Уроки речетворчества
Анализ литературного текста на уроках русского языка и литературы
Упражнения по версификации для 5-7 классов
В.Берестов «Дракон»
Упражнения по версификации для 7 - 8 классов
Анализ литературного текста на уроках литературы в 9 – 10 классах
Анализ литературного текста на уроках литературы в 9 – 10 классах
Лабораторные работы на уроках литературы
Лабораторные работы на уроках литературы
Лабораторные работы на уроках литературы
Лабораторные работы на уроках литературы
Уроки речетворчества
Уроки речетворчества
Уроки речетворчества
Уроки речетворчества
72.00K

Уроки речетворчества. Анализ литературного текста на уроках русского языка и литературы

1. Уроки речетворчества

Зотова Е.А. - учитель русского
языка и литературы МБОУ
СОШ № 2

2. Анализ литературного текста на уроках русского языка и литературы

«Роль поэзии в жизни
человеческой велика и
неоспорима. Рассказать
можно и в прозе;
сообщить можно и
хорошим
публицистическим
языком. Но выразить
восторг, но заставить
заучить, затвердить на
всю жизнь мысль могут
только стихи»
Не каждый человек
может стать
поэтом, но писать
стихи может не
только поэт!
Приём версификации –
искусство выражать
мысль в стихотворной
форме

3. Упражнения по версификации для 5-7 классов

Бутерброд
Чудак-математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так
Человек
Изобрел
Бутерброд.
«Письмо по памяти»
Выявление контекстных
синонимов (сложил изобрел)
Видение художественновыразительных средств
(эпитеты:
чудак – случайно)
Определение
синтаксических
конструкций (4 простых
предложения)

4. В.Берестов «Дракон»

В дверь диетической столовой
Вошел дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти –
Прочие сласти.
Для этой головки –
Перловки.
Для этой глотки –
Селедки.
Для этой башки –
Пирожки.
Для этой рожи –
То же.
Для этого личика –
Два сдобных куличика.
Что ещё? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик да вилку
Назовите
синонимичный ряд
слова «голова»;
Назовите фигуру
речи;
Охарактеризуйте
последнее
предложение.

5. Упражнения по версификации для 7 - 8 классов

Буриме (коллективное, групповое, в парах,
индивидуально);
Загадки с отгадками-рифмами;
Игра «Кто быстрее придумает рифмы к
слову…?» (брат, порог, час);
Из стихотворения убрано слово (строка
или более), требуется восстановить;
Сочинить двустишие, четверостишие и др.

6. Анализ литературного текста на уроках литературы в 9 – 10 классах

Постановка проблемы.
Как определить, с
Изучая на уроках произведения
чем вы имеете дело:
литературы, мы никогда не
с произведением
подвергали сомнению их
искусства или с
высокую художественность.
подделкой под
Никогда не задавались
искусство, с
вопросом, почему именно
это произведение выбрано
имитацией?
из всех прочих. Мы
Когда вы читаете
полагаемся на опыт
книгу, что для вас
авторитетных людей.
НО ведь читаете Вы не
только для уроков
литературы.
В повседневной жизни вам
попадаются разные тексты,
а некоторые и сами пробуют
себя в сочинительстве.
важно?
Как вы её
оцениваете?
Насколько важна
форма произведения?

7. Анализ литературного текста на уроках литературы в 9 – 10 классах

Практическое задание:
Попробуйте определить степень
художественности представленных
стихотворений, почувствовать,
увидеть то нечто, что именуется
талантом поэта, умением
подсознательно облекать
содержимое в единственно для
этого содержания предназначенную
форму.
Для первоначального опыта анализа
подобраны тексты
А.Фета «Жду я, тревогой объят…» и
А.Григорьева «Ожидание»
Авторы создали эти произведения примерно
в одно время (с разницей в 2 года);
в основе одна и та же ситуация:
возлюбленная обещала герою прийти на
ночное свидание, и он с нетерпением ждет
её появления.
Индивидуально:
читаем (слушаем), высказываем
впечатления (аргументированно).
В группах:
Выделить в текстах ключевые слова;
Определите состояние лирического
героя;
Ослабевает или нарастает напряжение?
Назовите приемы, используемые
автором для яркой выразительности;
Графически изобразите состояние героя
на протяжении стихотворения;
Подготовьте дополнительный вопрос по
тексту стихотворения.
Коллективное обсуждение полученных
результатов (до 7 минут)
Домашнее задание: Напишите рецензию на
ту книгу, которая вам понравилась или,
наоборот, не понравилась.
(работа
на уроке оценивается коллективно или
не оценивается вовсе; д/задание
выполняется по желанию)

