2.61M
Категория: ФилософияФилософия

Философия свободы. Лекция №10

1.

Рудненский индустриальный университет
08.11.23г. Тема: Философия свободы
Лекция №10 по дисциплине: «Философия»
Тажибаев Радик Хамитович – старший преподаватель ВШ МиГД

2.

План лекции
1. Понятие свободы в истории философии.
2. Проблема свободы и её социальный аспект.
3. Грани свободы.
4. Цитаты и афоризмы о свободе.

3.

1. Понятие свободы в истории
философии
Все люди рождаются свободными и равными
в своём достоинстве и правах. Они наделены
разумом и совестью и должны поступать в
отношении друг друга в духе братства (ст.1)
Каждый человек имеет право на жизнь, на
свободу и на личную неприкосновенность
(ст.3)
(Декларация прав человека и гражданина,
1789 г., Франция)

4.

Отсутствие всяких
преград и помех
Наличие свободы
выбора
Условие счастья
Средство для
достижения цели
То, чего хотят все

5.

6.

7.

«Свобода состоит в том, чтобы
зависеть от законов.»
Вольтер
Вольтер считал, что Свобода – это
право делать всё, что не запрещено
законом.
Н.Бердяев считал, что
по-настоящему любит
свободу тот, кто
утверждает её для
другого.

8.

1. Этика: функции, структура, виды, категории

9.

1.2 Структура этики
• Соответственно выделенным выше функциям этика делится на
три уровня:
• эмпирический,
• теоретический ,
• нормативный.

10.

2. Проблема свободы
и ее социальный аспект
Два аспекта проблемы свободы
в философии
Природный
аспект
Социальный
аспект
Может ли человек в
своей жизни сам делать
выбор и следовать ему?
Может ли человек
быть свободным в
обществе?

11.

Две стороны социального
аспекта свободы
Ответ на вопрос о свободе человека в
обществе имеет две стороны
Социальная
сторона
Этическая
сторона

12.

Социальная сторона свободы
личности
Проблема связана
с социально-политической и социальноэкономической независимостью личности.

13.

Георг Гегель о свободе
Георг Гегель рассматривал
историю общества как
прогресс в реализации
свободы.
Георг Гегель
(1770-1831) –
немецкий философ

14.

Гегель о свободе
Современные германские
народы
Свободны все
Греки и римляне
Свободной является
группа людей
Древневосточные
народы
Свободен лишь один
человек

15.

Карл Маркс о свободе
Карл Маркс более точно
показал социальную
зависимость человека от
общества.
Карл Маркс
1818-1883 –
немецкий философ

16.

Карл Маркс о свободе
К.Маркс доказал, что свобода может быть
политической
Крепостной
крестьянин
Личной
физической
военной
религиозной
пленник
холоп
раб

17.

Карл Маркс о свободе
Свобода может быть экономической
Эти отношения
характерны для
капиталистического
общества
Человек лично свободен, но
вынужден работать на
«хозяина», потому что ему
не на что жить

18.

Карл Маркс о свободе
На высших стадиях развития общества
(социализм и коммунизм) личная и
экономическая зависимости
преодолеваются.
Человек становится свободной
индивидуальностью.

19.

Но на практике, пока существует
государство, человек не может
пользоваться полной свободой.
Государство ограничивает свободу
законами и другими
Такое ограничение
предписаниями.
неизбежно, так как позволяет
поддерживать равные права
членов общества и его
стабильность.

20.

Правовое государство
Цель правового государства
Гарантия прав
личности

21.

Создатели модели правового
государства
Томас Гоббс
1588-1679
Джон Локк
1632-1704
Шарль Луи де
Монтескьё
1689-1755

22.

Этическая сторона проблемы свободы
Правовое государство даёт
человеку широкие права и
возможности.
Главный принцип демократической
правовой системы:
«Всё, что не запрещено, - разрешено»

23.

Этическая формула свободы
Твоя свобода кончается там,
где начинается независимость
другого

24.

3. Грани свободы
Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не
ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.
Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как
неотвратимую реализацию изначального предопределения,
исключающего свободный выбор.
Марксизм понимает свободу как осознанную необходимость.
Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду
условий существования.

25.

Эмпирический уровень
На уровне эмпирического исследования определяют
факты, которые имеют отношение к моральной жизни
человека и общества, собирают и описывают их,
устанавливают закономерности.
Задача этики на этом уровне – описание морали. Это
происходит в разделах: социология морали, психология
морали, история обычаев.

26.

