510.87K
Категория: ИсторияИстория

Кто в средние века был самым могущественным институтом в Средневековой Европе?

1.

Вспоминаем, что проходили на
прошлом уроке…

2.

• Кто в средние века был самым
могущественным институтом в
Средневековой Европе?
• Кто контролировал умы людей в Европе
Средних веков??

3.

Могущество папской власти.
Католическая церковь и еретики

4.

• Какую роль играла христианская церковь в
обществе раннего Средневековья?
• Как христианская церковь на Западе стала
крупным землевладельцем?
• Когда и при каких обстоятельствах
образовалось государство пап римских Папская область?

5.

• Происходило это чаще всего путем передачи
земель от их собственников, короля, крупных
феодалов, церкви в виде подарка. Такой подарок
был призван обеспечить властителей поддержкой
церкви, освещением их деяний, а в перспективе
дать им место в раю. Союз королей и церкви был
несомненно взаимовыгодным. Церковь получала
земли, с которых имела большой доход, король
получал прощение грехов и одобрение всех
поступков. Сама по себе церковь войн не вела, по
крайней мере в Европе, хотя возглавляла различные
военные начинания, полагая, что делаются они во
славу Господа

6.

• Начало Папской области положил франкский
король Пипин Короткий, в июне 752 года
подаривший после своего похода на
лангобардов папе Стефану II территорию
бывшего Равеннского экзархата, что считалось
«возвращением» папе земель, хотя они ему
ранее не принадлежали. В дальнейшем Пипин
Короткий несколько раз «округлял» папские
владения, и как таковая Папская область
возникла в 756 году.

7.

8.

1. Первое сословие.
• Средневековые религиозные мыслители
утверждали, что мир, созданный Богом,
разумен и гармоничен. В обществе есть
три слоя, или сословия, и каждый человек
от рождения принадлежит к одному из
них.
• Сословия — большие группы людей с
одинаковыми правами и обязанностями,
передающимися по наследству.

9.

Все три сословия необходимы друг
другу.
• Первое сословие — «те, кто молится»
(монахи и священники) — заступаются за
людей перед Богом.
• Второе — «те, кто воюет» (светские
феодалы) — защищают христиан от врагов.
• Третье — «те, кто трудится» — кто не
входит в первые два сословия. Они добывают
для всех всё, что необходимо для жизни. К
третьему сословию относятся прежде всего
крестьяне, а также и горожане.

10.

• Духовенство претендовало на роль главного сословия,
ведь церковь считалась посредником между людьми
и Богом и учила, как человеку достичь после смерти
вечного блаженства.
• …христианская мораль требовала выполнения
нравственных правил: относиться к людям так, как
хочешь, чтобы относились к тебе.
• …ввело понятие греха и покаяния: считалось, что
грешник и даже преступник могут спасти свою душу
раскаянием и исповедью, то есть искренним
рассказом о своих грехах священнику, который будет
молить Бога простить их.
• …церковь учила никогда не терять надежды.

11.

• Образцом считался святой человек,
который отрёкся от земных забот и
соблазнов и страдал во имя веры,
стал бедным, даже нищим,
отказавшись от имущества — ведь
имущество отвлекает от забот о
спасении души, оно связано с
жадностью и враждой.
• Часть своих доходов церковь была
обязана тратить на помощь нищим,
бедным и больным: раздавала
продукты во время голода,
содержала больницы для
бедняков, приюты для сирот и
престарелых, ночлежки для
бездомных.

12.

2. Богатство церкви.
• Церковь была крупнейшим
землевладельцем и обладала огромными
богатствами. Ей принадлежало около трети
возделанных земель в Европе. Епископы и
монастыри имели сотни, а порой и тысячи
зависимых крестьян.
• Со всего населения Западной Европы
церковь взимала десятину — особый
налог на содержание духовенства и
храмов. Верующие платили
священникам также за венчание и
другие церковные обряды. Многие
завещали и дарили церкви землю,
деньги и другое имущество — на
помин или спасение души.

13.

2. Богатство церкви.
• Церковь обладала правом
индульгенции (в переводе с латинского
— «милость»). После исповеди
верующие получали прощение грехов и
даже преступлений. Появились
грамоты, которые также назывались
индульгенции. Их продавали за деньги
от имени папы римского. Торговля
индульгенциями приносила папам
огромные доходы и вызывала
негодование истинно верующих
граждан.

