10.96M
Категория: ИскусствоИскусство

Композиция. Урок 7

1.

Композиция

2.

Композиция
Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное
сочетание частей в единое целое и общее.
Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы
взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы
над композицией
Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым
расположением предметов и фигур на плоскости картины.
• Гармония – (от греч.) стройность, соразмерность. Согласованность и соразмерность частей (элементов) и целого.
Целью гармоничной композиции является достижение наиболее глубокого и целостного впечатления от нее.
Согласованная в частях, гармоничная форма убеждает, выглядит совершенной, собранной, красивой.
Гармоничность - важнейший, не зависящий от вкуса признак выразительной композиции.

3.

Композиция
Основные законы композиции:
◉ Закон целостности
◉ Закон соподчинения
◉ Закон равновесия

4.

Композиция





Правила и приемы композиции :
Доминанта
Симметрия/асимметрия
Статика/динамика
Ритм
Контрасты, нюансы, аналоги

5.

Композиция Средства композиции:










Формат
Композиционный центр,
Равновесие
Целостность
Соподчинение
Ритм
Контраст
Динамика/статика
Симметрия/асимметрия
Доминанта

6.

Рассмотрим подробнее понятия и термины композиции:

7.

◉ Закон целостности- объединение
элементов, частей в единое целое.
рисунок 1
рисунок 2

8.

◉ Закон соподчинения – подчинение всех
элементов изображения доминанте
рисунок 3
рисунок 4

9.

◉ Закон равновесия- состояние композиции, при
котором все элементы сбалансированы между
собой
рисунок 5
рисунок 6

10.

◉ Доминанта – главный элемент композиции,
которому подчиняются все остальные
рисунок 7
рисунок 8

11.

Симметрия - равномерное размещение
элементов по оси
Асимметрия - неравномерное размещение элементов
рисунок 9
рисунок 10

12.

◉ Динамичная композиция - при которой
создается впечатление движения
◉ Статичная композиция - создает впечатление
неподвижности
рисунок 11
рисунок 12

13.


Ритм - это чередование каких-либо
элементов в определенной
последовательности.
рисунок 13
рисунок 14

14.

Контраст - противопоставление в композиции
Нюанс (франц. nuance) - тонкое различие, едва
заметный переход.
Акцент - (лат. «ударение») – выделение,
подчеркивание элемента, служит для выражения
большей выразительности композиции
Аналог (греч. «сходство») – одинаковые или
похожие друг на друга элементы в композиции

15.

Виды контраста
по тону (светлый, темный);
по цвету;
по цветовой насыщенности;
по фактуре (гладкий, шероховатый);
по ассоциации (ассоциация – связь понятий, явлений, форм, обозначающих
что-то более обширное, например, выступающие – отступающие тона,
легкие – тяжелые тона, угнетающие – успокаивающие.тона)
эмоциональный контраст (веселый – грустный);
по форме:
по конфигурации формы;
по величине и размеру;
по характеру направленности движения;
по массе (тяжелое, легкое).

16.

Виды контрастов:
рис. 15 контраст по цвету

17.

Виды контрастов:
рис. 16 контраст размера
рис. 17 контраст формы

18.

Виды контрастов:
рис. 18 контраст фактур

19.

Нюанс
рис. 19 нюанс по цвету и по форме

20.

Акцент
рис. 20 цветовой акцент
рис. 21 акценты по цвету и размеру

21.

Аналог
рис. 22 аналоги по форме и цвету

22.

Тождество
Тождество используется в тех случаях, когда имеют место
повторы одинаковых элементов, поэтому оно связано с такими
средствами композиции, которые основаны на повторах.

23.

Тождество

24.

Контраст, нюанс, тождество
а)
б)
в)
г)
д)
а) тождество – полное сходство геометрических фигур;
б) нюансное различие геометрических фигур по величине;
в) контрастное различие геометрических фигур по величине;
г) нюансное различие геометрических фигур по форме;
д) контрастное различие геометрических фигур по форме

25.

Контраст, нюанс, тождество
Контраст, нюанс и тождество могут
проявляться в следующих признаках:
Форма
Цвет
Размер

26.

