12.12M
Категория: ИсторияИстория

Архитектура Московского княжества

1.

2.

Архитектура
Московского княжества
• Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции
владимиро-суздальских мастеров и западно-европейских зодчих.
• В деревянной Москве началось сооружение первых каменных построек:
Успенского (1327) и Архангельского соборов (1333) в Кремле.

3.

Характерные черты
московских церквей
Белокаменные;
Силуэты ступенчатых, ярусных пирамид;
Шлемовидные купола, один более высокий;
Килевидные формы арок (кокошники).
XV в.
XVII в.
Спасский собор
Андроникова монастыря
Храм Рождества Богородицы
в Путинках
XV в.
XV в.
Церковь Ризположения
Успенский собор
Московского Кремля Московского Кремля

4.

Соборная площадь
Московского
Кремля
Князь Иван I Данилович
Калита построил четыре
белокаменных собора в
Московском Кремле:
Успенский собор (заложен в
1326 году),
Собор Спаса на
Бору (освящён в 1330 году),
Архангельский собор,
церковь Иоанна Лествичника
(Колокольня Ивана
Великого).

5.

Вход в Кремль для посетителей через Кутафью, а затем Троицкую башни

6.

Панорама Кремлёвских
соборов с южной стороны

7.

Генри Чарльз Брюэр
Успенский собор в XIX веке

8.

Успенский собор Московского Кремля, XV в.
Успенский собор - один из
древнейших в Москве, главный собор
Московского кремля.
Построен по указу великого
московского князя Ивана III
псковскими и итальянскими мастерами
под руководством Аристотеля
Фьораванти в 1475-1479 г.г.
В качестве образца Иван III указал
Успенский собор во Владимире.
Успенский собор стал главным храмом
Российского государства. В течение
многих столетий был государственным
и религиозным центром России. В нем
оглашались государственные акты,
удельные князья приносили присягу
верности Москве, позже венчались на
царство русские князья и цари,
короновались императоры. Здесь же
хоронили митрополитов и патриархов
всея Руси.
Иван III
План собора

9.

Южный вход
Успенского собора

10.

11.

Иконостас и круглые колонны Успенского собора в Москве
Своеобразие архитектуры Успенского
собора ощущается и в его интерьере.
Круглые столпы не заполняют собой
пространство, а, напротив, создают
впечатление огромного дворцового зала.
Архитектура и стенопись храма
воссоздают образ космоса, где своды
символизируют небо, несомое столпами
собора. Как правило, на столпах
помещают изображения мучеников,
которые своей жизнью и мученической
смертью поддерживают Церковь, подобно
тому, как столпы несут свод.

12.

Значение собора подчеркивалось его
убранством. Он был богато расписан.
Соборные стенописи, многочисленные иконы
и различная утварь – все это настоящие
произведения искусства, имеющие мировое
значение. Иконостас собора был создан в 1653
г. по инициативе патриарха Никона. В его 69
иконах иллюстрирована вся библейская
история человечества. Расписывал иконостас
Дионисий вместе с художниками Тимофеем,
Ярцем и Конем. В алтарной части сохранились
фрагменты фресок конца 15 века, а также
фрески, относящиеся к 17 веку.
Современный облик собора составлен
грандиозным иконостасом 1653 года и
росписями 1642-1643 годов.

13.

Икона «Спас Ярое Око»
сер. XIV в., московская школа
Москва, Успенский собор
Оплечное изображение Христа со скорбным, тёмным ликом и
яростными глазами
На протяжении многих столетий в гл. храм России свозили
иконы и писали их специально для него. Собрание икон XII
– XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых
богатых в мире. Среди шедевров древнерусской иконописи,
хранящихся в соборе, иконы «Спас – ярое око», «Святой
Георгий»…

14.

Икона «Святой Георгий»
к. XI – н. XII в.,
Москва, Успенский собор
Новгородская икона с поясным
изображением Святого Георгия.
Памятник станковой живописи.

15.

Царское моленное место – Мономахов
трон в Успенском соборе Кремля, 1551 г.
Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551
г. для первого русского царя Иоанна Грозного.
Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь
представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то
широко распространенной на Руси.
В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о
князьях владимирских».
В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения
фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане
сооружение со сложной формы колонками, балясинами,
подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными
кокошниками, розетками и вазами.
Высота трона – 6,5 м.

16.

Колокольня Ивана Великого
Колоко́льня Ива́на Вели́кого (также известная
как Колокольня «Иван Великий» 1505-1508) —
церковь-колокольня, расположенная на Соборной
площади Московского Кремля. В основании
колокольни располагается церковь прп. Иоанна
Лествичника. Колокольня является примером
влияния итальянской традиции строительства
отдельно стоящих колокольных башен (так
наз. кампанил).
После надстройки до высоты 81 м в 1600 году
(при Борисе Годунове) колокольня являлась самым
высоким зданием России до начала XVIII века.
Архитектор Бон Фрязин — прозвище итальянского
архитектора конца XV — начала XVI веков.

17.

Архангельский собор – усыпальница великих
московских князей и царей
Архангельский собор возведён 1505-1508 годах в честь
архангела Михаила зодчим из Венеции Алеви́зом
Но́вым (Алеви́з Фря́зин).
Храм больше напоминает двухэтажный венецианский
дворец
–палаццо
(дворец).
Фасады
украшены
пилястрами с изящными капителями, сложными
карнизами, в закомарах – декоративные раковины, на
западной стене – круглые окна, а северный и западный
входы оформлены красивыми резными порталами.

