19.24M
Категория: РелигияРелигия

Едом

1.

ЕДОМ

2.

ЕДОМ
Цитаты и главы соответствуют синодальному
(в редакции Эталонной Библии от 22.03.2011)
и каноническому (Керен Ахва Мешихит,
Иерусалим 2010) Библий, с некоторыми
изменениями в цитатах
Республика Коми 2023

3.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЕДОМА
Едом (совр. Эдом) – это общее название народа Едома, появившихся
на юге Мёртвого моря в XVIII веке до р. х. Согласно Библии считаются
потомками Исава (Быт. гл. 36), прозванного Едомом, потому что Исав
попросил Иакова, дать ему поесть красной чечевицы. От сего дано ему
прозвание: Едом – красный (Быт. 25:30).
И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы, и он ел и пил, и
встал и пошёл; и пренебрег Исав первородство (Быт. 25:34).
В ветхом завете хорошо описывается родство Исава и Иакова, что это
два различных народа – один народ сделается сильнее другого, и больший
будет служить меньшему (Быт. 25:20-26); и что между ними была вражда за
благословение отца – Исаака (Быт. гл. 27).
В последствии едомитяне переселяются на Сеир.
И взял Исав жён своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех
людей дома своего, и стада свои, и весь скот свой, и всё имение своё, которое
он приобрёл в земле Ханаанской, и пошёл в другую землю от лица Иакова,
брата своего, ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и
земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их. И поселился
Исав на горе Сеир, Исав, он же Едом (Быт. 36:6-8).
Также Исав является отцом Идумеев (Быт. 36:43).

4.

ПРИМИРЕНИЕ ИАКОВА И ИСАВА
1. Взглянул Иаков и
увидел, и вот, идёт Исав и с ним
четыреста человек. И разделил
детей Лии, Рахили и двух
служанок.
2.
И
поставил
служанок и детей их впереди,
Лию и детей её за ними, а Рахиль
и Иосифа позади. 3. А сам пошёл
пред ними и поклонился до
земли семь раз, подходя к брату
своему. 4. И побежал Исав к нему
навстречу, и обнял его, и пал на
шею его, и целовал его, и
плакали. 5. И взглянул Исав, и
увидел жён и детей, и сказал: кто
это у тебя? Иаков сказал: дети,
которых Бог даровал рабу твоему
(Бытие 33:1-5).

5.

6. И подошли служанки и дети их и поклонились; 7. подошла и Лия и дети её и
поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились. 8. И сказал Исав:
для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы
приобрести благоволение в очах господина моего. 9. Исав сказал: у меня много,
брат мой; пусть будет твоё у тебя. 10. Иаков сказал: нет, если я приобрёл
благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лицо твоё,
как бы кто увидел лицо Божие, и ты был благосклонен ко мне; 11. прими
благословение моё, которое я принёс тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у
меня всё. И упросил его, и тот взял, 12. и сказал: поднимемся и пойдём; и я
пойду пред тобою. 13. Иаков сказал ему: господин мой знает, что дети нежны, а
мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрёт
весь скот; 14. пусть господин мой пойдёт впереди раба своего, а я пойду
медленно, как пойдёт скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к
господину моему в Сеир. 15. Исав сказал: оставлю я с тобою несколько из людей,
которые при мне. Иаков сказал: к чему это? только бы мне приобрести
благоволение в очах господина моего! 16. И возвратился Исав в тот же день
путём своим в Сеир. 17. А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для
скота своего сделал шалаши. От сего он нарёк имя месту: Сокхоф (Бытие 33:6-17).
Затем Иаков пошёл в Сихем, который в земле Ханаанской, и
расположился перед городом. Купил часть поля у сынов Еммора, отца Сихемова,
за сто монет, на котором раскинул шатёр свой. И поставил там жертвенник, и
призвал имя Господа Бога Израилева.

6.

ИСПРАВЛЕНИЕ МИРА
Ибо написано: «Авраам имел двух сыновей, одного от
рабыни, а другого от свободной» (Гал. 4:22)
От рабыни – Измаил
Махалафа (Васемафа)
От свободной – Исаак
Исав (Едом)
Иаков (Израиль)
Рагуил – означающий «Бог пастбищ»
12 колен Израиля
Зерах – сын Рагуила
(Старейшина Едома)
Иовав – второй царь Едома
или праведный Иов
Шамма – сын
Рагуила
Иосиф Обручник –
приёмный отец
Иисуса Христа
Иисус Христос – сын Божий,
искупитель (спаситель)

7.

XVII ВЕК ДО Р. Х.
ЗЕМЛЯ ЕДОМА
А на Сеире жили прежде
Хорреи; но сыны Исавовы
прогнали их и истребили их от
лица своего и поселились
вместо них – так, как поступил
Израиль с землёю наследия
своего, которую дал им
Господь (Второзаконие 2:12).
Так Он сделал для сынов
Исавовых, живущих на Сеире,
истребив пред лицом их
Хорреев, и они изгнали их, и
поселились на месте их, и
живут до сего дня (Втор. 2:22).

