А.М.Горький «На дне» Герои «дна» и их судьбы. Пути, ведущие на дно жизни.
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших
Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из
Здание приюта "Бугровская ночлежка" построено в 1880–1883 г. Строительство велось на средства предпринимателя и благотворителя
«На дне» грозный обвинительный акт строю порождающему ночлежки, в котором гибнут лучшие качества человека: ум (Сатин), талант
Большинство персонажей пьесы - «бывшие люди». Когда-то каждый из них был включен в свою систему социальных отношений, выполнял
Каждый человек – алмаз, который может очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть,
А.М.Горький «На дне» Герои «дна» и их судьбы. Жизнь на «дне» Настоящее… Есть ли будущее?
Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался… (Бубнов)
5.78M
Категория: ЛитератураЛитература

А.М. Горький «На дне». Герои «дна» и их судьбы. Пути, ведущие на дно жизни

1. А.М.Горький «На дне» Герои «дна» и их судьбы. Пути, ведущие на дно жизни.

2.

«На дне» —
самая известная пьеса
Максима Горького. Пьеса была написана в
конце
1901

начале
1902
гг.
Первоначальные
названия

«Без
солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне
жизни». В пьесе, имеющей подзаголовок
«Картины», изображена группа обитателей
ночлежного дома для неимущих.
В январе 1904 г. пьеса получила
Грибоедовскую премию.
Пьеса была разрешена к постановке только в МХТ, где
была осуществлена первая постановка с большим успехом 18
декабря 1902 г. в Московском Художественном Театре
режиссёрами К. С. Станиславским, который также исполнил
одну из центральных ролей (Сатин) и НемировичемДанченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962)
пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.

3. В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших

крестьян бродили
по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы
закрывались. «Дно» стало реально угрожать
миллионам людей: в 1901 г. на краю голодной смерти
оказалось около 30 миллионов крестьян. Снова (как 10
лет назад) двинулись из деревень по дорогам огромные
массы голодающих. Но теперь они встретили не только
полицейские кордоны: на встречу катились такие же
потоки голодающих из городов. Деревенская голодовка
совпала с жесточайшим промышленным кризисом. Под
влиянием тягчайшего экономического гнета
появляется огромное количество босяков, которые
опускаются на «дно».

4. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из

своих зловонных
подвалов, превратив их в ночлежки, где находили
приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие
«бывшие люди».
Еще в 1898 г. в одной из газетных статей Горький
рассказывал, как хозяева ночлежек наживаются на
бедности постояльцев: за зиму иные из них должают до
100 и более рублей, 60 из которых проценты; все эти
долги взыскиваются летом, когда босяк зарабатывает
эти деньги или крадет.

5.

6. Здание приюта "Бугровская ночлежка" построено в 1880–1883 г. Строительство велось на средства предпринимателя и благотворителя

Здание приюта "Бугровская
ночлежка" построено в 1880–
1883 г. Строительство
велось на средства
предпринимателя и
благотворителя
А.П. Бугрова.

7.

Макет ночлежки.
Рисунок, присланный Горьким Московскому
Художественному театру в связи с работой
над постановкой пьесы "На дне".
Наверху надпись Горького: "Это может дать общее
представление о внутренности ночлежки, но здесь
слишком просторно, слишком много воздуха".
1902

8. «На дне» грозный обвинительный акт строю порождающему ночлежки, в котором гибнут лучшие качества человека: ум (Сатин), талант

(Актер), воля
(Клещ).
Горький затрагивает социальные проблемы. Но
в пьесе перед нами не только картины жизни
обездоленных людей… Это пьеса - размышление о
жизни, о правде, о человеке.
Пьеса «На дне» социально-философская драма.

9. Большинство персонажей пьесы - «бывшие люди». Когда-то каждый из них был включен в свою систему социальных отношений, выполнял

свою
социальную роль. Теперь, в ночлежке, социальные
различия между ними стерлись, теперь они - просто
люди. Горькому интересна не столько социальная
определенность, сколько важнейшие, общие для
большинства особенности человеческого сознания.
Что делает человека человеком, что помогает и
мешает ему жить, каковы пути к обретению
человеческого достоинства - вот вопросы, на которые
он ищет ответы в своей пьесе. Пьесе, содержание
которой определяется прежде всего философскоэтической проблематикой.

