2.05M
Категория: КультурологияКультурология

Памир - "крыша мира"

1.

2.

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Исторический очерк
Первоначальная трудовая деятельность
Костюм
Традиции
Вероисповедание
Музыкальные инструменты
Орнамент
Танцевальная культура Памира
Список литературы

3.

Впевые в литературе слово "памир" упоминается в записках китайского
путешественника Сюань-Цзана, который в VII веке с дипломатическими
целями посетил страны в истоках Аму-Дарьи. Со слов местных жителей
Сюань-Цзан писал, что между двух снеговых хребтов тянется страна "Поми-ло", в которой царствуют стужа и ветры, снег идет зимой и летом, почва
пропитана солью и покрыта камнями. Но, конечно, название "По-ми-ло" не
китайское. Просто Сюань-Цзан записал его по-своему, разбив на слоги. Но
то, что это название соответствует Памиру, несомненно: ведь в китайском
языке буква "р" не выговаривается. р

4.

Памирский флаг

5.

Области расселения памирцев — западный, южный и восточный Памир,
смыкающийся на юге с Гиндукушем — представляют собой высокогорные
узкие долины с довольно суровым климатом, практически нигде не
опускающиеся ниже отметки 2 000 м над уровнем моря и окружённые
крутосклонными покрытыми вечными снегами хребтами, высота которых
местами подбирается к 7 000 м. К северу от Гиндукушского водораздела долины
принадлежат к бассейну верховий Амударьи (Верхняя Кокча, Пяндж, Памир,
Вахандарья. Восточные склоны Памира принадлежат бассейну р. Яркенд, к югу
от Гиндукуша начинается бассейн Инда, представленный реками Кунар
(Читрал) и Гилгит. Административно вся эта территория, издавна
составлявшая эклектичный, но единый ареал, оказалась поделенной между
Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем в результате экспансии в
XIX в. Российской, Британской и Китайской империй и их сателлитов
(Бухарского и Афганского эмиратов). В результате ареалы многих памирских
народов оказались искусственно разделены.
Этногеографическими единицами на Памире служат исторические области:
Шугнан, Рушан, Ишкашим, Вахан, Мунджан, Сарыкол, Язгулям — в целом
изначально совпадавшие со сформировавшимися в них народностями. Если в
плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним
взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их
языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум
четырёх древних восточноиранских общностей, лишь отдалённо родственных
друг другу и занесённых на Памир независимо.

6.

7.

Шугнано-рушанцы — группа народов, населяющих смежные долины, не
имеющая общего самосознания, но говорящая на близкородственных
языках-диалектах, что позволяет им при общении сносно понимать друг
друга; часто в качестве междолинного шугнано-рушанского языка
используется наиболее престижный памирский язык — шугнанский.
Шугнанцы — Шугнан (тадж. Шунон, шугн. ) — часть долины р. Пяндж в
районе Хорога, долины его правых притоков (Гунт, Шахдара, Баджув.
Правобережье реки Пяндж принадлежит Шугнанскому и Рошткалинскому
районам ГБАО Таджикистана, левобережье — району Шигнан афганской
провинции Бадахшан. Ведущий этнос Памира, численностью ок. 110 тыс.
чел., из них в Афганистане ок. 25 тыс.
Рушанцы — Рушан (тадж., руш. , область ниже Шугнана по течению
Пянджа у впадения реки Бартанг. Правобережная часть расположена
вРушанском районе ГБАО Таджикистана, левобережная — в районе Шигнан
афганской провинции Бадахшан. Общая численность — ок. 30 тыс. чел.

8.