Контраст, нюанс, тождество

27.

Контраст, нюанс, тождество

28.

Контраст, нюанс, тождество

29.

Контраст, нюанс, тождество

30.

Контраст, нюанс, тождество

31.

Контраст, нюанс, тождество

32.

Контраст, нюанс, тождество

33.

Контраст, нюанс, тождество

Вывод первый. Контраст, нюанс, тождество – это композиционные
средства, помогающие организовать уравновешенную, единую и
соподчиненную композицию. То есть композицию, гармоничную во
всех отношениях.

Вывод второй. Контраст, нюанс, тождество – это средства, которые
дают художнику возможность создавать волнующие его
художественные образы. В зависимости от доминирования одного
средства над другим возникают различные ассоциации и
художественные образы, создается эмоциональный настрой всего
произведения.

Вывод третий. Контраст и нюанс – взаимодополняющие средства,
которые не могут существовать отдельно друг от друга. Гармония –
это сочетание противоположностей, их равновесие.

34.

Виды композиции
Фронтальная
Объемная
Пространственная
34

35.

Фронтальная
35

36.

Виды рельефа

Скульптурное изображение или орнамент, немного
выступающие над плоскостью, низкий рельеф (барельеф);

Скульптурное изображение, выступающее над плоскостью
фона на три четверти (горельеф);


«обратный» рельеф, слегка углубленный по отношению к фону;
Рельеф, при котором изображение находится на одном уровне
с фоном, но его контуры глубоко врезаны (глиптика).
36

37.

37

38.

Объемная
38

39.

Пространственная композиция
39

40.

Принципы
построения композиции
изобразительный центр
читается общая форма
чувствуется ритм
40

41.

Основные законы комп.
Равновесие
Единство и соподчинение
всех частей
41

42.

Работа над формой
42

43.

Симметрия
определенный порядок, в котором располагаются
повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости
или в пространстве.
43

44.

Асимметрия
полное нарушение симметрии: повторяющиеся элементы отсутствуют
или расположены так, что их нельзя совместить путем сдвига или
поворота.
44

45.

Дисимметрия
Частичное нарушение симметрии делает объект более сложным,
динамичным, интересным
45

46.

Антисимметрия
симметрия с полярно противоположными, контрастными свойствами,
противопоставлением
46

47.

Равновесие
несимметричной
композиции
47

48.

Центр
композиции
Смысловой центр
48

49.

3
линейные, плоские, шрифтовые.
49

50.

Формат
фронтальной
композиции
Геометрические границы
50

51.

Формат фронтальной
композиции
• Горизонтальный формат
• Вертикальный формат
• Квадратный формат
• Круглый формат
51

52.

Основные законы комп.
Замкнутая
Открытая
52

53.

Теперь выполним задания:

54.

Задание 1. Равновесие в композиции.
С помощью 3-6 геометрических фигур создать композицию
и передать равновесие
рис. 26 равновесие в композиции

55.

Задание 2. Доминанта.
С помощью 4-6 геометрических фигур создать композицию с ярко
выраженной доминантой
рис. 27 доминанта в композиции

56.

Задание 3. Статика и динамика.
С помощью 4-5 геометрических фигур создать: а) статичную
композицию; б) динамичную композицию;
рис. 28 статика в композиции
рис. 29 динамика в композиции

57.

Задание 4. Симметрия и асимметрия.
С помощью геометрических фигур создать: а) симметричную
композицию; б) ассиметричную композицию;
рис. 30 симметрия в композиции
рис. 31 ассиметрия в композиции

58.

Задание 5. Ритм.
С помощью геометрических фигур передать ритм в
композиции
рис. 32 ритм в композиции

59.

Задание 6. Контраст.
С помощью геометрических фигур создать композицию и передать:
а) цветовой контраст; б) контраст размеров (формы)
рис. 33 цветовой контраст

60.

Задание 7. Нюанс, акцент аналог.
С помощью геометрических фигур создать на выбор: а)
нюанс в композиции; б) акцент в композиции; в) аналоги в
композиции
рис. 35 нюанс
рис. 36 акцент
рис. 37 аналог
English     Русский Правила