Стилевые течения в ИСКУССТВЕ
Аббатство Сен-Савен-сюр-Гартамп во Вьенне. XII в.
Аббатство Сен-Савен-сюр-Гартамп во Вьенне. XII в.
1.3.2. Станковые формы
35.35M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Стилевые течения в искусстве

1. Стилевые течения в ИСКУССТВЕ

2.

1.
Позднеантичное искусство
II—VI вв.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ V—XV вв.
2. Раннесредневековое искусство V—XI вв./ начало феодализма
3. Искусство Византии
V—XV вв./ период феодализма
4. Романское искусство
XI—XIII вв./ расцвет феодализма
5. Готическое искусство
XIII—XV вв./ упадок феодализма
Термин «романский стиль» был придуман в начале XIX в.
Арсиссом де Комоном по аналогии построек XI—XII вв. с римскими
базиликами, арками, сводами.
Романика стала первым системным западно-христианским
стилем, который аккумулировал в себе позднеантичные,
раннесредневековые, византийские, ближневосточные влияния и
распространился от Португалии до Дании.

3.

Тема №14
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
XI—XII вв.
Замок Гравенстен в Генте. XII в.

4.

1.
Романский стиль и синтез искусств.
1.1. Архитектура
1.2. Скульптура
1.2.1. Тимпаны
1.2.2. Повествовательная капители.
1.3. Живопись
1.3.1. Фрески.
1.3.2. Станковые формы, миниатюра.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
Диапазон образов романского синтеза.
Франция.
Германия.
Италия.
Испания.
Португалия.
Дания.
3.
Формула романского стиля.

5.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
И СИНТЕЗ ИСКУССТВ
Базилика Сан-Исидоро-де-Леон, усыпальница королей, 1063 г.

6.

Королевская крепость Алькасар в Сеговии, IX в.

7.

АРХИТЕКТУРА
Монастырь Веруэла, Арагон/ Испания

8.

Собор Сен-Пьер в Ангулеме,1100—1128 гг.

9.

Сен-Трофим в Арле
XII в.
Сен-Мадлен в Везле
XII в.
Сен-Тринити в Кане
XI—XII вв.
— общий компактный объем, собранный из простых геометрических тел (трех-,
четырех-, шести-, восьмигранных призм, цилиндров, конусов, пирамид);
— динамичный силуэт с резкими перепадами высот между центральным и
боковыми объемами (башнями);
— композиция западного фасада подчиняется горизонтальным
членениям (аркатурно-колончатые пояса), имеет трехчастную по
вертикали и горизонтали структуру с доминантой входного (перспективного)
портала.

10.

Несущая конструкция — толстая стена, прорезанная сдвоенными
полуциркульными окнами, и два продольных ряда массивных столбов.
Несомая конструкция — цилиндрические и крестовые своды на
основе полуциркульной арки. Ячейка крестового свода – травея.

11.

Базилика Сен-Жюльен в Бриуде, XI–XIII вв.

12.

13.

СКУЛЬПТУРА
Аббатство Сен-Мишель де Кюкса

14.

Благодаря выразительности силуэтов, объемов, ритмических
рядов романская архитектура обрела качества эстетически
самодостаточной пластики, а посредством союза с изобразительным
искусством она буквально заговорила. Обширные площади массивных
стен стали залогом развития скульптуры и живописи. Практически все
членения и детали обыгрывались ими.
Аббатство Сен-Жени-де-Фонтен,1019–1020 гг.

15.

Романскому синтезу довелось продолжить глобальную
перезагрузку воззрений бывших подданных Римской империи,
систематизировать их разрозненные представления о сущем. Церкви
стали моделями монотеистического миропонимания, устремленного к
высшему идеалу. Добросовестное отражение всего этого сделало их
энциклопедиями средневекового знания.
Иллюстрации к Библии, мотивирующие человека спасать душу,
делать правильный выбор между ангелами и демонами каждую минуту
жизни, соседствовали с историческими, литературными,
фольклорными, фантастическими персонажами, со сценами на самые
волнующие и даже болезненные темы.
Чаще всего изображались:
― из Нового завета сцены Вознесения, Преображения,
Пятидесятницы, Страстей Христовых, житий мучеников, Апокалипсиса.
― из Ветхого завета ― сцены Сотворения мира, Грехопадения
Адама и Евы, Изгнания из рая;
― из актуальной информации — портреты и сцены из жизни
сюзеренов, церковнослужителей, исторических, мифических,
безымянных героев, свидетельствующие об острой наблюдательности
и юморе создателей.