8.

ЦАРИ ЕДОМА
Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей
у сынов Израилевых:
1. царствовал в Едоме Бела, сын Веоров, а имя городу его Дингава.
2. И умер Бела, и воцарился по нём Иовав, сын Зераха, из Восоры.
3. Умер Иовав, и воцарился по нём Хушам, из земли Феманитян.
4. И умер Хушам, и воцарился по нём Гадад, сын Бедадов, который
поразил Мадианитян на поле Моава; имя городу его Авиф.
5. И умер Гадад, и воцарился по нём Самла из Масреки.
6. И умер Самла, и воцарился по нём Саул из Реховофа, что при реке.
7. И умер Саул, и воцарился по нём Баал-Ханан, сын Ахбора.
8. И умер Баал-Ханан, сын Ахбора, и воцарился по нём Гадар. Имя
городу его Пау, имя жены его Мегетавеель, дочь Матреды, сына Мезагава
(Бытие 36:31-39).

9.

XVI ВЕК ДО Р. Х.
ЗЕМЛЯ УЦ
Уц (ивр. ‫ – )עּוץ‬земля,
упоминаемая в Ветхом Завете,
в первую очередь в Книге Иова.
Местоположение этой
земли находилось на севере
Акабского (Эйлатского) залива,
у тука земли, в пределах Едома,
и получила своё название от
Уца, сына Дишана Хорреянина
(Бытие 36:28). В течении
времени
на
этой
земле
возникли города: Эцион-Гебер
(совр. Акаба) и Елаф (совр.
Эйлат).

10.

КНИГА ИОВА
Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен,
справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла.
И родились у него семь сыновей и три дочери.
Имение у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов,
пятьсот пар волов, и пятьсот ослиц, и весьма много прислуги; и был человек этот
знаменитее всех сынов Востока (Иов 1:1-3).
Но Сатана перед лицом Бога стал утверждать: не ты ли кругом оградил
его, и дом его, и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его
распространяются по земле. Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, –
благословит ли он Тебя? В ответ Бог позволил Сатане испытать Иова всеми
бедствиями земной жизни.
Сатана лишает Иова всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это
не поколебало Иова, то Сатана поражает его тело страшною проказою от
подошвы ноги и по самое темя. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя
ею, и сел в пепел (Иов гл. 1, 2).
Видя его страдания, сказала ему жена: ты всё ещё твёрд в непорочности
твоей, похули Бога и умри! Но Иов сказал ей: ты говоришь как одна из безумных,
неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во
всём этом не согрешил Иов устами своими (Иов 2:9, 10).

11.

О несчастии Иова услышали друзья его, и пошли каждый из своего
места: Елифаз, Вилдад и Софар, и подняв глаза свои издали, они не узнали его, и
сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова
(Иов 2:11-13). После того Иов проклял день своего рождения и стал вопрошать,
зачем дана жизнь страдающим (Иов гл. 3). Наконец друзья стали утешать его,
говоря: «богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою и
непорочность путей твоих – упованием твоим? Вспомни же, погибал ли кто
невинный и где праведные были искореняемы?» (Иов 4:6, 7). Эти рассуждения
исходили из общего Божьего закона, что человек рождается на страдание (Иов
5:7), как Иисус Христос (евр. Ешуа ха Машиах), чтобы достигнуть Божьего
совершенства. Затем утешавшие его друзья стали упрекать Иова за сетующие
слова (Иов 8:2). В ответ Иов возражает им: «если я и действительно погрешил, то
погрешность моя при мне останется. А я знаю, Искупитель мой жив» (Иов гл. 19).
Далее в разговор вступает молодой Елиуй, разгневанный мнением
друзей, и что Иов оправдывает себя больше, нежели Бога (Иов гл. 32-37).
В последних главах книги написано как Господь отвечает Иову из бури, а
также порицает друзей его за то, что они говорили не так верно как раб Божий
Иов (Иов гл. 38-42).
И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих;
и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. И было у него семь
сыновей и три дочери. После того Иов жил 140 лет, и умер в примерном возрасте
193 лет, став примером долготерпения (Иов 42:10-17).

12.

СТРАДАНИЕ ИОВА

13.

ЕДОМ В СОСТАВЕ
ЕГИПЕТСКОГО
ЦАРСТВА
После изгнания гиксосов из
Египта в середине XVI века до р. х.
начинается эпоха Нового царства и
начало правления XVIII династии
фараонов. При Тутмосе III в XV веке до
р. х. Египетское царство простиралось
от берегов Евфрата – на севере, до 4
порога реки Нила – на юге. Среди
покорённых
народов
были
едомитяне, земли которых были
подвластны Египту до середины XIV
века до р. х. Однако с конца XIV века
до р. х. по конец XIII века до р. х. Едом
снова входил в состав Египта.