Ваханцы — исторически населяют область Вахан (тадж. Вахон, вах. ,
включающую верхнее течение Пянджа и его истока Вахандарьи. Левобережье
Пянджа и долина Вахандарьи (Ваханский коридор) относятся к району Вахан
афганского Бадахшана, правобережье — к Ишкашимскому району ГБАО
Таджикистана. Во 2-й половине XIX в. ваханцы широко расселились также к
югу от Гиндукуша — в долинах Хунза, Ишкоман,Шимшал (Гилгит-Балтистан)
и р. Ярхун в Читрале (Пакистан), а также в китайском Синьцзяне: Сарыколе и
на р. Кильян. Общая численность ваханцев — 65-70 тыс. человек.
Мунджанцы (дари , мундж.населяют долину р. Мунджан в верховьях р.
Кокча (район Куран и Мунджан в афганском Бадахшане). Численность — ок.
4 тыс. человек.
Ишкашимцы — Ишкашим по берегам Пянджа (Ишкашимский район) и
кишлак Ишкашим в одноимённом районе афганского Бадахшана. Ок. 1500
человек.
Язгулямцы — населяют долину Язгулям в Ванджском районе ГорноБадахшанской автономной области (далее ГБАО) Таджикистана, 8 — 10 тыс.
человек.

9.

Земледелие, скотоводство
Основное занятие горных таджиков- земледелие высокогорного типа при
искусственном орошении в сочетании с животноводством. В крестьянском хозяйстве
имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. В высокогорных районах, как
исключение, можно было встретить яка, называемого «кутас». Скот не отличался хорошим
качеством, был мало вынослив, низкоросл. Годовой цикл ухода за скотом разделялся на
два основных периода: зимнее нахождение скота в кишлаке, в хлеву и пастьба скота на
летних пастбищах, вдали орт кишлака, далеко в горах. Между этими основными
периодами вклинивались два других коротких периода, падающих на весну и осень,
когда скот свободно бродил по ещё незасеянным или уже сжатым кишлачным полям или
отгонялся на скудные травяные участки вблизи кишлака.
Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в
кишлаке для земледельческих работ. Области расселения горных таджиков отличаются
крайним малоземельем. Большую часть земель занимают так называемые бросовые
земли(ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней). Ирригационная система
своеобразна: от магистрального оросительного канала спуск воды осуществляется
серией водопадов или сбросов. Из них вода по каналам отводится на вспаханные поля и
оросительные борозды.

10.

В основном люди предпочитают белый цвет, с
кружевами, особым орнаментом. Некоторые
элементы арийской идеологии сохраняются в
орнаменте памирских джурабов. До недавнего
времени на Памире существовал тракский станок, где
изготавливали «гилем» для халатов.

11.

Традиционная одежда туникообразного
покроя у мужчин и женщин из шерстяных
тканей, летом — из хлопчатобумажных.
Длина мужских рубах несколько ниже
бёдер, штаны, широкие в шагу, длиной чуть
ниже колен. Женские платья отличаются от
мужских рубах длиной (ниже колен) и
разрезом, который сделан по середине
груди. В холодное время мужчины носили
шерстяные халаты, овчинные шубы.
Женщины при выходе из дома надевали
два-три шерстяных платья. Женские штаны
имели длинные штанины, суживающиеся к
щиколотке. На ногах — шерстяные с
орнаментом носки, поверх них — кожаные,
сшитые наподобие чулок сапоги на мягкой
подошве. Женский головной убор —
большое покрывало. В настоящее время
традиционная одежда заменена в
основном современным национальным
костюмом таджиков и общепринятой
городской.

12.

Головной убор- тюбетейка

13.

Праздник жертвоприношения (Иди курбон)
Один из самых почитаемых религиозных праздников у всех
мусульман, отмечаемый через 70 дней после окончания месяца
Рамазана, когда все верующие держат строгий пост. В священном
писании существует легенда об истоках этого праздника. В ней
говорится о том, как Аллах не дал правоверному мусульманину
Ибрагиму принести в жертву своего сына Исмаила, положив на
жертвенный алтарь овна. С тех пор принято приносить в жертву
животных, как символ веры во всемогущество и милосердие
Всевышнего.
В праздник Иди курбон верующие надевают чистые нарядные
одежды, посещают мечеть, режут жертвенного барашка или
теленка, раздают мясо бедным, часть мяса – родственникам, а из
части готовят праздничное угощение. В этот день принято ходить в
гости и принимать гостей у себя.

