ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В «БРЕДОВОМ МИРЕ» РУССКОЙ
В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Е. И. ЗАМЯТИН «ДРАКОН»
КЛАСТЕР
«Чтение с остановками»
«Двойной дневник»
Кластер
Творческая интерпретация информации:
446.50K
Категория: ЛитератураЛитература

Образ человека в «Бредовом мире» русской революции (по рассказу Е.И. Замятина «Дракон»)

1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В «БРЕДОВОМ МИРЕ» РУССКОЙ

РЕВОЛЮЦИИ
(ПО РАССКАЗУ
Е.И. ЗАМЯТИНА «ДРАКОН»)
МАСТЕР-КЛАСС
Учителя МБОУ СОШ п. Солидарность
Поповой Александры Валерьевны

2.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ (ЦЕЛЕВАЯ
АУДИТОРИЯ) -
11 класс (как общеобразовательный, так и
профильный- социально-гуманитарный)
ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА-
Трансляция педагогического опыта
освоения и применения на практике
технологии развития критического
мышления через чтение и письмо

3.

ЗАДАЧИ:
- показать на практике приемы работы с
текстом в рамках данной технологии,
- проследить результаты нового подхода к
литературоведческому анализу эпического
текста в школе,
- продемонстрировать связь между
критическим прочтением авторского текста и
созданием собственного,
- показать эффективность использования
технологии в рамках подготовки к итоговой
аттестации выпускников по русскому языку,
-повысить интерес к творческому наследию Е.
И. Замятина.

4.

Главное – подготовить учеников к жизни в
обществе, научить их сотрудничать и
уживаться с людьми в современном мире
Одна из целей – научить работать с
текстом научным и художественным и
создавать собственные творческие
письменные работы.
РКМЧП
Творческое сотрудничество ученика и
учителя, необходимость развития в
учениках аналитически-творческого
подхода к любому материалу

5. В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

• ФАЗА ВЫЗОВА
• ФАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАМЫСЛА
• ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

6. Е. И. ЗАМЯТИН «ДРАКОН»

7. КЛАСТЕР

ПЕЩЕРА
ИГРА
КОГТИ
ОГОНЬ
ЛЕГЕНДА
СТРАХ

8. «Чтение с остановками»

Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно:
невидимые за туманной занавесью, поскрипывая,
пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные
колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое,
ледяное солнце в тумане -- слева, справа, вверху, внизу -голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного
мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали
туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь -белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со
скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира
трамваи.
На трамвайной площадке временно существовал дракон с
винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и,
конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на
оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до
полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху -пустые. И дыра в тумане: рот.

9.

• Кто же оказывается драконом в
рассказе?
• Правильными ли были наши первые
ассоциации?
• В каком мире существует дракон?
• Какую черту подмечает автор в образе
дракона?
• - Как вы понимаете слово «драконолюди»?

10.

Это было уже в соскочившем, несущемся
мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый
туман был видим и слышим:
-- ...Веду его: морда интеллигентная -- просто
глядеть противно. И еще разговаривает,
стервь, а? Разговаривает!
-- Ну, и что же -- довел?
-- Довел: без пересадки -- в Царствие
Небесное. Штыком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой
картуз, пустые сапоги, пустая шинель.
Скрежетал и несся вон из мира трамвай.

11.

• - Что проясняет диалог?
• - Обратите внимание на речь
дракона. Как она характеризует
героя?
• - Какая черта в очередной
предстает перед нами, усиленная
лексическим повтором?
• - Каковы ваши предположения по
поводу дальнейшего развития
действия?

12.

И вдруг -- из пустых рукавов -- из глубины -- выросли красные,
драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу -- и в лапах
серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
-- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз -- и в тумане два глаза -- две щелочки из
бредового в человечий мир.
Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно,
слова воробьенышу, но их -- в бредовом мире -- не было слышно.
Скрежетал трамвай.
-- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ейбо... Ну скажи ты!
Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный
судьбою момент, в предписанной точке пространства серый
воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул -- и спорхнул с красных
драконьих лап в неизвестное.
Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно
картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на
оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял
винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира,
трамвай.

13.

• Оправдались ли наши
предположения по поводу финала?
• В чем неожиданность развязки?
• По каким признакам мы это
определили?
• - В чем неожиданность поступка
дракона?
• Что меняется в его образе?

14. «Двойной дневник»

Цитата
Люто замороженный,
Петербург горел и бредил
Горячечное, небывалое,
ледяное солнце в тумане
Из бредового, туманного
мира выныривали в земной
мир
драконо-люди
дыра в тумане: рот
несся вон из мира трамвай
оскалил до ушей туманнополыхающую пасть
Комментарий
Оксюморон
Метафора
Метафора



15. Кластер

РЕВОЛЮЦИЯ
БРЕДОВЫЙ МИР
УБИЙСТВО
ДРАКОН
ЖИЗНЬ
ДУША
СОЛДАТ
ГЛАЗА

16. Творческая интерпретация информации:

• прием «Написание эссе» (эссе – письменные
размышления на заданную тему, разновидность
эссе);
• прием «Напишите письмо»;
• прием «Нарисуйте бредовый мир» (приемы
психорисунка дают возможность выразить
понимание абстрактных понятий, внутренний мир
через зрительные образы);
• прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую
форму работы. У каждого члена группы – тетрадь и
ручка, каждый записывает несколько предложений на
заданную тему, затем каждый передает тетрадь
соседу, который должен продолжить его
размышления, тетради передаются до тех пор, пока
каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).
English     Русский Правила