Нормативный уровень
Задача этики на этом уровне: внедрение в общественную
жизнь проверенной совокупности ценностей и норм,
стандарта
человеческой
моральности,
моральное
воспитание и стимуляция духовного развития человека.

27.

Профессиональная этика

28.

2. Идеал
• Понятие идеала впервые возникло в
христианской морали в результате
осознания несоответствия между должным и
сущим:
- Достоинством человека и реальными
условиями жизни;
- Обликом земного человека и образом Иисуса
Христа.
- Христианская мораль в качестве идеала
утверждала образ святого, аскета.

29.

• И. Кант писал: «Идеал есть то, к чему надо
стремиться и чего никогда не достигнешь», это
«необходимое руководство человеческому разуму».
Идеал, по мнению Канта, неизменен для всех
времен, оторван от реальной жизни. Идеалом
свободы является свобода духа.
• В.Ф. Гегель утверждал, что идеал:
- является противоположностью действительности;
- развивается через это противоречие;
- реализуется в плодах деятельности мирового разума.

30.

3. Добродетель и порок
• Человек и добродетелен, и порочен. Он
несовершенен.
• Добродетели и пороки являются характеристиками
личности, служащими для ее оценки другими людьми.
• Ориентация на добродетель предполагает наличие
чувства собственного достоинства, желание
сохранить его. Установка на добродетель основана
на цельности внутреннего мира человека.
• Добродетели указывают, каким должен быть человек,
чтобы правильно вести себя, выполнить свой долг.

31.

Классификация добродетелей
• В этике принято выделять следующие виды
добродетелей:
- Добродетели античной Греции:
умеренность, мужество, мудрость,
справедливость.
- Христианские добродетели: вера, надежда,
любовь, милосердие.

32.

4. Цитаты и афоризмы о свободе
«Свобода состоит не в том, чтобы делать
то, что хочется, а в том, чтобы иметь
возможность делать то, что должно
хотеть, и не быть принуждённым делать
то, что не хочешь»
Ш.Монтескье
«Свобода есть
подчинение закону,
самим себе данному»
Ж-Ж. Руссо
«Свобода есть подчинение закону,
который личность сама на себя
возложила»
И.Кант

33.

Добродетели античной Греции

34.


-
Аристотель выделял добродетели:
ума (разумные) – они развиваются в
процессе обучения (мудрость,
рассудительность);
- характера – нравственные добродетели.
Они:
1. Являются результатом действий, опыта
(поступая справедливо, человек обретает
добродетель справедливости);
2. Характеризуются сознательностью,
произвольностью, намеренностью.

35.

Понятие «свобода»
По Гоббсу, «свободный человек – тот, кому
ничто не препятствует делать желаемое,
поскольку он по своим физическим и
умственным способностям в состоянии это
делать».

36.

Критика
Г.Гегель: «Обыкновенный человек полагает,
что он свободен, если ему дозволено
действовать по своему произволу, между тем
именно в произволе заключена причина его
несвободы».

37.

Руссо о произволе
«Знаете ли, – пишет Ж.-Ж. Руссо, – какой верный
способ сделать вашего ребёнка несчастным? Это
приучить его не встречать ни в чем отказа». Руссо
считает, что суть истинной свободы состоит в том,
чтобы «предоставлять им больше действовать
самим и меньше требовать от других. Таким
образом, приучаясь с ранних пор ограничивать
желания пределами своих сил, они мало будут
чувствовать лишение того, что не в их власти».

38.

Понятие «свобода»
Свобода – познанная необходимость.
Свободен в выборе не тот, кто не имеет
стесняющих препятствий. Отсутствие их дает
человеку только внешнюю свободу. Свободен
тот, кто принимает во внимание обстоятельства
внешнего мира (стесняющие преграды), но
ощущает себя внутренне свободным в выборе
решений в этих обстоятельствах.

39.

Человек, чтобы стать свободным
должен овладеть своим телом и духом
Существует внешняя и внутренняя свобода. Внешняя свобода –
это отсутствие ограничений. Внутренняя свобода – это умение
пользоваться своими силами, владение самим собой.
Человек, по Гегелю, должен воспринимать себя как предмет
владения. Человек лишь посредством усовершенствования
своего собственного тела и духа «вступает во владение собой и
становится собственностью самого себя». Только так, становясь
собственностью самого себя, он может приобрести внутреннюю
свободу. Владение же телом и духом достигается образованием,
занятиями, привычками и представляет собой «внутреннюю
собственность духа».
English     Русский Правила