19.65M
Категория: ИскусствоИскусство

Традиционные медиа в искусстве XXI века

1.

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕДИА В ИСКУССТВЕ XXI ВЕКА:
ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, ГРАФИКА
Москалюк Марина
Доктор искусствоведения,
профессор

2.

Даши Намдаков. Трансформация. 2019
В современном искусстве продолжает
существовать и развиваться творчество,
пользующееся традиционными средствами
выражения

3.

СОЦИУМ, МИР, ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Художник
Искусствовед-критик
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
Искусствовед-комментатор
Зритель
СОЦИУМ, МИР, ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

4.

Н.И.Рыбаков. Ожидание. 2021
Н.И.Рыбаков. Берег серых тальников. 2019

5.

А.Н.Машанов. Кирилл и Мефодий. 2000
А.Н.Машанов. Сакс. 2011
А.Н.Машанов. Вдохновение. 2015

6.

Для исследования различных
аспектов бытия потенциал
искусства, построенного на
традиционных медиа,
практически не заменяем
новыми формами арт-практик

7.

Вечные образы:
античность и современные художники
Интертекстуальность - формирование
смыслов за счет привлечения образов и тем,
которые принадлежат иным культурам
«Вечные образы». Качество «вечности»
означает, что данный образ, преодолевая
временные рамки, переходит из культуры,
в которой рожден, в словари - тезаурусы
новых художников

8.

Вечные образы:
античность и современные художники
Уильям Кентридж (William Kentridge).
Триумфы и поражения («Triumpfs and
Laments»). 2016. Рим. Набережная
Тибра. Фреска 550 метров

9.

Вечные образы:
античность и современные художники
Алексей
Морозов.
Cantata
iTunes. 2016

10.

Вечные образы:
античность и современные художники
Алексей Морозов. Caryatid Supersonic. 2012
«Античные статуи воздействуют на зрителя «сверхзвуком».
Так Морозов визуализирует сумасшествие и отчаяние от
пребывания в тотальной медиареальности».
Ступин С. С. Антропологические аспекты языка искусства

11.

Вечные образы:
античность и современные художники
Назаров С.О. Прометей. 2018
Назаров С.О. Тандем. 2014.
Сергей Назаров вступает с героями античности в
прямой диалог, примеряет роли Кентавра и
Прометея на себя лично, эмоционально и
драматично проживает мифологические контексты в
современности

12.

Вечные образы:
античность и современные художники
Грифоны, крылатые
барсы, зиланы были
известны еще в
месопотамском искусстве,
откуда перешли в
искусство Египта и
Древней Греции, этрусков
и цивилизаций Востока,
затем и в греко-римскую
мифологию, дожив в
различных интерпретациях
до сегодняшнего дня.
Даши Намдаков

13.

Даши
Намдаков.
Амазонки
Почерк Даши неповторим: ощущение формы, пластики,
движения, чувство пропорции и гармонии в его работах
безупречно и самобытно.
В творчестве Намдакова мы находим воплощение загадочной
энергетики прошлого, передающейся в веках как достояние
культурного наследия.

14.

Вечные образы:
античность и современные художники
Вид, способный стать банальной туристической
открыткой, у Кошлякова обретает призрачный
образ ностальгического воспоминания.
Кошляков не создает изображения памятника в
традиционном смысле, а находит способ
обозначить его культурный след.
Валерий
Кошляков
Римский
форум.
2007

15.

Вечные образы:
античность и современные художники
Интертесктуальность и диалогичность современного
искусства определяет разнообразную интерпретацию в
художественном языке современных художников
«вечных образов» не только античности, но и других
цивлилизаций, мифов и литературных героев.

16.

Глубокие медиа. Современное искусство
в поисках евангельской истины
Искусство, как в традиционных формах, так и в
актуальных практиках широко обращается к
различным медиа из христианского круга –
материальным
вещам,
упоминаемым
в
библейской истории и евангельских притчах и
используемых в религиозных обрядах.

17.

Глубокие медиа. Современное искусство
в поисках евангельской истины
Верпета Ирина. Ангелы. Холст, масло. 2018
Фуфачева Гульнара. Рождество. Холст, масло. 2000
В современном мире христианство и искусство
являются парой, встреча которых на протяжении
тысячелетий является плодотворной как духовно, так и
в культурном плане, продолжая приносить свои плоды.

