2.80M
Категория: ИскусствоИскусство

Триумф модернизма

1.

Триумф модернизма

2.

От символизма к модернизму
• Знаменательной вехой в истории нового
стиля модерн (лат. modernus, фр. moderne
— новый, современный) стало открытие в
Париже в 1895 г. магазина-салона
современного искусства с символическим
названием «L' Art Nouveau» («новое
искусство»). Действительно, это оказалось
новое искусство, существенным образом
отличающееся от всех предшествующих
исторических стилей.
Слова 1

3.

• На его оригинальность и непохожесть
указывал один первых исследователей
модерна Д. Штернбергер:
• «Что касается модерна, то он должен был и
хотел быть или стал стилем без образца,
без примера, совсем современным,
собственным, сегодняшним».

4.

• С одной стороны, модерн стремился вобрать в
себя все то, уже было накоплено
человечеством в сфере художественного творчества, а с другой — сказать совершенно
новое слово в искусстве, выработать новые
формы и образы, создать единый интернациональный стиль. С поставленными задачами
модерн справился прекрасно. Он
действительно обладал общностью
художественного языка, единой системой
выразительных средств и приемов.

5.

• Большое значение для развития и самоутверждения СТИЛЯ Модерн имели организация многочисленных выставок, издание
популярных художественных журналов, архитектурные
сооружения новом вкусе. Модерн быстро «растворился» в
рекламах и афиша фотографиях и книжных иллюстрациях, в
цветном стекле витражей. Приметы нового стиля легко
узнавались в музыкальных сочинениях и театральных
спектаклях. Предметы повседневного быта (мебель, посуда,
обои, ткани) и мода того времени наглядно демонстрировали
черты стиля модерн. Теперь отрицать его наличие стали делом
бессмысленным и бесполезным. Впрочем, как и всегда, нашлось немало критиков, которые дали ему весьма
нелицеприятные названия — «новый сладкий стиль», «стиль
томной лапши», «стиль ленточных червей».
Слова 3

6.

• Вобрав дух своего бурного времени (он
просуществовал до начала Первой мировой войны
в 1914 г.), модерн возник и сложился под влиянием
эстетики символизма. Эта общность символизма и
модернизма давно подмечена исследователями
искусства. Действительно, порой трудно провести
четкую грань между символизмом и модернизмом
в творчестве таких художников, как А. Гауди, Э.
Мунк. М. Врубель. До сих пор ученые по-разному
трактуют вопрос об их взаимоотношениях,
некоторые рассматривают символизм в рамках
стиля модерн.

7.

В основе нового художественного языка лежала линия —
декоративная и динамичная, гибкая и подвижная,
передающая энергию жизни. S-образная линия,
заимствованная у колышущихся морских волн и
водорослей, порхающих бабочек и стрекоз, тянущихся к
свету стеблей и цветов лилии и ириса, развевающихся
на ветру девичьих волос, определила одну из главных
отличительных особенностей стиля модерн — его
орнаменталъностъ. Бельгийский архитектор Виктор
Орта дал этой линии выразительное название — «удар
бича». А его соотечественник Хенри ван де Велде
подчеркивал, что линия модерна отличается «гибкостью
и упругостью, способными передать ток рвущейся из
природных глубин энергии. ..».
Слова 4

8.

• Текучая, плавная, непрерывная линия,
напоминающая серпантин заполняла
фасады архитектурных сооружений,
музыкальные формы, пространство картин
или театральной сцены. Орнаментальное
начало модерна объединило практически
все виды искусства
Видио 1

9.

• Одним из ярких представителей флоралъного
модернизма стал французский архитектор Эктор
Гимар (1867—1942), создавший свой особый, так
называемый стиль Гимара, или «стиль метро», в
архитектуре. Его отличали изысканность вьющихся
и изогнутых форм, сложная узорность, асимметрия,
нарушение естественных пропорций. Линия в его
произведениях превращалась в своеобразный
элемент организации пространства, лишенного
параллельности и симметрии. Гимар утверждал:
• «Природа — это величайший архитектор, а она не
производит ничего параллельного и ничего
симметричного».
Слова 8

10.

11.

• В 1898 г. Гимар получил заказ на возведение трех
станций парижского метрополитена. Главную цель
своего проекта он видел в оформлении наземных
павильонов (в настоящее время они не сохранились).
Впервые достоянием архитектуры стал цветочный
декор, ранее использовавшийся лишь для оформления
интерьеров. Столбы из железа, раскрашенные темнозеленым цветом, напоминавшим старую бронзу,
служили опорой для входа в метро. Неожиданно возникшие из асфальта металлические сплетения
тропических цветов, пучки водяных растений, фонарей
в виде ярко-красных тюльпанов поражали воображение
зрителей.
Видео 2

12.

13.

Отель Меzzara, ул. Ля Фонтейн, 60 (1910 г.)

14.

15.

16.