14.

ИСХОД ИЗ ЕГИПТА
ИЗРАИЛЬСКОГО
НАРОДА В
XIII ВЕКЕ ДО Р. Х.
После того, как царь Едома не
позволил Израилю пройти чрез
его пределы (Числа 20:14-21).
И отправились они путём земли
Уц, на пути народ Израиля стал
малодушествовать,
говорить
против Бога и против Моисея.
И послал Господь на народ
ядовитых
змеев,
которые
жалили народ, и умерло
множество народа из сынов
Израилевых (Числа 21:4-6).

15.

ДРЕВНИЙ
ВОСТОК
В XII ВЕКЕ
ДО Р. Х.

16.

ИДУМЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ДАВИДА
Услышал Фой, царь Имафа (Хамафа), что Давид поразил всё войско
Адраазарово,
и послал Фой Иорама, сына своего, к царю Давиду, приветствовать его и
благодарить его за то, что он воевал с Адраазаром и поразил его; ибо
Адраазар вёл войны с Фоем. В руках же Иорама были сосуды серебряные,
золотые и медные.
Их также посвятил царь Давид Господу в Иерусалим, вместе с серебром и
золотом, которое посвятил из отнятого у всех покоренных им народов:
у Сирийцев, и Моавитян, и Аммонитян, и Филистимлян, и Амаликитян, и из
отнятого у Адраазара, сына Реховова, царя Сувского.
И сделал Давид себе имя, возвращаясь с поражения восемнадцати тысяч
Сирийцев в долине Соляной.
И поставил он охранные войска в Идумее; во всей Идумее поставил
охранные войска, и все Идумеяне были рабами Давиду. И хранил Господь
Давида везде, куда он ни ходил (2-я Царств 8:9-14).

17.

АДЕР ИДУМЕЯНИН
В годы царствования Соломона, воздвиг Господь противника ему – Адера
Идумеянина, из царского Идумейского рода.
Когда Давид был в Идумее, и военачальник Иоав пришёл для погребения
убитых и избил весь мужеский пол в Идумее, –
ибо шесть месяцев прожил там Иоав и все Израильтяне, доколе не истребили
всего мужеского пола в Идумее, –
тогда сей Адер убежал в Египет и с ним несколько Идумеян, служивших при
отце его; Адер был тогда малым ребёнком.
Отправившись из Мадиама (Мадиана), они пришли в Фаран, и взяли с собою
людей из Фарана, и пришли в Египет к фараону, царю Египетскому. Он дал
ему дом, и назначил ему содержание, и дал ему землю.
Адер снискал у фараона большую милость, так что он дал ему в жену сестру
своей жены, сестру царицы Тахпенесы.
И родила ему сестра Тахпенесы сына Генувата. Тахпенеса воспитывала его в
доме фараоновом; и жил Генуват в доме фараоновом вместе с сыновьями
фараоновыми.
Когда Адер услышал, что Давид почил с отцами своими, и что военачальник
Иоав умер (3-я Царств 11:15-21), то вернулся в землю свою.

18.

ВЫХОД ЕДОМА ИЗ
СОСТАВА ИЗРАИЛЯ
Во дни Ровоама, сына Соломонова,
Израильское
царство
распалось.
Все
покорённые Давидом народы вышли из
состава Израиля. За домом Давидовым не
осталось никого, кроме колена Иудина и
Вениаминова (3-я Царств 12:20), а так же
колена Симеонова. Тогда над сынами
Израилевыми, жившими в городах Иудиных,
царствовал Ровоам (3-я Царств 12:17). После
него воцарился Авия, сын его, три года он
царствовал в Иерусалиме.
Во все дни царствования Ровоама и
Авия была война, между Иеровоамом (3-я
Царств 15:6, 7).
В двадцатый год царствования
Иеровоама, царя Израильского, воцарился Аса,
сын Авия, над Иудеями (3-я Царств 15:9).

19.

СОЮЗ ЕДОМА ПРОТИВ ИУДЕИ
После того, как отложился Моав от Израиля по смерти царя Ахава, и после
того, как Иосафат, царь Иудейский поставил судей на земле по всем
укрепленным городам Иудеи, пришли на него войною Моавитяне и
Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Едомской.
И убоялся Иосафат, и обратил лицо своё взыскать Господа, и объявил пост по
всей Иудее (2-я Паралипоменон 20:3).
И стал Иосафат в собрании Иудеев в доме Господнем говоря: если придёт
на нас бедствие: меч наказующий, или язва, или голод, то мы станем пред
домом сим и пред лицом Твоим, ибо имя Твоё в доме сем; и воззовём к Тебе
в тесноте нашей, и Ты услышишь и спасёшь (2-я Паралипоменон 20:9).
После молитвы в храме Господнем, встали они рано утром, и выступили к
пустыне Фекойской; и когда они выступили, стали славословить и говорить:
славьте Господа, ибо вовек милость Его!
И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил
несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира,
пришедшими на Иудею, и были они поражены:
ибо восстали Аммонитяне и Моавитяне на обитателей горы Сеира, побивая
и истребляя их, а когда покончили с жителями Сеира, тогда стали истреблять
друг друга (2-я Паралипоменон 20:20-23), пока не осталось уцелевшего.