16.

Полукруглое завершение дверного проема во входном портале – тимпан.
Самым распространенным сюжетом рельефов в тимпанах был Страшный суд,
предупреждающий каждого смертного о возмездии.
Тимпаны
Золотой портал. Собор Девы Марии в Фрайберге, XII—XIII в.

17.

Страшный суд. Тимпан церкви Сен-Мадлен в Везле. XII в.

18.

Страшный суд. Тимпан церкви Сан-Лазар в Отене

19.

Страшный суд. Тимпан церкви Сент-Фуа, г. Конк-ан-Руэнг

20.

Церковь аббатства св. Фе в Конке, XI в.

21.

Повествовательные капители

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Церковь аббатства Св. Австремония в Иссуаре, 1130―1150 гг.

32.

ЖИВОПИСЬ
Аббатство Сен-Савен-сюр-Гартамп во Вьенне. XII в.

33.

1.3.1. Фрески
Аббатство Сен-Савен-сюр-Гартамп во Вьенне. XII в.

34. Аббатство Сен-Савен-сюр-Гартамп во Вьенне. XII в.

Жетвоприношение Каина и Авеля
Явление Господа Аврааму
Аббатство Сен-Савен-сюр-Гартамп во Вьенне. XII в.

35. Аббатство Сен-Савен-сюр-Гартамп во Вьенне. XII в.

Фреска в монастыре Ламбах близ Зальцбурга,1089 г.

36.

Фреска капелле Сан-Сильвестро в Риме, XIII в.

37.

Фрески Сант-Анджело-ин-Формис в Капуе, ок.1087 г.

38.

Христос Пантократор
Церковь Сан-Клементе в Тауле (Каталония). ок.1123 г.

39.

Богоматерь Оранта
Церковь св. Марии в Тауле (освящена, как и Сан-Клементе, в 1123 г .)

40.

1.3.2. Станковые формы
Тайная вечеря. Алтарный фронтал. Монастырь Суригуэрола. Вт. половина XIII в.
С романским стилем связано пробуждение станковых форм в
скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.
Алтарный фронтал ― фасад алтаря-престола с изображениями
евангельских сцен, которые могут быть вытканы, вышиты, вырезаны из
дерева, отлиты в металле, написаны красками, украшены слоновой
костью, золотом, самоцветами.

41. 1.3.2. Станковые формы

Алтарный фронтал из церкви св.Климента в Тауле. ок.1123 г.

42.

43.

44.

Сцены из жизни царя Давида
Англия, XII в.

45.

Моисей и евреи.
Мастер Гуго, 1135―1140
Монастырь
ЗолотойБери-Сент-Эдмунд
кодекс из Лорша, XII в.
Миниатюра регенсбургской школы
XI в.

46.

ДИАПАЗОН ОБРАЗОВ
РОМАНСКОГО СИНТЕЗА
Сен-Мадлен в Везле, XII в.

47.

2.1. ФРАНЦИЯ
Романские замки, монастыри,
церкви разбросаны по всей
Европе. Более всего их во
Франции, особенно к югу от
Луары, где пролегали маршруты
паломников. Архитектурные
объекты служили маяками и
выполняли градоформирующую
функцию. Например, вокруг
бенедиктинского аббатства Клюни
начал развиваться город, ставший
центром образования, науки,
искусства.
Аббатство Клюни, XI—XIII вв.
Аббатство Клюни/ Бургундия, X—XII вв.

48.

49.

Капелла кающихся грешников в Больё-сюр-Дордонь, XI—XII вв.

50.

Собор Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, XI в.

51.

Собор Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, XI в
Фрагмент фриза Адам, Ева и Навуходоносор II

52.