• _В_основе оригинальной и яркой эстетики
модернизма лежала идея синтеза
искусства, стремление к созданию единого
стиля в архитектуре, интерьере, графике,
живописи и дизайне. Творчество
большинства мастеров модерна отличалось
универсальностью. Они умели делать
практически все.
Слова 10

17.

• Интересный пример в этом отношении
представляет творчество известного бельгийского
архитектора, живописца и дизайнера Хенри ван де
Велде (1863—1957). Известный тезис, что дом
должен, как костюм, подходить своему владельцу,
он воплотил в особняке Блюменверф в пригороде
Брюсселя. Создав жилой дом по своему проекту
для собственной семьи, он разработал и его
интерьер. Мебель, ковры, обои, обивочные ткани,
светильники — все отвечало замыслу художника.
Более того, он придумал модели домашних платьев
для жены, продумал цвета посуды, которая должна
была соответствовать определенным блюдам.

18.

19.

20.

Вилла Шуленберг в Гере. Арх. Анри
Ван де Велде. 1913—14

21.

Школа искусств и ремесел в Веймаре. Арх. Анри Ван
де Велде. 1907

22.

Стул для дома Блюменверф. Около 1898. Красное
дерево, кожа. 95 х 44 х 45 см

23.

Письменный стол и кресло. 1898—99. Дуб,
позолоченная бронза, кожа, медь. Музей Орсе,
Париж

24.

25.

26.

27.

Мейсенский фарфор. Музей искусства, Кливленд

28.

29.

• Характерной приметой стиля модерн стала
его функционалъностъ, то есть
ориентированность на использование и
применение в быту. Перед искусством
ставилась задача создания прекрасной и
удобной среды, в которой могла бы
протекать повседневная жизнь каждого
человека. «Искусство для всех» стремилось
к применению экономичных материалов:
стекла, бетона и металла.
Слова 5

30.

• Например, стекольные мануфактуры
создавали не только единичные
высокохудожественные произведения, но и
не уступающие им по качеству массовые,
серийные изделия. С материалами из
прозрачного или модного матового стекла
можно было экспериментировать до
бесконечности. Самыми излюбленными
оставались светильники с изображениями
грибов, деревьев, цветов или насекомые

31.

• На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн охватил
почти все европейские страны. Он перешагнул
и на Американский континент, где получил
довольно широкое распространение. В
каждой из стран он приобрел свое название:
«Ар нуво» во Франции и Бельгии, «югендстиль» в Германии, «сецессион» в Австрии,
«либерти» в Италии, «модерн стайл» в
Великобритании, «модерниссимо» в Испании,
«тиффани» в США, «модерн» в России.
Слова 2

32.

• В каждой национальной культуре стиль
модерн оставил яркий и заметный след.
Последний большой художественный стиль
оказал огромное влияние на дальнейшее
развитие искусства.
• До середины XX в. о модерне забыли или
говорили как о нелепой безвкусице. Его
подлинное открытие началось с 50-х годов.
Оценки этого стиля изменились и были
существенным образом пересмотрены.

33.

Модерн в изобразительном искусстве
• Новый художественный стиль проявил себя во
всех видах изобразительного искусства:
живописи и графике, фотографии и дизайне,
скульптуре и декоративно-прикладном
искусстве."
• В искусстве живописи модерна особого
внимания заслуживает творчество Г. Климта
(Австрия), Э. Мунка (Норвегия), Ф. Ходлера
(Швейцария), Д. Энсора (Великобритания),
художников объединения «Мир искусства»
(Россия).
Слова 8

34.

• Имя известного австрийского живописца,
графика и книжного иллюстратора
Густава Климта (1862—1918) неразрывно
связано со стилем модерн. В
декоративном оформлении
аллегорических композиций ему не
было равных. Женская фигура Музыки с
кифарой в руках («Музыка», 1895),

35.

• Одно из самых совершенных произведений
художника — картина «Поцелуй». На
возвышении, усыпанном цветами, на фоне
старинного потемневшего золота
изображены два юных существа, слившихся
в поцелуе. Ткани одежды, расцвеченные по
желтому фону спиралями, кругами,
овалами, подчеркивают неопределенность
их очертаний.

36.

37.

38.

• Стилистика модерна наиболее отчетливо
проявила бя в искусстве графики. Никогда
еще не было такс количества рекламных
плакатов, театральных афиш, книжных
люстрации, созданных первоклассными
художниками. А. де луз-Лотрек (Франция),
О. Бёрдсли (Великобритания), А. Муха (
хия), художники «Мира искусства» (Россия)
определили основные направления в
развитии этого вида искусства.
Слова 7

39.

