ФИЛОСОФИЯ
Вопросы
Вопрос 1
Иммануил Кант (1724–1804)
И. Кант
Три знаменитых вопроса Канта
Философия определяет высшие цели человеческого разума
Главный вопрос теоретической философии Канта
Агностицизм Канта
Кант
Человек
Внешний механизм возникновения знания
Внутренний механизм возникновения знания
«Вещи в себе» (материальный мир)
Рассудок (спонтанная, аналитическая деятельность)
Разум
Учение об антиномиях разума
Практическая философия
Категорический императив
Главное в этике Канта
Категорический императив
По Канту,
Основная черта философии Канта
Вопрос 2
Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770–1831)
Идеалистическая система Гегеля
Абсолютная идея (АИ)
Абсолютная идея (АИ)
Таким образом,
Философская система Гегеля
Логика
Философия природы
Философия духа
Учение о субъективном духе
Учение об объективном духе
Учение об абсолютном духе
Философия Гегеля
Развитие протекает по схеме:
Гегель
Диалектический метод Гегеля
Система Гегеля
Вопрос 3
Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872)
«Антропологический» материализм Фейербаха
Фейербах
Фейербах
Преодоление религии
Антропологический материализм Фейербаха
Фейербах
Диалектика Гегеля и материализм Фейербаха
320.00K
Категория: ФилософияФилософия

Философия. Лекция 3. Немецкая классическая философия

1. ФИЛОСОФИЯ

Лекция 3.
Немецкая классическая
философия

2. Вопросы

1.
2.
3.
Теоретическая и практическая философия
И. Канта.
Идеалистическая система и диалектический
метод Г.Ф.В. Гегеля.
Антропологический материализм и атеизм
Л. Фейербаха.

3. Вопрос 1

Теоретическая и практическая философия
И. Канта.

4. Иммануил Кант (1724–1804)

родоначальник
немецкой классической
философии;
«Критика чистого
разума», «Критика
практического разума»,
«Критика способности
суждения».

5. И. Кант

«Две вещи наполняют душу всегда новым
и все более сильным удивлением и
благоговением, чем чаще и продолжительнее
мы размышляем о них, – это звездное небо
надо мной и моральный закон во мне».

6. Три знаменитых вопроса Канта

Что я могу знать? (теоретическая
философия);
Что я должен делать? (практическая
философия);
На что я могу надеяться? (религия);
эти три вопроса можно свести к
антропологии: что такое человек?

7. Философия определяет высшие цели человеческого разума

поиск истины и высших нравственных
ценностей.

8. Главный вопрос теоретической философии Канта

гносеология.

9. Агностицизм Канта

разделение мира на доступные познанию
явления («вещи для нас») и непознаваемые
«вещи сами по себе» («вещи в себе»);
то, чем вещь является для нас (феномен),
принципиально отличается от того, что она
представляет сама по себе (ноумен);
ноумены недоступны познанию.

10. Кант

поставил в центр своего исследования
активность человеческого мышления.

11. Человек

находится в центре субъект-объектных
отношений;
процесс познания – активный, творческий
процесс.

12. Внешний механизм возникновения знания

«вещи в себе» являются необходимой
предпосылкой функционирования знания.

13. Внутренний механизм возникновения знания

чувственное созерцание в формах
пространства и времени;
рассудок как понимание воспринятого в
категориях;
разум, придающий цель, направленность
деятельности;
идея Бога, к которой восходит разум, желая
постичь абсолютное начало всех явлений
вообще.

14. «Вещи в себе» (материальный мир)

воздействуют на органы чувств и вызывают
многообразие ощущений, которые
упорядочиваются с помощью априорных
(доопытных, субъективных) форм
созерцания (пространства и времени);
пространство систематизирует внешние
ощущения, время – внутренние.

15. Рассудок (спонтанная, аналитическая деятельность)

подводит многообразный чувственный опыт
под единство понятия, т. е. переводит
ощущения и восприятия в общезначимый и
объективный опыт с помощью мышления.

16. Разум

дает рассудку цель, движущий стимул,
направление деятельности (синтезирует,
обобщает, диалектическая деятельность);
желая постичь абсолютное начало всех
явлений вообще, разум восходит к идее
Бога.

17. Учение об антиномиях разума

антиномии – противоречия,
взаимоисключающие друг друга суждения;
например, в мире существует свобода и все
подчинено законам природы, мир прост и
сложен, конечен и бесконечен, Бог
существует и не существует и т.д.

18. Практическая философия

отвечает на вопрос «Что мы должны
делать?»;
моральный поступок – следствие
категорического императива;
человек не стремится при этом достичь
никакой цели, поступок ценен сам по себе.

19. Категорический императив

«поступай так, чтобы максима твоей воли
могла всегда стать и принципом всеобщего
законодательства»;
не превращай другое разумное существо
только в средство для реализации своих
целей;
разумное существо есть цель сама по себе.

20. Главное в этике Канта

долг (совесть) как правдивость, компас,
помогающий ориентироваться в мире.

