1.28M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Игра под японским названием 碁. Правила и цели игры го

1.

Игра под японским названием 碁
Правила и цели игры го
Подготовил
ПДО В/К
МАУ ДО «ДПШ»
Панюков Е.Л.

2.

Игра го
Эта игра – одна из самых древних на Земле. Ей более 4000 лет.
Эта игра – одна из самых сложных настольных игр, придуманных
человеком.
Эта игра – торжество минимализма. При минимуме атрибутов и
правил – бесконечное множество позиций!
В эту игру легко научиться играть, но трудно стать Мастером.

3.

Что нужно для игры?
Для игры нужны игровые фишки (они называются «камни») двух
различных цветов (обычно чёрные и белые) и игровое поле с
вертикальными и горизонтальными линиями (этих линий может быть
любое количество).
Обычно основы игры изучают на досках 9х9 и 13х13. Официальные
турниры проходят на доске 19х19.

4.

Как делается ход
Изучим правила игры го на поле 9х9.
Ход – это постановка камня на одно из пересечений вертикальных
и горизонтальных линий.
При игре на равных начинают чёрные.
Д.1. Любой из показанных ходов чёрных на диаграмме возможен.
Главное – попасть на пересечение вертикальных и горизонтальных
линий!

5.

Ходы делают по очереди!
Д.2. После того как чёрные поставили свой камень на
игровое поле, ход переходит к белым.
Играющий белыми сначала думает куда поставить
камень, затем берёт камень в руку и делает ход...
Д.3. ...затем очередь хода переходит к чёрным и т.д.
После совершения хода камень запрещено передвигать!

6.

Захват камней
Чтобы захватить (срубить) камень, его нужно окружить камнями
другого цвета. Перекрыть линии, отходящие от камня!
Д.4. Чтобы захватить камень в углу, на стороне или в
центре, потребуется два, три и четыре хода
соответственно.
Д.5. Результат после Диаграммы 4. Камни, у которых
нет свободных линий НЕМЕДЛЕННО удаляются с доски!
Чтобы срубить камни, окружающие камни должны стоять ВПЛОТНУЮ!

7.

Д.6. Пример захвата камня. После 8 хода белые завершили окружение чёрного камня 1 и должны убрать его
с игрового поля.
Д.7. Результат после Д.6.
Д.8. Чёрные могут сыграть 7 (вместо хода 7 на Д.6) и
избежать захвата.

8.

Д.9. У получившейся группы чёрных из двух камней
стало три свободных линии «х».
Д.10. Белые могут срубить два камня, как показано
на этой диаграмме. После 12 хода белые завершили окружение двух чёрных камней и должны убрать их с игрового поля.
Д.11. Результат после Д.10.
Срубить можно ЛЮБОЕ количество камней!

9.

Д.12. Обратите внимание!
Пункты, обозначенные «х» – НЕ перекрывают линии,
отходящие от чёрного камня.
Д.13. Если чёрные поставят в пункты «х» на Д.12
свои камни, белый камень останется на игровом поле.
Д.14. Чёрные камни перекрывают линии, отходящие
от белого камня, но не вплотную! То есть белый камень
так не рубится.

10.

Д.15. Итак, срубить можно как один камень, так и
несколько камней одновременно. Например, на этой
диаграмме ходом «х» чёрные могут захватить два камня
белых.
Д.16. Здесь ходом «х» чёрные могут забрать четыре
камня.
Д.17. Ходом «х» чёрные могут срубить три камня.
Какой камень белых останется на игровом поле после
хода чёрных в «х»?
Если можно срубить камни соперника, то это не значит, что это нужно
обязательно делать!
Если ваши камни угрожают захватить, это не значит, что нужно
обязательно их защитить!

11.

Запрещённые ходы
Запрещены самоубийственные ходы!
Д.18. Белым ходы в пункты «х» запрещены, т.к.
после такого хода у белых не будет ни одной свободной
линии.
Д.19. Белым ходы в пункты «х» разрешены, т.к.
после такого хода у белых будет одна свободная линия.
Д.20. Что вы думаете о ходе чёрных в пункт «х»?
Можно ли чёрным играть в этот пункт?

12.

Д.21. Чёрные закроют последнюю линию двум белым
камням на Д.20, снимут их с доски, и у чёрного камня
появится свободная линия. То есть ход чёрным в «х» на
Д.20 разрешён.
Д.22. Белые следующим ходом могут сыграть в «х» и
срубить чёрный камень.
Запрещено делать ход, после которого не будет свободных линий у
камня (камней).
Но! Если закрывается последняя линия у камня (камней) соперника, то
такой ход разрешён.

13.

Запрещено повторять позицию
Данное правило исключает бесконечное повторение позиции.
Д.23. У белого камня одна свободная линия «а»...
Д.24. ...ходом 1 чёрные имеют право захватить
белый камень ...
Д.25. ...теперь у чёрного камня одна свободная линия, но белым в пункт «а» играть запрещено, т.к. позиция повторится...

14.

Д.26. ...белые должны сыграть в другом месте,
например, 2. Если чёрные ответят 3, то белые могут
захватить камень 4 ходом, т.к. позиция на доске в целом
изменилась...
Д.27. ...чёрные следующим ходом не могут играть в
“а”, т.к. позиция повторится. Чёрные должны сделать
ход в другой пункт.
Это правило действительно, если вы захватываете ОДИН камень
соперника, и он не может следующим ходом захватить ваш ОДИН камень,
играя в пункт, в котором только что стоял его камень.
Другими словами, после хода не должна получиться позиция, которая
была только что!

