18.16M
Категория: ИскусствоИскусство

Мир русской иконы

1.

МБОУ СОШ №4

2.

2

3.

Что такое икона?

Иконами называют изображения Бога, святых,
событий священной истории, написанные по
особым правилам. Слово «икона» с греч.
«эйкон» означает «образ». Иконы никогда не
рассматривали как обычные картины. Они были
святынями, им поклонялись, от них ждали
помощи и чуда. Многое в иконах кажется
загадочным, непонятным, и изображённое на
них надо уметь понимать, ведь иконописцы,
создавая их, обращаются к нам на языке
символов.
3

4.

Почитание икон

Споры об иконах бывали очень
длительными и даже
ожесточёнными. Многие считали,
что нельзя поклоняться дереву и
краскам и изображать Бога
похожим на человека. Однако в
одном из церковных указов
напоминалось о том, что Христос
первым разрешил поклоняться
своему образу, когда приложил к
лицу белую ткань. Тогда же
вышли строгие правила
иконописаний. По этим
правилам создавались не
«раскрашенные доски», а
«грамота для неграмотных».
Икона была своего рода книгой,
где каждое слово, а значит, и
линии и краски – священны.
4

5.

Самый первый иконописец

По преданию, первым
иконописцем был Лука, один из
учеников Христа. Ещё при
жизни Девы Марии, матери
Христа, Лука запечатлел её
образ. На иконах евангелиста и
художника Луку изображали
слушающим ангела, стоящего
за спиной. Советы и указания
ангела символизировали
Божественное участие в
сотворении иконы.
Иоанн и Лука
5

6.

Как создавалась икона

Иконы писали в
монастырях, где царили
строгость, благочиние и
непрестанная молитва.
Иконописец готовил себя к
работе: читал Библию,
жизнеописание святых,
молился, соблюдал пост.
Таким образом он приучал
себя не думать о земных
вещах. Работу над иконой
называли «умным
деланием». Стать
иконописцем мог не
каждый и далеко не сразу.
6

7.

Последовательность работы



1- склеивание нескольких липовых досок нужного
размера, после чего делали углубление – ковчег, на
котором уже писали икону(как бы отодвигались в иной
мир).
2- покрытие доски особым грунтом(или левкасготовили из мела или гипса и накладывали на доску
несколькими слоями), чтобы лучше держались краски.
3- нанесение красочного слоя:
- прорисовка охрой и углём
- роскрышь(общий тон)
- пробеливание(выпуклые
места)
4- покрытие иконы олифой для стойкости и яркости
красок
7

8.

Внешняя сторона иконы
Одеяния: иконописцы изображали одеяния
плоскими яркими пятнами. Лёгкие складки
повторяли изгибы тела. Часто одежды и
волосы покрывали золотыми бликами. Для
этого на икону приклеивали нити из золота
или серебра. Получалось, отсвет неба ложился
на святых в виде тонких сверкающих линий.
Велум: иногда на иконе сверху изображали
покрывало – велум, переброшенное с одного
здания на другое, это означало, что событие
происходит внутри дома или храма и скрыто
от посторонних глаз.
Природа тоже выглядела необычно:
она не знала времён года, хорошей или
плохой погоды. Пейзаж в иконе называется
«горками». Земля, словно стремясь
приблизиться к небу поднимается вверх
небольшими волнистыми горками.
8

9.


Мудрость и спокойствие святых
В старинных наставлениях ликов
иконописцам напоминали о каноне и
запрещали писать «тела мясистые,
щеки красные, взоры неспокойные».
Всё это могло принадлежать
обычным людям. А те, кто
устремлялся душой к Богу, являл
внутреннюю красоту. Святые смотрят
на молящих задумчиво и чуть
строго- словно напоминают о чёмто важном. Почти неподвижны их
фигуры, ведь движения – тоже часть
вечности. Иконописцы старались
подчеркнуть прозрачность,
бестелесность святых образов,
накладывая слой за слоем, но так,
чтобы нижние просвечивали,
согревали верхние слои.
9

10.

Иконописный канон
(Иоанна Дамаскина)
* Изображать святых можно, но в
символическом и аллегорическом виде.
* Можно и нужно изображать то, что было в
действительности.
* Можно писать Христа в том виде, в
котором он пребывал на земле, но нельзя
писать Бога – отца.
* Иконы должны быть анонимны.
* Иконы чудотворны, т. К. несут часть
божественной силы того, кто на них
изображён.
10

11.

Символика иконы
Круг – очень важный символ в
иконописи. Не имеющий ни начала ,
ни конца, он означает вечность или
Божественную славу. Сияние святости
над головами Бога и святых также
изображается в виде круга. Его
название – нимб(«облако»).
Кроме того, в иконе живут рядом два
мира – горний и дольний. Горний –
«небесный, высший», а дольний –
«долина», то что расположено внизу.
Именно так строится изображение на
иконе. Лёгкие, почти прозрачные
фигуры святых тянуться ввысь, их
ноги едва касаются земли. В
иконописи она называется «позем» и
пишется обычно зелёным или
коричневым цветом. Иногда земля
почти исчезает, растворяясь в
небесном сиянии.
О тебе радуется
Апостол Пётр 11

12.

