1.57M
Категория: ИскусствоИскусство

Театр в романе “Евгений Онегин”

1.

Театр в романе “Евгений
Онегин”
Лукина Полина и Лундышева Юлия, 9 ”Б”

2.

Театр первой трети XIX в.
Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность
театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся "вольным" - государственным и частным.
Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в
Петербурге в начале XIX в. их было несколько - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый
театры. В 1827 г. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и
драматические спектакли. В 1832 г. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание
драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники. В честь жены
Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александрийским (ныне - театр им.
А.С.Пушкина). В 1833 г. завершилось строительство Михайловского театра (ныне - Малый театр
оперы и балета). Свое наименование он получил в честь брата Николая I - великого князя Михаила
Павловича. В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г. завершилось строительство
Большого театра.

3.

Театр первой трети XIX в.
С большим успехом шли на сцене такие драматические
произведения как "Горе от ума" А.С.Грибоедова,
"Ревизор" Н.В.Гоголя и др. В начале 50-х годов XIX в.
появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е
годы в Москве демонстрировал свое многогранное
дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин,
друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя. Большим успехом у
публики пользовались и другие замечательные артисты
- В.А.Каратыгин - премьер столичной сцены,
П.С.Мочалов, царивший на сцене Московского
драматического театра и др.

4.

Театр первой трети XIX в.
Значительных успехов в первой половине XIX в. добился
балетный театр, чья история в тот период во многом была
связана с именами знаменитых французских постановщиков
Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого театра
Петербурга дебютировала замечательная русская
танцовщица А.И.Истомина.

5.

Театр первой трети XIX в.
С 1780-х годов самым обширным и
величественным театральным зданием
Санкт-Петербурга оставался Большой театр.
Восстановленный после пожара, он был
вновь торжественно открыт в 1817 году.
Огромное здание с мощным
восьмиколонным портиком гордо
возвышалось рядом с невысоким
окрестными строениями.

6.

Театр первой трети XIX в.
Крыльцо Большого театра имело пандус - пологий
скат к мостовой, так что экипажи могли заезжать
под фронтон - к самому подъезду. Господам
достаточно было сделать всего шаг, чтобы из
кареты попасть в театральный вестибюль. Таким
образом, их наряды оказывались защищены от
уличной грязи и непогоды.

7.

Театр первой трети XIX в.
Гардероба в театре не было - зимой в зал входили в
верхней одежде или оставляли шубы лакеям,
ожидавшим в сенях (именно с этим связано
замечание о лакеях, которые "на шубах у подъезда
спят"). Имелось несколько обширных фойе, но в
антрактах публика из зала не выходила - фойе
пустовали, использовали их только тогда, когда
давали в здании театра костюмированные балы.

8.

Театр первой трети XIX в.
Зрительный зал Большого театра разделялся на партер и пять ярусов
лож и галерей. Женщины могли появляться в театре только в
ложах. Именно поэтому Онегин и рассматривает ложи.
Мужчины, не обремененные семьей, в основном молодые, сидели
или стояли в партере. В партере были сидячие места (кресла) и
стоячие (входные) места. Против сцены находилась обширная
царская ложа, где размещались императорская фамилия,
дипломаты, послы, высокопоставленные гости. Собственная ложа
императора находилась возле сцены. К ней примыкало несколько
комнат, где царь отдыхал в антрактах.
Сцена Большого театра была огромной - на ней одновременно могло
поместиться несколько сотен человек.

9.

Онегин в театре
О театре идет разговор в первой главе романа, где описывается типичный день Онегина. Туда он идет
после обеда, чтобы скоротать время до бала и, собственно, развлечься. “Театра злой
законодатель”, “непостоянный обожатель очаровательных актрис”, “почетный гражданин кулис” –
так называет его Пушкин.
Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;

10.

Онегин в театре
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул,
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел»

11.

Онегин в театре
На этом пребывание Онегина в
Большом театре заканчивается, и он
уезжает домой, чтобы
подготовиться к балу.

12.

Спасибо за
внимание!
Источники:
http://www.likt590.ru/project/museum/xpus/bolsh
ojteatr.html
English     Русский Правила