15.

Правила и цели игры го
1. Правило хода
Ход – это постановка камня на одно из пересечений вертикальных и горизонтальных линий.
Ходы делаются по очереди!
После совершения хода камень запрещено передвигать!
2. Правило захвата камней
Камни, у которых нет свободных линий немедленно удаляются с игрового поля!
3. Правило запрещённых ходов
Запрещено делать «самоубийственные» ходы.
Запрещено повторять позицию.
Цель игры:
Разыграть всё игровое поле и набрать больше очков чем соперник.
Японский вариант подсчёта очков:
Очки начисляются за каждый захваченный камень противника и за каждый окружённый пункт
территории. В России турниры обычно проводят по японским правилам.
Китайский вариант подсчёта очков:
Очки начисляются за каждый выставленный (свой) камень и за каждый окружённый пункт
территории.
Что такое территория разберём на примере живых групп.

16.

Жизнь и смерть групп
Важный принцип защиты камней напрямую связан с запретом на
самоубийственные ходы.
Д.28. Пункт «а» называется «глазом». Если хотя бы
один из пунктов «х» открыт, в «а» белым играть
запрещено.
Д.29. Если пункты «х» на Д.1 будут заняты камнями
белых (как здесь), то белые могут сыграть в «а» и
захватить три чёрных камня.
Д.30. Ходом 1 чёрные строят два «глаза». Ходы в
пункты «а» запрещены белым. Чёрным в эти пункты играть НЕ нужно.

17.

Каждый свободный пункт внутри живой группы даёт одно очко – это и
есть территория.
Группу, у которой есть (или которая может создать), как минимум, «два
глаза» захватить невозможно!
Изучение и решение задач на жизнь и смерть групп камней – один из
основных способов повышения уровня мастерства.
Д.31. Если белые сыграют в пункт 1, то вся чёрная
группа становится «пленной» или «мёртвой», т.к. у неё будет только один «глаз». И всё пространство, окружённое
белыми камнями. включая чёрные камни, станет
территорией белых.
Коми
В игре на равных начинают чёрные. За это право первого
хода чёрные отдают компенсацию: на доске 9х9 – 0,5 очка, на
доске 13х13 – 3,5 очка, на доске 19х19 – 6,5 очков.
Размер коми может меняться по регламенту турнира или по
договорённости в товарищеской партии.
Д.32. В этой позиции у чёрных и белых по три очка
территории. Но, с учётом коми, побеждают белые.

18.

Цель игры (вариант)
Игра на живые группы
Разыграйте всё игровое поле и постройте как можно больше
«глаз». За каждый «глаз» начисляется одно очко.
Выигрывает тот, кто набрал больше очков.
Когда ставить камни на поле становится бессмысленным или
невыгодным, игрок пропускает ход (говорит «пас»). Если оба игрока
последовательно
пропускают
ход
(говорят
«пас»)
игра
останавливается и начинается подсчёт очков.
Начинающие часто ошибаются в выборе момента прекращения
игры. Не спешите! Нужно сыграть не один десяток партий, чтобы
уверенно закончить партию.
Д.33. В этой позиции игровое поле разыграно и
можно говорить «пас». Пожалуйста, определите
результат.

19.

Почему го называется “го”?
Потому что так читается японский иероглиф 碁.
В официальной японской литературе эта игра обозначается
двумя иероглифами: 囲碁, что можно перевести как “окружай
камнями”.
Согласно легенде, игра го, в Китае называемая вэйци 圍棋,
была изобретена императором Яо, правившем в Китае с 2357 по
2255 гг. до н.э. для своего старшего сына Даньчжу, чтобы развить
его ум и концентрацию внимания.

20.

Этикет
Перед началом партии поприветствуйте соперника.
Не разговаривайте во время турнирной партии.
Не берите камень, если не придумали куда его поставить.
Если вы взяли камень, то сделайте ход!
Не берите ход назад.
Не гремите камнями в чаше.
Не стучите камнями по столу.
Не возите камень по доске.
Не мешайте сопернику!
Не подсказывайте и не пользуйтесь подсказками.
После партии поблагодарите соперника за игру.
Нигири
Нигири – это розыгрыш цвета перед началом партии: один из
партнёров (более старший по возрасту или разряду) берёт горсть
белых камней, а его соперник должен угадать чётность, выставив на
доску один или два чёрных камня.
Выигравший нигири выбирает цвет камней.

21.

Повторим!
После совершения хода камень запрещено передвигать!
Чтобы срубить камни, окружающие камни должны стоять ВПЛОТНУЮ!
Окружённые камни НЕМЕДЛЕННО удаляются с доски!
Срубить можно ЛЮБОЕ количество камней!
Если можно срубить камни соперника, то это не значит, что это нужно обязательно
делать!
Если ваши камни угрожают захватить, это не значит, что нужно обязательно их
защитить!
Запрещено делать ход, после которого не будет свободных линий у камня
(камней). Но! Если закрывается последняя линия у камня (камней) соперника, то такой
ход разрешён.
После хода не должна получиться позиция, которая уже была!
Будьте внимательны! Изменение положение одного камня может сделать ход
запрещённым и наоборот.
Группу, у которой есть два глаза или которая может создать два глаза захватить
невозможно!
Изучение и решение задач на жизнь и смерть групп камней – один из основных
способов повышения уровня мастерства.
Выигрывает тот, кто набрал больше очков.
По японским правилам игры очки начисляются за каждый захваченный камень
противника и за каждый окружённый пункт территории.
English     Русский Правила