Композиция архитектурных сооружений
Композиционными средствами в архитектуре могут быть названы: 
1.Форма и масса здания
1.Форма и масса здания
Задание:
2. План здания
Планы зданий:
3.Симметрия и асимметрия
Асимметрия
Асимметрия Эрехтейон в Афинах
Эрехтейон в Афинах
Контрасты в архитектуре бывают:
Контрасты в архитектуре бывают:
Контрасты в архитектуре бывают:
Контрасты в архитектуре бывают:
Контрасты в архитектуре бывают:
Контрасты в архитектуре бывают:
Контрасты в архитектуре бывают:
5.Выявление композиционного центра
5.Выявление композиционного центра
5.Выявление композиционного центра
6.Архитектоника
Пирамиды в Египте
Композиционными средствами в архитектуре могут быть названы: 
Домашнее задание:
Источники:
2.11M
Категория: ИскусствоИскусство

Композиция архитектурных сооружений. Урок 7

1. Композиция архитектурных сооружений

Урок 7
10-11 лет
УМК любой
Березина Ирина Викторовна
Преподаватель теоретических дисциплин
МАУДО г. Нижневартовска ДШИ № 2

2. Композиционными средствами в архитектуре могут быть названы: 

Композиционными средствами в
архитектуре могут быть названы:
— форма, масса, силуэт,
— план,
— симметрия — асимметрия,
— контрастное сопоставление частей,
— выявление композиционного центра,
— архитектоника,
— пропорции,
— ритм,
— масштабность,
— связь здания и природной среды.

3. 1.Форма и масса здания

4. 1.Форма и масса здания

Это характеристика, которую мы воспринимаем
зрительно, она непосредственно влияет на
создание определенного впечатления.
одни формы образованы параллельными и
перпендикулярными плоскостями: это куб и
параллелепипед;
в других плоскости пересекаются под разными
углами: пирамида, призма, многогранник;
третьи образованы вращением криволинейных
плоскостей: конус, цилиндр, шар.

5.

Архитектурную форму можно измерить
по длине, ширине и высоте.
•Если все три составляющие присутствуют в
равной мере, то такая форма называется
объемной и воспринимается как наиболее
массивная.

6.

Башня псковского кремля
Пример объемной формы, она воспринимается как массивная, устойчивая,
незыблемая и фундаментальная.
Мавзолеи имеют именно такую форму. Кубическая форма и у крепостей, которые
должны производить впечатление устойчивости, непоколебимости.

7.

Если две величины преобладают, а
третья мала, то такая форма будет
называться плоской. Представим себе
дом, который имеет определенную
длину и высоту, а ширина (глубина) у
него незначительная. Или другой
пример: здание имеет значительную
ширину и длину, а высота его невелика.
Оба таких сооружения мы будем
воспринимать как плоские.

8.

Муниципалитет в Торонто. Арх. Рэвелл
Плоская форма. Если сооружение имеет плоскую форму и вытянуто по
вертикали, то оно воспринимается как более легкое. Да это и понятно —
плоское кажется менее массивным, нежели объемное.

9.

Храм царицы Хатшепсут. Египет.
Невысокие массивные сооружения подчеркивают связь с землей и невольно
вызывают ощущение устойчивости, стабильности.

10.

Здание, в котором превалирует одна
величина, а две другие малозначимы,
называется линейным. Пример:
небоскреб, который имеет одну ярко
выраженную величину — высоту, в то
время как две другие — длина и ширина
(глубина) — незначительны.

11.

Небоскребы. Пример линейной формы
Сооружения, имеющие линейный характер и устремленные ввысь, кажутся
легкими, стройными. Поскольку точка опоры у них невелика, мы воспринимаем
их как недостаточно устойчивые.

12.

Одни здания должны производить впечатление
массивности, другие же, наоборот, при имеющейся
массивности, должны казаться легкими. Как же облегчить
ощущение массы?
Меньшей массой обладают здания:
— из гладкого материала,
— многоступенчатые,
— украшенные колоннами (лучше по периметру),
— состоящие из нескольких частей,
— украшенные аркадами,
— украшенные по фасаду различными декоративными
элементами, которые создают эффект фильтрации
света,
— окрашенные в разные цвета, которые зрительно
разбивают объем,
— с использованием стекла как одного из основных
материалов при строительстве.

13. Задание:

Рассмотреть следующие здания для
определения впечатления,
производимого на зрителя (кажутся
тяжелыми, кажутся легкими):

14.

