2.64M
Категория: ЛитератураЛитература

Михаил Афанасьевич Булгаков

1.

Михаил Афанасьевич
Булгаков

2.

2
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» одно из загадочнейших явлений русской
литературы XX века. Это произведение
имеет множество вариантов прочтения, ни
один из читателей не остается
равнодушным.
В чем же специфика произведения, как
реализовался здесь талант Булгакова, что
хотел сказать своим читателям автор?
Попробуем вместе ответить на эти
вопросы.

3.

Жизнь и роман.
Удивительные сцепления
Многие образы романа восходят к
впечатлениям и фантазиям детства. Однажды
своей сестре Наде двенадцатилетний
Булгаков сказал: « Ты думаешь, я сегодня
ночью спал? Я был на приеме у сатаны!»
Огромное впечатление на юного Михаила
Афанасьевича произвела открывшаяся в
Киеве в начале 1902 года панорама «Голгофа».
Будущий автор знаменитейшего романа
хорошо знал библейские тексты – в гимназии
по закону Божию у него была «пятерка».

4.

Более всего Воланд связан с Мефистофелем из трагедии
«Фауст». Гёте пишет: «Junker Voland kommt!» «Дорогу! – чорт
идет!» (Мефистофель в сцене «Вальпургиева ночь»,
прокладывая себе и Фаусту дорогу на гору Брокен среди
нечисти)
Связь эта закреплена и эпиграфом к роману, сначала он был
выписан по - немецки, потом – переведен на русский:
« - Так кто ж ты наконец?
- Я часть той силы,
что вечно хочет зла
и вечно совершает благо»
Но первым толчком к замыслу образа была музыка : опера
Шарля Гуно, написанная на сюжет Гёте и поразившая
Булгакова в детстве.
Вероятно, писатель видел в роли Мефистофеля Фёдора
Шаляпина, ибо одеяние булгаковского Воланда повторяет
сценический костюм оперного певца.

5.

Образ Мастера
Образ был автопортретным, много
совпадений в судьбе героя и
Булгакова.
У Михаила Афанасьевича были
легкие, рассыпающиеся светлые
волосы, они мешали ему, и
работать он любил, натянув на
голову колпак. (Колпак с вышитой
руками Маргариты буквой «М»
Мастер показывает Ивану
Бездомному в сцене знакомства).

6.

Образ Маргариты
В феврале 1929 года Булгаков познакомился с Еленой
Сергеевной Шиловской. В октябре 1932 года она стала третьей
женой писателя.
“Мы познакомились очень неожиданно. Я интересовалась им давно. С
тех пор как прочитала “Роковые яйца” и “Белую гвардию”. Я
почувствовала, что это совершенно особый писатель. Хотя
литература 20-х годов у нас была очень талантлива… И среди всех
был Булгаков, причем среди этого большого созвездия он стоял как-то
в стороне по своей необычности, необычности темы, необычности
языка, взгляда, юмора: всего того, что, собственно, определяет
писателя. Все это поразило меня.
Я была женой генерала-лейтенанта Шиловского, прекрасного,
благороднейшего человека. Была, что называется, счастлива: муж,
занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей…
Вообще все было хорошо. Но когда я встретила Булгакова случайно в
одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на безумно
трудную трагедию разрыва. Я пошла на все это, потому что без
Булгакова для меня не было бы ни смысла жизни, ни оправдания ее…”

7.

Образ Аннушки
Знаменитая Аннушка, которая стала
причиной ужасной смерти Берлиоза,
существовала в реальности, только вот
масло около трамвайных рельсов она не
разливала
Казалось бы, такую Аннушку можно
увидеть где угодно и вывести
собирательный образ склочницы, ан нет:
Аннушка-Чума – реальный человек.
Оказалось, что это соседка самого
Михаила Афанасьевича, причем соседка
по квартире. Той самой, номер 50.
Обычно писателю тяжело найти типаж,
который бы полностью удовлетворял его
запросам, но тут Булгакову «повезло».
Склочница и скандалистка Анна
Горячева, видимо, была собранием всех
отвратительных житейских качеств.
Увеличенная копия фотокарточки
Анны Горячевой

8.

«Как причудливо
тасуется колода!»
Когда Коровьев рассказывал Маргарите о
текущей в ней королевской крови, он
говорил, что для родственных связей в
некоторых случаях не существует ни
сословных, ни межгосударственных границ.
Вот и в случае с Аннушкой-Чумой, яркой
представительницей самых низов
общества, хочется воскликнуть: «Как
причудливо тасуется колода!» Ведь
фотографию передал её правнук успешный адвокат, швейцарец,
интеллигент, владеющий несколькими
языками.