14.

3. Разделение церквей.
• В течение раннего Средневековья на съездах высшего
духовенства — Церковных соборах были постепенно
выработаны и утверждены главные догматы
(непреложные истины) христианской веры…
• До середины XI века христианская церковь считалась
единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа
римский, а в Византии — константинопольский
патриарх, зависившей от императора. За господство над
христианской церковью в разных странах Восточной и
Западной Европы между папой римским и
константинопольским патриархом шла острая борьба.

15.

3. Разделение церквей.
• Между церквами на Западе и Востоке существовали
также различия в обрядах и учении. В
раздробленной Западной Европе церковь
сохранила единый язык богослужения —
латинский. Восточная же церковь вела
богослужение на греческом, но допускала
церковную службу на местных языках. На Западе
было запрещено вступать в брак всем духовным
лицам, на Востоке же — только монахам и
епископам, а священники и диаконы были
женатыми. Даже внешне восточные священники
отличались от западных: не брили бороды, не
выстригали волосы на темени

16.

3. Разделение церквей.
• В 1054 году, во время очередного
конфликта, папа и патриарх предали друг
друга проклятию. С тех пор западная
христианская церковь стала называться
католической (что значит «всемирной»), а
восточная — православной (то есть
«правильно славящей Бога»). После
разделения обе церкви стали полностью
самостоятельными.

17.

4. Борьба пап за светскую власть.
• Читаем пункт учебника, конспектируем
• Чем прославился Папа Григорий 7?
• Кто участвовал в борьбе пап с
императорами? Сколько лет длилась
борьба?
• Чем прославился Папа Иннокентий 3?

18.

5. Против чего выступали
еретики.
• Среди горожан, рыцарей, простых
священников и монахов время от времени
появлялись люди, открыто критиковавшие
церковь.
• Таких людей духовенство называло
еретиками.
• Еретик — противник господствующего
вероучения церкви.

19.

5. Против чего выступали
еретики.
• Еретики утверждали, что церковь испорчена, а папа —
наместник дьявола. Они отвергали жадность и
стяжательство священнослужителей, дорогие
церковные облачения, пышные обряды
богослужения. В своих проповедях еретики осуждали
священников и монахов за забвение «апостольской
бедности» и требовали, чтобы духовенство отказалось
от десятины, от своих земельных владений и богатств.
Единственным источником веры для многих еретиков
было Евангелие. Они сами показывали пример
праведной жизни: помогали бедным, питались
подаянием.
• Некоторые еретики требовали отказа от всякой
собственности, или мечтали о равенстве в имуществе

20.

6. Как церковь боролась с
еретиками.
• Служители церкви во всех странах преследовали
еретиков и жестоко расправлялись с ними.
Страшным наказанием считалось отлучение от
церкви. Отлучённый был вне закона, верующие не
имели права оказывать ему помощь и давать приют.
• Наказывая за непослушание, папа мог наложить на
область или даже целую страну запрет исполнять
обряды и проводить богослужения {интердикт).
Тогда закрывались храмы, младенцы оставались
некрещёными, покойников нельзя было отпевать. А
значит, и те и другие были обречены на адские муки,
чего боялись все верующие христиане.
• В области, где было много еретиков, церковь
организовывала военные походы, обещая
участникам прощение грехов.

21.

7. Инквизиция.
• Для усиления своей власти и борьбы с
еретиками папа создал в XIII веке
специальный церковный суд — инквизицию (в
переводе с латинского значит
«расследование»).
• На основании слежки и доносов обвиняемых
заключали в тюрьмы и подвергали жестоким
пыткам. Многие, не выдерживая мучений,
оговаривали себя и других ни в чём не
повинных людей. Признавшиеся в ереси
получали разные наказания, вплоть до
тюремного заключения или смертной казни.
При этом служители церкви проявляли к ним
милосердие — просили умертвить «без
пролития крови». Это значило, что их должны
были заживо сжечь на костре.

22.

8. Нищенствующие ордены
монахов.
• Читаем пункт учебника
English     Русский Правила