13.94M
Категория: КультурологияКультурология

Культура Древней Индии

1.

2.

Древняя Индия (3 тысячелетие до н.э. – 6 век н.э.)

3.

Культура Древней Индии
существовала примерно с
середины III тыс. до н. э. и до VI в.
н. э.
Современное название "Индия"
появилось лишь в XIX веке.
В прошлом она была известна как
"страна ариев", "страна
брахманов", "страна мудрецов".

4.

богатство и многообразие религиознофилософских учений;
обращенность к Вселенной (в тайны
мироздания) и внутрь человеческого мира
(философия и йога);
удивительная музыкальность и танцевальность;
особое почитание любви — чувственной и
физической.

5.

Становление
древнеиндийской
культуры связывают с приходом в
долину Инда и Ганга арийских
племен («ариев» или «арийцев») во
второй
половине
второго
тысячелетия до н.э.
По
предположению
ученых,
арийские племена формируются
уже
в
середине
третьего
тысячелетия до н.э. к северу от
Черного и Каспийского морей, в
междуречье Днепра, Дона и Волги.

6.

7.

Формирование индийской
цивилизации
предполагало
создание уникальной культуры.
Индийскую культуру можно
сравнить с могучей рекой, которая
берет начало высоко в Гималаях и
продолжает свое течение среди
лесов и равнин, садов и ферм,
деревень и городов.
В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее
берега, но сама река остается неизменной. Индийской
культуре в равной мере присущи единство и многообразие,
приверженность традиции и восприимчивость к новому. За
многовековую историю Индии пришлось немало пережить,
ко многому приспособиться, ассимилировать элементы
различных культур, но при этом она сумела сохранить свое
древнее наследие.

8.

• Хараппская цивилизация в
долине реки Инд
(III тыс. -XVII в. до н. э)
• Арийско—ведическая (приход
и расселение арийских племен в
долинах рек Инд и Ганг XIII—
VI вв. до н. э.)
• династия Маурьв (V—III вв. до
н. э.) и Гуптов (II в. до н. э.-IV в.)

9.

Бюст жреца
(18 см) из
МохенджоДаро
Раскопки Мохенджо-Даро

10.

11.

12.

Первая религия Индии - ведизм —
религия Вед.
Сурья- бог солнца
Индра- бог грозы, воитель
Агни – бог огня

13.

14.

Брахманы = жрецы
Кшатрии = воины
Вайшьи = крестьяне \ ремесленники
Шудры = слуги
Изменить касту невозможно, как невозможно
корове родить лошадь, так невозможно сыну
вайшьи стать брахманом.
Единственная возможность изменить касту –
жить праведно и переродиться.

15.

С конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э.
именуется «ведийским» — по созданной в это время
священной книге, которая называлась Веды. Веды (в
переводе с санскрита – «знания»)– сборники древних
религиозных текстов, складывавшихся начиная с III
тысячелетия до н.э., главный источник сведений об этом
времени, они были написаны на Санскри́ те (древний
литературный язык Индии), уступающий по древности
только хеттскому из Месопотамии).

16.

Индуизм (зародилась около 2 тысячелетия до н.э. на
территории Индии во времена ведической цивилизации,
предполагает поклонению множеству божеств) и
наделение человеческими качествами животных,
предметов (антропоморфность). Поклонение многим
животным свидетельствует о сохранении фетишизма и
тотемизма. Так, в число священных входят: коровы и быки
из породы зебу, обезьяны, кобры. Им возводятся
великолепные храмы, о них складываются легенды и
пишутся сказания.
Буддизм (зародился около 6 века до н.э. на территории
Индии, основатель индийский принц Гаутама)

17.

Индийцы
считали,
что боги обитают на
небесах, и само их название
— дэвы — ассоциируется
со словами, означавшими
небо,
дневной
свет.
Большинство
мифологических
персонажей
ведийской
религии мужского пола, но
есть и женские образы .
Ганеша

18.

Агни — индийское
божество огня
Обычное жертвоприношение состояло в
том, что богов «приглашали» сесть на
подстилку из священной травы у костра
и «угощали» едой и питьем как почетных
гостей. В огонь лили масло, бросали
ячменные зерна, обращаясь при этом к
богу Агни как к посланцу богов.
Полагали, что жертвы вместе с дымом
уносятся на небеса, а насытившиеся боги
посылают затем еду своим земным
почитателям. Происходил, таким
образом, некий «круговорот материи», а
в центре этого космического процесса
стоял жрец – посредник между миром
богов и людей, от которого небожители
принимали пищу.

19.

20.

Это политеистическая религия (поклоняются
множеству божеств)
Основные божества:
Брахма (творец)
Вишну (охранитель)
Шива (разрушитель)
Шакти (женское божественное начало, супруги
богов)
Ганеша (мудрость и предпринимательство)

21.