Обратная перспектива

Если смотреть на дорогу,
уходящую вдаль, то она
будет казаться все уже, пока
не исчезнет на горизонте. В
иконе, наоборот, все линии
сходятся к человеку, и он
оказывается перед неведомой
светлой бесконечностью. В
иконописи это называется
обратной перспективой.
Изображение как будто
движутся навстречу. Храмы,
дворцы, башни открываются
сразу со всех сторон, что
производит огромное
впечатление.
12

13.

Цвет в иконе







Золотой- Сияние Бога и
великолепие Небесного Царства.
Красный- любви, победы жизни над
смертью, но в то же время это цвет
крови и мучений, цвет жертвы
Христа.
Белый- символ Божественного
света, чистоты, святости и
простоты.
Синий- бесконечность неба, символ
иного, вечного мира(синий цвет
считался цветом Богоматери,
соединивший в себе и земное и
небесное).
Зелёный- цвет надежды, вечного
обновления.
Коричневый- цвет праха, всего
временного и тленного.
Чёрный- зла и смерти, тайны,
отказа от всех
удовольствий(монахи).
13

14.

Оклад
Чтобы подчеркнуть сияние
святых образов, к иконам
стали прикреплять
накладные украшенияоклады. Их делали из
тонких золотых или
серебряных листов,
искусно повторяя на
чеканке очертания фигур и
нимбов. Оклады
переливались всеми
цветами и оттенками:
металлы, жемчуг, бисер
шитьё, драгоценные
камни- всё создавало
пышный узор и
символизировало
сказочную красоту
Небесного Царства.
14

15.

Образы Спаса
15

16.

Спас Нерукотворный

Легенда рассказывает об
иконе, сотворённую чудом:
Иисус подошёл к людям и
попросил чистое белое
полотенце и приложил его к
своему лицу. И тут все
увидели, что на ткани
чудесно отразился его лик.
Так возник «Нерукотворный
Образ Христа» или «Спас
Нерукотворный». На Руси
очень почитали эту икону
Спасителя, поэтому именно
её изображали на воинских
стягах и над воротами
городов и крепостей,
возлагая надежды на помощь
Божью.
16

17.

Спас на престоле

В полный рост Христа чаще
всего изображали сидящим
на троне. Такие образы
называли «Спас на
престоле». Обычно Он
изображается на красном или
синем фоне, в окружении
ангелов и святых. Это образ
Судьи всего мира, строгого и
справедливого. Благословляя
людей, Христос касается
рукой страниц раскрытого
евангелия. Этим Он как бы
указывает людям
спасительный путь.
17

18.

Спаситель в Византии и на Руси

Образы Спасителя,
созданные русскими
мастерами, несколько
отличались от
византийских. Там Христа
изображали грозным и
недоступным в своём
величии владыкой. На Руси
это был именно Спаситель,
сострадающий и всё
понимающий, проникающий
в самую душу своим
мудрым м печальным
взором.
18

19.

Образы Богоматери
19

20.

«Одигитрия»
Один из самых древнихпоясной образ Богоматери,
называемый «Одигитрия»(с
греч. «Путеводительница»).
Поддерживая младенца
Христа, Мария указывает на
него свободной рукой,
призывая поклонятся ему.
Показывая людям путь,
Богоматерь становилась их
наставницей и
хранительницей. Ей
молились во время военных
походов и путешествий. В
облике Христа нет ничего
детского- он серьёзен и
величав, он благословляет
людей. На фоне его золотых
одежд ярко белеет сжатый в
руке свиток- учение Христа.
20

21.

«Умиление»
«Умиление» с греч. - «Милостивая».
Мать и младенец, соприкасаясь
щеками, являли миру взаимную
нежность, тёплую заботу друг о друге
и обо всём страдающем человечестве.
Владимирская икона стала самым
прославленным образцом икон
«Умиление». Её благородная красота
полна сдержанной, высокой печали.
Богоматерь знает о будущей жертве
Христа. Её скорбные глаза устремлены
к людям, ждущим спасения. Сын
смотрит на Деву Марию ласково и
спокойно, как бы безмолвно утешая
её. Их лики и одежды озарены
золотым блеском вечности, что
создаёт впечатления торжественности.
21

22.

«Оранта»
Ещё в римских катакомбах можно
было видеть изображения людей
с воздетыми к небу руками.
Первые христиане так
изображали молящихся людей. С
тех давних пор появилась
традиция изображать Богоматерь в
полный рост с молитвенно
поднятыми руками. Этот тип икон
стали называть «Оранта» с лат.
«Молящаяся».Она считалась
защитницей города, и киевляне
называли её «Нерушимой
Стеной». Богоматерь Оранта
появилась в древнейших русских
иконах как символ неустанной
заботы о человечестве.
22

23.