20.

ГОРОД ЭЦИОН-ГЕБЕР
Во дни Соломона, царя Израильского, был сделан корабль в Эцион-Гебере,
что при Елафе, на берегу Чёрмного моря, в земле Идумейской.
И прислал ему Хирам – царь Тирский, чрез слуг своих корабли и рабов,
знающих море, и отправились они со слугами Соломоновыми в Офир, и
добыли оттуда четыреста пятьдесят талантов золота, и привезли царю
Соломону (2-я Паралипоменон 8:18).
После того, как Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны
Едомской приходили войною на Иосафата, царя Иудейского, и вступил он в
общение с Охозиею, царём Израильским, который поступал беззаконно, и
соединился с ним, чтобы построить корабли в Эцион-Гебере.
В Идумее тогда не было царя; был наместник царский.
Иосафат сделал корабли на море, чтобы ходить в Офир за золотом; но они
не дошли, ибо разбились в Эцион-Гебере.
Тогда сказал Охозия, сын Ахава, царь Израиля, Иосафату: пусть мои слуги
пойдут с твоими слугами на кораблях. Но Иосафат не согласился (3-я
Царств 22:47-49).

21.

КОРАБЛЬ В ЭЦИОН-ГЕБЕРЕ

22.

ЕДОМ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИОСАФАТА
После смерти Ахава – царя Израильского, воцарился Охозия, сын его, над
Израилем в Самарии. Менее двух лет царствовал над Израилем и умер он по
слову Господа, которое изрек Илия (4-я Царств 1:17).
Когда Иорам, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии в восемнадцатый
год Иосафата, царя Иудейского (4-я Царств 3:1).
Тогда выступил он из Самарии и сделал смотр всем Израильтянам;
затем послал к Иосафату, царю Иудейскому, сказать: царь Моавитский
отложился от меня, пойдёшь ли со мной на войну против Моава? Он сказал:
пойду (4-я Царств 3:6, 7).
И пошёл царь Израильский, и царь Иудейский, и царь Едомский, и шли они
обходом семь дней, и не было воды для войска и для скота, который шёл за
ними (4-я Царств 3:9).
Когда Моавитяне услышали, что идут цари воевать с ними, тогда собраны были
все, начиная от носящего пояс и старше (4-я Царств 3:21).
Во время битвы царь Моавитский понял, что сражение не выиграть, взял сына
своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознёс его во
всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и
они отступили от него и возвратились в землю свою (4-я Царств 3:26, 27).

23.

ЕДОМСКОЕ ЦАРСТВО
1. И почил Иосафат с отцами своими, и похоронен с отцами своими в
городе Давидовом. И воцарился Иорам, сын его, вместо него. 2. И у него были
братья, сыновья Иосафата: Азария и Иехиил, и Захария и Азария, и Михаил и
Сафатия – все сии сыновья Иосафата, царя Израилева. 3. И дал им отец их
большие подарки серебром и золотом и драгоценностями, вместе с
укреплёнными городами в Иудее; царство же отдал Иораму, потому что он
первенец. 4. И вступил Иорам на царство отца своего и утвердился, и
умертвил всех братьев своих мечом и также некоторых из князей Израилевых.
5. Тридцати двух лет был Иорам, когда воцарился, и восемь лет царствовал в
Иерусалиме; 6. и ходил он путём царей Израильских, как поступал дом
Ахавов, потому что дочь Ахава была женою его, – и делал он неугодное в очах
Господних. 7. Однакоже не хотел Господь погубить дома Давидова ради
завета, который заключил с Давидом, и потому что обещал дать ему
светильник и сыновьям его на все времена. 8. Во дни его вышел Едом из-под
власти Иуды, и поставили над собою царя. 9. И пошёл Иорам с
военачальниками своими, и все колесницы с ним; и встав ночью, поразил
Идумеян, которые окружили его, и начальствующих над колесницами. 10.
Однако вышел Едом из-под власти Иуды до сего дня. В то же время вышла и
Ливна из-под власти его, потому что он оставил Господа Бога отцов своих. 11.
Также высоты устроил он на горах Иудейских, и ввёл в блужение жителей
Иерусалима и соблазнил Иудею (2-я Паралипоменон 21:1-11).

24.

890 – 835 ГГ. ДО Р. Х.

25.