9.

«Нехорошая квартира»
В “нехорошей квартире” по адресу:
Москва, ул. Садовая 302-бис, в которой по
сюжету романа проживал Сатана со своей
свитой, жил сам Булгаков с 1921 по 1924
годы.
Номер "302 бис" в романе – это
зашифрованный дом № 10 по Большой
Садовой. Это 3 плюс 2, а бис означает
"повторить" - получается 10. Таким путем
писатель подчеркнул нереальность
происходящего.

10.

«Нехорошая квартира»
Булгаков был приезжий, никому не знакомый
писатель. Скромный, бедный, с виду
интеллигентный, но соседи, от которых, как
известно, ничего не скрыть, вскоре начали
шептаться, что новый жилец – бывший тифозник
(он перенёс тиф во Владикавказе)
В этой квартире Булгаков полностью испытал все
прелести коммуналки . Недовольные соседи
пролетарского происхождения по ночам
колотили в стены или врывались в комнату к
писателю, отнимая бесценные минуты, т.к.,
работая в редакции газеты «Гудок», писать он мог
только по ночам.
Они требовали прекратить жечь электричество и
по малейшим поводам строчили доносы. Словом,
Москва встретила Булгакова не слишком
ласково.

11.

Комната Булгакова в квартире № 50

12.

«Нехорошая квартира»
Квинтэссенцией духа «Нехорошей
квартиры» является коммунальная
кухня. В этом месте шипели примусы
и сушилось белье, в печке сгорал
дорогой паркет, устраивались пения
под гармонику, происходили
соседские скандалы.
Кухня была самым пеклом квартиры
№50, она стала для Булгакова
неиссякаемым источником образов и
впечатлений, ведь именно здесь
разговаривали и шумели будущие
персонажи «Мастера и Маргариты»

13.

«Нехорошая квартира»
Ночью 23 января 1934 года Михаил Афанасьевич
Булгаков диктовал сцену пожара в «нехорошей
квартире» на Садовой, 302-бис. В романе пожар
устроил кот Бегемот, использовавший в качестве
огнемета примус. Но во время диктовки в квартире
случился настоящий пожар, и именно из-за
примуса, который взорвался по вине
домработницы.
Ещё один пример того, как события из романа
«Мастер и Маргарита» и происходящее в жизни
Булгакова причудливым образом переплетались.

14.

Своеобразие романа
В первоначальном варианте романа не
было Мастера и Маргариты.
Сатирический роман «о дьяволе» в
сохранившихся черновиках имел
следующие варианты названия:
«Гастроль», «Сын…», «Черный маг»,
«Копыто инженера», «Консультант с
копытом». В 1932 году автор
рассматривает несколько вариантов
названия: «Сатана», «Черный богослов»,
«Он появился», «Подкова иностранца».

15.

Своеобразие романа
Всего в романе 506
персонажей,
156 из них имеют
собственные имена,
249 – безымянны,
более 100- «коллективные»
персонажи.

16.

Своеобразие романа
Вопрос о жанре
Можно назвать его
и бытовым (воспроизведены картины московского быта
двадцатых-тридцатых годов),
и фантастическим,
и философским,
и автобиографическим,
и любовно-лирическим,
и сатирическим.
Роман многожанров и многопланов. Все тесно переплетено,
как в жизни.
Необычна и композиция романа.

17.

РОМАН В РОМАНЕ
1)
ОСОБЕННОСТИ
композиции
романа
РОМАН О МАСТЕРЕ
МАРГАРИТЕ,
И
ЖИВУЩИХ В МОСКВЕ 30-ЫХ ГОДОВ ХХ
ВЕКА
2) РОМАН О «БЕСЧИНСТВАХ» ВОЛАНДА
И ЕГО СВИТЫ В МОСКВЕ
3) РОМАН МАСТЕРА ОБ
ИЕШУА И
ПОНТИИ ПИЛАТЕ
СУДЬБА САМОГО БУЛГАКОВА ОТРАЖАЕТСЯ В
СУДЬБЕ МАСТЕРА, СУДЬБА МАСТЕРА — В
СУДЬБЕ ЕГО ГЕРОЯ ИЕШУА.
РЯД ОТРАЖЕНИЙ СОЗДАЕТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ, УХОДЯЩЕЙ В ГЛУБЬ
ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ, В ВЕЧНОСТЬ

18.