Исторический музей в Москве, на Красной площади
(кажется легким, так как состоит из нескольких отдельных элементов,
двуцветный фасад украшен множеством декоративных элементов, форма
плоская с вертикальной направленностью).

15.

Северная изба
(кажется тяжелой, поскольку имеет кубическую форму, монолитна,
приземиста).

16.

Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве
(кажется легким, так как состоит из нескольких элементов, ярко
разукрашенных, отличающихся по форме и размеру).

17.

Кремлевский дворец съездов в Москве
(при массивной объемной форме кажется не таким тяжелым, как мог бы
казаться, так как основной строительный материал — стекло, к тому же
используются элементы, зрительно напоминающие колонны).

18.

Здание Биржи в Санкт-Петербурге
(кажется легким из-за колоннады).

19.

Египетская пирамида
(кажется тяжелой — нерасчлененный, монолитный объем).

20. 2. План здания

влияет на наше впечатление об общих
формах здания.
Кроме этого план определяет порядок
следования помещений, связь между
ними. Какой же может быть эта связь?

21. Планы зданий:

— Зальная — все функции здания сосредоточены в
одном помещении (крытый рынок);
— центрическая — группировка меньших помещений
вокруг большого, главного (театр);
— анфиладная — расположение помещений одного за
другим (музей, универмаг);
— коридорная — помещения располагаются по обе стороны
коридора (гостиница);
— секционная — здание состоит из отдельных,
изолированных друг от друга секций (жилой дом);
— смешанная (применение зальной, центрической,
анфиладной композиций в цельном интерьере).

22.

план древнеегипетского храма
(анфиладная связь, храм вытянут в длину);

23.

план древнегреческого храма
(центрическая связь, все
помещения сконцентрированы
вокруг наоса, храм
прямоугольный, но при этом он
не сильно вытянут, компактен);

24.

план Пантеона
(центрическая связь помещений, храм имеет круглую форму,
компактен);

25.

план православного храма
(центрическая связь помещений,
молящиеся во время службы
пребывают внутри храма; храм
компактен);

26.

план готического собора
(в основе богослужения —
шествие; можно сказать, что связь
помещений коридорная, так как
шествие движется по
центральному нефу, боковые нефы
визуально играют роль помещений,
находящихся с двух сторон от
коридора, это определяет
значительную вытянутость храма).

27. 3.Симметрия и асимметрия

В основе симметричности лежит
равновесие. Если правая часть здания
повторяет левую, уравновешивая ее, то
это вызывает ощущение покоя,
стабильности и прочности.
Симметричным зданиям отдавали
предпочтение те стили, которые считали
разум превалирующим над чувствами.
Недаром особняки классического
периода строго симметричны (Кусково,
Останкино).

28.

29.

30. Асимметрия

Ассиметричные здания отличаются друг
от друга по размерам и формам. Но при
этом важно помнить: если композиция
асимметрична, то она должна быть
уравновешена чем-то другим, иначе
возникнет ощущение нестабильности,
непрочности, зыбкости. Как же
уравновешены части асимметричной
композиции?

31. Асимметрия Эрехтейон в Афинах

32. Эрехтейон в Афинах

здесь присутствуют одинаковые формы
(колонны), использованные с разным
ритмом и пропорциями - это
уравновешивает композицию.
Уравновешивает асимметричную
композицию также создание равновесия
по цвету, фактуре и массе.

33. Контрасты в архитектуре бывают:

по расположению
(вертикально —
горизонтально);
Петропавловский собор
Санкт Петербурга
Д.Трезини

34. Контрасты в архитектуре бывают:

по форме
Дворец в Коломенском
Причудливость форм
создает ощущение тайны,
непредсказуемости

35. Контрасты в архитектуре бывают:

по материалу
Железобетон
и стекло

36. Контрасты в архитектуре бывают:

по цвету;

37. Контрасты в архитектуре бывают:

по размеру
(КОГДА ЗДАНИЕ СОСТОИТ ИЗ ЧАСТЕЙ РАЗНОГО РАЗМЕРА,
КОТОРЫЕ КОНТРАСТНО ВЫГЛЯДЯТ ОДИН НА ФОНЕ ДРУГОГО)

38. Контрасты в архитектуре бывают:

по фактуре на гладкой поверхности
хорошо выделяются рельефы
Гостинница
«Метрополь»
в Москве. По
проекту
архитектора В.
Валькотта при
участии Л.
Кекушева и
А. Эрихсона.
Стиль модерн