18.

19.

20.

Храм построен из крупного красного кирпича. В первоначальном виде его
красные стены создавали контраст с белокаменной отделкой — пилястрами
(сейчас собор белого цвета). Фасады храма разделены сложным карнизом на две
горизонтальные части. Их украшают два ряда пилястр с базами и изящными
капителями, резные порталы северного и западного входов, круглые окна на
западной стороне. Закомары отделены еще одним карнизом и оформлены
декоративными раковинами. Пятиглавие собора смещено к восточной стороне
здания. В XVI в. храм окружала арочная галерея, а закомары были увенчаны
башенками.
Интерьер собора не отличается от интерьера других православных храмов. Его
своды опираются на шесть мощных четырехгранных столбов.

21.

Два главных кремлевских храма являют собой разные лики красоты.
Успенский – величие, монументальность. Архангельский – богатство наружного декора, нарядность.
Правда, в интерьере Архангельского собора архитектор почти ни в чем не отошел от русской традиции, даже
опоры – мощные, четырехгранные.

22.

Благовещенский собор – домовой храм
московских князей и царей
Построен псковскими
мастерами в 1484-1489 г.г.

23.

Этот собор – истинно русская постройка. Благовещенский
собор построен псковскими мастерами в 1484-1489. В
своем произведении они сумели соединить лучшие
традиции разных архитектурных школ Руси —
владимирской и псковско-новгородской.
Благовещенский собор служил домовой церковью русских
царей (Собор предназначался для церемоний семейного
характера - свершались таинства бракосочетания, крещения
детей) и соединялся переходом со стоящим рядом дворцом.
Войти в храм можно только через окружающую его
галерею.
В XVI-XVTI вв. ее расписали фресками лучшие московские мастера. Интересно, что среди персонажей
росписи – античные философы, писатели, историки: Аристотель, Гомер, Виргилий, Плутарх, Фукидид.
Северный и западный входы из галереи в храм обрамляли редкие по красоте резные порталы.
Внутри храм невелик. Это и понятно, ведь он предназначался лишь для царя и его небольшой свиты. Над
западным входом устроены хоры.
Здесь хранилась царская казна. В соборе на стенах можно увидеть работы А.Рублёва, Феофана Грека, Феодосия,
сына Дионисия.

24.

«Бегунец» — узорный пояс, выложенный из наклонно
Стены
собора расчленены лопатками и завершены килевидными
поставленного
кирпича
закомарами, что свойственно раннемосковской архитектуре, ритм
закомар повторяют кокошники в основании центральной главы, в
аркатурный фриз вписаны узкие щелевидные окна.
Первоначально храм венчали только три главы, храм был с
открытыми галереями на высоком подклете, т.е. цокольном этаже (в
традициях псковских мастеров). В сер. 16 в. (1563 - 1566) по
приказу Ивана Грозного по углам собора были пристроены четыре
одноглавых придела (небольшие церкви). Каждый придел был
увенчан церковной главкой. Добавили еще две основные главы в
западной части собора, и храм стал девятиглавым. За богатую
позолоту глав и кровли закомар собор прозвали Златоверхим.
Апсиды и центральную главу украшает псковский «бегунец» —
узорный пояс, выложенный из наклонно поставленного кирпич
а. Центральная глава расположена на восьмигранном постаменте,
украшенном кокошниками.

25.

Бодри Карл-Фридрих
Петрович, 1860
Крестный ход у
Благовещенского собора в
Московском Кремле

26.

Покровский собор
(Собор Василия Блаженного) XVI в.
На Красной площади в честь
военной победы русского войска
над Казанским ханством был
возведен Покровский собор,
известный под названием храма
Василия Блаженного. Царь Иван
Грозный поручил его
строительство мастерам Барме и
Постнику. Архитектурная
жемчужина Москвы не имела
прямых аналогов, ее композиция
уникальна и неповторима.
Царь Иван Грозный
Василий Блаженный

27.

Сколько объектов Кремля ты
сможешь назвать?

28.

Церковь Вознесения в Коломенском
В 15 в. в каменной архитектуре
Руси получил распространение новый
тип шатрового храма с
восьмигранным остроконечным
завершением.
Самым замечательным зданием
подобного типа стала церковь
Вознесения в селе Коломенском.
Величественная, стройная башня-храм
и сегодня возвышается на берегу
Москвы - реки, откуда открывается
красивая панорама города.
Сегодня, спустя много лет, эта
церковь остаётся истинным
украшением Москвы.
Высота составляет 62 метра.
Архитектор Пётр Фрязин.
1532 г.

29.

30.

Вокруг храма раскинулись обширные галереи
(так называемые гульбища) и широкие лестницы.
Три ряда кокошников, пилястр и стрел
украшают и оживляют гладкие стены храма.
Мастеру гениально удалось создать впечатление
невесомости, легкости камня, хотя толщина
кирпичных стен достигает почти двух метров.
28-метровый шатер увенчан низкой
полусферической (а не высокой луковичной)
главкой на восьмигранном барабане. Сверху на
него как бы накинута легкая, изящная сетка из
нитей бусин, образующих ромбы. Сегодня,
спустя много лет, церковь Вознесения в
Коломенском остается истинным украшением
Москвы.

31.

Проверь себя «Архитектура Московского княжества»
Ответы прислать на
почту
+
Найти в интернете
информацию о
куполах Храма
Василия Блаженного
Прислать вместе с
ответами одним
файлом
English     Русский Правила