7.77M
Категория: ИсторияИстория

«Живое слово мудрости духовной»: виртуальная выставка, посвященная 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума

1.

«Живое слово
мудрости духовной»:
виртуальная выставка,
посвященная 400-летию
со дня рождения протопопа Аввакума
Аввакум Петров
(1620 – 1682)
0+

2.

Протопоп – это старое, вышедшее
из употребления ещё в начале XIX столетия, название
протоиерея в качестве настоятеля Церкви.
В истории старообрядчества протопоп Аввакум
– яркая личность. Вся его многострадальная
жизнь, прошедшая в беспрестанной борьбе за
правду, была мученическим подвигом за Христа.
Протопоп Аввакум (Аввакум Петров) –
протопоп города Юрьевца-Повольского,
противник богослужебной реформы Патриарха
Никона (XVII век), духовный писатель.
Родился на Нижегородской земле
(селе Григорове) в семье сельского священника
Петра, который служил в маленькой деревенской
церкви Бориса и Глеба.

3.

Аввакуму приписывают 43 сочинения,
в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга
толкований», «Книга обличений» и др.
Его считают родоначальником новой российской словесности,
вольного образного слова, исповедальной прозы.
Рукопись жития Аввакума
Происходивший из бедной семьи,
начитанный, строгого нрава,
он приобрёл известность довольно рано
как подвижник православия.
Строгий к самому себе, он беспощадно
преследовал всякое отступление от церковных
правил. Аввакум смело обличал недостатки и
нравственную распущенность прихожан,
невзирая на их богатство и знатность.
Аввакум Петров, считавшийся учёным и
лично известный царю, участвовал в
проводимой при патриархе Иосифе «книжной
справе» (редактирование и перевод
богослужебных книг).

4.

Когда патриарх Иосиф скончался в 1652 году, новый
патриарх Никон заменил прежних московских
справщиков украинскими книжниками во главе с
Арсением Греком. Причиной послужила разность
подходов к реформе Церкви: если Аввакум выступал за
исправление церковных книг по древнерусским
православным рукописям, то Никон собирался сделать
это, опираясь на греческие богослужебные книги.
(Аввакум и другие противники реформы были уверены,
что эти издания не авторитетны и имеют искажения).
Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике
в челобитной царю, написанной им совместно с
костромским протопопом Даниилом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых
жертв преследования, которому подверглись противники Никона.
В сентябре 1653 года его бросили в тюрьму и стали уговаривать принять «новые книги»,
однако безуспешно.

5.

Аввакум был сослан в Тобольск
со своей семьей, но в 1663 году он был возвращён
в Москву. Вскоре все убедились, что Аввакум не
личный враг Никона, а принципиальный
противник церковной реформы.
.
В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где
он пробыл полтора года, продолжая свою
проповедь и поддерживая посланиями своих
приверженцев, разбросанных по всей России.
В 1666 году Аввакум был вновь привезён в
Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний
его расстригли и прокляли в
Успенском соборе Кремля.

6.

В 1667 году Аввакума отправили в Пустозёрск, у Полярного круга, где вскоре по
прибытии заключили в «земляную тюрьму» – сруб, закопанный в земле.
В «земляной тюрьме» Аввакум провел пятнадцать лет, терпеливо
снося жестокие страдания. Но, несмотря на тяжелейшие условия
заточения, «в месте тундряном и безлесном», протопоп продолжал
бороться за старую веру. Из этого глухого уголка раздавалась его
горячая проповедь: послания, трактаты, рассылались целые книги
во многие края России.
_______________________________
В борьбе за старую веру он призывал к
жестоким, негуманным формам: самосожжению,
религиозному фанатизму, проповедями
конца света.

7.

Обращался протопоп с посланиями к царю
Феодору Алексеевичу, призывая его вернуться к
заветам родной старины. Однако молодого царя,
активно внедрявшего в государстве западные
порядки, речи Аввакума о «родной старине»
лишь приводили в раздражение.
Григорий Мясоедов «Сожжение
протопопа Аввакума»
В 1681 г. во время Крещенского водосвятия, когда
на кремлевском холме и по берегам Москвы-реки
собрались сотни тысяч людей, в присутствии
царя Феодора Алексеевича один старообрядец с
колокольни Ивана Великого «метал» в толпу
свитки с политическими карикатурами и
«хульными надписями», порочащими царя,
светские и духовные власти. Как выяснилось,
оригиналы на берестяных хартиях изготовил
сам протопоп Аввакум.
Вскоре последовало решение о казни Аввакума и
его сподвижников.

8.

В пламени костра Аввакум высоко поднял руку
с двуперстным крестным знамением и закричал
народу: «Будете этим крестом молиться – во
веки не погибнете!».
Протопоп Аввакум глубоко почитается
всеми старообрядцами.
В Пустозерске,
на предполагаемом месте сожжения
протопопа Аввакума, установлен
старообрядческий крест.
И в наши дни к этому поистине святому
месту не иссякает поток паломников со
всех концов России.
Так закончилась жизнь удивительного и
стойкого человека, принявшего
мучительную смерть за веру.
В 1916 году старообрядческая церковь
причислила его к лику святых,
а 5 июня 1991 года в селе Григорово
состоялось открытие
памятника Аввакуму.
Ежегодно проводится крестный ход.

9.

Спасибо за внимание!!!
English     Русский Правила