8. Лабораторные работы на уроках литературы

Лабораторные работы
на уроках
Внимание ребят направлено
литературы
Лабораторная
работа – один из
видов
развивающего
обучения,
способствующег
о созданию
ситуации успеха
для учащихся.
на задания: через задания,
логическую структуру
лабораторной работы
учитель осуществляет
руководство
самостоятельной
познавательной
деятельностью учеников.
При проведении уроков в
форме лабораторной работы
у учащихся формируются
навыки устной и письменной
речи

9. Лабораторные работы на уроках литературы

Лабораторная работа «Антитеза»
Дано:
1.
2.
3.
Море-суша
свет-…
север - …
Небо-земля
правый-… добрый-…
(в сказках)
Иван-Царевич-…
Василиса Прекрасная… герой-…
Барин-…
Басня И.А.Крылова «Волк и …»
Не торопись отвечать – торопись слушать.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Делу время – потехе час.
Утес
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
М.Ю.Лермонтов
Ход работы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Взять карточку 1. Подобрать пару.
Выполнить задание по аналогии
(учесть, что в нахождении пар
использована антитеза).
Сформулировать понятие «антитеза».
Взять карточку 2. Выбрать одну из
пословиц, основанных на антитезе.
Взять карточку 3.
Прочитать стихотворение «Утес»
М.Ю.Лермонтова;
Выявить качества, свойства,
олицетворяющие образы тучки и утёса;
продолжить «Тучка» - воплощение… .
«Утес» - воплощение… .
Как соотносятся эти образы?
Какой основной мотив мы слышим в
стихотворении?
Определить, использована ли в построении
стихотворения антитеза.
Прочитать всю работу, сделать обобщение и
вывод.
Сравнить своё определение «антитеза» с
определением в словаре
литературоведческих терминов.

10. Лабораторные работы на уроках литературы

Лабораторная работа «Антитеза»
Дано:
3. ЗИМНЕЕ УТРО
1.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На …небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи…желтела,
А ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
2.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора Весь день стоит как бы
хрустальный,
И лучезарны вечер…
Ф.И.Тютчев
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась
рано,
По лазури весело играя…
М.Ю.Лермонтов
Мороз и солнце; день … !
Еще ты дремлешь, друг … Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу ласковой Авроры,
Звездою севера явись!
Под голубыми небесами
…коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
…лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната … блеском
Озарена…треском
Трещит наполненная печь.
… думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля густые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, … для меня. А.С.Пушкин
Слова для справок: чудесный, мутный, мрачный, веселый, прелестный,
янтарный, приятно, милый, великолепные, прозрачные

11. Лабораторные работы на уроках литературы

Ход работы:
1.
Взять карточку 1.
Прочитать фрагмент стихотворения;
Какие слова помогают создать образ золотой осени и выразить свое отношение к
ней?
(Карточка 2) Какие слова помогают поэту создать образ тучки и утеса?
Какое значение имеют выделенные слова?
Какими членами предложения являются выделенные слова?
2.
Взять карточку 2. Выполнить задания по алгоритму зад.1.
3.
Подготовить сообщение на тему «Эпитет» по плану:
Эпитет - __(какое?)____ __(член предложения)_________
Отвечают на вопросы ________________________________
Эпитеты чаще всего выражены ________, которое несет в себе ____, _____, ________.
4.
Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод. Сформулировать понятие
«эпитет».
5.
Взять карточку 3 Подобрать эпитеты.
6.
Сравнить со стихотворением «Зимнее утро» А.С.Пушкина (текст у учителя).
7.
Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод. Сформулировать понятие
«эпитет».
8.
Сравнить свое определение с определением в словаре литературоведческих
терминов.

