2.94M
Категория: ИсторияИстория

Искусство России на пороге Нового времени

1.

Искусство России на пороге
Нового времени

2.

17
век
эпоха крутого перелома в
отечественной истории
От царствования Ивана Грозного до империи Петра 1 Россия прошла путь длиною
в сто лет, но это были поистине трагические времена:
• Непримиримой борьбы за престол
• Кровопролитных войн с польско-шведскими интервентами
• Крестьянских восстаний
• Не менее трагическим событием стал церковный раскол.

3.

• В эпоху «бунташного века»
искусство пыталось преодолеть
жесткие рамки прежних
традиций. Искало новые пути
реализации своих возможностей.
В общественной мысли и
художественном творчестве
пробуждался интерес к
окружающему миру и
человеческой личности. Таким
образом, появились парсуны –
предвестники портрета.

4.

• В архитектуре активно обсуждался вопрос о
каноничности культового зодчества. При возведении
каменных храмов, строго соблюдался закон
«освященного пятиглавия» Так патриарх Никон считал
шатровое завершение неприемлемым для церкви.
Должно быть пять куполов с золочёными крестами
и тройной алтарь с полукруглыми апсидами.

5.

Церковь
троицы в
Никитниках
Построена купцом Г. Никитниковым на территории собственной
усадьбы в 1631—34 Поднятое на высоком подклете сооружение
отличается несимметричной компоновкой объёмов, все-таки
возможно, обусловленной конфигурацией тесно застроенного
усадебного участка. Насыщенная и разнообразная архитектурная
декорация здания, выделяющаяся среди иных столичных церквей
этого времени выразительной пластикой и рельефной трактовкой
деталей, предвосхитила архитектурные приёмы, ставшие широко
распространёнными во 2-ой половине XVII в.

6.

К концу 17 в. складывается тип
культовой постройки
• «Восьмерик на четверике» —
популярный конструктивный тип
здания в русской церковной
архитектуре, как каменной, так и
деревянной. При этом нижняя
часть представляет собой
кубический объём (в деревянном
зодчестве — сруб), а верхняя —
поставленный на него
восьмигранник (сруб «со
скошенными углами»). Выше
может быть расположен ещё один
или два восьмерика, с
завершением в виде шатра или
купола.
• В России особенное
распространение такой тип
получил в XVII и XVIII в. (в эпоху
барокко).

7.

Параллельно с каменным зодчеством
развивалась и деревянная архитектура
В народе сложено немало легенд о плотниках, строивших дома
и храмы с помощью одного топора. Примечательно, что храмы
именно рубились – так дерево сохранялось лучше чем
спиленное. При этом на торцах бревен забивались поры, влага
не проникала внутрь, и дерево, пропитавшись смолой, как бы
консервировалось.

8.

• Кровлю покрывали досками, а купола –
дранкой, или лемехом (небольшими
осиновыми дощечками, каждая из которых
вытесывалась отдельно). На покрытие церкви
их требовалось десятки тысяч.

9.

Выдающимся произведением деревянного
зодчества является дворец царя Алексея
Михайловича в Коломенском
• Построен Семеном Петровым и Иваном Михайловым.

10.


Сын первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, Алексей
Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и
последовательно расширял отцовскую подмосковную резиденцию, что было
связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, занимался
соколиной охотой в его окрестностях и проводил здесь официальные
церемонии. В 1660-х годах царь Алексей Михайлович задумал масштабные
изменения коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки
фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667
года. Строился дворец из дерева по чертежам, работы вела артель плотников
под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего
старосты Семена Петрова. С зимы 1667 по весну 1668 года были выполнены
резные работы, в 1668 году обивали двери и готовили краски для росписи
дворца, а в летний сезон 1669 года были завершены основные иконописные
и живописные работы. Весной и летом 1670 года во дворце уже работали
кузнецы, резного железного дела мастер и замочники. Осмотрев дворец,
царь распорядился добавить живописных изображений, что и было
выполнено в 1670-1671 годах. Государь внимательно следил за ходом работ, в
течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и оставался там
на день. Окончательное завершение работ пришлось на осень 1673 года.
Зимой 1672/1673 года дворец был освящен патриархом Питиримом; на
церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнес "Приветство" царю
Алексею Михайловичу.

11.

На севере деревянное зодчество по праву считается
вершиной народного искусства
Церковь рождества Богородицы из села
Передки
Великий Новгород
Георгиевская церковь из деревни
Вершинина
Архангельск

12.

Церковь Преображения Господня в
г.Кижи Карелии

13.

Качественные изменения произошли и в
изобразительном искусстве.
• В переходную эпоху творили Симон Ушаков,
Гурий Никитин и Федор Зубов.
• Одна из наиболее значимых
работ Симона Ушакова –
«Насаждение древа
Государства Российского»
• Его творчество подготовило почву для будущих петровских преобразованиях:
1. Появляются парсуны(предвестники портретного жанра)
2. Чаще всего это надгробные изображения
3. Они передают индивидуальные особенности знаменитых особ
4. Портрет пишут с натуры
5. Заверяют документально имя изображенного
6. Теперь это не только угодники, мученики и ангелы, а конкретные люди с
мыслями, думами, чувствами

14.

тест
1.Какой стиль расцветает в архитектуре в 17 веке?
Классицизм
Барокко
Ампир
2. В художественном творчестве пробуждался интерес к человеческой личности. Таким образом, появились
парсуны
Иконы
Церкви
3. Закон пятиглавия в строительстве церкви это
Пять икон
Пять основных элементов сооружения
пять куполов
4. Принцип постройки .Нижняя часть представляет собой в деревянном зодчестве — сруб, а верхняя — сруб «со
скошенными углами».
Крестово-купольная композиция
Восьмерик на четверике
четверик на Восьмерик
5. Изменения в изображение портрета человека связанны с творчеством
Андрея Рублева
Симона Ушакова
Дионисия
English     Русский Правила