ИДУМЕЯ ПОДВЛАСТНА ИУДЕЯМ
1. Во второй год Иоаса, сына Иоахаза, царя Израильского, воцарился Амасия,
сын Иоаса, царя Иудейского:
2. двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет
царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иегоаддань, из Иерусалима.
3. И делал он угодное в очах Господних, впрочем, не так, как отец его Давид:
он во всём поступал так, как отец его Иоас.
4. Только высоты не были отменены: народ совершал ещё жертвы и курения
на высотах.
5. Когда утвердилось царство в руках его, тогда он умертвил слуг своих,
убивших царя, отца его.
6. Но детей убийц не умертвил, так как написано в книге закона Моисеева, в
которой заповедал Господь, говоря: «не должны быть наказываемы смертью
отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но
каждый за своё преступление должен быть наказываем смертью».
7. Он поразил десять тысяч Идумеев на долине Соляной, и взял Селу войною,
и дал ей имя Иокфеил (4-я Царств 14:1-7), которая оставалась подвластной
Иудеям до царя Ахаза.

26.

ОБЪЕДИНЁННОЕ
ИЗРАИЛЬСКОЕ
ЦАРСТВО
В пятнадцатый год Амасии,
сына Иоасова, царя Иудейского,
воцарился Иеровоам, сын Иоасов,
царь Израильский, в Самарии, и
царствовал сорок один год, и делал
он неугодное в очах Господних: не
отступал от всех грехов Иеровоама,
сына Наватова, который ввёл
Израиль в грех. Он восстановил
пределы Израиля, от входа в Емаф
до моря пустыни, по слову Господа
Бога Израилева, которое Он изрек
чрез раба Своего Иону, сына
Амафиина, пророка из Гафхефера
(4-я Царств 14:23-25).

27.

НАЧАЛО АССИРИЙСКОЙ ЭКСПАНСИИ
1. В семнадцатый год Факея, сына Ремалиина, воцарился Ахаз, сын
Иоафама, царя Иудейского. 2. Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и
шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа,
Бога своего, как Давид, отец его, 3. но ходил путём царей Израильских, и даже
сына своего провёл чрез огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал
Господь от лица сынов Израилевых, 4. и совершил жертвы и курения на
высотах, и на холмах, и под всяким тенистым деревом. 5. Тогда пришёл Рецин,
царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, против
Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде, но одолеть не
могли. 6. В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф и изгнал
Иудеев из Елафа; и Идумеяне вступили в Елаф и живут там до сего дня. 7. И
послал Ахаз послов к Феглаффелласару (Тиглатпаласару III), царю
Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки
царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня. 8. И взял
Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах
дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар. 9. И послушал его царь
Ассирийский; и пошёл царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил
жителей его в Кир, а Рецина умертвил (4-я Царств 16:1-9).

28.

ЕДОМ ВО ДНИ ЕЗЕКИИ
1. В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился
Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского. 2. Двадцати пяти лет был он, когда
воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его
Ави, дочь Захарии. 3. И делал он угодное в очах Господних во всём так, как
делал Давид, отец его; 4. он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и
истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех
дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. 5. На Господа,
Бога Израилева, уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями
Иудейскими и после него, и прежде него (4-я Царств 18:1-5). В годы
царствования его, отпала Иудея от Ассирии (2-я Паралипоменон гл. 32).
Во дни Езекии, царя Иудейского, из сынов Симеоновых, пошли к горе
Сеир пятьсот человек: Фелатия, Неария, Рефаия и Узиил, сыновья Ишия, были
во главе их; и побили уцелевший там остаток Амаликитян, и живут там до сего
дня (1-я Паралипоменон 4:41-43).

29.

АССИРИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

30.

ЕДОМСКОЕ ЦАРСТВО
Образование независимого Едомского царства совпало с резким
ослаблением Ассирийской империи, после смерти царя Ашшурбанипала.
Пользуясь политической обстановкой, царь Едома вышел из-под власти
Ассирии в 629 году до р. х. В начале 626 года до р. х. против ассирийского
владычества (ослабленной гражданской войной) восстали вавилоняне
(халдеи), во главе Набопаласара. К 616 году до р. х. он овладел всей
Вавилонией. Затем с ними заключили военный союз мидийцы. После всего
халдейский Вавилон и Мидия атаковали города Ассирии: в 614 году до р. х.
мидийское войско царя Киаксара захватило и разрушило Ашшур; в 612 году
до р. х. под ударами вавилонян и мидийцев пала столица Ассирии – Ниневия;
в 610 году до р. х. Набопаласар захватывает Харран.

31.

629 – 610 ГГ. ДО Р. Х.

32.