Родившись, Брахма
(творец) из своего
дыхания создаёт
веды и весь мир,
который остаётся
неизменным в
течение одного дня
Брахмы
(8640 млрд земных
лет.).

22.

Вишну (охранитель)
неоднократно
принимал земные
воплощения
(аватары) всякий
раз ради того,
чтобы спасти
Вселенную от
катастрофы.
Вишну и 12 аватар - хранителей мироздания

23.

Шива
(разрушитель)
участвует в
мироздании и
переменах.

24.

Идея вертикального творящего луча в
танце наиболее наглядно воплотилась
в космическом танце Шивы. Согласно
мифу Шива исполнял этот танец в
срединной точке земли. «Космический
танцор» изображается с четырьмя
руками, попирающим правой ногой
карлика Апасмару, демона невежества.
В руках он держит барабан и пламя.
Вся фигура окружена огненным
кольцом. С точки зрения сакральной
геометрии, акт творения реализуется
круговой волной из одной точки на
все четыре стороны.

25.

Шакти — это Божественная Мать. Шакти —
это проявленный мир. Шакти называют
Мать-Природу.

26.

Его следует
умилостивить перед
началом любого
практического дела.

27.

28.

Представление о том, что вся земная
жизнь наполнена страданием
Страдания будут продолжаться вечно,
поскольку существует сансара
Конечная цель каждой философской
теории – поиск пути освобождения от
страданий

29.

Сансара – учение о переселении души из
тела в тело, колесо реинкарнаций

30.

Карма – закон воздаяния
Ахимса – непричинение вреда живому

31.

Душа человека является вечной
После смерти тела она переселяется в другое
тело (человека, животного, бога)

32.

Закон кармы регулирует конкретное телесное
воплощение
Все поступки, хорошие или плохие, отражаются
на состоянии кармы человека
Будущее воплощение зависит от качества
кармы.
«Тех, чьё поведение праведно, дорога приведёт в
благословенное тело бога, жреца, воина или
ремесленника. Но тех, чьё поведение мерзко,
ждёт дорога в смердящее тело собаки, свиньи
или неприкасаемого». (Упанишады)

33.

древнеиндийские трактаты
религиозно-философского характера.
Являются частью Вед и относятся к
священным писаниям индуизма. В
них в основном обсуждается
философия, медитация и природа
Бога. Считается, что в Упанишадах
изложена основная суть Вед —
поэтому их также называют
«веданта» (конец, завершение Вед) и
они являются основой
ведантического индуизма.

34.

По возможности воздерживаться от всякого
причинения вреда живым существам

35.

В VI веке до н. э. в Индии появляется буддизм Его создательСидцхартха Гаутама, который в 40 лет достиг состояния
просветления (нирваны) и получил имя Будда
(просветленный). В III в. до н. э. буддизм достиг наибольшего
распространения, вытеснив брахманизм, но в начале II тыс. н. э.
он растворяется в индуизме. Сегодня буддизм распространен в
Китае, Японии и других странах.
Основу буддизма составляет учение о «четырех благородных
истинах». Путь к спасению лежит через отказ от мирских
соблазнов, через самосовершенствование.
Высшее состояние нирвана- это пограничное состояние между
жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от
внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную
удовлетворенность, внутреннее просветление.

36.

Сиддхартха
Гаутама Будда
(623-544 до н.э.) –
основатель буддизма

37.

38.

39.

В центре буддизма –
учение о «четырёх
благородных истинах»:
•Существует
страдание
•Причина страдания
•Состояние
освобождения
(нирвана)
•Путь к освобождению.

40.

•Праведное знание
•Праведное отношение
•Праведная речь
•Праведное поведение
•Праведное занятие
•Праведное усилие
•Праведное сознание
•Праведное сосредоточение

41.

Праведное знание есть знание «четырёх истин»
Праведное отношение есть понимание того, что нужно отрешиться от
мира и следовать путём Будды
Праведная речь есть отрешение от ложных мнений и неточных слов
Праведное поведение есть подчинение заповедям «не убивать», «не
прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкоголь»
Праведное занятие – это образ жизни, связанный с ненасилием и
честным трудом
Праведное усилие есть борьба с соблазнами
Праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и
тщетности желаний
Праведное сосредоточение есть духовное самопогружение

42.

Философия рассматривается как руководство
к жизни
Начальная стадия философских учений –
пессимизм
Вера в вечный нравственный закон – карму
Важнейшая задача человека – контроль над
собственным Я
Цель человека - нирвана

43.

