9.90M
Категория: ИскусствоИскусство

Артхаус

1.

Подготовила студентка 4 курса ИФМК,
группы РИЛ-1602
Харина Алёна.

2.

Артхаус - англ. Art house букв. «дом искусств») —кинопрокатная ниша,
в которую попадают фильмы, не рассчитанные на широкую
аудиторию, демонстрирующиеся, как правило, в специализированных
(артхаусных) кинотеатрах. К категории артхауса относят
фестивальное не мейнстримовое кино, жанровые картины,
расширяющие представления о жанре, работы классиков мирового
кинематографа (авторское кино), кино этнических и сексуальных
меньшинств, а также так называемое интеллектуальное кино.
Само понятие «артхаус» возникло во второй половине 1940-х годов в
США, где так стали называть кинотеатры, специализирующиеся на
показе классических довоенных голливудских лент, а также фильмов
иностранного (то есть неамериканского) и местного независимого
производства.
Сэм Клебанов говорит следующее: «Артхаус - это кино, где
определяющей оказывается фигура автора, который создает свой мир,
пытается говорить своим языком и относится к тому, что он делает,
как к произведению искусства. Оно может и не получиться: артхаус —
это не всегда знак качества. Это просто указание на то, что люди
пытались как-то по-особенному сказать о чем-то важном».

3.

В 1955 году в Париже основана Международная конфедерация артхаусных
кинотеатров CICAE (фр. Confédération Internationale des Cinémas d'Art et
d'Essai). Членом CICAE является основанное в 1992 году объединение Europa
Cinemas, в которое входят кинотеатры, поддерживающие европейское кино.
В России членами CICAE (через Europa Cinemas) являются московские
кинотеатры «Пионер» и «35мм», петербургские «Дом Кино» и «Родина»,
екатеринбургский «Салют», нижегородский «Орлёнок» и калининградская
«Заря». В Белоруссии членами CICAE (через Europa Cinemas) является Минский
кинотеатр «Ракета». На Украине членом CICAE (через Europa Cinemas) является
киевский кинотеатр «Жовтень».

4.

В журнале «Октябрь» (2008, 3) опубликована
статья Ларисы Березовчук «Реальность артхауса», в которой арт-хаус
противопоставляется не только коммерческому
(жанровому), но и авторскому кинематографу:
«…Продукция арт-хауса обладает отчетливым
своеобразием. В сравнении с авторским и
жанровым кино она выделяется, во-первых,
небрежением режиссеров к реальности,
достоверности всего того, что во время съемок
попадает в объектив камеры, во-вторых,
небрежением к зрительской установке на
доверие к киноповествованию,
разворачивающемуся на экране».
Арт-хаусные ленты трудно или вообще
невозможно смотреть, так как они игнорируют
следующие стереотипы восприятия игрового
фильма: потребность в логичности и связности
показываемой на экране «истории»;
потребность в эмоциональном сопереживании
ее героям; потребность в разнообразии,
эффектности зрелища, способных удерживать
наше внимание.
Ну а самое главное – арт-хаусные режиссеры
отказываются различать добро и зло. Отсюда их
повышенный интерес к темам, ранее
табуированным в кино. Например, таким, как
психические паталогии, жестокость и насилие,
укорененные в бессознательном человека,
откровенный физиологизм, уродство,
сексуальность с извращениями.

5.

Предшественниками современного артхауса можно назвать
фильмы «Нетерпимость»(1916) Дэвида Гриффита и «Броненосец
Потемкин» Сергея Эйзенштейна (1925). Фильм Эйзенштейна
был революционной пропагандой, которая использовалась для
проверки его теории, при которой монтаж фильма происходит
таким образом, чтобы производить наибольший эмоциональный
отклик у зрителей. Основное внимание Эйзенштейна было
направлено на структурные вопросы, такие как углы камеры,
движение толпы. Эта манера съёмки повлияла на других
режиссёров, таких как В. Пудовкин и А. Довженко.
На артхаус также повлияли фильмы испанских авангардистов,
таких как Л. Бунюэль и С. Дали (например, «Золотой век»), а
также французского драматурга и режиссёра Жана Кокто.
В 1920-е годы, в кинообществах начало распространяться
мнение, что фильмы можно разделить на «… развлекательное
кино, направленное на массовую аудиторию, и серьезное
художественное кино (англ. art cinema), направленное на
интеллектуальную аудиторию». В Англии Альфред Хичкок и Айвор
Монтегю сформировали Общество кино, которое по их мнению,
было «художественным достижением».
Cinéma pur, французское авангардное движение 1920-30-х годов,
также повлияли на развитие идей артхауса. Это движение
включало в себя дадаистов, таких как Ман Рэй, Рене Клер
и Марсель Дюшан.