ВОЙНЫ ЗА ЗЕМЛИ
В 610 году до р. х. пошёл фараон Нехао, царь Египетский, к царю
Ассирийскому на реку Евфрат. И вышел Иосия, царь Иудейский навстречу ему,
чтобы сразиться с ним, и тот ранил его на равнине Мегиддо, после царь Иосия
умер (2-я Паралипоменон 35:20-24). На обратном пути, воцарил фараон Нехао
Елиакима, сына Иосиина и переменил имя его на Иоакима, и сделалось
царство Иудейское данником Египту (4-я Царств 23:34, 35). В последствии
фараону принадлежали земли от реки Евфрат до потока Египетского.
В 607 году до р. х. или в третьий год Иоакима, царя Иудейского,
пришёл сын Набопаласара, Навуходоносор II – царь Вавилонский, к
Иерусалиму и захватил его. Часть сосудов дома Божьего, вместе с сынами
Израилевыми было отправлено в Вавилон, среди которых были из сынов
Иудиных: Даниил, Анания, Мисаил и Азария (Даниил 1:1-6), а Иоаким сделался
подвластным ему на три года, но потом отложился от него (4-я Царств 24:1).
В 606 году до р. х. или в четвёртый год Иоакима, царя Иудейского,
выступило войско фараона Нехао (Нехо II) на реку Евфрат при Кархемише, и
которое поразил Навуходоносор II, царь Вавилонский (Иеремия 46:2). Царь
Египетский не выходил более из земли своей, потому что взял царь
Вавилонский всё, от потока Египетского (совр. Вади эль-Ариш) до реки Евфрат,
что принадлежало царю Египетскому (4-я Царств 24:7).

33.

ЕДОМИТЯНЕ В СОСТАВЕ АРМИИ ВАВИЛОНА
В 600 году до р. х. или в десятый год Иоакима, царя Иудейского, послал на него
Господь полчища Халдеев, Сириян, Моавитян и Аммонитян (4-я Цар. 24:2).
Сыны Израиля, жившие в Иудее, услышав о предстоящей угрозе подготовились
к войне (Иудифь гл. 4).
И подступили Халдеи к Ветилуе, во главе Ассирийского военачальника
Олоферна, и вывел он всю свою конницу пред лицо сынов Израилевых,
бывших в Ветилуе.
Осмотрел восходы города их, обошёл и занял источники вод их, и оцепив их
ратными мужами, возвратился к своему народу.
Но пришли к нему все начальники сынов Исава, и все вожди народа
Моавитского, и все военачальники приморья и сказали:
выслушай, господин наш, слово, чтобы не было потери в войске твоём.
Этот народ сынов Израиля надеется не на копья свои, но на высоты гор своих,
на которых живут, потому что не удобно восходить на вершинах их гор.
Итак, господин, не воюй с ними так, как бывает обыкновенная война, – и ни
один муж не падёт из народа твоего (Иудифь 7:7-11).

34.


Ты останься в своём лагере, чтобы сберечь каждого мужа в войске твоём, а
рабы твои пусть овладеют источником воды, который вытекает из подошвы
горы;
потому что оттуда берут воду все жители Ветилуи, – и погубит их жажда, и они
сдадут свой город; а мы с нашим народом взойдём на ближние вершины гор и
расположимся на них для стражи, чтобы ни один человек не вышел из города.
И будут томиться они голодом, и жёны их и дети их, и прежде, нежели коснётся
их меч, падут на улицах обиталища своего;
и ты воздашь им злом за то, что они возмутились и не встретили тебя с миром.
Понравились эти слова их Олоферну и всем слугам его, и они решили
поступить так, как они сказали.
И двинулся полк сынов Аммона и с ними пять тысяч сынов Ассура, и
расположившись в долине, овладели водами и источниками вод сынов
Израиля (Иудифь 7:12-17).
А сыны Исава и сыны Аммона взошли и заняли нагорную область против
Дофаима, и отправили часть их на юг и на восток против Екревиля, что близ
Хуса, стоящего при потоке Мохмур; остальное же войско расположилось на
равнине и покрыло всё лицо земли: шатры и обозы их с множеством народа
растянулись на весьма большом пространстве.

35.


В те дни услышала Иудифь, о дурных речах народа против начальника, потому
что они малодушествовали по причине оскудения воды, услышала Иудифь и о
всех словах, которые сказал им Озия, как он поклялся чрез пять дней сдать
город (Иудифь гл. 8).
После всего услышанного она пошла взывать к Господу о спасении. Когда
перестала взывать к Богу Израиля, встала, переоделась, вышла из города, и
пошла в стан Олоферна (Иудифь гл. 9, 10).
И пробыла она в лагере три дня, со служанкою своею. В четвёртый день
Олоферн сделал пир для одних слуг своих и не пригласил к услужению никого
из приставленных к службам. И сказал слугам своим пригласить Иудифь, на что
она согласилась (Иудифь гл. 12).
После продолжительного пира в шатре осталась одна Иудифь с Олоферном,
упавшим на ложе своё, потому что был переполнен вином. Подойдя к пастели
Олоферна, она сняла мечь его и отсекла ему голову. Спустя некоторое время
она бежала из лагеря, обратно в город (Иудифь гл. 13).
Когда бывшие в шатрах услышали о том, что случилось, то смутились, и напал
на них страх и трепет, и ни один из них не остался в глазах ближнего, но все
они бросившись бежали по всем дорогам равнины и нагорной страны. И
расположившиеся лагерем в нагорной стране около Ветилуи, также
обратились в бегство (Иудифь 15:1-3).