Троемирие романа
Григорий Сковорода - русский и украинский
странствующий философ, поэт, педагог 18 века,
считается основателем русской религиозной философии
При написании романа Булгаков пользовался
несколькими философскими теориями:
на них были основаны некоторые
композиционные моменты, а также
мистические эпизоды и эпизоды
ершалаимских глав.
Писатель большинство идей позаимствовал у
украинского философа 18 века Григория
Сковороды, труды которого изучил
досконально.
Интересно, что памятник Григорию Сковороде
в Киеве установлен на Контрактовой площади,
находящейся совсем недалеко от Андреевского
спуска, где стоит дом Булгаковых
(ещё одно сцепление?!)

19.

Троемирие в романе
Так, в романе происходит взаимодействие
трех миров: человеческого (все люди в
романе), библейского (библейские
персонажи) и космического (Воланд и его
свита).
Сравним: по теории «трех миров» Сковороды,
самый главный мир - космический, Вселенная,
всеобъемлющий макрокосм. Два других мира
частные. Один из них - человеческий,
микрокосм; другой - символический, т.е. мир
библейский. Каждый из трех миров имеет две
«натуры»: видимую и невидимую.

20.

Троемирие в романе
Все три мира сотканы из добра и
зла, и мир библейский выступает у
Сковороды как бы в роли
связующего звена между
видимыми и невидимыми натурами
макрокосма и микрокосма.
В романе «Мастер и Маргарита»
двойственность выражается в диалектическом
взаимодействии и борьбе добра и зла (это
является главной проблемой романа).
По тому же Сковороде, добро не может
существовать без зла, люди просто не будут
знать, что это добро.
У человека имеются два тела и два
сердца: тленное и вечное, земное
и духовное, и это означает, что
человек есть «внешний» и
«внутренний». И последний никогда
не погибает: умирая, он только
лишается своего земного тела.
Как сказал Воланд Левию Матвею: «Что бы
делало твое добро, если бы не существовало
зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее
исчезли все тени?».
Должно быть некое равновесие между добром
и злом, которое в Москве было нарушено: чаша
весов резко склонилась в сторону последнего, и
Воланд пришел как главный каратель, чтобы
восстановить его.

21.

Троемирие в романе
Трехмирность «Мастера и Маргариты» можно
соотнести и со взглядами известного русского
религиозного философа, богослова и ученогоматематика П.А. Флоренского (1882-1937),
который развивал мысль о том, что «троичность
есть наиболее общая характеристика бытия»,
связывая ее с христианской троицей. Он также
писал: «...Истина есть единая сущность о трех
ипостасях...».
У Булгакова действительно композиция романа
складывается из трех пластов, которые в
совокупности приводят нас к пониманию
главной идеи романа
о нравственной ответственности человека за свои
поступки, о том, что стремиться к истине должны
все люди во все времена.

22.

Троемирие в романе
Три основных мира «Мастера и Маргариты» –
древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский
не только связаны между собой (роль связки выполняет мир сатаны), но и обладают
собственными шкалами времени.
В потустороннем мире оно вечно и неизменно, как бесконечно длящаяся полночь на Великом
балу у сатаны.
В ершалаимском мире – время прошедшее,
в московском мире – настоящее.
Эти три мира имеют три взаимосвязанных между собой ряда основных персонажей, причём
представители различных миров формируют триады, объединённые внутренним подобием и
сходным взаимодействием с персонажами своего мира.

23.

Триады в романе
В ершалаимских сценах события развиваются благодаря действиям
Понтия Пилата.
В московских сценах всё происходит по воле Воланда, который
безраздельно царит в потустороннем мире, проникающем в мир
московский всюду, где нарушены моральные и нравственные устои.
Стравинскому же в его клинике вынуждены беспрекословно
подчиняться персонажи московского мира, ставшие жертвами Воланда
и его свиты.
Свои свиты есть также у Пилата и Стравинского.
Пилат пытается спасти Иешуа, но терпит неудачу.
Воланд спасает Мастера, но только в своём, потустороннем мире,
тогда как Стравинский безуспешно пытался спасти автора романа о
Понтии Пилате в мире московском.
Власть каждого из трёх по-своему ограничена:
Пилат не способен помочь Иешуа из-за своего малодушия.
Воланд лишь предсказывает будущее тем, с кем соприкасается, и
пробуждает дьявольские наклонности у своих жертв
Стравинский же оказывается не в силах предотвратить земную гибель
Мастера или вернуть полное душевное спокойствие Ивану Бездомному

24.

Триады в романе
Связь между Афранием и Фаготом
устанавливается на основе
замечательного соответствия их имён.
В статье «Фагот» Энциклопедического
словаря Брокгауза и Ефрона
указывается, что изобретателем этого
музыкального инструмента был
итальянский монах Афранио.

25.

