2.46M
Категория: МузыкаМузыка

С.В. Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини»

1.

С.В.Рахманинов
«Рапсодия на тему Паганини»
СПБГИК 2022
Выполнила:
студентка группы №375
Юрина Анастасия

2.

Цель: выявить характерные черты
Рапсодии на тему Паганини.
План:
История создания;
Стилевые черты Рапсодии;
Музыкальные особенности;

3.

История создания:
• Рапсодия написана в форме романтических вариаций
на тему знаменитого каприса ля-минор из «24-х
каприсов для скрипки соло» Паганини.
• Премьера состоялась 7 ноября 1934 года.
• Партия фортепиано – Сергей Рахманинов.
• Филадельфийский оркестр звучал под управлением
Леопольда Стоковского.
• Рапсодия относится к позднему творческому периоду
композитора(1917-1943гг.).
• После премьеры произведение получило всеобщее
признание и обрело популярность в высших слоях
общества, а его вариации всё также актуальны и в
наше время.

4.

Стилевые черты Рапсодии
• Сергей Рахманинов всегда отличался особенным
музыкальным почерком. Именно это качество позволило
ему внести собственную лепту в известное всем
произведение. Умение правильно синтезировать
различные жанры позволило Рахманинову обновить
музыкальное содержание 24-го каприса Паганини.

5.

Стилевые черты Рапсодии
• Стиль Рапсодии складывается из самых
различных стилистических элементов:
традиций русской музыки – и джаза,
древнерусского распева – и эстрады.
• Важнейший стилевой элемент Рапсодии –
различные формы эстрадной стилистики,
которые можно условно разделить на
джазовую (по интонационным признакам) и
бытовую (по жанрово-танцевальным
признакам) сферы.

6.

Стилевые черты Рапсодии
• Джазовая форма используется композитором не
просто в качестве источника для создания
некоего нового интонационного качества, а в
качестве значимого стилевого элемента.
• Джаз в Рапсодии Рахманинова - музыкальностилевой символ зла.

7.

Музыкальные особенности
• Произведение представляет собой цикл из
двадцати четырех свободных вариаций на две
темы (первая – из 24-го каприса Паганини,
вторая – средневековая секвенция Dies irae из
католического реквиема).
• Основная тема Двадцать четвертого каприса,
избранная Рахманиновым, являет собой
благодатный материал для варьирования.

8.

Музыкальные особенности
• Наиболее значителен в драматургическом отношении
среди всех вариантов главной темы мотив Dies irae,
возникающий впервые в VII вариации.
• Этот мотив символизирует у Рахманинова
предчувствие катастрофы, "конца света", "возмездия".
Здесь он удачно вписывается в программную
трактовку (герой вступает в сговор с нечистой силой).
• Жёстко синкопированная токкатность,
наступательные механизированные ритмы — новое,
«урбанистическое», «американское» обличье
важнейшего символа зла и возмездия.

9.

Музыкальные особенности
• Развитие демонического начала приводит к
гротескному маршу (10 вариация)
• Средний раздел рисует «любовные
эпизоды». № 11 – фортепианная каденция; №
12 – изящный менуэт; № 13 – первое
объяснение в любви; № 15 – лёгкое скерцо;
№ 16 – меланхолическая мелодия в духе
русских напевов; № 18 – ноктюрн –
лирическая кульминация всего цикла.

10.

Музыкальные особенности
• В начале репризы показано блестящее искусство
Паганини, его виртуозная манера импровизации.
• Одна из наиболее развёрнутых пьес выдержана
в характере быстрого марша с яркой
кульминацией - № 22.
• Прихотливая каденция подводит к вариации №
23, где появляется умирающий Паганини. Снова
возникают виртуозные пассажи (№ 24).
• В коде композитор подчёркивает
кульминационное значение Dies irae.

11.

Вывод
Разнообразие стилевых и музыкальных
особенностей обогащают структуру произведения.
Можно утверждать, что стиль Рапсодия на тему
Паганини содержит элементы постмодернизма –
особого художественного мышления, ставшего
впоследствии основой культуры и искусства
второй половины XX века.
English     Русский Правила