414.09K

Философия культуры. Тема 8

1.

Тема 8. Философия культуры
1. Понятие культуры. Проблема
многозначности.
2. Знаково-символическая
сущность культуры.
3. Функции культуры.

2.

1. Понятие культуры
Слово cultura древнеримского
происхождения; с лат. – «возделывание,
обработка», обозначало культурные
растения и процесс их выращивания.
Цицерон: философия – cultura animi
(«возделывание души»).
Термин «культура» был перенесён на
процесс «возделывания» человека через
обучение, воспитание, формирование
нравственных и гражданских
добродетелей.

3.

В научный оборот понятие стало входить на рубеже XVII–XVIII веков в
среде западно-европейских философов и просветителей вместе с
первыми концепциями философии истории (Дж. Вико, И.Г. Гердер,
И. Кант).
К концу XIX в. «культура» стала одним из фундаментальных понятий
социально-гуманитарного знания, играющим такую же роль, как понятие
массы в физике или наследственности в биологии.
Многозначность научных определений культуры: антропологических,
социально-нормативных, исторических, функциональных,
символических.
Эти трудности вызваны:
• сложностью, многоплановостью самой культуры как объекта
изучения;
• многогранностью использования данного термина в разных
дисциплинах.

4.

Культура – это…
- комплекс, включающий знания, верования,
искусства, законы, мораль, обычаи и другие
способности и привычки, созданные и
приобретенные человеком как членом общества (Э.
Тэйлор);
- система регулятивов человеческой деятельности,
несущая в себе аккумулированный опыт,
накопленный обществом (В. Давидович);
-
способ человеческой деятельности, включающий
сложную систему внебиологически выработанных
механизмов (Э.С. Маркарян);
-
научаемое поведение, т.е. поведение, к-рое не
передается генетически, а требует обучения;

5.

• как процесс – коммуникация, как предмет – совокупность
высказываний (например, произведений), символических
рядов, служащих целям коммуникации (например,
ритуалов), и средств коммуникации (языков, знаков) (В.
Червинский);
• «культура начинается там, где появляется специфически
человеческая “боль существования” и специфические
формы ее преодоления в виде произведений искусства,
философии, религии, науки» (В. Павлючук).

6.

2. Знаково-символическая сущность культуры
Л. Уайт: ведущую роль в культуре играют символы.
Символ/знак:
– вещь или явление, действие или предмет, значение которого
навязано человеком: святая вода, фетиш, ритуал, деньги и т.д.
– совокупность физической формы и значения; значение
определяется культурной традицией, его нельзя установить при
помощи органов чувств или естественнонаучного анализа.
Следовательно, культура представляет собой класс предметов
и явлений, зависящих от способности человека к символизации и
рассматриваемых в экстрасоматическом
(«надорганизменном», «внетелесном») аспекте.

7.

3. Функции культуры
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Познавательная (гносеологическая) функция – с помощью
культуры (языка, артефактов, практики) человек познает мир.
Функция трансляции социального опыта – культура
представляет собой объективированную память общества и
человечества.
Коммуникативная функция – культура формирует условия и
средства человеческого общения, как акт она и есть
коммуникация.
Ценностная (аксиологическая) функция – культура придает
ценность и значимость человеческой деятельности.
Адаптивная функция – культура обеспечивает адаптацию
человека к окружающему миру, создавая искусственную
среду.
Нормативная (регулятивная) функция – культура
регулирует поведение человека в различных сферах его
жизни: в труде, быту, в межличностных отношениях.
English     Русский Правила