2.48M
Категория: ЛитератураЛитература

Ярилина долина

1.

Н.К.Рерих
Ярилина долина
1908
Было в окрестностях Щелыкова одно заветное
место, где писатель бывал десятки раз, - Ярилина долина
и Голубой ключ. Названия эти вызывали воспоминания
о масленичных гуляниях и обрядах. В Ярилину долину в
начале лета на праздник приходили сильные, веселые
люди. Целую ночь, с вечера и до утра, звучали над
долиной песни в честь солнца, труда, любви. Праздник
был связан с идущей от давних языческих времен верой в
Ярилу-Солнце.

2.

Ярило – бог солнца, весны, силы и
расцвета жизни.
Но, радость-дочка,
Таи любовь от глаз Ярила-Солнца,
Спеши домой, не медля: не любуйся
Багряными потоками рассвета, Вершины гор покрылись позолотой,
И скоро царь светил осветит землю.
Беги домой тропинками лесными
В тени кустов и избегая встречи;
Предчувствие тревожит сердце мне.
(Явление 1, Действие 4)

3.

- Как вы думаете, какой персонаж пьесы
связан с древними представлениями славян о
природных духах, погибающих при смене
сезона?
- Знакомы ли вам произведения устного
народного творчества, в которых
упоминается этот герой (героиня)?
Сформулируйте тему урока

4.

Образ Снегурочки.
Народные обряды.
Элементы
фольклора в сказке.

5.

Кострома – сестра Купайлы. Богиня
плодородия, урожая, лета и Солнца,
покровительница влюбленных. Являлась
стихийным воплощением Воды
Образ
снежной
девушки возник из
древнего славянского
обряда
похорон
Костромы,
давшее
название городу

6.

Фольклорные источники пьесы
«Снегурочка»
• сказки,
• обрядовая поэзия,
• заговоры,
• песни.

7.

Литературным отцом Снегурочки
можно считать Григория Данилевского,
опубликовавшего в 1860 году сказку о девочке,
вылепленной из снега, – отсюда и имя.
В
1861
году
похожую
историю
изложил Владимир Даль (тот самый, автор
знаменитого толкового словаря).
Фольклорист-сказочник Александр
Афанасьев
и
писатель
Александр
Островский написали свои произведения
о Снегурочках позже – соответственно в 1867
и 1873 годах.

8.

Огромное
влияние
«Русские народные сказки»
А. Н. Афанасьева (18261871), а также его труды
по русской мифологии
(«Поэтические воззрения
славян
на
природу»),
которые были высоко
оценены современниками.

9.

В 1873 году в Костромской области в имении
Щелыково А. Н. Островский, под влиянием сказок
Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». Последний
раз автор внес изменения в пьесу в августе 1873 года,
вписав новое начало пятого явления первого
действия.
В первоначальном плане произведение под
названием «Девушка-Снегурочка» предполагалось
иное развитие сюжета, чем то, к которому
впоследствии пришел драматург. Здесь не намечалось
изображение царства берендеев и их праздника
поклонения солнцу, в роли жениха должен был
выступать Иван-царевич, в действии участвовал дурак
– Авоська.

10.

Работа по вариантам
Сравните изображение Снегурочки
в русских народных сказках и пьесе
А.Н.Островского по предложенному
плану. Сделайте вывод.

11.

Образ Снегурочки в русских
народных сказках и в
произведении А.Н.Островского
1. Происхождение
2. Семья, взаимоотношения в семье
3. Поступки героини
4. Взаимоотношения с другими персонажами
5. Судьба Снегурочкой в финале

12.

Образ Снегурочки в русских
народных сказках («Снегурочка»,
«Снегурушка»)
•Бездетные дед с бабкой слепили снежную девочку
себе на радость.
•Они искренне полюбили свою снежную дочку.
•В народных сказках героиня борется с силами зла.
•Снегурочка погибает, но по разным причинам. В
одной сказке подружки убили Снегурочку из-за
жадности, в другой девочка тает, прыгая с
подружками через большой жаркий костер, и
превращается в маленькое облачко, улетающее в
небо.