6.

В 1930-40-х гг. голливудские фильмы
можно было разделить на адаптации
художественных литературных
произведений (фильм Джона Форда
”Осведомитель” (1935) и ”Долгий путь
домой” по пьесе Юджина О’Нила), а
также на коммерчески успешные
популярные жанровые фильмы, такие
как гангстерские фильмы и триллеры.
Уильям Сиска утверждает, что фильмы
итальянского неореализма середины и
конца 1940-х годов, такие как ”Рим —
открытый город” (1945), ”Пайза” (1946)
и ”Похитители велосипедов” можно
считать «сознательным ходом
артхауса» (англ. conscious art film
movement).
В конце 1950-х годов французские
кинематографисты начали выпускать
фильмы, которые попадали под
влияние итальянского неореализма и
классического голливудского кино. Эти
фильмы критики стали называть
французской новой волной.

7.

Французская новая волна продолжилась в 1960-е годы. В
течение 60-х термин «артхаус» стали гораздо более
широко использовать в Соединенных Штатах, чем в
Европе. В США этот термин часто определяется очень
широко, и может включать в себя иноязычные (не на
английском языке) «режиссёрские», независимые,
экспериментальные, документальные
и короткометражные фильмы.
В 1960-е годы в США слово «артхаус»
стало эвфемизмом колоритных итальянских и
французских B-фильмов. К 1970-м этот термин стал
использоваться для описания порнографических
европейских фильмов с художественной структурой,
таких как шведский фильм ”Я любопытна” – фильм в
жёлтом.
В США термин «артхаус» может относиться к фильмам
современных американских художников, в том числе
к Энди Уорхолу с его фильмом «Грустное кино» (1969),
но иногда этот термин используется очень свободно,
чтобы обратиться к широкому кругу фильмов,
показанных в репертуарных или «артхаусных
кинотеатрах». При таком подходе широкий спектр
фильмов, такие как фильмы Хичкока 1960-х годов,
экспериментальные андеграундные фильмы 1970-х
годов, европейские авторские фильмы, «независимый»
кинематограф США, и даже мейнстримные иностранные
фильмы (с субтитрами), возможно, все попадают под
определение «артхаусный фильм».

8.

К 1980-90-м гг. этот термин стал тесно связан
с «независимым кино» в США, который разделяет
многие из тех же стилистических черт с артхаусом.
Такие компании, как Miramax Films работают с
независимыми фильмами, которые были признаны
коммерчески неуспешными на крупных студиях. Когда
крупные киностудии заняли нишу привлекательности
независимых фильмов, они создали специальные
подразделения, не связанные с мейнстримом, такие
как Fox Searchlight Pictures (дочерняя
компания Twentieth Century Fox), Focus
Features (подразделение студии Universal
Pictures), Sony Pictures Classics (подразделение Sony
Pictures Entertainment) и Paramount
Vantage (подразделение Paramount Pictures).
Кинокритики спорят, действительно ли можно считать
фильмы из этих специальных подразделений
«независимыми фильмами», учитывая, что они имеют
финансовую поддержку от крупных студий.
По словам режиссёра, продюсера и
дистрибьютора Роджера Кормана «1950-60-е гг. были
временем наибольшего влияния артхауса. После этого
влияние ослабло. Голливуд поглотил уроки
европейских фильмов и включил эти уроки в свои
фильмы».
Корман утверждает, что “… зрители могли увидеть
какую-то сущность европейского артхауса в
голливудских фильмах 70-х, артхаус, который никогда
не был просто европейским кино, все чаще был в
действительности мировым кино, хотя изо всех сил
пытался получить широкое признание”.

9.

Фильм Андрея Тарковского, в нем снялись все самые
яркие звезды советского кино, такие как Маргарита
Терехова, Олег Янковский, Иннокентий Смоктуновский
и многие другие.
Главный герой фильма - сильная мятущаяся личность,
которой кажется, что окружающие ее не понимают.
Боясь потерять любовь близких - матери, возлюбленной
и сына - и остатки взаимопонимания с ними, герой
обращается к воспоминаниям и обрывкам снов о
прошлом.
Действие фильма происходит в разных временных
отрезках - до, во время и после войны.
Мы не видим героя, но слышим его мысли, видим
образы, отпечатавшиеся в его памяти, видим всю его
жизнь через зеркало его памяти, через призму его
восприятия и эмоций, ведь для каждого человека
гораздо важнее то, каким он запомнил свою жизнь, чем
то, какой она была на самом деле.

