English     Русский Правила