В Древней Индии успешно развивалась наука.
Математикам было известно значение числа
"пи", они создали десятичную систему
исчисления с использованием нуля, термины
«цифра», «синус», «корень».
Астрономы высказали догадку о вращении
Земли вокруг своей оси.
Медики создали науку о долголетии (аюрведу).
Индийские хирурги делали 300 видов операций,
используя около 120 хирургических
инструментов.

44.

Центральное
место
в
древнеиндийской
культуре
принадлежит
памятникам
религиозной
литературы.
Древнейшие из них — веды —
не
только
были
поздно
записаны, но и впоследствии
передавались преимущественно
от учителя к ученику в устной
форме. При этом за многие
столетия язык стал настолько
отличаться от разговорного, что
нередко заучивались наизусть
обширные книги практически
без всякого понимания их
смысла.

45.

«Махабхарата»
(санскрит — «Сказание
о великих Бхарата»),
эпос народов Индии.
Сложился на основе
устных сказаний и
легенд, бытовавших у
племён и народностей
северо-западной и
северной Индии.

46.

«Махабхарата» индийский эпос 5 века.н.э. «Великое
сказание о потомках Бхараты» или «Сказание о
великой битве бхаратов». Махабхарата –
героическая поэма, состоящая из 18 книг. В виде
приложения она имеет еще 19-ю книгу –
Хариваншу, т. е. «Родословную Хари».
В нынешней своей редакции Махабхарата содержит
свыше ста тысяч двустиший, и по объему в восемь
раз превосходит «Илиаду» и «Одиссею» Гомера,
взятых вместе.
Индийская литературная традиция считает
Махабхарату единым произведением, а авторство
ее приписывает легендарному мудрецу КришнеДвайпаяне Вьясе.

47.

«Рамаяна» (описание подвигов и приключений царя
Рамы в поисках похищенной любимой — Ситы.) (I
тыс. до н. э.). В нем рассказывается, как царевич Рама воплощение бога Вишну, родившегося на земле ради
уничтожения врага богов и людей демона-ракшасы
Раваны, - женится на прекрасной царевне Сите,
превзойдя в силе всех других соискателей ее руки, как
затем из-за происков Кайкейи, младшей жены своего
отца Дашаратхи, он уходит с Ситой и братом
Лакшманой на четырнадцать лет в лесное изгнание,
как Равана похищает в лесу Ситу и уносит ее по
воздуху в свое царство на остров Ланку, как в поисках
Ситы Рама вступает в союз с царем обезьян Сугривой
и как советник Сугривы Хануман находит Ситу, как
Рама, переправившись через океан, вступает со своим
войском в битву с ракшасами, убивает Гавану и
воссоединяется с Ситой. "Рамаяна" считается в Индии
священной книгой и в то же время рассматривается
как самое раннее собственно литературное
произведение, первая индийская поэма.

48.

Храм Шивы
Золотая стамбха – башня со
священным животным (500 кг
золота)

49.

50.

51.

321 г. до н. э. в Индии возникло первое централизованное
государство — империя Маурьев. Во время правления царя
Ашоки (268—232 гг. до н. э.) в качестве государственной
религии был принят буддизм. Ашока демонстрировал свое
обращение в буддизм энергичным распространением веры
по всей Индии — от Бенгалии до Афганистана при помощи
указов, высеченных на монументальных колоннах из камня.
В использовании колонн Ашока следовал ранним ведийским
верованиям, почерпнутым из Ригведы. Колонны (стамбхи)
символизируют ось Вселенной, которая соединяет Небо и
Землю и олицетворяет Мировое Древо Жизни. Стамбха,
достигающая в высоту свыше 10 метров, представляет собой
хорошо отполированный каменный столб. Венчает стамбху
капитель со скульптурными изображениями животных, что
означает царские подношения Будде.

52.

53.

Пещерный храм в
Аджанте (империя
Гуптов)
Большая ступа №1, где хранятся
реликвии Будды

54.

ступа была
монолитной и
цельной

55.

Ранние ступы служили местом захоронения
реликвий самого Будды. Существует легенда о
том, что Будду спросили, какой должна быть его
гробница. Учитель расстелил на земле свой
плащ и перевернул на него круглую чашу для
сбора подаяний. Так ступа приобрела свою
полусферическую форму. Полусфера, символ
Неба и бесконечности, в буддизме означает
нирвану Будды (то есть его окончательное
освобождение от мира), а также и самого
Будду.

56.

Из наземных построек
самые
значительные
находятся вСанчи
Главной
достопримечательностью
Санчи является большая
ступа, сооруженная во II —
I вв. до н. э.

57.

58.

www.buddhanet.net, www.shunya.net, fog.ccsf.cc.ca.us,

59.

Состоит из индуистских и буддистских
павильонов.
Всего павильонов 34 (12 - буддистские).
Создавался 6-13 веках.
Знаменит скульптурными композициями.