10.

Леао работает в Лиссабоне на стройке. Работа
гастарбайтера никогда и нигде не была простой, а на
стройке столицы Португалии особенно. Однажды
обычный обморок на стройке превращается в
двухмесячную кому. За Леао ухаживает Марианна. Она
не так давно работает медсестрой и искренне хочет
помочь выздоровлению. Но это нелегко.
Марианна пытается узнать что-то о жизни героя, но
пациент молчит и никак не реагирует на
действительность. Несмотря на это, Марианна верит в
выздоровление и для этого даже отправляется с Леао к
нему на родину, в Кабо Верде.
Чем больше информации открывается, тем запутаннее
кажется история. Но Марианне некуда отступать. Кроме
профессиональной помощи она уже готова на помощь
совсем иного рода.
Это немного мрачный и нелегкий для восприятия фильмрассказ наверняка понравится тем, кто любит артхаусное кино и готов к новым вариациям на тему жизни и
смерти.

11.

Одна из лучших авторских картин
российского режиссера Алексея Учителя.
Картина получила гран-при в номинации
«Лучший фильм» на самом престижном
отечественном кинофестивале
«Кинотавр».
Это трагический рассказ о любви
и одиночестве… о неизвестной частной
жизни великого русского писателя Ивана
Бунина. Запутанная любовная история,
участниками которой являются сам Бунин,
его жена Вера, молодая поэтесса Галина
Плотникова, оперная певица Марга Ковтун
и литератор Леонид Гуров.

12.

Культовая картина известного российского режиссера
Алексея Учителя.
Трогательная, одновременно романтичная и трагичная
история снята на маленькую ручную камеру, что
придает фильму особое своеобразие.
Два молодых парня и девушка случайно знакомятся на
улицах Петербурга. У них куча юношеского
любопытства и свободного времени. Герои начинают
свою долгую прогулку: они пройдут пешком полПетербурга, будут флиртовать, ревновать, ссориться,
мириться, и общаться на любые темы.
Прогулка эта, на первый взгляд, смешная и нелепая,
наполнена какой-то зловещей тайной. Закончится она
так же неожиданно, как начнется, и финал будет
самый непредсказуемый.
Интересно также подметить, что у этой истории есть и
четвертый герой – это сам город, который тоже дышит,
чувствует и переживает вместе со своими героями.

13.

Авторская приключенческая лента рассказывает о
невероятных приключениях странной парочки,
путешествующей по просторам Бразилии.
Марко — странный парень. Он испанец, инвалид с
парализованными ногами и при этом контрабандист. С
неким товаром он приезжает в Бразилию. Здесь у него
появляется красный джип, на котором он и развозит свой
непонятный товар по клиентам.
В одной придорожной забегаловке он отбивает у пьяного
насильника молодую девушку, которую зовут почти так же,
как его самого — Кармо. Она только что сбежала из дома и
ни за что не согласится возвращаться туда снова, ведь там
настоящая дыра. Вместо этого девушка присоединяется к
Марко и становится его помощницей.
Однажды Кармо в ответ спасает самого Марко, когда двое
бандитов отнимают у него весь товар. На этом
приключения этой странной парочки не заканчиваются. По
мере развития их путешествия количество передряг, в
которые они попадают, неуклонно растет — так же, как и
чувство между Марко и Кармо.

14.

Тяжелая и горькая драма о заброшенной
девочке, которая всецело любит мать, но
не находит отклика.
В обыкновенном русском захолустье
живет одинокая девочка. Из тюрьмы
возвращается ее озлобленная мать,
которая любит попойки и грубые
интрижки, но никак не маленькую дочь.
Одичавшая девочка тянется к матери,
как к единственной радости на земле.
Терпя ругань и побои, она борется за
родного человека, в то время как
женщина бежит от ребенка к
беспросветному беспутству и грязи.

15.

История горечи и страданий, передающихся с
молоком униженных, истерзанных матерей
нежеланным детям, не могла не задеть сердца
зрителей всего мира.
Фауста появилась на свет не от большой любви.
Дикая боль и страх, испытанные изнасилованной
матерью – плохой жизненный старт для ребенка.
Девочка давно выросла, но все ее фобии выросли
вместе с ней.
После смерти единственного по-настоящему родного
человека, пугливая и нелюдимая Фауста осталась
один на один с жестоким миром.
Но мама научила дочь, как отпугивать тьму,
периодически накрывающую девочку своим липким
покрывалом страха, и с тех пор всякий раз, когда
эмоции рвут замкнутую Фаусту изнутри, она начинает
тихонько напевать.