14.

21 марта: Навруз
Празднование Навруза в Таджикистане – это невероятное по
своей красоте зрелище.
В эти праздничные дни весна окончательно приходит на
древнюю таджикскую землю и, наконец, можно увидеть ее во всем
великолепии. Ласковое солнце пригревает горные вершины и сквозь талый снег
пробиваются прозрачные подснежники. Эти первые весенние цветочки – главные
предвестники праздника. Традиционно их раздают сельские детишки, как символ
начала весны.
В Таджикистане к Наврузу готовятся заранее, прежде всего, духовно: раздают долги,
прощают старые обиды. А в день праздника еще и надевают все чистое,
символизируя полное очищение. Обязательны в этот день ритуалы с огнем,
восходящие к зороастирийским корням праздника. Зажженный костер или факел
должны обойти все домочадцы в знак доброй надежды на лучшее.
Ну а к обеду хозяева созывают гостей за праздничный дастархан, где уже красуются
традиционные для Навруза блюда: суманак (варево из ростков пшеницы), самбуса
(слоеные пирожки с мясом илизеленью), сабзи (овощи) и многое другое. Всего семь
ритуальных кушаний на букву «с».
Навруз широко проходит как в городе, так и в селах. В городах в этот день все спешат
на главную площадь увидеть праздничное представление с
певцами, музыкантами, танцорами. В селах и празднование
Навруза невозможно представить без скачек, спортивных
состязаний в национальном стиле, петушиных боев, запуска
голубей и воздушных змей, и конечно традиционного
козлодрания (бузхкаши).

15.

Традиционное жилище — из камня или сырцового кирпича, с деревянным
каркасом, ступенчатым сводом кровли (чор-хона) и светодымовым отверстием;
вдоль трёх стен — глинобитные нары. Чор-хона и нары придают национальный
колорит и современному жилищу.

16.

Домашние промыслы- главным образом обработка шерсти, выделка тканей, узорное
вязание из цветной шерсти длинных носков, кошмоваляние, обработка дерева, ручное
женское гончарство, охота, изготовление ювелирных украшений, кузнечное дело.
Обработкой шерсти занимались женщины, взбивали шерсть тетивой специального
небольшого лука и пряли на ручном веретене, а также на прялке обычного
среднеазиатского типа. Тканье было традиционным мужским занятием. Ткани для
одежды ткали на горизонтальном стане. Из шерсти коз и яков обычно зимой мужчины
ткали полосатые безворсовые ковры, для этого употреблялся вертикальный ткацкий
стан. Кошмы выделывали преимущественно женщины. Развита была обработка рога,
особенно диких козлов. Из рога изготовляли рукоятки для ножей, гребни.
Среди памирских народов популярна национальная борьба - гуштингири,
напоминающая самбо. В современном спорте представители памирских народов
проявляют себя в таких видах спорта как самбо, бокс, бои без правил и другие
единоборства а также волейбол.

17.

В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо
употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они
очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница
в виде муки (лапша, клецки, болтушка), в дробленном виде (для густой
или жидкой каши), бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко . Чай
и молоко пили мало, молоко берегли детям, а чай могли позволить себе
только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с
овощами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным
кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq — кусочки теста жаренные в
масле, и «кашк» — каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и
чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится
кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на
этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам
его не дают.

18.

Наиболее архаичной формой семьи у горных таджиков являлась большая патриархальная семья,
основанная на принципах агнатного родства. Неразделенность хозяйства являлась основой
существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении
землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом,
распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные
отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с
проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный
уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену
патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая ещё в той или иной мере
патриархальные отношения.
С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно
шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было
узаконено многоженство и право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье
зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где
женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было
относительно более свободным. Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они
стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки,
главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца. В отличии от других
жителей Центральной Азии, у Памирцев практически не наблюдаются случаи инцестов.
У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим
этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают
скрываться от своей новой родни. В течение года собирается и уплачивается отцу невесты весь
калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом,
натуральный характер. Брак матрилокальный . В качестве следов матрилокальности брака остается
обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 дня, а затем
возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь.