• Французскому художнику и графику Анри де Тулуз-Лотреку
(1864—1901) в полной мере удалось воссоздать атмосферу своего времени. Его рекламные плакаты и афиши запечатлели
певцов и танцовщиц, акробатов и клоунов, посетителей
маленьких ночных кабаре на улице Mod мартр в Париже.
Афиши для танцевальное го зала «Мулен-Руж» выделяются
резкой'
• и динамичной линией, неожиданными ракурсами силуэтов
фигур, контрастностью ярких цветовых пятен, орнаментальностью поверхности. Он сумел создать свой особый
выразительный язык, поднять рекламу до уровня высокого
художественного творчества. Его огромное наследие (более
пятисот картин, три тысячи рисунков, около четырехсот
литографий) определило дальнейшие пути развития этого
жанра.

40.

41.

Танцы в Мулен-Руж

42.

• В "Мулен-Руж",
начало кадрили.
1892 -

43.

• Клоунесса ШаЮ-Као в
"Мулен-Руж"
1895 -

44.

• Плакат "В
концерте".
1896 -

45.

В цирке Фернандо, всадница на белой лошади, 1888
г.

46.

Афиша для танцевального зала «Мулен-Руж»

47.

48.

• Английский график Обри Винсент Бёрдсли (1872—
1898) создал свой оригинальный стиль в искусстве
модерна. Изысканные черно-белые иллюстрации к
литературным произведениям принесли ему
всемирную известность и славу. Вот как он сам
объяснял суть своего творческого метода:
• «Фантастическое впечатление от рисунка
достигается тонкой виртуозной линией в сочетании
с большими пятнами сплошного черного цвета».
• Особую известность двадцатилетнему
• художнику принесли иллюстрации к пьесе
английского писателя Оскара Уайльда них —
«Кульминация» (1894) — Саломея, только что
обезглавившая Иоанна Крестителя. Схватив голову
жертвы, она с нескрываемым вожделением
рассматривает свою «добычу».
Слова 6

49.

50.

• В искусство книжной иллюстрации Бёрдсли
внес новое понимание выразительных
возможностей рисунка, функции рамы и
изобразительного пространства картины. В
своих произведениях он мастерски
соединил черты греческой вазописи,
японской гравюры и французского рококо.

51.

• Творчество чешского
графика и мастера
декоративно-прикладного
искусства Альфонса Мухи
(1860—1939) пользовалось
особым признанием
современников. Одна из
газет писала: «Это —
богатство, разбросанное
полными горстями по
сомнительной белизне
стен наших улиц».

52.

• Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году,
когда накануне Рождества он получил от театра
«Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный
заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с
участием великой актрисы Сары Бернар. Как
рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года
ему позвонил владелец типографии по имени де
Бруноф, с которым он поддерживал деловые
отношения. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только
что мне позвонила Сара Бернар. Ей нужен рекламный
плакат для новой постановки. Он должен быть готов к
утру новогоднего дня. Вы когда-нибудь делали что-либо
подобное?» «Нет, — ответил Муха, — но я могу
попробовать».

53.

• Созданные им рекламные плакаты, театральные
афиши и декорации для театра «Ренессанс», где он
работал главным художником с 1894 по 1901 г.,
отличали изысканный рисунок и экзотический
орнамент в восточном или испано-мавританском
стиле. Афиши для известной актрисы этого театра
Сары Бернар прославили его имя. Для своих
произведений он неизменно выбирал
вертикальный формат, в котором четко
прочерчивал контурной линией силуэт актрисы в
роскошном одеянии. Никто, как он, не сумел
образно передать романтическую женственность
искусства модерн.

54.

• К 27 декабря 1894 года плакат
был готов. Выполнен он был в
технике многокрасочной
литографии. На плакате во весь
рост была изображена актриса.
Рисунок плоский, без
выявляющей объём штриховки,
но очень декоративный.
Исполнен он преимущественно
в золотых тонах. Сверху над
изображением на золотом фоне
написано название пьесы —
«GISMONDA». Большими
длинными листами (2266×795
мм) были заклеены все стены и
заборы Парижа.

55.

• Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с
неизвестным художником, и по её настоянию он получил место
главного декоратора театра.
• Вот так работа над плакатом моментально сделала Муху едва
ли не самым популярным художником в Париже.
• Саре Бернар настолько понравился творческий метод Мухи, что
она подписала с художником контракт на шесть лет, в течение
которых Муха рисовал не только театральные афиши к
спектаклям с участием актрисы, но и работал над костюмами и
декорациями к ним. За шесть лет из-под его кисти вышло
множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых
относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка»,
«Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы
и украшения.

56.

57.

Парижский период — время создания циклов
декоративных панно.

58.

В очертаниях готических стрельчатых арок подобно святым
со средневековых витражей появляются героини Мухи —
Утро, День, Вечер, Ночь

59.

Рядом улыбаются, наслаждаясь своей красотой, Весна, Лето,
Осень, Зима:

60.

Из сумрака небес, в тёмных вуалях драпировок сияют тела
звёздных красавиц: Утренняя звезда, Полярная, Вечерняя и,
наконец, Луна, царица ночи.
English     Русский Правила