8.90M
Категория: МузыкаМузыка

Русская исполнительская школа

1.

Русская исполните
льская школа

2.

Исполнительская школа – явление, одновременно принадлежащее к
высшим достижениям художественной культуры и свидетельствующе
е об уровне развития профессионального музыкального образования, е
го «верхней планке».
В России вторая половина ХIХ в. была определяющим временем для с
тановления того, что впоследствии назовут «российская исполнител
ьская школа».
Это понятие включает в себя более узкие: фортепианная школа, скрип
ичная и т.д.; они, в свою очередь делятся на различные ветви, к приме
ру московская фортепианная школа, петербургская скрипичная школа
и т.д.

3.

Русский пианизм вышел на мировую а
рену во второй половине XIX в. и сразу
же заставил заговорить о себе как о са
мобытном ярком явлении.
Начало профессионального пианизма в
России относится к последней четверт
и XVIII в., когда выдающийся русский
композитор Дмитрий Степанович Бо
ртнянский стал писать не только хоро
вую музыку, духовную и светскую, в ко
торой он и поныне классик, но и сонат
ы для фортепиано, самолично им испо
лняемые.

4.

С 1802 г. и до конца жизни в России жил извес
тный ирландский пианист, композитор и педаг
ог Джон Фильд, создатель первых фортепиан
ных ноктюрнов, который давал уроки игры на
фортепиано многим русским музыкантам, в то
м числе композитору А.Верстовскому и нацио
нальному классику русской музыки М.Глинке.
Сочинение и исполнение фортепианной музык
и в России медленно, но неуклонно развивали
сь. Так что появление выдающихся пианистоввиртуозов мирового уровня братьев Антона и
Николая Рубинштейнов должно быть восприн
ято как закономерный итог развития русского
пианизма.

5.

С открытия консерватории в Пете
рбурге начался новый, феномена
льный по скорости и успехам эта
п русского пианизма.
По инициативе Антона Рубинште
йна и под его руководством были
организованы Певчая академия (1
858 г.), Русское музыкальное общ
ество (1859 г) и первая в России к
онсерватория - Петербургская (18
62 г.), в которой до 1867 г. был пр
офессором и директором.

6.

Антон Рубинштейн вошёл в истор
ию отечественной и мировой музык
альной культуры как один из велича
йших в мире пианистов и создатель
русской пианистической школы. Но
его по праву можно назвать и основ
оположником профессионального м
узыкального образования в России
и организатором регулярной концер
тной жизни, и замечательным лири
ческим композитором.

7.

С Петербургской консерваторией связана цел
ая эпоха русской музыки. Здесь работали и у
чились многие замечательные люди - прекрас
ные музыканты и настоящие граждане своей
страны, которые составили гордость и славу
России.
Традиции, заложенные основателями консерв
атории, сохраняются и сегодня, а сама Петер
бургская консерватория остается одним из са
мых авторитетных музыкальных центров ми
ра.
Петр Чайковский был первым русским ком
позитором, закончившим Петербургскую кон
серваторию и начавшим преподавать в только
что открытой Московской.

8.

Трудно переоценить то, что удалось сделать Николаю Р
убинштейну. Он, будучи молодым человеком 25 лет, пол
ожил начало системе профессионального музыкального
образования в России. Именно он взял на себя ответств
енность перед лицом государства и народа за подготовк
у не только специалистов по тому или другому инструм
енту, но и музыкантов в обширнейшем смысле этого сл
ова.
Н.Г. Рубинштейн создал Московскую консерватори
ю в 1866 году, соучредителем которой являлся князь Н
иколай Петрович Трубецкой, на базе организованных и
м же Музыкальных классов Московского отделения Им
ператорского русского музыкального общества (ИРМО).
С самого начала и до 1881 года он оставался директоро
м Консерватории, профессором фортепианного класса и
дирижёром ученического оркестра.

9.

Первоначально (в 1866-1871 гг.) классы Московской консерватории наход
ились в доме на углу Воздвиженки и Арбатского проезда. В 1876 г. Москов
ская консерватория переехала на Большую Никитскую, в двухэтажный дом
– бывший дворец князя Воронцова.