19.

С установлением начиная с конца I тыс. до н. э. связей с равнинным иранским миром на
политеистические иранские верования древних памирцев сильное влияние стал
оказывать зороастризм. Привязка этой религии к солярным культам отразилась в
именовании солнца в ишкашимском языке remozd, происходящего от имени Ахура
Мазда. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане, где на возвышенностях
строились открытые храмы огня.
Другой важной религией Памира был буддизм, проникавший сюда из Индии караванным
путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово
двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая.
Исламизация Средней Азии после арабских завоеваний в VIII—IX вв. практически не
затронула памирские народы. Широкое проникновение ислама в народные массы
происходило только в XI—XII в. и связано с деятельностью активного деятеля
исмаилитского течения и выдающегося персидского поэта Насира Хосрова, который стал
духовным наставником местного населения и инициатором широкой пропаганды
исмаилизма в других памирских областях.
Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор
является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе
отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской
власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после
обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилитысарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции.

20.

Каждый памирец в себе совмещает певца, актера и танцора, а
также, как правило, умеет играть на нескольких музыкальных
инструментах.
Музыка на Памире сопровождает человека всю его жизнь, она
согревает душу, придает новое измерение бытию, именно она
является его духовной пищей и источником сил. По
древнеарийским воззрениям, единство Света и Звука породило
Вселенную. Звук является неизменным символом творящего божества. Всем миром и человеком
управляет космическая музыка, выражающаяся в гармонии целого и его частей. Она пронизывает
время и пространство. Посредством звуков люди могут общаться с богами, устанавливать связь с
другими мирами (верхним и нижним), с мифологическим прошлым.
Почти все жители Памира - хорошие музыканты и слушатели, обладающие тонким слухом. В каждом
памирском доме обязательно есть не один, а сразу несколько основных инструментов - рубоб, танбур,
сетор, гиджак, най и дойра (даф), которые являются для хозяев самыми священными предметами. В
случае пожара, землетрясения или какого-либо другого стихийного бедствия в первую очередь
спасают именно их. До сих пор в горных пещерах находят древние инструменты, которые когда-то был
спрятаны во время опасности до лучших времен.
Памирские музыкальные инструменты являются самыми древними, как для Востока так и для Запада.
На основе их форм были созданы многие музыкальные инструменты других стран. Традиционно най,
гиджак, и сетор относят к инструментам <ада>. Их звучание уподобляют крикам помощи мечущихся
душ, ищущих успокоения. По преданию архангел Джабраил, создавая эти инструменты, из сострадани
желал, чтобы они звучали как можно реже. В противоположность им, рубоб и тамбур, за их
медитативный, гармонизирующий звук относят к инструментам <рая>.

21.

У Восточного Памира в орнаменте
встречаются преимущественно мотивы
рогов барана, следов зверей, изображения
цветов; на циновках из чия (трава) геометрические узоры.
Изумительные «каджары», «чахтак»,
«терме», причудливые узоры,
напоминающие переплетения
человеческих судеб единения и
расхождения во всѐм этом заложен
великий смысл Бытия.

22.

23.

Танцевальная культура Памира
Культура памира по-своему уникальна и требует приумножения и
сохранения национальных ценностей. Памирцы внесли значительный
вклад в духовную сокровищницу цивилизации, дали миру выдающихся и
замечательных ученых, философов, литераторов, поэтов и зодчих, труды
которых стали неотъемлемой частью научного и культурного багажа,
накопленного мировой цивилизацией.

24.

1. yandex.ru
2. youtube.ru
3. Агаханянц О. Е. О природных границах Памира.
Изв. ВГО, № 5, 1961.
4. Воскобойников М. Из наблюдений на Памире.
Землеведение, т VI, кн. 3, М., 1899.

25.

Выполнила: студентка группы 205 БНХК
Нуренова Аниса
English     Русский Правила