Жан Кальвин
1.19M
Категории: БиографииБиографии ИсторияИстория

Жан Кальвин

1. Жан Кальвин

2.


КАЛЬВИН, ЖАН (Calvin, Jean) (1509–1564),
французский теолог, религиозный
реформатор, основоположник
кальвинизма. Родился 10 июля 1509 в
Нуайоне, епархиальном центре на севере
Франции. Его отец, Жерар Ковен, достиг
довольно высокого положения в
церковной и общественной иерархии, но
в 1528 недоброжелатели добились его
изгнания. Мать Кальвина, Жанна
Лефранк, была благочестивой женщиной
из знатной валлонской семьи. Маленький
Жан, отличавшийся выдающейся
одаренностью, получил начальное
образование вместе с отпрысками одного
знатного семейства в замке Монмор.

3.


В Париже изучал диалектику. Владел церковным приходом, в котором
в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в
Париж и начал учиться на юриста. Из Парижа Жан переезжает в
Орлеан, где работает под руководством известного юриста Пьера
Стеллы, а затем переезжает в Бурж, где миланский юрист Альциати
читал лекции в Буржском университете. Под руководством Альциати
изучал римское право. У Мельхиора Вольмара начал изучать
гуманитарные науки. После смерти отца бросает занятия
юриспруденцией. Вольмар посоветовал Кальвину изучать теологию.
Кальвин изучает Библию, труды реформаторов, включая Мартина
Лютера. Кальвин не выходит из католической церкви, проповедует
идеи очищения церкви. Окончил курс наук со степенью лиценциата.
Летом 1531 года уезжает в Париж, где продолжает самостоятельное
образование. Получал незначительные доходы от двух церковных
приходов. Весной 1532 года публикует за собственные средства свой
первый научный труд — комментарии к трактату Сенеки «О кротости».
В 1532 году получил в Орлеане докторскую степень.

4.


Под влиянием Кальвина городской
совет принял его «Церковные
установления» — новую форму
церковной организации, которая с
некоторыми вариациями была
воспринята кальвинистскими
общинами других стран. Как и Лютер,
Кальвин отрицал иерархическое
построение церкви, подчинение ее
римскому папе. Женевскую церковь
возглавила консистория, которая
фактически подчинила себе светскую
власть. Решения консистории
принимали форму государственных
законов, исполнение которых
обеспечивала светская власть. Сама
светская власть, согласно
кальвинистской доктрине, имеет право
на существование лишь постольку,
поскольку она выполняет предписания
церкви.

5.


Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по
принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то
Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не
требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину
характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к
мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой
рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога,
то есть верховная власть Бога во всём.
С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар
благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его
воли. Вероятно, из Лютеровских посылок он сделал вывод о том, что
раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие
оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века
Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же
предопределены ко спасению. Это учение о безусловном
предопределении одних к погибели, а других ко спасению.

6.


В отличие от Лютера, Кальвин
никогда не рассказывал, каким
образом произошло его обращение.
Лишь в предисловии к
комментарию Псалмов он
упоминает о том, что истина сразу
как молния озарила его. "И тогда я
понял, - пишет Кальвин, - в какой
бездне заблуждений, в какой
глубокой тине погрязала до тех пор
моя душа. И тогда, о Боже, я сделал
то, что было моим долгом, и со
страхом и слезами, проклиная свою
прежнюю жизнь, направился по
Твоему пути". В то время в Париже
уже существовала небольшая
евангелическая община
сторонников Реформации.
Сблизившись с этими людьми,
Кальвин, несмотря на свою
молодость, вскоре стал их
духовным лидером.

7.


Результаты его деятельности были громадны. Во многом благодаря Кальвину
протестантское учение приобретало все новых и новых последователей. Уже
при его жизни кальвинизм утвердился в большинстве швейцарских кантонов
и в Шотландии. Большие успехи сделала Реформация во Франции,
Нидерландах и Польше. Некоторое время казалось, что Англия, где
последовате- джон нокс лем учения женевского реформатора выступил
молодой английский король Эдуард VI, также должна вот-вот присоединиться
к кальвинизму. Сам Кальвин увидел только начало религиозных войн во
Франции и не дожил до антииспанского (по существу, антикатолического)
восстания в Нидерландах. Беспримерный изнурительный труд подточил его
слабое здоровье. В 40 лет реформатор казался уже дряхлым согбенным
стариком. С 1559 г., после того как он перенес на ногах лихорадку, состояние
его сильно ухудшилось. Но он продолжал работать и читать лекции до тех
пор, пока в феврале 1564 г. во время одного из выступлений кровь не пошла у
него горлом. После этого он окончательно слег. Последние месяцы его
прошли в ужасных страданиях. Он сносил их без жалоб и в краткие минуты
облегчения вновь возвращался к работе. Умер великий реформатор 27 мая
1564 г.
English     Русский Правила