Почитание святых

В истории христианства остались
имена множества людей,
которые прославились своей
добротой, честностью,
твёрдостью в вере и мужеством в
страданиях. Их стали называть
святыми и тщательно берегли
память о них. События из их
жизни записывали и составляли
жития – поучительные рассказы о
трудах, подвигах и чудесах. Той
же цели служили и изображения
на иконах. В веках сохранялись
предания о внешности святых.
Люди до сих пор обращаются к
ним за помощью.
23

24.

Иконы - Минеи

В христианской Руси
каждый день был
посвящён памяти
какого – нибудь святого
или церковному
празднику. Появились
Минеи – так называли
иконы, в которых
образы святых и
праздники были
расположены по
порядку следования
дней и месяцев года.
Начиная с верхнего
левого угла.
24

25.

Житийная икона

Житийными называют
иконы, запечатлевшие
жизнь одного или
нескольких святых. В
центре – образ святого, эта
часть иконы называется
средник. Средник окружён
небольшими, одинаковыми
по размеру
изображениями. Это
клейма(от слова «клеймо»
- «знак, печать»). В
клеймах представлены
главные события из жизни
святого.
25

26.

Иконография ангелов

В христианской религии
ангелами называют невидимых,
бесплотных духов. Исполняя
волю Бога, они участвуют в
жизни людей, сходя с неба на
землю. В переводе с греч.
«ангел означает «вестник». Ещё
в конце первого века в
христианской науке сложилось
учение об ангельских чинах.
Чином называют степень,
звание, всего их 9. Ближе
других к Богу серафимы,
херувимы и престолы. Эти
могущественные небесные
стражи появляются в иконописи,
когда изображают рай, престол
Бога или какое – нибудь важное
26
событие.

27.

А. Рублёв
(около 1360 – 1430)





Андрей Рублёв воспитывался в
светской среде,в зрелом
возрасте принял монашеский
постриг, в последствие создал
Московскую школу.
1405 – роспись
Благовещенского собора
1408 - роспись Владимирского
собора во Владимире
1425 – роспись Троицкого
собора Троице – Сергеева
монастыря
Самые известные
иконы:»Спас», «Апостол
Павел», «Архангел михаил» и
27
«Троица»

28.

Иконы Андрея Рублёва
28

29.

Московская школа иконописи
Московская школа
иконописи, соединившая в
себе местные и византийские
традиции, по праву была
главнейшая. Её черты –
возвышенность, ясность,
благородное изящество,
мудрое спокойствие –
соединил в своём искусстве
Андрей Рублёв. Это
настроение в иконописи было
близко не только московским
мастерам. Тонкая манера
письма и просветлённые,
мирные образы ещё многие
годы встречались в иконах
Твери, Ярославля, Ростова,
Новгорода и других городов.
29

30.

Прощальный расцвет

Век XVII вместил множество событий: Смуту,
войны, крестьянские восстания, церковный
раскол и т. д. После войн был восстановлен
порядок, возродились традиции русской
старины. Но это был прощальный расцвет. Русь
познакомилась с искусством Западной Европы.
На царскую службу стали принимать приезжих
живописцев, обучавших русских мастеров новой
манере письма. В царских и боярских покоях
появились европейские картины, иноземные
костюмы, . . . Впервые иконописцам
рекомендовали подписывать свои творения,
кроме того теперь они должны были «писать
икону или персону человеческую светло и
румяно, с тенями и живоподобием….»
30

31.

Древо государства
Московского

С. Ф. Ушаков – один из последователей
петровских преобразований, наряду с
иконами пишет портреты, изучает
анатомию, математику, европейскую
архитектуру. На его иконе «Древо
государства Московского» символы
сочетаются с достоверными деталями. В
центре иконы – прославленный образ
Владимирской Богоматери, главная
русская святыня. На ветвях – фигуры
русских святых. Пышное дерево
произрастает из Московского Кремля,
соединяя город с небесным престолом
Бога. Здесь же изображены царь Алексей
Михайлович и царица с сыновьями, что
послужило появлению обычая писать
иконы с царей или бояр.
31

32.

Икона и русская живопись

Многие русские художники
рубежа хх века считали
древнерусское искусство
кладезем сокровищ. Время
стремительно летело вперёд,
всё менялось. Но всё равно
некоторые живописцы ,
повзрослев, начинали
собирать старинную утварь и
костюмы, изучали древние
иконы и фрески. И даже в
совершенно обыденных
сценах можно было найти
отклик иконы(в её нежных,
задумчивых и серьёзных
образах).
32

33.

Икона в наше время

К хх веку иконописание
перестало быть «умным
деланием» и превратилось в
массовый вид искусства. Иконы
стали печатать на бумаге,
уровень мастерства художников
заметно снизился. В сельских
мастерских изготовляли
грубоватые «краснушки» дешёвые, неумело расписанные
иконки. Но про этом нельзя
сказать, что икона была забыта
людьми, они всё с тем же
благоговением относились к ней.
Для бесхитростных прихожан
небольших храмов любой образ
был святыней, и никто не
задумывался о мастерстве
иконописца. А учёные до сих
пор исследуют «чёрные доски».
33

34.

34
English     Русский Правила