13.01M
Категории: ИсторияИстория ФилософияФилософия

Основные стадии эволюции науки. Этап классической науки

1.

Основные стадии эволюции науки
Этап классической
науки
Выполнил:
Зайцев В.А.
Преподаватель:
Кузнецов Ю.А.

2.

“Научное мировоззрение, проникнутое
естествознанием и математикой, есть величайшая
сила не только настоящего, но и будущего.”
Вернадский В.И.

3.

Этапы эволюции науки
Протонаука
Собирательное название
для исторических
философских дисциплин,
которые существовали до
разработки научного
метода и стали
впоследствии
действительными
человека науками.
Преднаука
от VI–IV тыс. до н. э. до
VII–VI вв. до н. э.
Прикладной и
рецептурный
характер знания,
неотрывность от
религиознодуховных исканий,
слитность с
оккультным
знанием.
Классическая наука
середина XIV в. до конца XIX в.
Формирование основ современного
типа научного мышления. Опора на
эксперимент и факты.
Античная наука
Средневековая наука
VII–VI вв. до н. э. до III–VI вв. н. э.
с VI по XIV в.
Высокое влияние религии. Любые
проблемы, в том числе и
естественнонаучные обсуждались с с
помощью толкования Священного
Писания.
Неклассическая наука
Постнеклассическая наука
Формирование теоретикодоказательной формы знания,
основанной на логике.
конец XIX в. до середины XX в.
Новая научная картина мира.
Неустранимость влияния субъекта
на данные эксперимента. Субъект
познания - обязательный компонент
знания.
вторая половина XX - наши дни
Компьютеризация и космизация
эксперимента, как основания и
метода исследования.

4.

ЭТАП КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

5.

Классический период развития науки начинается в XVII
веке, когда оформляется тот идеал научного познания и
рациональности, который и сегодня хорошо знаком
любому. В самом широком смысле термином
«классический» обозначают нечто образцовое и
совершенное.
Впервые наука начала занимать лидирующие позиции
в познавательной деятельности человека, чему немало
способствовали успехи не только в познании природы,
но и в перспективах ее изменения.
Фрэнсис Бэкон
“Знание есть сила, сила есть знание”

6.

Главные вопросы
науки Нового Времени
Что?
Объект, на который должно
быть направлено познание.
Кто?
Субъект познания. Активная сила,
источник познавательной
деятельности.
Как?
Проблема метода
познания.
Как мы познаем?
Как совершаем открытия?
Как рассказываем о них?

7.

Что?
Вопрос «Что?» означал объект, на который должно было
бы быть направлено познание. Таким объектом, без
сомнения, являлась природа, которая была
самодостаточна, и проявляла себя в повторяемости
закона. Движение, которое могло быть обнаружено в
природе повсюду, давало человеку идею повторяемости,
логичности, рациональности и системности мира. Эта
идея была красива и в своем математическом
выражении. Математика позволила классической науке
обнаружить логичность, стройность системы причин и
следствий, в четком порядке следующим друг за другом.
Галилео Галилей
“Математика - это язык, на котором Бог
написал вселенную.”

8.

Детерминизм
(от лат. determino — определяю)
Философское учение об объективной закономерной
взаимосвязи и взаимообусловленности явлений
материального и духовного мира. Центральным ядром
детерминизма служит положение о существовании
причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно
явление (причина) при вполне определённых условиях с
необходимостью порождает, производит другое явление
(следствие).
Пьер-Симон Лаплас
“То, что мы знаем - ограничено, а то , чего
не знаем -бесконечно.”

9.

Кто?
Начиная с момента своего зарождения, то есть с XVII века, классическая наука начинает формировать и образ ученого,
исследователя, а в более широком смысле - образ познавательного субъекта.
Познающий субъект имеет своей целью обнаружение
истины, а то , что это обнаружение возможно не
подвергается сомнению.
Знание не должно испытывать на себе влияние
личных предпочтений и особенностей субъекта.
Знания не должны быть классифицированы и
систематизированы
Ученый должен быть бесстрастен и объективен, а
знания должны быть универсальными и
общезначимыми.

10.

Как?
Произошло второе рождение понятия “метод”.
Метод уже не инструментальная характеристика познания,а
путь к истине, динамический принцип познавательного
процесса, его суть.
Ученые ощущали потребность новых методов, учитывающих
эмпирическую составляющую познавательного процесса.
Такое возрождение метода нашли своё начало в столкновении
эмпиризма и рационализма, отличающихся спецификой
познавательного процесса.
Исаак Ньютон
“Платон мне друг, Аристотель мне друг,но
самый большой мой друг - истина.”

11.

Эмпиризм
Суть эмпиризма Фрэнсиса Бэкона — в основе познания лежит исключительно
опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило
человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию.
Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания
и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его
деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики,
господству человека на природе.
Фрэнсис Бэкон
“Нелегко найти способ для объяснения и передачи того,
что мы предлагаем. Ибо то, что само по себе ново, будет
понятно только по аналогии со старым.”

12.

Рационализм
Основой познания и действий людей является разум. Разум - единственное, в
чём мы можем быть уверены. Всё остальное - окружающий мир, боги, мы сами -
поддаётся сомнению и может быть нереальным, сном.
Рационалисты отвергают идею, что знания можно получать с помощью чувств.
В этом рационализм отличается от эмпиризма.
Эмпирики же считают, что разум пуст и все знания попадают в сознание с
помощью чувств через опыт, который мы должны пережить.
Рене Декарт
Готфрид Лейбниц
Бенедикт Спиноза

13.

Метод Канта
(критический метод)
Знание представляет собой синтез чувственности и рассудка.
Кант определяет чувственность как способность созерцать
предметы, способность же мыслить предмет чувственного
созерцания есть рассудок. Эти две способности не могут
выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может
созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из
соединения их может возникнуть знание.
Иммануил Кант
“Наука - это организованные знания, мудрость это организованная жизнь.”

14.

Метод Гегеля
(диалектика)
Мышление и бытие тождественны, всё в мире развивается по
единым законам. Закон выглядит как триада “тезис - антитезис
- синтез”. Любое явление в мире порождает свое
противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Одно без
другого не бывает. Два противоречия естественно вступают во
взаимодействие и это порождает синтез - некое новое
явление, которое вобрало в себя черты и тезиса и антитезиса.
Георг Гегель
“Наука - это организованные знания, мудрость это организованная жизнь.”

15.

Классическая наука заложила основы современного
типа научного мышления и смогла утвердиться в
общественном сознании.
Наука концентрирует в себе знаковые черты эпохи вера в науку заменила веру в религию
“Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное
в жизни человека .”
Чехов А.П.

16.

Спасибо за
внимание
English     Русский Правила