12. Уроки речетворчества

1.Определение места эпизода в
Анализ эпизода эпического
композиции произведения и его роли
произведения:
в развитии сюжета.
I
2. Деление текста на части, позволяющие
проследить последовательность и
1.
Познакомьтесь с толкованием
особенности развития события,
понятия «эпизод»
представленного в эпизоде.
2.
Обратите внимание на
3. Анализ содержательной стороны
эпизода (какое событие происходит?
следующее:
Кто в нем участвует? Как проявляют
«относительная
себя герои? Какие качества их
самостоятельность» эпизода
характеров раскрываются? Какова
основная мысль эпизода?)
позволяет рассматривать его
отдельно от произведения, но он4. Анализ изобразительновыразительных средств языка,
должен восприниматься как
используемых втором для
часть целого текста («звено
изображения события,
сюжета»)
характеристики персонажей,
выражения основной мысли эпизода.
Анализ эпизода включает
темы и проблемы
несколько этапов (желательно 5. Формулирование
произведения, получивших свое
придерживаться следующей
развитие в эпизоде.
схемы)
6. Определение роли эпизода в
.
выражении идеи всего
художественного текста, а также
авторской позиции.

13. Уроки речетворчества

II
Анализируя эпизод «Разговор Пилата с Афранием» из
романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (глава
25, часть2), следует выполнить дальнейшие
действия:
Найти эпизод в тексте романа и перечитать его.
Вспомнить, какие события предшествовали тем, что
описаны в эпизоде.
Определить место эпизода в романе. К какому из
«миров» он относится? С какой сюжетной линией
связан? О чем этот эпизод? Кто из героев действует в
нем?
Выделить основные смысловые части эпизода
(Ответы и задания вносятся в тетради).
Тексты «Проверьте себя!» находятся у учителя и
доступны для сверки.

14. Уроки речетворчества

III
Работа над особенностью каждой из частей эпизода.
Первая часть эпизода: Каким было начало встречи прокуратора и начальника тайной
полиции? Что особенного в манере разговора собеседников? Какими тайными знаками
они пользуются? Как это характеризует каждого из героев, их взаимоотношения?
Вторая часть эпизода: Перечитайте диалог. Каков характер диалога? Что является
темой разговора героев? Каким образом передается то, что Афраний понимает Пилата
и сам сообщает ему важную информацию? Обратите внимание на портретные
характеристики героев.
Третья часть эпизода: Перечитайте фрагмент диалога Пилата с Афранием. Является
ли эта часть самой значимой? Что дает эта информация о последних часах жизни
бродячего философа для понимания психологического состояния Пилата и для
раскрытия основной темы эпизода?
Четвертая часть эпизода: Сопоставьте начало и конец разговора. Чем можно
объяснить «затянутость» конца встречи? Какие художественные приемы использует
автор, изображая поведение прокуратора, решающего судьбу Иуды?
Пятая часть эпизода (диалог Понтия и Афрания): Что представляет собой сценарий
убийства Иуды и мести первосвященнику? Как он излагается Пилатом? Как ведет себя
прокуратор, отдавая приказание начальнику тайной службы?
Шестая часть эпизода: Чем заканчивается встреча прокуратора и начальника тайной
службы? В чем смысл такого финала?

15. Уроки речетворчества

IV
Определение роли эпизода в выражении идеи всего
художественного текста, а также авторской позиции.
Какова роль эпизода в романе? Как она связана с авторским
пониманием проблемы добра и зла?
Разбирая эпизод, выполняя в определенной последовательности
задания, ребята выполняют достаточно сложную работу. Главный
результат заключается в том, что ими усвоен алгоритм
деятельности по анализу эпизода.
Задание на перспективу : анализ эпизода «Знакомство Ивана
Бездомного с Мастером», глава 13, часть 1.
English     Русский Правила