39. Контрасты в архитектуре бывают:

по расположению
(вертикально —
горизонтально);
по форме
по материалу
по цвету;
по размеру
по фактуре

40. 5.Выявление композиционного центра

Композиционный центр, роль которого чаще всего
играет вход в здание, может быть выделен такими
архитектурными формами:
— порталом, балконом;
Усадьба
Строгановых
"Братцево"

41. 5.Выявление композиционного центра

Композиционный центр, роль которого чаще всего
играет вход в здание, может быть выделен такими
архитектурными формами:
— широкими оконными проемами над центральной
-дополнительным декоративным элементом (например,—
нарочитой симметрией, которая подчеркивает
центральное положение входа в здание.
Доходный дом
супругов Дмитрия
и Анны Гузевич.
Архитектор Михаил
Румянцев

42.

Композиционный центр подчеркнут глобусом над
входом в здание Главного почтамта на Тверской
улице в Москве

43.

В православных храмах композиционный
центр — это самая высокая главка, таким
образом, размер архитектурной формы тоже
может быть выделен как средство
обозначения композиционного центра.

44. 5.Выявление композиционного центра

Композиционный центр, роль которого чаще всего
играет вход в здание, может быть выделен такими
архитектурными формами:
— порталом;
— балконом,
— широкими оконными проемами над центральной
входной частью;
— дополнительным архитектурным элементом, например
башенкой или глобусом над входом в здание Главного
почтамта на Тверской улице в Москве);
— цветом;
— дополнительным декоративным элементом
(например,— нарочитой симметрией, которая
подчеркивает центральное положение входа в здание.

45. 6.Архитектоника

Тектоника, или архитектоника, — это
соотношение и сочетание элементов
сооружения. Произведения
архитектуры, в которых внутренний
и внешний объемы сливаются
максимально, называются
архитектоничными.
Архитектоничными были храмы Древней
Руси, здания Древней Греции, Рима,
Средневековья.

46. Пирамиды в Египте

Но есть примеры
сооружений с
избыточным внешним
объемом. Таким примером
может служить
египетская пирамида,
назначение которой —
быть усыпальницей.
Погребальная камера
занимает лишь малую
часть сооружения, в то
время как вся внутренняя
область служит другим
целям — показать
могущество фараона, его
власть над людьми.

47.

Палаццо Веккьо во
Флоренции имеет
высокую красивую
башню, которая никак не
связана с внутренним
объемом здания, это
отдельная надстройка, но
по ней узнают
центральное
правительственное
здание — магистрат. В
таких избыточных
объемах есть
целесообразность.

48.

Однако встречаются и случайные
избыточные объемы. Одним из основных
качеств всякого сооружения должно быть
соответствие, правильная взаимосвязь
архитектурных форм и конструкции. Чем
теснее эта взаимосвязь, тем органичнее
архитектура. Но, к сожалению, это бывает
не всегда. Например, здание квадратное
или прямоугольное, а внутреннее
пространство — круглое. Или здание
перекрыто куполом, а внутри — плоский
потолок. Это свидетельство низкой
архитектурной культуры.

49.

Встречается и такое: архитекторформалист берет полюбившуюся ему
надуманную внешнюю форму и
искусственно приноравливает, подгоняет к
ней «содержание». Скажем, театр
Российской армии построен в
надуманной форме звезды, из-за этого в
нем очень неудобные помещения.

50.

Театр Российской
армии построен в
надуманной форме
звезды – пример
неархитектоничной
постройки

51. Композиционными средствами в архитектуре могут быть названы: 

Композиционными средствами в
архитектуре могут быть названы:
— форма, масса, силуэт,
— план,
— симметрия — асимметрия,
— контрастное сопоставление частей,
— выявление композиционного центра,
— архитектоника,
— пропорции,
— ритм,
— масштабность,
— связь здания и природной среды.

52.

Охарактеризуйте
Дмитриевский
собор во Владимире
с точки зрения
композиции
(см. предыдущий
слайд)

53. Домашнее задание:

Подбери примеры объемной, плоской,
линейной и необычной по форме
архитектуры.
Подбери иллюстрации разных планов зданий
(с названием и местоположением).