60.

61.

Эллора

62.

63.

64.

Комплекс пещерных храмов Эллоры расположен в индийском штате
Махараштра, неподалеку от города Аурангобада, и состоит из 34
пещерных храмов, создававшихся на протяжении VIII-IX веков.
Пещеры Эллоры вырезаны в базальтовых холмах.
Они представляют собой
лучшие образцы
индийской пещернохрамовой архитектуры.
Прекрасные фасады
сложной работы и
изыскано украшенные
внутренние интерьерыособенность этого
произведения
Создание пещер
www.tury.ru
датируется примерно с
6 по 9 столетья нашей
эры.

65.

Храм Кайласанатха в Эллоре.
Середина VIII в.
www.tury.ru
Изумляет в Кайласанатхе то,
что в отличие от других
храмов, которые обычно
строились снизу вверх,
скульпторы этого храма
вырезали храм сверху и с
боковых сторон.
Среди храмов Эллоры
наиболее интересен
Храм Кайласанатха в
пещере 16, это
колоссальный монолит,
целиком вырезанный из
целого холма. Он начал
строится в период с 757 и
773 годы, на его
строительство ушло 150
лет. Этот храм является
одним из наиболее
сложных произведений
архитектуры в мире.

66.

www.tury.ru
Это самый крупный в
мире монолитный
комплекс, в его сооружении
участвовало 7 тысяч
человек. Храм
Кайласанатха поистине
грандиозен.
Он занимает площадь в
два раза превышающую
площадь Парфенона в
Афинах, по высоте
превосходит его в
полтора раза.
При его строительстве было выдолблено 200 тысяч тонн
горной породы. Храм посвящен богу Шиве. Прямоугольный
двор храма, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями
божеств, включает выделенное шикхарой (пирамидальным
завершением) главное святилище и многоколонный зал для
молящихся.

67.

Храм Кайласанатха в Эллоре.
Середина VIII в.
clubs.ya.ru
Нижняя часть храма высечена
в виде цоколя восьмиметровой
высоты. В его центре высятся
монументальные изваяния
слонов и львов высотой около
трех метров, словно держащих
на своих спинах тяжесть
здания храма. Эта идея
огромного сооружения,
покоящегося на спинах слонов
и львов, носит
мифологический и
символический характер - ведь
мир, как известно из древних
легенд, стоит на трех слонах.
Только слонов в Кайласанатхе
гораздо больше...

68.

Пещеры и храмы Эллоры внесены
ЮНЕСКО в список памятников,
являющихся всемирным
достоянием (наследием)
человеческой цивилизации.

69.

Создание этого монастыря относят к 3-6
векам.
Состоит из 29 пещер, высеченных в скалах и
соединенных широкой тропой.
Потолки пещер поддерживают резные и
покрытые росписями колонны.
Известность эта пещера приобрела как раз
благодаря росписям на темы буддистских
легенд.

70.

71.

ЭРОТИЧЕСКИЕ
СКУЛЬПТУРЫ
БРОНЗОВАЯ СКУЛЬПТУРА
ДРЕВНЕЙ ИНДИЙСКОЙ
БОГИНИ ЛАКШМИ

72.

73.

www.shunya.net
Храмовые комплексы Эллоры (VI—X вв.) известны
стенными барельефными композициями с
изображениями буддийских и брахманских богов и
мифологических героев. По сравнению с каноническими
фигурами Будды, для которых стали характерны
застылость и сухость форм, изображения брахманских
богов — пластически сочные, исполненные напряженной
динамики.

74.

Древние скульптуры людей на стене храма

75.

Женщина,
играющая в мяч.
Статуя храма
Кандарья
Махадева в
Кхаджурахо

76.

Деревянная
с к ул ь п т у р а
найденная при
р а с ко п к а х
Хараппы

77.

78.

79.

Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались
в течение почти тысячи лет, начиная с
послемаурийского времени.
Стены некоторых залов покрыты яркими
изображениями сцен из буддийских преданий.

80.

81.

Древняя фреска из Храма Аджанты
Склонившаяся девушка. Фрагмент
росписи пещерного храма № 2 в
Аджанте. 6 в. н. э.

82.

ТАНЦУЮЩИЙ ШИВА
ПЕЧАТЬ РАДЖИ

83.

Живая традиция. К 75-летию Индийского
философского конгресса. М., 2000.
Канаева Н. А. Индийская философия
древности и средневековья. Учебное пособие.
М., 2008.
Лукьянов А. Е. Становление философии на
Востоке: Древний Китай и Индия. М., 1989.
Титаренко М.Л. История китайской
философии: Пер. с кит./М.Л. Титаренко М.:Прогресс, 1989.
English     Русский Правила