13.

Образ Снегурочки в произведении
А. Н. Островского
•Дочь Деда – Мороза и Весны - Красны.
•С ее помощью Бобыль и Бобылиха хотят
разбогатеть.
•Жители Слободы не понимают героиню и
равнодушны к ней.
•Островский показывает противоборство
«горячих» и «холодных» чувств в душе
Снегурочки.
•Снегурочка погибает во время летнего ритуала
почитания бога Солнца Ярилы.

14.

Спор между Морозом и Весной
намечает одну из главных тем
сказки. Определите её.
• «Счастье в том,
чтобы не любить».
(Мороз)
• «Счастье в том,
чтобы любить».
(Весна)

15.

Как живётся Снегурочке?
А теремная челядь?
В прислужницах у ней на побегушках
Лукавая лисица-сиводушка,
Зайчата ей капустку добывают;
Чем свет бежит на родничок куница
С кувшинчиком; грызут орехи белки,
На корточках усевшись; горностайки
В приспешницах сенных у ней на службе.

16.

О чём она мечтает?
Девке воля
Милей всего. Ни терем твой точёный,
Ни соболи, бобры, ни рукавички
Строчёные не дороги; на мысли
У девушки Снегурочки другое:
С людьми пожить; подружки нужны ей
Весёлые да игры до полночи,
Весенние гулянки да горелки
С ребятами…
(Явление 2)

17.

Вывод
Сюжетная основа
истории Снегурочки в
пьесе
Островского
целиком не совпадает
ни с одним из
вариантов
сказки,
бытующих
в
народной среде.

18.

Образ Снегурочки построен на принципе
контраста. В ее сердце холод — это наследие ее
отца, сурового и угрюмого Мороза. Но вместе с
тем в ней есть черты прекрасной и доброй Весны.
Именно поэтому она устала жить в одиночестве и
тянется в люди. Ей хочется познать полноту
жизни.
Холодное сердце сказочной девушки еще не
знает любви и человеческих чувств, но тем не
менее ее уже манит, привлекает завораживающий
мир людей. Девушка понимает, что больше не
может оставаться в царстве льда и снега. Ей
хочется обрести счастье, а возможно это, по ее
мнению, только в царстве берендеев.

19.

- Почему гибель Снегурочки и
Мизгиря не нарушила праздник?
Снегурочке было чуждо тепло души,
поэтому ей было трудно найти свое счастье среди
людей и ее гибель представляется берендеям чемто закономерным.
Мизгирь
- предатель первой любви,
которую подарила ему Купава, обманщик и
изменник, что по понятиям берендеев - страшный
грех. Свой грех он смог искупить, но оставаться в
мире берендеев ему уже было незачем.
Смерть Снегурочки - это окончательная и
бесповоротная победа солнца над зимой и всем,
что с ней связано.

20.

Для детального изучения обрядов у
Островского были широкие возможности.
Кроме книжных источников, он черпал
фольклор непосредственно из жизни, выбирал
для изображения в своих пьесах очень крупные
и важные обряды: календарные и свадебные.
Драматург не ставил своей задачей дать
подробное описание их; его цели - не
этнографические,
а
художественнолитературные. Например, обряд проводов
масленицы,
вставленный
в
пролог
«Снегурочки».

21.

Честная Масленица!
Веселенько тебя встречать, привечать,
Трудно-нудно со двора провожать.
Уж и как нам тебя вертать, ворочать?
Воротись, Масленица, воротися!
Честная Масленица!
Воротися хоть на три денєчка!
Не воротишься на три денєчка,
Воротися к нам на денєчек!
На денєчек, на малый часочек!
Честная Масленица!
Действие 1, явление 4
- Как празднуют Масленицу в настоящее время?

22.