21. Категорический императив

характеризуется формальностью и
абстрактностью;
например, если речь идет о куске хлеба: я
умираю от голода, а хозяину хлеба потеря
этого куска ничем не грозит?
укради, но свой поступок за моральный не
выдавай.

22. По Канту,

мораль есть мораль, воровство есть
воровство, в определениях надо быть
точным;
то, что в одних условиях – благо, в других
может оказаться злом;
в правилах всегда есть исключения
(например, ложь, убийство и др.).

23. Основная черта философии Канта

дуализм, эклектическое сочетание
материализма («вещи в себе») и идеализма
(агностицизм и субъективизм).

24. Вопрос 2

Идеалистическая система и диалектический
метод Г.Ф.В. Гегеля.

25. Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770–1831)

«Феноменология
духа»,
«Наука логики»,
«Энциклопедия
философских наук»
и др.

26. Идеалистическая система Гегеля

исходный пункт философии – тождество
мышления и бытия («все действительное
разумно, все разумное – действительно»);
предметом философии является мышление
(Абсолютная идея).

27. Абсолютная идея (АИ)

раскрывает свое содержание в виде системы
саморазвивающихся категорий, начиная с
самых общих и кончая конкретными.

28. Абсолютная идея (АИ)

проходит этап становления и развития в
области логического развития понятия;
воплощается в мире природы;
в сфере развития духа завершается полным
совпадением «мирового разума» с
сотворенной им природой и обществом.

29. Таким образом,

«хитрость мирового разума» – весь
порожденный мир (природа, человек, формы
общественного сознания).

30. Философская система Гегеля

делится на три раздела, соответствующие
основным этапам развития АИ:
Логика;
Философия природы;
Философия духа.

31. Логика

учение о бытии, учение о сущности, учение о
понятии;
рассматривает бытие АИ идеи до
возникновения природы.

32. Философия природы

механика, физика, органика;
изучает природное бытие АИ как ее
отчуждение, инобытие;
природа есть «окаменевший дух».

33. Философия духа

учение о субъективном духе;
учение об объективном духе;
учение об абсолютном духе;
изучает становление и развитие человека.

34. Учение о субъективном духе

антропология, феноменология, психология
(индивидуальное сознание).

35. Учение об объективном духе

право, мораль, нравственность
(общественное бытие человека).

36. Учение об абсолютном духе

искусство, религия, философия
(формы общественного сознания).

37. Философия Гегеля

объективный идеализм;
его систему называют панлогизмом, или
логическим идеализмом.

38. Развитие протекает по схеме:

тезис (утверждение) – антитезис
(отрицание этого утверждения) – синтез
(отрицание отрицания, снятие
противоположностей);
отрицание означает не уничтожение
предмета, а его развитие;
например, «почка-цветок-плод», «зерностебель-колос», «здоровый-заболевшийвыздоровевший».

39. Гегель

разработал законы и категории диалектики;
диалектика – универсальная теория развития
и метод познания мира;
идея движения, изменения и развития;
идея противоречия как единства
взаимоисключающих и
взаимопредполагающих друг друга
противоположностей;
выявление содержательного развития
исследуемого объекта.

40. Диалектический метод Гегеля

идеалистическая диалектика;
носит прогрессивный характер, его
рациональное зерно – учение о развитии.

41. Система Гегеля

догматична, завершается абсолютной
истиной, не требующей дальнейшего
развития;
развитие заканчивается путем возвращения
АИ к себе, т.е. самопознания ею самой себя.

42. Вопрос 3

Антропологический материализм и атеизм Л.
Фейербаха.

43. Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872)

материалист и
атеист;
«К критике
философии Гегеля»,
«Сущность
христианства»,
«Основные
положения
философии
будущего» и др.

44. «Антропологический» материализм Фейербаха

человек – единственный, универсальный и
высший предмет философии;
человек – психофизиологическое
существо (природно-биологическая
трактовка природы человека).

45. Фейербах

не распространял материалистическое
понимание на сферу общественной жизни;
оставался на позициях идеалистического
понимания истории;
его материализм характеризуется как
метафизический, созерцательный.

46. Фейербах

критиковал религию и считал, что идеализм
есть рационализированная религия;
религиозные иллюзии – превратное
отражение сущности человека, порожденное
отсутствием условий для ее реализации.

47. Преодоление религии

в преодолении чувства зависимости от
внешних природных и социальных сил, а не
самой зависимости;
непоследовательность в критике религии.

48. Антропологический материализм Фейербаха

по-новому понимает «объект»;
понятие объекта первоначально
формируется в опыте человеческого
общения, и потому первый объект для
всякого человека – это другой человек, «ты».

49. Фейербах

предложил новую религию, основанную на
идее всеобщей любви;
на место религиозного культа ставил культ
«обоготворения человека», религию любви
человека к человеку;
духовная, нравственная связь людей
рождает новую мораль – альтруизм, которая
должна стать на место иллюзорной связи с
Богом.

50. Диалектика Гегеля и материализм Фейербаха

явились двумя теоретическими источниками
философии марксизма.
English     Русский Правила