1.69M
Категория: ЛитератураЛитература

Литература 19-го века

1.

Литература 19-го века

2.

Романтические идеи сподвигли Россию на
небывалый подъем патриотизма и свободы,
захлестнувший страну после 1812 года. В
русской литературе это отразилось поначалу
в явлении свободолюбия
декабристов, Пушкина, а затем предстало как
коренной перелом 1820-1840 гг.

3.

Термин «Золотой век»
подразумевает
литературу, относящуюся
к периоду А. С. Пушкина
и Н. В. Гоголя, но в
дальнейшем будущем
этот термин стал
применяться к
литературе всего XIX
века, включив в себя
также И. С. Тургенева, Ф.
М. Достоевского, Л. Н.
Толстого и
других классиков

4.

Когда на общественном горизонте оформляются
очертания освободительных идей роль русской
литературы преобразуется. Сложные условия
преследования взывают к росту собственных
моральных нормативов.
Так, внимание к нуждам и чувствам человека и
его «приватной» жизни выливается в целое
отдельное сентиментальное направление.
А уже эпоха радикальных социальнополитических переустройств Европы подключает
могучий духовный стимул романтизма.

5.

Меж тем, русская литература, став в 19 веке
выразительницей общественных идеалов,
обнаружила свое содержательное единство и
с русской философской мыслью. Национальная
философия, занимающаяся задачами
мировоззрения, существенно влияла на все
искусство страны, а искусство становилось, в свою
очередь, распространителем идей самой
философии. Но уже с 19 века национальная
литература России начинает воздействовать на
интеллектуальный труд мыслителей,
предоставляя им новые возможности выражения.

6.

Русский критик Белинский
выразил даже такую
мысль, что
художественное
произведение, по сути,
имеет такое же
содержание, что и трактат
по философии..
Таким образом, 19
столетие явилось
целым периодом
отечественной истории,
когда активно
происходила
«философизация»
классической
литературной школы.

7.

Именно с этого периода
стало возможным говорить
об такой общей тенденции
русской культуры, которая, в
свою очередь, была вызвана
к жизни национальной
потребностью собственного
осознания, необходимостью
изменений в
миропонимании. Этот
лейтмотивы пронизывают
произведения И. С.
Тургенева, Ф. М.
Достоевского, Л. Н. Толстого.

8.

1-я четверть XIX века
1-я четверть XIX века является тем временем,
когда русская литература становится
самостоятельной, когда формируются сами
законы русского литературного языка. Причины
для этого кроются как во внутри-литературных
процессах, так и в политической жизни общества.
Взошедший на престол в 1801 г. Александр I на
начальном этапе своего правления стремился
внести свежую струю в жизнь Российской
империи. Одним из ставленников императора
был Н. М. Карамзин, уже известный к этому
времени как литератор – реформатор языка.
Именно Карамзин в своих произведениях
постарался сблизить языки литературный и
разговорный.
В этот период сосуществовали несколько
направлений: классицизм, сентиментализм,
романтизм, просветительский реализм.

9.

Появляются литературные герои, для
которых важна личная свобода. Ярким
представителем выступает Татьяна Ларина,
которая не нуждалась в мишуре светских
раутов, и для которой более
предпочтительным было уединение. Так же,
герой Александр Чацкий – человек, который
в открытой форме выражал несогласие с
общепринятым устоем жизни

10.

2-я четверть XIX века
Во второй четверти XIX века условия
ужесточились. Николай I не признает никакого
свободомыслия. Для наблюдения за порядком было
учреждено III отделение собственной Его Величества
канцелярии. В действие вступил новый цензурный устав,
который назвали «чугунным». В 1832 г. граф
Уваров предложил формулу «православие,
самодержавие, народность», которая была принята в
качестве идеологии. На этой основе строится
образование, закрываются многие журналы, ведется
преследование всех, кто не согласен с существующими
порядками. И в литературе в 40-е годы возникают два
лагеря: западники ( А. И. Герцен, Н. П. Огарев)
и славянофилы ( А. С. Хомяков, М. П. Погодин).

11.

12.

Литературные
произведения публикуются
в журналах «Отечественные
записки», «Современник»,
«Московский телеграф»,
«Библиотека для чтения»,
«газета «Северная пчела».

13.

К этому периоду
относятся первые
литературные опыты Ф.
М. Достоевского, И. С.
Тургенева, Н. А.
Некрасова, расцвет
творчества Н. В. Гоголя.

14.

Одной из примет периода стал
интерес писателей к
отечественной истории, чему
способствовало завершение
«Истории государства
Российского» Карамзина. В этой
области работал М. Н.
Загоскин, И. И. Лажечников.

15.

50-60-е годы XIX века
В этот период литература приобретает
первостепенное значение. К ней относились как к
основе духовного бытия нации. От универсализма
литераторов первой половины столетия
происходит переход к узкоспециализированному
их разделению по отдельным направлениям, как
литературным, так и общественно-политическим.
На первые роли выходят прозаические
произведения и особенно романы. Среди самых
читаемых произведения Л. Н. Толстого, Ф. М.
Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И.С.
Тургенева. С именами этих авторов связано
признание русской литературы во всем мире.

16.

Драматургия
Начало второй половины XIX века — время
становления самобытной драматургии,
создания реалистического репертуара для
театра. В центре этого процесса оказался А. Н.
Островский.
В отличие от западноевропейской драмы,
русская характеризовалась простотой и
естественностью, чуждостью сценической
условности. Жизненные противоречия не
разрешались в рамках одной пьесы.
Русские драматурги этого периода глубоко
верили в способность театра обновлять души
людей

17.

Поэзия
В 50-е годы происходит новый подъем поэзии.
Многочисленные поэтические сборники
становятся событиями литературной и
общественной жизни. В полной мере
раскрываются таланты Н. А. Некрасова и А. А.
Фета, Ф. И. Тютчев. Отчетливо обозначаются
два направления поэзии: демократическое
(Некрасов, И. С. Никитин, Добролюбов, В.
Курочкин) и «чистое искусство» (А. Фет, А. К.
Толстой).
В 60-е годы поэзия вновь несколько теряет
свои позиции
English     Русский Правила