54. Источники:

• А. М. Вачьянц. Введение в мировую художественную
культуру. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с.
(Мировая художественная культура). – (Вариации
прекрасного)
• http://art.1september.ru/article.php?ID=200700
915 -Локтева О. Язык искусства: как раскрыть детям тайну
архитектуры. // Искусство. Учебно-методическая газета для
учителей МХК, музыки и ИЗО, 2007, № 9

55.

http://www.digsdigs.com/photos/two-attached-houses-smooth-cedar-skin-3.jpg (сл.3)
http://radbot.net/pix/3707.jpg (сл3)
http://www.kaliningradka.ru/upload/medialibrary/maxx/2015%20year/July/08%2007/Bez%20otstavaniya%
20ot%20grafika.jpg (сл.3)
http://pskovgo.ru/images/tower/files/p0000015.jpg (сл.6)
http://www.spreeblick.com/wp-content/uploads/2008/09/toronto-city-hall.jpg (сл.8)
http://player.myshared.ru/278257/data/images/img8.jpg -(сл.9)
http://novosti.ae/wp-content/uploads/2015/06/Burj-2020-663x414.jpg (сл 11)
http://lh6.googleusercontent.com/-mM1-_1N3ths/UrimwGJVKeI/AAAAAAAAb1A/NMOGCV9wOBw/w700h525/muzei.jpg (сл 14)
http://topreferat.znate.ru/pars_docs/refs/24/23461/23461_html_m23e24f9.jpg (сл 15)
http://player.myshared.ru/719839/data/images/img14.jpg (сл. 16)
http://ivaneev.dyndns.info/Images/F_Retro/F_Retro_files/original_images/p0000043.jpg (сл.17)
http://nevnov.ru/assets/images/gorod/birga.jpg (сл.18)
http://zadocs.ru/pars_docs/refs/58/57935/57935_html_m5a2b85f2.png (сл.22)
https://yandex.ru/images/search?cbir_id=E3dPBZMqqdO_fxPzYQ4znQ&rpt=imageview (сл23).
http://sfw.so/uploads/posts/2008-01/1201432987_st033_02.jpg –(сл 24)
http://art.1september.ru/2007/09/15-11.jpg –(сл.25)
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/pic/000016.jpg –(сл 26)
http://www.turinfo.ru/images/content/1_aa0a7c9a6bfbf72a8b197dede4b330ed.jpg –(сл 28)
http://sda777.narod.ru/museum_Ostankino.jpg –(сл 29)
http://img-fotki.yandex.ru/get/15494/7184537.12/0_cbb40_2be2aa4b_L.jpg -(сл 31)
http://art.1september.ru/2010/09/14-2.jpg –(сл.31)
http://3.bp.blogspot.com/-gQ5sZfgA11g/VQkVXAQ2yuI/AAAAAAAAD14/c0cLJIjXX0/s1600/0_8224b_cf56f9d_XXL.jpg -(сл 33)

56.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5506/agranom1988.d/0_76a8c_be608dd6_XXL.jpg –(сл34)
http://www.trust.ua/files/photo/source/0000046007-reforma-policii-gruziya.jpg –(сл35)
http://www.netestate.ru/attachements/417_1.jpg –(сл.36)
http://farm4.staticflickr.com/3082/3086146829_588f489c73_o.jpg –(сл.37)
http://static.nrc.nl/images/originals/0205kun_eemhuis.jpg –(сл.37)
http://img-fotki.yandex.ru/get/9354/210496888.1c/0_d83e8_1f0af156_-1-XXXL.jpg –(сл 38)
http://www.2do2go.ru/uploads/full/170ef99d0c269b32c81d2575d461f723_w960_h2048.jpg –
(сл40)
http://bangladesh.giddom.com/sklad_bol/5850.jpg –(сл41)
http://dosug.md/UserFiles/dosugmd_news/max/Chistaya-pribyil---Tsentralnogo-telegraf.jpg –
(сл42)
http://www.cirota.ru/forum/images/78/78761.jpeg –(сл.43)
http://amenra.ru/wp-content/uploads/2010/01/Ris_5_Plan_pir_Web1-300x225.jpg –(сл46)
http://www.akademiaboston.pl/images/phocagallery/ITALIA/Florencja/thumbs/phoca_thumb_l_Fot
o.%209.jpg –(сл. 47)
http://memarinews.com/Image/News/parameter%2009.jpg –(сл.50)
http://img-fotki.yandex.ru/get/5700/mamatysik.30/0_510e7_5b51f3b1_L –(сл.50)
http://img-fotki.yandex.ru/get/4914/120826211.18/0_bdbf7_d63cdc23_XL.jpg –(сл. 52)
English     Русский Правила