1.89M
Категория: ЛитератураЛитература

После бала

1.

«После бала»

2.

В основе рассказа лежит реальный
случай, произошедший с братом писателя
С.Н. Толстым. Он был увлечен Варварой
Андреевной Корейш - дочь воинского
начальника в Казани. С.Н. собирался
жениться, так как очень любил, как ему
казалось, Варвару. Но утренняя сцена
расправы над солдатом, которой руководил
отец Варвары Андреевны, погасила это
чувство раз и навсегда. Наблюдая за
наказанием - избиением солдата - Сергей
Николаевич узнал в грозном командире
отца любимой девушки и был страшно
разочарован в этом семействе. Он перестал
бывать в их доме, испытывал чувство
отвращения к отцу Вареньки.
Рассказ несколько раз переименовывался
писателем. Были названия: "Рассказ о бале
и сквозь строй", "Отец и Дочь", "Дочь и
Отец", "А вы говорите..." и наконец "После
бала".

3.

Писателя волновала проблема: человек и
среда, влияние обстоятельств на поведение
человека. Может ли человек сам управлять
собой или все дело в среде и
обстоятельствах.
В рассказе изображены две эпохи: 40-е
годы XIX века, время правления Николая 1
и время создания рассказа. Писатель
восстанавливает прошлое, чтобы показать,
что и в настоящем ничего не изменилось.
Толстой раскрывает в рассказе «После
бала» одну из безотрадных сторон жизни
николаевской России — положение
царского солдата: двадцатипятилетний срок
службы, бессмысленная муштра, полное
бесправие солдат, проведение сквозь строй
в качестве наказания. Однако основная
проблема в рассказе связана с вопросами
нравственными: что формирует человека —
общественные условия или случай.

4.

Композиция – зеркальная, особенности – рассказ в
рассказе.
Художественные приемы – повтор, усиление,
противопоставление (антитеза, контраст). В
рассказе противопоставлены друг другу и образы,
и персонажи, и художественные детали.
Контраст – литературный прием, основанный на
резко выраженной противоположности черт,
качеств, свойств человеческого характера,
предмета, явления. Контраст является
выразительным приемом, способом оказывать
эмоциональное воздействие на читателя.

5.

На балу (в зале)
Эпитеты
Цветовая гамма
Музыка, звуки
Детали
Эмоциональное
состояние героя
После бала (на улице)

6.

Полковник
Внешний
портрет
Походка
Лицо
Движения
Наказываемый

7.

Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести
к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал
контраст. Рассказ построен на приеме контраста , путем показа двух
диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены
переживаний рассказчика. Так контрастная композиция рассказа и
соответствующий язык помогают раскрыть идею произведения, сорвать маску
добродушия с лица полковника, показать его подлинную сущность.
Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так при
описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые
лайковые перчатки», «белые атласные башмачки» (такой художественный
прием называется цветопись). Связано это с тем, белый цвет — олицетворение
чистоты, света, радости, Толстой с помощью этого слова подчеркивает
ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика. О празднике
в душе Ивана Васильевича говорит музыкальное сопровождение рассказа:
веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка
создают радостное настроение.
В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «...я
увидал... что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки
флейты и барабана. ... это была ... жесткая, нехорошая музыка».

8.

Значение рассказа огромно. Толстой ставит широкие гуманистические проблемы:
почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование?
Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не
одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший
в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.
Л.Н. Толстой – великий русский писатель. О нём написаны сотни книг и статей, его
произведения известны во всём мире, имя его чтут во всех странах, герои его романов и
повестей живут на экранах, на сценах театров. Слово его звучит по радио и
телевидению. «Не зная Толстого, —-писал М. Горький, — нельзя считать себя знающим
свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».
Гуманизм Толстого, его проникновение во внутренний мир человека, протест против
социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и сердца
людей и в наши дни.
English     Русский Правила