10.

В 1867 году с Рубинштейном и Чайковским позна
комился Николай Сергеевич Зверев ( русский пи
анист и педагог). Вскоре он начал преподавать, сна
чала частным образом, а в 1870 открыл музыкальн
ый пансион, получивший впоследствии большую и
звестность.
В пансионе Зверева жили и учились одарённые юн
ые пианисты (А. И. Зилоти, С. В. Рахманинов, К. Н.
Игумнов, Ф. Ф. Кенеман, Л. А. Максимов, М. Л. П
ресман). У Зверева также брал уроки, но не жил в п
ансионе А. Н. Скрябин.
С 1870 по приглашению Н. Рубинштейна Зверев пр
еподавал в Московской консерватории. Зверев был
выдающимся педагогом, продолжателем традиций
московской школы, специалистом в области подгот
овительной стадии обучения игре на фортепиано.

11.

Среди золотой плеяды выпускнико
в Московской консерватории послед
них десятилетий прошлого века осо
бо выделялись два таких неординарн
ых и разных ученика Чайковского к
ак А.Скрябин и С.Рахманинов, кот
орые были и величайшими композит
орами, выразителями несломленного
русского духа, и крупнейшими в мир
е пианистами-виртуозами, тонкими
и вдохновенными интерпретаторами
не только собственных сочинений, н
о и мировой классики.

12.

Соединение "рубинштейновской" эпохи пианизма с достижен
иями музыкального творчества и исполнительства начала XX
Серебряного века русской культуры привело к появлению пл
еяды пианистов, чьи имена вписаны золотыми буквами в ист
орию отечественной музыки.

13.

Непосредственным наставником Скрябина-п
ианиста был В.И.Сафонов - великий мастер,
обладавший даром заставить рояль звучать н
еобыкновенно, волшебно. Этот дар он перед
ал Скрябину. Уже в те годы Скрябин развил
у себя умение удивительно тонко пользовать
ся педалью: "инструмент у него дышал" (Са
фонов). Сафонов передал Скрябину и особу
ю требовательность к звуку, к его красоте и
"полетности". "В звуке должна быть "опьяне
нность"; звук, взятый уже раз, может менятьс
я от какого-то психического сдвига, ощущен
ия",- говорил Скрябин, - и действительно до
бивался этого своей изумительной педализац
ией.

14.

Значение исполнительского творчества Рахм
анинова не менее велико: Рахманинов-пиан
ист стал эталоном для многих поколений пи
анистов разных стран и школ, он утвердил м
ировой приоритет русской фортепианной шк
олы, отличительными чертами которой явля
ются: 1) глубокая содержательность исполне
ния; 2) внимание к интонационному богатст
ву музыки; 3) «пение на фортепиано» — ими
тация средствами фортепиано вокального зв
учания и вокальной интонации. Рахманиновпианист оставил эталонные записи многих п
роизведений мировой музыки, на которых уч
атся многие поколения музыкантов.

15.

Творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим зна
менателем, который объединил и сплавил творческие принци
пы московской и Петербургской школ в единый и цельный р
усский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для рус
ского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рах
манинова исключительно характерное и законченное воплощ
ение.

16.

В годы учения в консерватории с талантливейшими музыкантами Рахманиновым и Скрябиным общаются
сестры Гнесины.
Старшие сестры (Евгения и Елена) начали свое музыкальное образование в Ростове-на-Дону, а затем пос
тупили в Московскую консерваторию, которую закончили по классу фортепиано.
Профессиональные интересы сестер (вслед за старшими в консерваторию вскоре поступили и младшие –
Мария и Елизавета) определились еще в консерваторские годы. Ими стали проблемы музыкальной педаго
гики и музыкального образования.
Многие современники, такие как К.Игумнов, А.Гольденвейзер, называли училище Гнесиных маленькой ко
нсерваторией, музыкальной семьей.

17.