Триады в романе
Марк Крысобой охотно «учит» Иешуа, как
нужно вести себя с Прокуратором.
Азазело – демон-убийца – выполняет
грязную работу по поручению Воланда.
А Арчибальд Арчибальдович становится их
проекцией в мире реальном.
Все трое выполняют функции палача,
последний, правда, только в воображении
рассказчика «Мастера и Маргариты».

26.

Триады в романе
Триада 4 необычна тем, что ее герои – животные.
Банга – собака Пилата, его единственное
спасение во время приступов головной боли,
единственное понимающее и любящее
Жестокого пятого прокуратора Иудеи
существо.
Тузбубен – проекция Банги в московском
мире, «милицейский» пес.
Бегемот – любимый кот Воланда, способный
ездить «зайцем» в трамвае и появляться из
зеркала.

27.

Триады в романе
5 триада сугубо женская:
Низа – агент Афрания,
Гелла – агент и служанка Коровьева-Фагота,
Наташа – служанка Маргариты.
Каждая совершает покрытый тайной
поступок:
Низа мстит за предательсто Иешуа,
Гелла будоражит своим видом посетителей
нехорошей квартиры,
а Наташа… становится ведьмой.

28.

Триады в романе
Берлиоз, Иосиф Каифа и редактор «толстого»
литературного журнала объединены в 6 триаду.
Они тоже «власть держащие», но рангом, несомненно,
пониже. У каждого их них есть червоточинка, которая
переводит их в разряд отрицательных героев:
Каифа понимает абсурдность казни Иешуа, но
настаивает на ней;
Берлиоз навязывает всем свой «воинственный» атеизм;
редактор – неизвестный в Торгсине - притворяется
иностранцем.
В этой триаде достигается максимальное
снижение персонажа современного мира по
сравнению с древним

29.

Триады в романе
Все трое – предатели.
Иуда предает Иешуа,
Могарыч – Мастера,
а Майгель пытается, но не успевает предать Воланда
вместе со всеми участниками Великого бала у
сатаны, причем его переход во власть «князя тьмы»
предопределен с самого начала.
Иуду и Майгеля за предательство настигает смерть.
Могарыч же выброшен в одних подштанниках из
Москвы Воландом. Однако Алоизий благополучно
возвращается и возобновляет свою деятельность,
заменив Римского на посту финансового директора
Театра Варьете.
Современный мир сатана исправить не в силах, это
могут попытаться сделать только сами люди, в которых
Воланд лишь обнажает существующие пороки,
роднящие их с миром потусторонних сил

30.

Триады в романе
Эту триаду формируют те, кто выступает в роли учеников Иешуа
и Мастера, а ранее – Каифы и Берлиоза:
Левий Матвей, будущий евангелист и бывший сборщик податей,
ставший единственным последователем Га-Ноцри,
поэт Иван Бездомный, друг Берлиоза и член МАССОЛИТа, ставший
единственным учеником Мастера, а позднее превратившийся в
профессора Института истории и философии Ивана Николаевича
Понырева,
поэт Александр Рюхин, член МАССОЛИТа и бывший друг
Бездомного, неудачно пытающийся встать вровень с Александром
Пушкиным и отчаянно ему завидующий
Левий Матвей, по словам Иешуа, неверно записывает за ним. В
поэме Бездомного облик Иисуса сильно искажен, что и
доказывается «евангелием от Воланда». Бездарные же вирши
Рюхина, который пишет бодрые революционные стихи, но в
революцию давно уже не верит, профанируют пушкинские
традиции поэтического слова.

31.

Диада в романе
Два таких тесно связанных друг с другом персонажа
«Мастера и Маргариты», как Иешуа и Мастер
образуют не триаду, а диаду.
Мастер принадлежит как современному, так и
потустороннему миру. Он появляется на Великом
балу у сатаны в праздничную, вечно длящуюся
полночь и сопровождает Воланда в последнем
полёте.
Иешуа Га-Ноцри совершает жертвенный подвиг во
имя истины и убеждения, что все люди добрые, ценой
жизни заплатив за желание говорить правду и только
правду.
Мастер же совершает подвиг творческий, создав
роман о Понтии Пилате, но оказывается сломлен
гонениями и озабочен уже не художественной
истиной, а поисками покоя.
Таким образом, и здесь московский персонаж
оказывается снижен по сравнению с ершалаимским.

32.

33.

Маргарита
Мона́да — согласно пифагорейцам,
обозначала «божество», или
«первое существо», «единицу» или
«единое, как неделимое». Позднее
— многозначный термин в
различных философских системах
Нового времени и современности.
English     Русский Правила