18.

Современное искусство
в поисках евангельской истины
Бондина Варвара. Мама, нарисуй, как мы летим.
Бумага, тушь . Минусинск, 2001
Евангельское «будьте как дети» в современном
искусстве порождает медиа, основанные на
стилистике неопримитивизма, заключающегося в
стремлении к истокам искусства, его чистоте и
свободе.

19.

Глубокие медиа. Современное искусство
в поисках евангельской истины
Альберт Солтанов.
Плач Иеремии.
Холст, масло, 2003
Сергей Антонов.
Голгофа.
Дерево. 2018
Картина «Плач Иеремии» - это
не
только
художественное
осмысление
страданий
пророка по поводу разрушения
Иерусалима
и
пленения
иудейского народа. Это - плач
о душе, страдающей в своей
разрушенности.

20.

Современное искусство
в поисках евангельской истины
Савочкин Александр. Серия «Время пророков». Исход.
Ожидание. Изгнание. Ксилография. 2001
Савочкин Александр. Серия «Притча о Сеятеле».
Сеятель. Тернии. Птицы. Ксилография. 2003

21.

Глубокие медиа. Современное искусство
в поисках евангельской истины
Краснова Елена. Безверие. Гордыня. Злоба. Чванство.
Шамот, глазури, флюсы. Красноярск, 2002
Визуализация грехов человеческих, которые уже при жизни
делают душу человека мертвой, имеет в изобразительном
искусстве весьма разнообразные формы

22.

Глубокие медиа. Современное искусство
в поисках евангельской истины
Метафора — основа
лексики «невидимых
Метафора
— это основа
миров».«невидимых
Посредством
лексики
метафоры
создаётся
миров».
Посредством
образ.
метафоры
создаётся
Именно
она
апеллирует
образ. Именно
она
к
воображению
и
апеллирует к
порождает смысл,
воображению
и
воспринимаемый
порождает смысл,
разумом, оставляя
воспринимаемый
некую недосказанность,
разумом,
оставляя некую
скрытый
подтекст
недосказанность, и
неоднозначность.
скрытый
подтекст и
неоднозначность.
Смирнов Александр.
Грешник. Бронза . 2003

23.

Глубокие медиа. Современное искусство
в поисках евангельской истины
Мильченко Сергей. Ангел-хранитель.
Дерево, металл. 2014
Сегаль Юлия. Багославение.
Бронза. Рельеф. 2021

24.

Глубокие медиа. Современное искусство
в поисках евангельской истины
Белоусов Владимир.
Лавра.
Холст, масло, 2000
Савочкина Екатерина.
Земля Новгородская.
Бумага акварель.2003
Реутов Денис
Спасский монастырь.
Ксилография. 2012

25.

Глубокие медиа. Современное искусство
в поисках евангельской истины
Иванкин Вадим. Полуночный мир. Столкновение. Фома.
2000-2008
«Эскизы
утраченных
фресок»
Вадима
Иванкина
воспринимаются как художественный способ «откровения»
современного человека о современном мире.
Владимир Чирков

26.

Глубокие медиа. Современное искусство
в поисках евангельской истины
Александров Сергей.
Несение креста.
Смотрящая на звезды.
Тайная вечеря
Оргалит, масло. 2014

27.

Глубокие медиа. Современное искусство
в поисках евангельской истины
Машанов Андрей. Поехали.
Офорт. 2013
Вдохновение. Офорт. 2001
Тема полета в образном мире Машанова переплетается с
трансформацией темы духовности: и крылья, и задумчивость,
и погруженность в себя становятся абсолютно реалистичными
и логичными.

28.

Глубокие медиа. Современное искусство
в поисках евангельской истины
Сергей Элоян. Ноша. 2014. Ной. 2021. Оргалит. Масло.
«Слово «глубокое» можно также вложить значение,
связанное уже не с природной, а с культурноантропологической реальностью – с «глубоким детством»
человечества, то есть с религией и мифологией. Мы говорили
здесь о «глубоких медиа» как о медиа Божьих – которые
также, безусловно, являются «глубокими», а возможно, и
«сверхглубокими».
Михаил Кутнов

29.