продолжение
В конце 1920 года, когда «Вторая московская государст
венная школа» праздновала свое 25-летие, и ей было п
рисвоено название Государственной показательной муз
ыкальной школы, младшее ее отделение стало детской
школой, старшее – «Третьим показательным государств
енным музыкальным техникумом».

18.

Советская пианистическая школа закономерно с
тала наследницей русской исполнительской школ
ы. Основателями ее по праву могут считаться два
корифея Московской консерватории: Игумнов К
онстантин Николаевич и Гольденвейзер Алекс
андр Борисович.
В российской фортепианной педагогике ХХ в. вы
деляются ветви, основанные родоначальником ле
нинградской фортепианной школы Л.В.Николае
вым и возглавлявшими московскую фортепианн
ую школу К.Н.Игумновым, А.Б.Гольденвейзеро
м, С.Е.Фейнбергом и Г.Г.Нейгаузом.
Несмотря на принятое в искусствоведческой и фо
ртепианно-методической литературе деление на л
енинградскую и московскую фортепианные школ
ы, в них прослеживаются общие черты, позволяю
щие объединить их как крупнейшие российские ф
ортепианные школы ХХ в.
Игумнов
Николаев

19.

Игумнов Константин Николаевич впи
тал в себя лучшие традиции русской испол
нительской и композиторской школ. Моско
вскую консерваторию он окончил в 1894 г
оду. С пианистом Игумновым москвичи по
знакомились еще в 1895 году, и вскоре он з
анял видное место среди русских концерти
рующих исполнителей.
Он начал преподавать вскоре после оконч
ания консерватории, некоторое время был
педагогом музыкального училища в Тбили
си (1898-1899), а с 1899 года стал професс
ором Московской консерватории; в 1924-1
929 годах был также ее ректором.

20.

Невозможно представить себе русскую пиан
истическую школу без Александра Борисов
ича Гольденвейзера. Его деятельность соста
вила целую эпоху в развитии музыкального и
скусства в России. Замечательный пианист, п
ринадлежавший к золотой плеяде русских му
зыкантов прошлого столетия, один из крупне
йших педагогов, интересный композитор, - о
н внес огромный вклад в музыкальную культ
уру.
Основанная им школа при Московской консе
рватории для одаренных детей - ЦМШ - стал
а одним из лучших в мире центров музыкаль
ного образования детей.

21.

Еще одна крупная и, может быть, самая известная
пианистическая школа в Московской консерватории
была создана Генрихом Густавовичем Нейгаузом
в творчестве которого благодаря рождению, воспита
нию и образованию органически соединились три и
сполнительских традиции — русская, польская и не
мецкая. Этот сплав, помноженный на талант, эмоции,
разум и чувство стиля, создал особую манеру испол
нения, в которой ярко ощущалась артистическая бес
корыстность, которая в той или иной мере отличала
и учеников Г.Нейгауза, несмотря на самобытность к
аждого из них.

22.

Многие десятилетия складывались педагоги
ческие принципы «школы Нейгауза». Плодом
напряженных трудов стала мощная плеяда уч
еников. Плодом опыта и размышлений явилас
ь книга «Об искусстве фортепианной игры
».
в Предисловии к книге дается следующее пол
ожение: «Прежде чем начать учиться на как
ом бы то ни было инструменте, обучающийс
я... должен уже духовно владеть какой-то му
зыкой: так сказать, хранить ее в своем уме,
носить в своей душе и слышать своим слухом
».

23.

Русская исполнительская школа. Гениальные
исполнители русской музыки:
Святослав Рихтер (ф-но) - С
оветский и российский пиани
ст.

24.

Леонид Коган (скрипка)
Советский скрипач, педагог.
Народный артист СССР.

25.

Мстислав Ростропович (виолончель)
Советский и российский виолончелист,
пианист, дирижёр, композитор, педагог,
общественный деятель; народный арти
ст СССР

26.

Евгений Мравинский (дирижер).
Советский дирижёр, пианист,
музыкальный педагог. Народ
ный артист СССР.
English     Русский Правила