1.34M

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки для детей изрядного возраста»

1.

ТВОРЧЕСТВО
М. Е. САЛТЫКОВА- ЩЕДРИНА
«СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА»

2.

■ Среди огромного наследия М. Е.
Салтыкова-Щедрина наибольшей
популярностью пользуются его сказки.
Форму народной сказки использовали
многие писатели до Щедрина.
Литературные сказки в стихах или
прозе воссоздавали целый мир
народных представлений, а иногда
заключали в себе и сатирические
мотивы. Сказки — итог многолетних
наблюдений, итог всего творческого
пути писателя. В них сплетается
фантастическое и реальное,
комическое и трагическое, широко
используются гротеск, гипербола,
проявляется удивительное искусство
эзопова языка.

3.

■ Салтыков-Щедрин считал, что литература
— это прекрасное средство в
политической борьбе. Писатель убежден,
что “литература и пропаганда — одно и то
же”. Салтыков-Щедрин — продолжатель
русской сатиры Д. И. Фонвизина, Н. А.
Радищева, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя
и других великих писателей. Но он в
своих произведениях усилил это
художественное средство, придав ему
характер политического оружия. От этого
его книги были острыми и
злободневными. Однако они сегодня,
пожалуй, не менее популярны, чем в XIX
веке. Трудно представить нашу
классическую литературу без СалтыковаЩедрина. Это во многом совершенно
своеобразный писатель. “Диагност наших
общественных зол и недугов” — так
отзывались о нем современники.

4.

«Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил»
■ Основная идея «Повести о том, как один мужик
двух генералов прокормил» заключается в том,
чтобы показать беспомощность высшего
сословия. А также, раскрыть проблему того, что
простой народ не умеет давать отпор. Так,
генералы, попав на остров, вместо того, чтобы
выживать самим, начинают искать «мужика». Он
кормит их и помогает добраться до дома.
Несмотря на всю его работу, генералы ругают
его «за тунеядство», он же терпит нападки в
свою сторону. После того, как они пребывают в
Петербург, герои награждают мужика пятаком
серебра и рюмкой водки.

5.

■ Таким образом, основная идея заключается не только в
отношении генералов к простому народу, но и в покорности
мужика.

6.

«Премудрый пескарь»

сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно,
не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая
аллегорическое значение, поэтому в нем развиваются две
основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина
которому – страх.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В
произведении поднимаются такие проблемы: родительское
воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни,
человек и общество и др.

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный
мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее,
находится место и для образов людей. Начинается
произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства
поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких
рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой,
наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира,
чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.

Пескарь вырыл себе нору, где прятался днем. Даже поесть он
выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от
страха он прожил более ста лет. И, действительно, умер своей
смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое
счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и
близких, в простых забавах.

7.

■ Только дочитав сказку до конца,
можно понять «смысл
названия». Называя пескаря
премудрым, Михаил Евграфович,
на самом деле, намекает на
глупость героя. Приставка пре- в
этом случае является синонимом к
слову «чересчур», ведь пескарь
чересчур боялся за свою жизнь и
поэтому чересчур много думал, как
уберечь себя.
■ Чтобы намекнуть читателю, что и
среди людей есть такие пескари,
автор вводит в рассказ о рыбе
человеческие реалии: «В карты не
играет, вина не пьет, табаку не
курит, за красными девушками не
гоняется»; «Выиграл будто бы он
двести тысяч, вырос на целых
поларшина и сам щук глотает».

8.

«Медведь на воеводстве»
■ В произведении есть две
главные темы, касающиеся
прямой и переносной
составляющей: правление
Топтыгиных; отношения народа
и властей.
■ Для создания аллегорий автор
использует образы
зверей. Главные герои –
медведи Топтыгины.
Вспомогательную роль играет
образ Льва. Каждому медведю
посвящена определенная глава
сказки.

9.

■ Сначала М. Е. Салтыков-Щедрин
рассказывает о самом жестоком
и глупом медведе-правителе.
Первый Топтыгин решил, что
власти добиваются путем
кровопролития, причем
крупного. Он правил,
руководствуясь этим
убеждением. Но правил недолго.
Лев снял его с должности, когда
узнал, что Топтыгин съел
маленькую птичку. Тогда Лев
посчитал, что медведь-воевода
непоследователен в своих
словах и действиях.

10.

■ Второй Топтыгин тоже решил
начать карьеру со злодеяний. Но,
ища способ отличиться и
выслужиться перед начальством,
лишь выставил себя
посмешищем. Третий Топтыгин
решил, что не будет совершать
злодеяния, так как не имеет на
это прав. Он решил просто
наблюдать из норы и никак не
влиять. Такая стратегия помогла
третьему медведю пробиться в
полковники. И он бы шел далее
по карьерной лестнице, если бы
его не убили мужики.

11.

■ Основная мысль
произведения: карьера
воеводы зависит не от его
личных качеств, а от
самой системы власти.
Он высмеивает медведей
посредством описания их
характеров и поведения.

12.

«Самоотверженный заяц»
■ Причиной возникновения
конфликтной ситуации, которую
описывает автор, послужила вина
бедного зайца. Трусливое, слабое
животное, по мнению волка,
посмело как-то ослушаться
приказа более сильного и за такой
поступок волк решает приговорить
зайца к смертной казни. Жестокий
волк не убивает несчастного зайца
в тот же день, а наслаждается его
мучением ещё довольно
продолжительное время.

13.

■ Основную часть своего повествования
автор направляет на описания того, что
испытывает бедный заяц в момент
ожидания гибели. Заяц думает не только
о наступлении смерти, но и о том, что
его зайчиха остаётся совсем одна. Автор
вырисовывает весь ряд мученических
страданий животного, которое не имеет
возможности повлиять на судьбу и
вынуждено покорно мириться с
неизбежностью всего происходящего.
■ Главная черта зайца - это рабская
покорность. Он полностью повинуется
перед зверем, который сильнее его.
Таким образом автор рисует
психологический портрет жертвы
типичной для русского народа.

14.

■ Заяц даже не пытается чтолибо предпринять в свое
спасение. Он уже не способен
принимать свою жизнь и
находясь в состоянии
полностью охваченном
страхами даже перестает
думать о судьбе зайчихи и
своих детей.

15.

■ Писатель призывает народ не
приспосабливаться под диктаторский
режим угнетателей и бороться до
последнего отстаивая право на
личное мнение и свободу. Чаще всего
излишний страх отбивает все желание
бороться, он способен парализовать
действенный напор и решительность.
Люди привыкли подчиняться
вышестоящим чинам и даже не
пытаясь проявлять собственную
индивидуальность, слепо идут на
поводу угнетателей. Страх, вот самое
страшное, что может возникнуть в
самый ответственный и
неподходящий момент.

16.

СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ.
English     Русский Правила