8.50M

Педагогическая система В.А. Сухомлинского

1.

П Е Д А ГО Г И Ч Е С К А Я
СИСТЕМА
В. А .С У ХО М Л И Н С КО ГО

2.

Василий Александрович
Сухомлинский
(1918 —1970), педагогисследователь,
заслуженный учитель,
член-корреспондент АПН
СССР. Награжден Звездой
Героя Социалистического
Труда, Государственной
премией УССР, 2 орденами
Ленина, орденом Красной
Звезды, медалями К. Д.
Ушинского и А. С.
Макаренко.

3.

Сухомлинский создал оригинальную
гуманистическую воспитательную систему,
основанную на человечности и признании
личности ребёнка высшей ценностью.

4.

Рассмотрим основные идеи В.А. Сухомлинского о
том, каким должен быть воспитательный процесс,
с чего надо начинать обучение и как правильно
обучать детей.

5.

“Первой и важнейшей целью воспитания
является человек, его всестороннее
развитие, ясный ум, высокие идеалы,
чистое благородное сердце,
золотые руки, его личное счастье”
Сухомлинский.

6.

Задача школы не просто передать знания, но
”открыть перед каждым сферы
развития его духа, где он может
достичь вершины”.

7.

Нужно помогать каждому ребенку развиваться как
личность, совершенствуя способности. “Верьте
в талант и творческие силы каждого
воспитанника!”– писал Сухомлинский.

8.

Основа воспитания – это развитие
индивидуальности любого ребенка, раскрытие
ценности его личности в соответствии с
природными данными и интересами.

9.

Учитель должен понимать и уважать в каждом ребенке
его духовный мир и личную неповторимость. Как
считал Сухомлинский: “Нет в мире ничего
сложнее и богаче человеческой личности”

10.

Учитель должен наполнить обучение творческими
открытиями, превратив его в радостный труд
познания, когда ребенок, преодолевая препятствия,
постоянно добивается успехов и движется вперед.

11.

Именно продвижение вперед благодаря соединению
знания со старательностью есть результат
педагогического труда.

12.

Отношения учителя и ученика должны быть
доброжелательными, заинтересованными,
основанными на чувстве справедливости:
“Справедливость – это основа доверия
ребенка к воспитателю”.

13.

Учитель должен исключить наказание из процесса
воспитания и постоянно поддерживать ребенка.

14.

Ребенок, считал Сухомлинский, не может быть
счастлив, если в школе ему скучно и плохо.
Сделать ребенка счастливым — значит прежде
всего помочь ему учиться.

15.

Поэтому в его системе делалась установка на
соединение физического и умственного труда,
которое позволяет наиболее полно раскрыть
природные задатки и склонности ребенка.

16.

Особое место в педагогическом процессе занимает
творческая деятельность учителей совместно с
учащимися, являющаяся основой эстетического
воспитания, без которого, по мнению
Сухомлинского, вообще никакого воспитания нет.

17.

Разработанная Сухомлинским комплексная
программа «воспитания красотой» сначала учит
чувствовать красоту природы, затем красоту
искусства и наконец, подводит воспитанников к
пониманию красоты человека, его труда,
поступков и самой жизни.

18.

Именно обращение к красоте облагораживает душу,
развивает чувства ребенка, и он становится
восприимчив к воспитанию с помощью
художественных образов в виде бесед, поучений,
наставлений и заповедей.

19.

Слово и книга — главные средства эстетического
воспитания в школе. Красота слова, по убеждению
педагога, ярче всего воплощена в поэзии и сказках,
особенно важная роль отводилась сочинению
вместе с детьми сказок и художественных
миниатюр.

20.

Столь же важное значение в эстетическом
воспитании Сухомлинский придавал живописи и
музыке. “Музыка является самым
чудодейственным, самым тонким
средством привлечения к добру, красоте
и человечности”.

21.

Особая роль в методе Сухомлинского отводилась
нравственному воспитанию чести, достоинства,
чувства долга, дисциплины чувств, мыслей,
поступков, ответственности перед родными,
товарищами и обществом и, главное, перед
собственной совестью.

22.

“Годы детства — это, прежде всего,
воспитание сердца”, считал Сухомлинский. И
важно развивать в ребенке подлинное
человеколюбие, добро, справедливость.

23.

Подчеркивая, что воспитанием ребенка первой
занимается семья, Сухомлинский призывал к
“содружеству семьи и школы”, которые
должны быть единомышленниками и разделять
одни убеждения.

24.

Сухомлинский пропагандировал педагогическое
просвещение родителей и возвращение в семью
ответственности за воспитание и всестороннее
развитие.

25.

Огромное значение Сухомлинский придавал
созидательному труду: “Надо воспитать не
просто готовность к труду, но и
стремление, желание, влечение
посвятить ему всю свою жизнь”.

26.

“В труде раскрывается богатство
человеческих отношений”, — считал
Сухомлинский. И особенно важно, если, трудясь
для других людей, ребенок получает радость —
тогда он не может стать недобрым человеком.

27.

“Доброта должна стать таким же
обычным состоянием человека, как
мышление” — это строки из главной книги
Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям».

28.

Считая профессию учителя человековедением,
Сухомлинский сам «работал сердцем».
И сам был идеалом педагога, многие идеи которого
были внедрены в педагогическую практику.

29.

Например, «Школа под голубым небом» и «Школа
радости», психолого-педагогические консилиумы,
уроки этики и психологии семейной жизни для
старшеклассников, родительская школа.

30.

Педагогическое мировоззрение Сухомлинского
пропагандируется Международной ассоциацией
В. А. Сухомлинского, Международным объединением
исследователей В. А. Сухомлинского и педагогическим
музеем В. А. Сухомлинского в Павлышской школе.

31.

Его наследие представляет собой огромную
ценность, особенно сейчас, когда в школе
воспитанию практически не уделяется внимание, и
учителя становятся просто равнодушными
лекторами.

32.

Но идеи Сухомлинского воплощены в практике
многих школ, и когда-нибудь во все учебные
классы войдут учителя, обогащенные наследием
педагога.
English     Русский Правила