16.

Жизненная драма «Дерево» рассказывает историю о
дружной семье, которая внезапно потеряла отца и теперь
пытается выжить в суровых условиях австралийской
природы и надвигающегося отчаяния.
Счастливое семейство О'Нил живет где-то в Австралии,
будто на краю мира, у корней огромного дерева. Питер и
Дон очень любят друг друга и своих четверых
прекрасных детей. Неожиданно их счастье и всю жизнь
омрачает трагическое событие: семья хоронит отца, но
Дон не желает воспринимать утрату. Разбитая женщина
не может противостоять затяжной депрессии, в дом
приходят упадок и уныние.
Без главы семейства в доме начинается разруха. Словно
сама природа пытается подать знак Дон и сдвинуть ее с
места.
А тем временем маленькая Симона О'Нил начинает
слушать дерево, в ветвях которого, по ее словам, звучит
голос отца.
Как семья вновь обретет спокойствие и гармонию в
жизни?

17.

В 1889 году на улице итальянского города Турина
случилось странное происшествие. Кучер хлестал
кнутом свою старую лошадь, которая отказывалась
тронуться с места.
Неожиданно к повозке подбежал хорошо одетый
господин с пышными усами и обнял животное за шею,
при этом горько зарыдав. Это был не кто иной,
как всемирно известный философ Фридрих Ницше.
Его с трудом увели от лошади, а когда привели
домой, выяснилось, что он не в себе. Ницше
поместили в лечебницу для душевнобольных, где он
провел остаток жизни…
Но что же случилось с лошадью и ее хозяином?
Об этом и расскажет фильм.

18.

Драматический фильм режиссера Кевина Рейнольдса. В центре
сюжета картины – самый значительный эпизод библейской
истории о воскрешении Иисуса и его вознесении. Древняя Иудея
и ее народ находятся под властью Римской империи, которой 30
лет правит Тиберий Цезарь.
Главный герой фильма Клавиус – трибун префекта Понтия Пилата
– обязан наводить порядок на территории, погрязшей в смуте.
Иудеи молят единственного бога Яхве о приходе Мессии, в то
время как духовенство пытается сохранить хрупкий мир.
Однажды Пилат вызывает Клавиуса и рассказывает ему о
распятом аскете Иешуа из Назарета, которого многие принимали
за Мессию и верили в его воскрешение через три дня после
казни.
Тело назаретянина исчезло из гробницы, и префект приказывает
Клавиусу расследовать это загадочное дело. Но в процессе
поисков жестокий командир легионеров и ярый поклонник
многобожия познает христианское учение и полностью меняет
свое отношение к Иешуа и его ученикам.

19.

Причудливая история любви, разворачивающаяся
на фоне венгерской скотобойни. Замкнутый
директор Андре и еще более скромная менеджер
по качеству Мария сближаются, обнаружив, что им
снятся одни и те же сны.
В этих снах бродят прекрасные свободолюбивые
олени, которые наслаждаются каждым днем своей
жизни... Но идиллия заканчивается, как только те,
чье сознание придумало этот дивный мир,
просыпаются и идут работать на комбинат под
Будапештом – место, напрочь лишенное
романтики, где двое видят лишь мертвых
животных.
Зрители картины откроют для себя вечные темы
жизни, смерти и любви с совершенно неожиданной
стороны.

20.

Экспериментальное кино в стиле новостного репортажа
в стихах снял режиссер-документалист Андрей
Сильвестров.
В основе фильма – одноименная пьеса Андрея Родионова
и Екатерины Троепольской. В фильме увидите ведущих
телеканала «Дождь», а также актеров Дмитрия
Брусникина, Михаила Ефремова и других в самых
неожиданных амплуа.
«Прорубь» – это пародия на современное российское
телевидение на грани безумия. Близится крещение, и по
телевизору каждый день рассказывают о купании в
проруби.
Окунуться в ледяной разрез и непременно рассказать об
этом спешат представители самых разных классов и
профессий: радикальный художник и одинокий
президент, беглец-олигарх и пьяница-самоубийца.
Кто-то хочет поправить здоровье и закалиться, кто-то –
вернуть семью, кто-то – найти смысл жизни. Их
погружение под воду порождает сюрреалистические
видения.

21.