Искусство и экзистенция
Экспо-2025 в Осаке — «Проектирование
будущего общества для нашей жизни»
52-я и 57-я Венецианская биеннале «Думай
чувствами — Чувствуй разумом: искусство в
настоящем времени» (2007),
«Viva arte viva» (2017)
темы 1-й и 6-й Московской международной
биеннале современного искусства —
«Диалектика надежды (2005), «Как жить
вместе?» (2015)
с 2015 года по настоящее время
международный художественный проект
«Удел человеческий».
«Человеческое» и «человекомерное» становятся
тематической платформой крупных мировых и
российских экспозиций

30.

Основные проблемы экзистенциализма:
существование человека,
противоречие между внутренним и окружающим
смысл жизни, бессмысленность жизни
судьба человека
одиночество, уникальность человека, глубина
тревог и надежд
Жан Поль Сартр
Хайдеггер
Альберт Камю Сёрен Кьеркегор Мартин

31.

Денис Саунин.Опа.2015. Холст, масло. 60х110
Денис Саунин. Облака. 2016. Холст, масло.
50х100

32.

Денис Саунин.
Дом. 2011. Холст, масло.
180х120
Остановка. 2019. Холст,
масло. 1120х180

33.

Денис Саунин. Река. 2021. Лужи. 2023. Время 2019

34.

Камиль Губайдуллина. ПЛОТ И КРЫЛО.
1994-1995 год. Офорт

35.

Камиль Губайдуллин. Рождение нефтяника. 1985. Из серии «Нефть
Ишимбая». Офорт.
Башкирская готика. 2000. Офорт

36.

Духовная культура
Новейшего времени
осмысливает
экзистенциал как
последний оплот во
всем
разуверившегося
человека.
У человека отняли
ощущение гармонии и
целесообразности
мира, но никто не
отнимет уверенности в
том, что «я есть». «Я
есть» значит «я люблю»,
«мне больно», «я
боюсь», «я надеюсь», «я
свободен», «я одинок»,
«я способен задавать
вопросы бытию» .
Камиль Губайдуллин. Бумажные человечки. 1992. Офорт

37.

Кто Я? Региональная идентичность через искусство
Поль Гоген. «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» (фр. D’où
venons nous? Que sommes nous? Où allons nous?) 1897-1898
ТРАДИЦИОННЫЕ МЕДИА В ИСКУССТВЕ XXI ВЕКА.
СОВРЕМЕННАЯ ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, ГРАФИКА
.
Простой вопрос «кто я?» вызывает
непростые переживания

38.

Николай Врясов. Шум хвои. 2021. Холст. масло
Региональная идентичность, с одной стороны,
локализует жизнь человека в определенном
пространстве, с другой, делает эту жизнь понятной
и комфортной, включает в себя аспекты
собственно пространства и аспекты внутренней
энергетики, «силы» идентичности

39.

Николай Врясов. Сибирский мотив. Холст масло. 2020
Посредством творчества художника через
этнографический мотив выстраивается
система региональных маркеров,
ответственных за опознание региона.

40.

Врясов Н.А. Дыхание Енисея. 2021. Холст. масло
Своей силой и мощью Енисей как бы доказывает
человеку, что присвоить себе звание «хозяин
природы» и быть им – это две большие разницы.

41.

Кобыльцов А.С. Острова. 2017. Холст, масло
Рогачев В.И. Первый снег. 2019.Холст, масло

42.

Рыбаков Н.И. Тоскующий на берегу. 2013 .Холст, масло
Кызласов В.Н. Шаманский бубен.2010. Бумага, тушь

43.

Художники-долганы Юлия и Евгений Поротовы.
Иллюстрации к долганским сказкам

44.

Осипова А.А. Средний мир. 2022.Холст. масло

45.

Ануфриев С.Е. Старое солнце. 2008. Металл, дерево
Краснова Е.А. Юкола. 2015. Керамика.
Краснова Е.А. Трубки. 2021. Керамика

46.

Знак А.М. Проводы зимы. 2000. Холст, масло
Медиа-послания современных авторов формируют
региональную идентичность, выполняют важную
функцию укоренения человека на своей земле.

47.

ОТ РАЦИОНАЛЬНОГО К ИРРАЦИОНАЛЬНОМУ:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ
Мифологический символизм XXI
века
Для современного искусства характерен
интерес авторов к усложнению
изображений своих идей и впечатлений,
тенденции к демонстрации
фантастического, ирреального мира в
противовес обыденному, прозаическому.