10. Каждый человек – алмаз, который может очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть,

дело
человека – не стараться светить, но
стараться очищать себя.
(Толстой Л.Н.)
Чтоб жить красиво, мудро и богато
Заприте глубоко в подвал свои пороки.
(О.Хайям)

11.

Прошлое Васьки
Пепла
Родитель всю жизнь в
тюрьмах сидел… и мне
тоже заказал.. Когда я
маленький был, так уж в
ту пору меня звали вор,
воров сын
Васька Пепел — И. Сканке.
Спектакль театра Альмы и Иохана
Фальстрам. Христиания (ныне
Осло), Норвегия. Фото 1903

12.

Прошлое Бубнова
Бубнов — И. Фальстрэм.
Спектакль театра Альмы и
Иохана Фальстрам. Христиания
(ныне Осло), Норвегия. Фото
1903
Скорняк
был…свое
заведение имел… от каторги
спасся тем, что вовремя ушел
( от жены, которую хотел
убить, и ее любовника)
Мастерская
на
жену
была…
И остался я… Хоть…
пропил бы я мастерскую..

13.

Прошлое Барона
Барон — В. Качалов. Спектакль
Московского Художественного
театра. Фото 1902
Старая
фамилия…
дворяне… богатство… сотни
крепостных.
Жену взял
скверную и зачем? Прожил
все, что было… а как
разорился?
Не
заметил.
Служил в казенной палате…
растратил
казенные
деньги… надели на меня
арестантский халат… И
все… как во сне…

14.

Прошлое Сатина
Сатин — Р. Валентин.
Спектакль Kleines Theater,
Берлин.
Фото 1903
Был мальчишкой… служил
на телеграфе… много читал
книг… Рубаха-парень… плясал
великолепно, - играл на сцене,
любил смешить людей.
4 года 7 месяцев в тюрьме…
убил
в
запальчивости
и
раздражении подлеца из-за
сестры
(
Славная
…была
человечинка сестра у меня!) В
тюрьме и в карты играть
научился.

15.

Актер — Э. Рейхер.
Спектакль Kleines Theater,
Берлин. Фото 1903
Прошлое Актера
В «Гамлете» играл
могильщика.
Любимое …читал с
успехом… гром
аплодисментов.
Любимое стихотворение
забыл.
Пропил душу я. Почему
погиб? Веры у меня не
было.

16.

Прошлое Клеща
Жить – дьявол- жить
нельзя… Ненавижу я всех!
Я – рабочий человек…
я с малых лет работаю…
Клещ— Е. Говинд. Спектакль театра
Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания
(ныне Осло), Норвегия. Фото 1903

17.

Прошлое Насти
Читает роман «Роковая
любовь»
Настоящая любовь? А у
меня была она …
настоящая!
Настя — О. Книппер. Спектакль
Московского Художественного театра.
1902

18.

Пути, ведущие на «дно».
Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел… и мне тоже заказал…Со зла вор…
(Васька Пепел)
Мастерская на жену была…
И остался я… (Бубнов)
Жену взял скверную и зачем? Прожил все, что было… растратил казенные
деньги… зачем? И все… как во сне… (Барон)
…убил в запальчивости и раздражении подлеца из-за сестры. В тюрьме и в
карты играть научился. ( Сатин)
Любимое стихотворение забыл.
Пропил душу я. Почему погиб? Веры у меня не было. (Актер)
Жить – дьявол- жить нельзя… Ненавижу я всех! (Клещ)
«Роковая любовь» (Настя)

19. А.М.Горький «На дне» Герои «дна» и их судьбы. Жизнь на «дне» Настоящее… Есть ли будущее?

20. Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался… (Бубнов)

21.

Васька Пепел, 28 лет.
Настоящее. Жизнь на дне.
Будущее
Герой о себе
Другие о герое
(или выход)
Со зла вор...Оттого вор, что другим
Парень крепкий, Брошу воровство.
именем никто никогда не догадался меня хороший. (Лука) Я - грамотный...
назвать... Очень полюбил тебя (Наташу)!
Буду работать.
Волчья жизнь... Как в трясине тону...
Я тебя (Наташе)
Все- не держит.
приучу к себе...
Все гнилое...
Ты девица строгая...
Я чувствую: надо жить... иначе! Надо
хорошая... надежный
так жить, чтобы самому себя можно мне
человек
было уважать...
(О Василисе) Если бы она...не жадная
до денег была - я бы ее ради... на все
пошел! Лишь бы она вся моя была ... ей
денег надо... воли надо... чтобы
развратничать...
В женщине душа должна быть... Мы звери., нас надо - приучать...