В пьесе отражена стилизованная и подлинно
народная поэзия. Композиционной рамкой третьего акта
являются обряды, связанные с празднованием Семика
(четверг на седьмой неделе после пасхи), одного из
главных летних праздников. В этот день завивали венки
и пускали их по воде с гаданием о возможном
замужестве, наряжали срубленное дерево (обычно березу), водили хороводы, пели песни (Явление 1)
Ай, во поле липонька.
Под липою бел шатер.
В том шатре стол стоит.
За тем столом девица.
Рвала цветы со травы.
Плела венок с яхонты.
Кому венок износить?
Носить венок милому.

23.

Весь песенный фонд, которым пользуется
драматург в своих пьесах, делится на
следующие жанры:
• народные песни,
• романсы,
• стилизации тех и других.

24.

Записи песен А. В. Терещенко, П. Н.
Рыбникова, Т. И. Филиппова и других
сказителей дали драматургу материал для
вставных эпизодов - песен и лирических
монологов героев.
- Назовите характерные черты песни
Земляничка-ягодка
Под кусточком выросла;
Сиротинка-девушка
На горе родилася, Ладо, мое Ладо!
Земляничка-ягодка,
Без пригреву вызрела,
Сиротинка-девушка
Без призору выросла,
Ладо, мое Ладо! (Явление 3)

25.

Сбирались птицы,
Сбирались певчи
Стадами, стадами.
Садились птицы,
Садились певчи
Рядами, рядами.
А кто у вас, птицы,
А кто у вас, певчи,
Большие, большие?
А кто у вас, птицы,
А кто у вас, певчи,
Меньшие, меньшие?
Орел воевода,
Перепел подьячий,
Подьячий, подьячий.
•Действие 1, явление 1
Хор птиц в прологе
заимствован
из
известной народной
песни
«Каково
птицам
жить
на
море», Островский
внес лишь частные
изменения.
«Клич
бирючей»
царя Берендея взят из
приговоров
свадебных дружек.

26.

К стилизации старинных песен относятся
изумительные по художественному мастерству
песни гусляров в «Снегурочке» (Действие 2, явление 1)
Вещие, звонкие струны рокочут
Громкую славу царю Берендею.
Долу опустим померкшие очи.
Мрак безрассветный смежил их навечно,
Зрячею мыслью, рыскучей оглянем
Близких соседей окрестные царства.Что мне
звенит по заре издалече?
Слышу и трубы, и ржание коней,
Глухо стези под копытами стонут.

27.

Фантастический образ Берендеева царства,
очевидно, был навеян писателю народным
приданием о древнем племени берендеев.
Согласно
народным
преданиям,
Берендеево царство находилось неподалёку от г.
Владимира на Берендеевом болоте.

28.

Веселы грады в стране берендеев,
Радостны песни по рощам и долам,
Миром красна Берендея держава.

29.

Как живут берендеи?
У Бакулы бобыля
Ни кола, ни двора,
…В нашем уложенье
Кровавых нет законов.
Ни кола, ни двора,
Ни скота, ни живота.
Весеннего тепла у солнца
просят.
Зачем – спроси? Не вдруг
пахать возьмётся,
Не лажена соха. Кануны
править
Да бражничать, веснянки
петь, кругами
Ходить всю ночь с зари и до
зари,Одна у них забота

30.

Заговор – фольклорный жанр,
словесная формула, которую считали
средством воздействия на окружающий
мир
Действие 1, явление 8
Пчелки, пчелки!
Крылатые, летите ярым роем,
Оставьте вы соты медовы, впейтесь
В бесстыжие глаза! Не заикнулся ж
Язык его, не поперхнулось горло
Сказать, что я девица без стыда,
И пристыдить родимых. Залепите
Лицо его и песий взгляд лгуна!

31.

Вывод
А.Н.Островский,
перерабатывая
сказочный
материал,
подчиняет
сказку
решению злободневных проблем. Характерная
особенность «Снегурочки» -сочетание картин
реальной жизни со сказкой и фантастикой.
Сотканная из мотивов устного народного
творчества
и
славянской
мифологии,
«Снегурочка» является гимном большой
настоящей человеческой любви, красоте,
справедливости, гуманности, своеобразной
песней о счастье простого трудового народа,
освобожденного от гнета и деспотизма,
живущего
по
своей
воле.
English     Русский Правила