48.

Владимирова М. Л.
Мифическая птица
Холст, масло; акрил
2000.Фрагмент росписи
Символы античности, Египта, Вавилона,
попавшие в поле зрения художницы из глубин
исторической памяти, оживают на картинах в
новых образах.

49.

Владимирова М.Л.
Знаки звезд. Поверхность Луны. Холст, масло

50.

Гаспарян Армен.
Magnum ignotum - великое неизвестное. 2015. Холст, масло
Мир образов художника-символиста Армена
Гаспаряна уходит корнями в каббалистику и
Возрождение, мистицизм и космологию,
венецианский карнавал и историю искусства.

51.

Гаспарян Армен. Два берега.2008.Холст масло
«Мотивы старинных легенд, призраки искусства былого
оживают в картинах, странно, тревожно и празднично
переливаясь в современную ритмику».
М.Герман

52.

Гаспарян Армен
Король и шут. 2018
Бронза, камень
Кукловод. 2019
Бронза, камень
Сам процесс
внимательного
рассмотрения работ
Гаспаряна может
ассоциироваться зрителем
с блужданием по
лабиринту. Согласно
общепринятому
толкованию этот символ
понимается как вселенское
препятствие, истощающее
намерения ложными
путями, подобиями,
сложностями.

53.

Гаспарян Армен. Двое. 2012. Бронза
Мифологические символы способны «обнажать
глубинные структуры Мира» и одновременно
придавать «значение человеческому существованию».
М. Элиаде

54.

Миронов В. С. Велик в одеянии, но не в деянии. 2014. Холст, масло
Введение сусального золота усиливает впечатление
погружения в «иномирие». Колорит работ напоминает
«музейную живопись», рисунок – работы старых мастеров.

55.

Миронов В.С. Не то зло, что
сразим, а то, что вскормим.
2021. Холст, масло

56.

Миронов В.С.
Охота- забота, рвение- умение
Танец души которой нет
Холст, масло

57.

Система символов образует динамическую,
гибкую структуру, «интенсифицированную
форму помнящей культуры» (Я. Ассман),
которая приводит современных художников к
переосмыслению самой природы символа.
В
В новом языке символ понимается не как статичный
семантический комплекс, но как жест,
коммуникативный акт, рассчитанный на активную
внутреннюю работу сознания воспринимающего
зрителя.
Литература:
Л.Г. Сидорчукова . ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ КАК НОСИТЕЛЬ
КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ

58.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТРАДИЦИОННЫЕ МЕДИА В ИСКУССТВЕ XXI ВЕКА.
СОВРЕМЕННАЯ ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, ГРАФИКА
Антон Тырышкин. Лунные девицы. Эмаль. 2021
.
О ценности и культурном значении
произведений искусства мы судим на
основании того смысла, который передает
сюжет и художественный средства – цвет,
форма, линия, пятно и др.

59.

Кичигин Г.П.
Игра
2008.
Холст. масло
Важно помнить, что освоение глубинного смысла
художественных образов, отдельных знаков,
символов или целых контекстов художественных
произведений связано с задачей их
интерпретации.

60.

Краснова Е.А. Пришелец.2020. Керамика
Рассматривая художественный образ как «текст»
со своей символикой и своим содержанием,
следует учитывать, что любая индивидуальная
интерпретация влечет за собой появление нового
смысла.

61.

Васильев А. Д
Чайки.
2013-2014.
Холст. масло
Феномен искусства заключается в том, что оно
является неотъемлемой частью ценностнонормативной системы общества

62.

Ковальчук. А.С. Памятник семье.2019.Бронза. Астрахань
Классика никуда не ушла, духовная безопасность
является следствием сохранения традиционных
ценностей и норм.

63.

Машанов А.Н.
Прогулка в
райском
саду.2008
офорт
Традиционные медиа живописи, скульптуры и
графики позволяют выявить модусы
«человекомерности» (термин О.А. Кривцуна),
реконструировать языком искусства
экзистенциалы свободы, одиночества, любви,
страха, боли, на разных уровнях
художественного послания раскрыть
мифологические и религиозные смыслы.
English     Русский Правила