22.

Клещ, слесарь, 40 лет
Настоящее. Жизнь на дне.
Герой о себе
Другие о герое
Жить - дьявол- жить нельзя...
Ненавижу я всех! Я - рабочий
человек... Мне глядеть на них
стыдно... я с малых лет работаю
Работы нет, силы нет...
Пристанища нет...
Я стыд перед людьми имею.
Везде-люди.
Будущее
(или выход)
Не привык
Вылезу... кожу
еще к жизни. сдеру, а вылезу...
(Бубнов)
Со-олнце
Зол да горд. всходит и захо(Пепел)
оди-ит...
Привыкаешь к A-а в тюрьме
нам? (Сатин) моей темно-о!

23.

Бубнов, картузник, 45 лет
Настоящее. Жизнь на дне.
Герой о себе
Другие о герое
А я вот ... не умею врать! Зачем?...
вали всю правду, как она есть!
Злющий запой!
И еще - ленив я. Страсть как
работать не люблю. Много ли
человеку надо? Вот я - выпил и - рад!
Зоб!... Затягивай... любимую!
( Солне всходит и заходит...)
Запою... заплачу!...
Будущее
(или выход)
Со-олнце всходит
и захо-оди-ит...
A-а в тюрьме
моей темно-о!

24.

Барон, 33 года
Настоящее. Жизнь на дне.
Герой о себе
Другие о герое
Я- ничего не жду! Все уже...
было!
Прошло...Кончено!
У меня... нет характера.
Я боюсь... что дальше?
А ведь зачем-нибудь я
родился?
Будущее
(или выход)
Ты мной
Все уже...
было!
живешь, как
Прошло...
червь яблоком!
Кончено!
( Настя)
Нет-нет, да
вдруг покажет
барина из
себя.
( Бубнов)
Пустой
человек. Где у
тебя душа?
(Настя)

25.

Сатин, лет под 40
Настоящее. Жизнь на дне.
Герой о себе
Другие о герое
Ничего не делай! Просто обременяй землю!...( Клещу)
Надоели мне все
человеческие слова.
Сделай так, чтобы работа
была мне приятна - я, может
быть, буду работать...
Может быть!
После тюрьмы - нет ходу!
А если меня обидели и - на
всю жизнь сразу!
Как быть? Простить?
Ничего... Никому...
Будущее
(или выход)
Умеешь не
Со-олнце
обижать.
всходит и захоЛегко ты
оди-ит...
жизнь
A-а в тюрьме
переносишь. моей темно-о!
(Лука)
Веселый,
бравый,
неглупый.
(Лука)
Проиграешь
меня в карты
со всей моей
требухой.
(Квашня)

26.

Актер, лет под 40
Настоящее. Жизнь на дне.
Герой о себе
Другие о герое
Нет у меня здесь имени...
Обидно... Потерял имя...
Все кончено для меня.
Ничего не помню...
Любимое стихотворение
забыл.
Пропил душу я. Почему
погиб? Веры у меня не
было.
Зачем вы живете?
Образование - чепуха,
главное -талант.
А талант- это вера в себя,
в свою силу.
Будущее
(или выход)
Я ее найду (лечебницу), вылечусь
и снова буду... Я на пути к
возрождению... По сцене имя мое
Сверчков- Заволжский...
Он (о себе после ухода Луки) найдет себе место... где нет... нет...
Ничего!
«... умираю немощный и хилый»
(Принимает решение о смерти
после монологов Сатина. Уходя,
просит татарина помолиться за
него.)
Последние реплики героев:
Актер... удавился.
( Барон)
Эх... испортил песню... дурр-рак!
(Сатин)

27.

Настя, 24 года
Настоящее. Жизнь на дне.
Герой о себе
Другие о герое
Добрая,
Лишняя я здесь.
но... глупа
... напьюсь - опять
(Барон)
плакать буду.
Настоящая любовь? А
у меня была она ...
настоящая!
Будущее
(или выход)

28.

Квашня, торговка
пельменями, под 40
Настоящее. Жизнь на дне.
Герой о себе
Хозяйничает.
Свободная женщина,
сама себе хозяйка.
Другие о герое
Будущее
(или выход)
English     Русский Правила