36.

НОВОВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО

37.

КЕДАРСКОЕ ЦАРСТВО И ЗЕМЛЯ ФЕМАЙСКАЯ
В 538 году до р. х. Кедарское царство и Едом оказываются в сфере
влияния державы Ахеменидов. После чего сыны Кедара (Измаилтяне) или арабы
захватывают земли Хиджаза, Дедана, сев. Тихама, Мадиана, Едома, Синая.

38.

ВОЙНА ПРОТИВ ЕДОМА
О Едоме так говорит Господь Саваоф: разве нет более мудрости в Фемане?
Разве не стало совета у разумных? Разве оскудела мудрость их?
Бегите, обратив тыл, скрывайтесь в пещерах, жители Дедана, ибо погибель
Исава Я наведу на него, – время посещения Моего.
Если бы обиратели винограда пришли к тебе, то, верно, оставили бы
несколько недобранных ягод. И если бы воры пришли ночью, то они
похитили бы сколько им нужно.
А Я донага оберу Исава, открою потаённые места его, и скрыться он не может.
Истреблено будет племя его, и братья его, и соседи его. И не будет его.
Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются на
Меня.
Ибо так говорит Господь: вот и те, которым не суждено было пить чашу,
непременно будут пить её, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не
останешься ненаказанным, но непременно будешь пить чашу.
Ибо Мною клянусь, говорит Господь, что ужасом, посмеянием, пустынею и
проклятием будет Восор, и все города его сделаются вечными пустынями.
Я слышал слух от Господа, и посол послан к народам сказать: соберитесь и
идите против него, и поднимайтесь на войну (Иеремия 49:7-14).

39.


Ибо вот, Я сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми.
Грозное положение твоё и надменность сердца твоего обольстили тебя,
живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но хотя бы ты,
как орёл, высоко свил гнездо твоё, и оттуда низрину тебя, говорит Господь.
И будет Едом ужасом; всякий, проходящий мимо, изумится и посвищет,
смотря на все язвы его.
Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь,
так и там ни один человек не будет жить, и сын человеческий не остановится
в нём.
Вот, восходит он, как лев, от возвышения Иордана на укреплённые жилища.
Но Я заставлю их поспешно уйти из Идумеи, и кто избран, того поставлю над
ней. Ибо кто подобен Мне? И кто потребует ответа от Меня? И какой пастырь
противостанет Мне?
Итак, выслушайте определение Господа, какое Он постановил о Едоме, и
намерения Его, какие Он имеет о жителях Фемана: истинно, самые малые из
стад повлекут их и опустошат жилища их.
От шума падения их потрясётся земля, и отголосок крика их слышен будет у
Чёрмного моря.
Вот, как орёл поднимется он, и полетит, и распустит крылья свои над
Восором. И сердце храбрых Идумеян будет в тот день как сердце женщины в
родах (Иеремия 49:15-22).

40.

ИДУМЕИ В ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ
Так говорит Господь Бог: за то, именно за то, что опустошают вас и
поглащают вас со всех сторон, чтобы вы сделались достоянием прочих
народов и подверглись злоречию и пересудам людей, – за это, горы
Израилевы, выслушайте слово Господа Бога: так говорит Господь Бог горам и
холмам, лощинам и долинам, и опустелым развалинам, и оставленным
городам, которые сделались добычею и посмеянием прочим окрестным
народам; за это так говорит Господь Бог: в огне ревности Моей Я изрек слово
на прочие народы и на всю Идумею, которые назначили землю Мою во
владение себе, с сердечной радостью и с презрением в душе обрекая её в
добычу себе. Посему так говорит Господь Бог: Я поднял руку Мою с клятвою,
что народы, которые вокруг вас, сами понесут срам свой. А вы, горы
Израилевы, распустите ветви ваши и будете приносить плоды ваши народу
моему Израилю; ибо они скоро придут (Иезекииль 36:3-8).

41.

ПРОРОЧЕСТВО ОБ АРАВИИ
В лесу Аравийском ночуйте, караваны Деданские! Живущие в земле
Фемайской! несите воды навстречу жаждущим; с хлебом встречайте бегущих,
ибо они от мечей бегут, от меча обнажённого и от лука натянутого, и от лютости
войны. Ибо так сказал мне Господь: ещё год, равный году наёмничьему, и вся
слава Кидарова (Кедарова) исчезнет, и луков у храбрых сынов Кидара (Кедара)
останется немного: так сказал Господь, Бог Израилев (Исаия 21:13-17).

42.

ДЕРЖАВА АХЕМЕНИДОВ
Сатрапия в Синае, Едоме, Мадиане, сев. Тихаме и Хиджазе была
основана в 518 году до р. х. – Дарием I с названием Аравия (Арабайя), потеряна
в 332 году до р. х., что позволило набатеям обосноватся в этом регионе.