Этому фильму – едкой сатире режиссера Рубена
Эстлунда – жюри Каннского кинофестиваля под
предводительством Педро Альмодовара вручило
«Золотую пальмовую ветвь» – главный приз смотра.
Толерантная Швеция, наши дни. В музее современного
искусства готовится инсталляция в виде квадрата,
которая должна напомнить посетителям о доверии и
альтруизме. Готовит ее куратор Кристиан – красавец в
дорогих очках, умник, душа арт-тусовки, любимец
женщин. Удивительным образом все его принципы идут
под откос, когда на шумной площади у него
изобретательно крадут бумажник. То ли в шутку, то ли
от ярости, Кристиан принимается за поиски вора и
заходит в них слишком далеко.
«Квадрат» – не просто сатира, но и самоирония
шведского режиссера, фельетон на тему лицемерия
творческого мира и зыбкости всех гуманистических
заповедей.

22.

Молодой бунтарь Яцек любит слушать тяжелую музыку,
встречается с легкомысленной звездой вечеринок
Дагмарой и планирует сбежать в большой город.
Но пока Яцек вынужден жить с консервативной родней
и работать на стройке, где возводят самую высокую
статую Иисуса (событие реальное – речь идет о статуе
Христа Царя в Свебодзине).
Однажды, стоя на подъемнике, он срывается вниз.
После операции и тяжелого восстановления бывший
красавец превращается в изгоя, которого не признают
ни родители, ни невеста.
Яцек стал первым европейцем, которому пересадили
лицо (кстати, в действительности первая подобная
операция прошла именно в Польше). Теперь его гоняют
местные мальчишки, за спиной обзывают сатаной, а
мама верит, что в ее сына действительно вселился бес
и вызывает экзорциста.

23.

Эбби Ли и Калеб Лэндри Джонсон в инди-драме
режиссера Джастина Келли («Королевская
кобра», «Меня зовут Майкл»).
Элис приезжает к своему брату Итану, который
живет в одиночестве в огромном особняке. Они
не виделись уже давно. Сейчас Элис негде жить,
и к брату она едет вынужденно, ради приюта, и
тот не рад ее присутствию в роскошном доме,
который, как оказалось, их мама завещала ему.
У Элис были напряженные отношения с матерью.
Элис выдумывает предлоги, чтобы остаться
рядом с Итаном подольше, и в итоге дожидается
приезда его девушки Мисти.
Пока Элис думает, что Мисти – совсем не та, за
кого себя выдает, вокруг дома начинают
происходить необъяснимые явления.

24.

Моноспектакль Евгения Гришковца, основанный на его
личных воспоминаниях и творческом опыте. Это
откровенный разговор со зрителями о том, как и почему,
неожиданно для самого себя, человек может написать
книгу о собственной жизни.
В 2018 году актер, театральный режиссер, драматург и
музыкант Евгений Гришковец издал объемную
автобиографическую книгу «Театр отчаяния. Отчаянный
театр», где описал свой путь от подростка-«антитеатрала»
до театрального постановщика. Одновременно шла работа
над спектаклем «Предисловие», который нельзя назвать
ни пояснением, ни «приквелом» к роману.
Это совершенно самостоятельная, удивительная и
захватывающая история – история о самом рождении
книги. Минимум декораций – только видеоряд из личного
архива, немного музыки и честный рассказ о пережитом,
о повседневных событиях, воспоминаниях и
впечатлениях, которые неведомыми путями перетекают в
литературные образы.

25.

«Исчезнет ли термин «артхаус» в
будущем в связи с новыми каналами
распространения контента? Не
думаю. Чем больше свобода выбора,
тем больше нужда в ярлыках и
метках, маяках и указателях. И
таких ярлыков будет все больше:
понятие артхауса будет дробиться,
будет появляться «экстремальный
артхаус», «интеллектуальный
артхаус», такой артхаус, сякой
артхаус» /Сэм Клебанов/.

26.

1.
2.
3.
4.
5.
Клебанов Сэм – «Что такое артхаус». URL:
http://os.colta.ru/cinema/events/details/341
04/
Королева Марина – «Артхаус – это то, что не
мейнстрим». URL:
http://www.rg.ru/2006/02/17/koroleva.html
Мазуров Антон, Простяков Алексей –
«Артхаусный ликбез или артхаус и
окрестности». URL:
http://www.arthouse.ru/news.asp?id=4007
Пензин Сталь – «Артхаус». URL:
http://www.stalpenzin.ru/mediaobrazovanie/a
rt-hauz/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%
D1%82%D1%85%D0%B0%D1%83%D1%81
English     Русский Правила