Ева. Мастер Жильбер. Рельеф из собора Сен-Лазар в Отене, XII в.

53.

2.2. ГЕРМАНИЯ
Фрагмент распятия, XI в.
Церковь св.Георгия в Кёльне

54.

Лаахское аббатство Святой Марии, XI в.

55.

Интерьер Лаахского аббатства Святой Марии

56.

Капитель Лаахского аббатства Святой Марии

57.

Лимбургский собор в Лимбург-ан-дер-Лан, 1206—1235 гг.

58.

Лимбургский собор в Лимбург-ан-дер-Лан, 1206—1235 гг.

59.

Фреска над северной галереей.
Лимбургский собор в Лимбург-ан-дер-Лан, 1206—1235 гг.

60.

2.3. ИТАЛИЯ
Кастелло-Сфорцеско в Милане.
Церковь св.Франциска Ассизского в Мессине, 1063—1092 гг.

61.

Собор Успения Богоматери в Пизе/ Санта-Мария делла Салюте.1063—1092 гг.

62.

Собор Успения Богоматери в Пизе. 1063—1092 гг.

63.

2.4. ИСПАНИЯ
Базилика Сан-Исидоро-де-Леон, усыпальница королей, 1063 г.

64.

9 церквей в долине Валь-де-Бои
Скит Сант-Кирк
Церковь Сан-Феликс
Церковь Санта-Мария-де-ла-Асунсьон

65.

2.5. ПОРТУГАЛИЯ
Кафедральный собор Се Велья в Коимбре, XII в.

66.

Кафедральный собор Се Велья в Коимбре, XII в.

67.

2.6. ДАНИЯ
Предполагается, что пять башен символизируют Небесный Иерусалим с
его пятью высотками.
Церковь Богородицы в Калуннборге, XII в.

68.

ФОРМУЛА
РОМАНСКОГО СТИЛЯ
Приорат Серрабоны, монастырь регулярных каноников
Буль-д’Амон, XI—XII вв.

69.

Приорат Серрабоны, монастырь регулярных каноников
Буль-д’Амон, XI—XII вв.

70.

Приорат Серрабоны, монастырь регулярных каноников
Буль-д’Амон, XI—XII вв.

71.

Приорат Серрабоны, монастырь регулярных каноников Буль-д’Амон, XI—XII вв.
Капители, Матфей и Христос-Агнец, Ангелы

72.

Фрагмент распятия из церкви Ла Гротха. XII в.

73.

Ковер со сценами сотворения Мира из Жироны. XII в.

74.

75.

Отчетливые, но трудно артикулируемые закономерности
наблюдаются во всех пластических искусствах XI—XIII вв. В
предельно обобщенном виде это метафорическое выражение
христианской духовности — формула романского стиля: с одной
стороны, сила, суровость, лаконичность; с другой стороны, наивность,
чистота, сентиментальность.
В рельефах и фресках данная формула подразумевает:
иерархически-орнаментальные композиции;
экспрессию разномасштабных, диспропорциональных,
изломанных фигур;
скупость в обозначении среды.
В архитектурных объектах эта формула подразумевает:
мощные стены / несущая конструкция;
цилиндрические или крестовые своды / несомая конструкция
монументальный декор / скульптурный рельеф (тимпаны и
повествовательные капители) и фреска.
Если в раннем средневековье скульптура пространственно
упрощалась, деградировала от круглых форм к низкому рельефу, то в
романике началось обратное движение – к высокому рельефу и к
круглой статуе.

76.

Реформаторская церковь в Висели/ округ Земплен, Венгрия, XIII в.

77.

Жан Кокто, Фрески 1957 г. Романская часовня Сен-Пьер
Вильфранш-сюр-Мер/ Лазурный берег, Франция

78.

Марио Ботта. Часовня Санта Мария дельи Анджели
Монте Тамаро/ Швейцария,1992–1996 гг.

79.

Марио Ботта. Церковь Иоанна XXIII
2001–2004 гг. Сериате, Бергамо
Марио Ботта. Церковь Иоанна Крестителя
1986–1998. Моньо/ Швейцария.
English     Русский Правила