43.

НАСЛЕДИЕ СЫНОВ ВОСТОКА
Так говорит Господь Бог:
за то, что Моав и Сеир говорят:
«вот и дом Иудин как все
народы!», за то вот, Я, начиная от
городов, от всех пограничных
городов его, красы земли, от
Беф‐Иешимофа, Ваалмеона и
Кириафаима, открою бок Моава
для сынов Востока и отдам его в
наследие им, вместе с сынами
Аммоновыми, чтобы сыны Аммона
не упоминались более среди
народов (Иезекииль 25:8-10).
Сыны Востока (набатеи,
тамуды, маганы и др.) – это
сыновья Иоктана (Бытие 10:26-29)
или арабы.

44.

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
В 106 году от р. х. римская армия при Траяне аннексировала
Набатейское царство, зап. часть которого стала провинцией Аравия Петрея.
Однако в 270 году от р. х. с ослаблением Римской империи эта провинция
оказалась под властью Пальмирского царства, позже ставшая империей.

45.

РАЗНЫЕ НАРОДЫ В ЗЕМЛЕ ЕДОМА
В 273 году римская армия во главе Аврелиана вернула провинцию
Аравия Петрея, земли которой были подвластны Риму до разделения на
Западную Римскую и Восточную Римскую (Византийскую) империи.
В 395 году, в ходе разделения Римской империи, земля Едома попала
под власть восточных римлян (византийцев), затем была под властью
сасанидов, снова византийцев, арабов, сельджуков, арабов, крестоносцев и
арабов, айюбидов, мамлюков. Далее захватывают турки-османы,
аннексируют египтяне с последующим возвратом туркам-османам.
В конце XІX века вторгаются британцы в Египет и оккупируют её до
начала ХХ века, когда Египет становится независимым государством.
В начале ХХ века вторгаются британцы на Ближний Восток, и создают
Британский мандат в Палестине и Трансиордании.
25 мая 1946 года Трансиордания стала Хашимитским королевством, а
17 июня 1946 года в соответствии с Лондонским договором получила полную
независимость. Официальное название страны Иорданское Хашимитское
королевство было изменено в 1949 году.
14 мая 1948 года британские войска выведены с территории
Палестины, после чего была провозглашена независимость государства
Израиль.

46.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЕДОМА
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в
невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаём, что веки
устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое
(Послание к Евреям 11:1-3). А без веры угодить Богу невозможно; ибо
надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что он есть, и ищущим Его
воздаёт (Евр. 11:6).
В тот день Я восстановлю скинию Давида, падшую, заделаю трещины
в ней и разрушенное восстановлю, и устрою её, как в дни древние, чтобы они
овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится
имя Моё, говорит Господь, творящий всё сие (Амос 9:11-12).
Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава (Евр. 11:20). И
отвечал Исаак, отец его, и сказал Исаву: вот, от тука земли будет обитание
твоё и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим, и будешь
служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго
его с выи твоей (Бытие 27:39, 40).

47.

ГОРА ИСАВА – ВОСОР
И завладеют те, которые к югу, горой Исава (Авдий 1:19)

48.

ПИСАНИЕ ДЛЯ ЕДОМА
1. Кто это идёт от Едома, в червлёных ризах от Восора, столь величественный в
Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? «Я – изрекающий правду,
сильный, чтобы спасать».
2. Отчего же одеяние Твоё красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?
3. «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их
во гневе Моём и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я
запятнал всё одеяние Своё;
4. ибо день мщения – в сердце Моём, и год Моих искупленных настал.
5. Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего;
но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя – она поддержала Меня:
6. и попрал Я народы во гневе Моём, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на
землю кровь их».
7. Воспомяну милости Господни и славу Господню за всё, что Господь даровал
нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по
милосердию Своему и по множеству щедрот Своих.
8. Он сказал: «подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут», и Он был для
них Спасителем.
9. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви
Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние
(Исаия 63:1-9).

49.

10. Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в
неприятеля их: Сам воевал против них.
11. Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел
их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его
Святого Духа Своего,
12. который вёл Моисея за правую руку величественною мышцею Своею,
разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя,
13. который вёл их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались?
14. Как стадо сходит в долину, Дух Господень вёл их к покою. Так вёл Ты народ
Твой, чтобы сделать Себе славное имя.
15. Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где
ревность Твоя и могущество Твоё? – благоутробие Твоё и милости Твои ко мне
удержаны.
16. Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас
своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твоё: «Искупитель наш».
17. Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться
сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен
наследия Твоего.
18. Короткое время владел им народ святыни Твоей: враги наши попрали
святилище Твоё.
19. Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и
над которыми не именовалось имя Твоё (Исаия 63:10-19).

50.

Наследие дома Исава: от росы небесной свыше
будет обитание его, и Едом будет пустой степью
English     Русский Правила